Вольные люди. Старинные, древние профессии наших предков

  • Дата: 04.02.2024

Изначально слово «урод» использовалось и для обозначения освященного человека, которому покровительствуют боги. За много веков однозначно положительная окраска этого понятия постепенно сменилась на отрицательную. Сначала «уродом» называли посвященных. Затем так стали именовать святых людей не от мира сего, всех, кто был отмечен печатью святости. Еще позднее к ним стали причисляться и те, кто был немного не в себе, то есть «юродивых».

Юродивых наши предки считали людьми божьими, теми, кто после смерти попадет в рай и наследует Царство небесное. Но чем дальше русичи уходили от своих языческих верований и приобщались к христианству, тем вопреки ожиданиям понятие «юродивый» сильнее окрашивалось в черные краски. Постепенно оно приобрело значение «дурачок, полоумный, ненормальный».

Подобная смена эмоционально-смысловой окраски с позитивной на негативную произошла и с некоторыми другими словами русского языка. Например, со словом «ведьма»: раньше это была ведающая, мудрая женщина; теперь это злая, склочная старуха, которая знается с нечистой силой.

Дело в том, что на различных иностранных языках они звучат по-разному. К тому же для обозначения тех или иных народов ранее зачастую употреблялись названия мест их проживания, род занятия или другие внешние признаки. Более того, в летописях древние авторы в целях экономии дефицитной бумаги или дорогостоящего пергамента очень часто писали слова без огласовки, то есть с использованием преимущественно согласных букв. Поэтому точно установить о каком народе и ареале его проживания идет речь в том или ином документе, да еще на малопонятном иностранном языке, представляет большую трудность даже для профессиональных историков.

Как же именовался русский народ в различные исторические периоды в иностранных источниках? Нам известно, главным образом, название россы (русы), которое считается родовым именем. Е.П. Савельев в своей книге "Древняя история казачества" (издана в 1915 году) упоминает также такие названия как роззы, руззы, рась, ресы, аорсы, рси, рша, рошы, разены, роксы, роксоланы, разы и другие созвучные им названия.

В различных древних источниках, сохранившихся на Западе, приводятся и иные наименования наших предков, которые ставят в тупик многих приверженцев официальной истории России и поэтому ими начисто отрицаются. Для примера можно воспользоваться многочисленными выдержками из различных исторических материалов, приведенных А.А.Бычковым в книге "Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?", а также вышеназванной книгой Савельева "Древняя история казачества", содержащей также немало ссылок на старые летописи.

Так, описывая события далёкого 941 года, когда русское войско под предводительством князя Игоря безуспешно пыталось овладеть Константинополем, Бычков приводит несколько высказываний современников о том, кто же напал на столицу этой великой империи. Российские летописи, конечно, однозначно называют воинов русскими, греческие - россами или русиями, что, в общем, одно и то же.

А вот что об участниках этой битвы писал епископ Кремонский (Кремона - город в Северной Италии) Лиудпранд, дважды побывавший в Константинополе в качестве посла (в 949 и 968 годах): "Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему признаку называют русиями (на греческом языке - русые, русоголовые). Мы же по местонахождению именуем (их) норманнами. Ведь на немецком языке "nord" означает "север", "mann" - человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами".

Итак, для современника тех событий епископа (то есть очень грамотного по тем временам человека, посла) Лиудпранда РУССКИЕ - это НОРМАННЫ и проживают они севернее Италии. Так же называет их Иоанн Диакон в "Венецианской хронике" в повествовании об этом событии: "В это время народ норманнов на трехстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю….".

Что же нам известно о норманнах из официальной версии истории? В X веке они уже владели огромными территориями в Европе - северной частью Франции вплоть до современного Парижа (его в то время ещё не было), северо-восточной частью Британских островов и другими землями. Следовательно, епископ Кремонский и Иоанн Диакон, как современники знаменитых норманнских завоеваний, наверняка знали об этом народе не понаслышке и не могли ошибиться в определении их национальной принадлежности.

Подтверждение факта нападения на Византийскую столицу в этот период можно найти и у греческого автора, написавшего "Продолжатель Феофана". Он сообщает о событии 941 года так: "Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли в Константинополь росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков…". То, что русских, оказывается, называли еще и дромитами (значение этого названия не ясно) не так здесь важно. Примечательно другое, а именно то, что родом они "из франков", то есть они жили рядом с ними. Кстати, в то время франками называлось германское племя, а не французы, которых тогда называли галлами.

Факт проживания славяно-руссов рядом с франками подтверждает также и арабский историк Масуди при описании Европы раннего средневековья: "…первый из славянских царей есть царь Дир, он имеет обширные города и многие обитаемый страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет ИФРАНДЖИ, имеющий города и обширные области. Затем с этим царем граничит царь ТУРКА. Это племя красивейшее из славян лицом, по количеству больше, а по силе храбрейшее".

Эта информация, как считается, относится к IX веку. И получается, что в то время франки (по-арабски - ифранджи) и славяне проживали рядом где-то в центральной и северной частях Европы. Косвенных подтверждений факта распространения славян на территории современной Германии вплоть до Рейна (Рины) и юга Дании множество, и историки не рискуют его отрицать, но относят эти события к глубокой древности. До сих пор в ФРГ проживают так называемые лужицкие сорбы (сербы!) - народ, сохранивший свою славянскую идентичность и культуру, но уже говорящий на немецком языке.

Более того, у франков, оказывается, был славянский царь. Поэтому не стоит удивляться тому, что с древних времен французские короли при коронации принимали присягу на рукописном евангелие, первая часть которого написана кириллицей, а вторая - глаголицей. Эта книга (Texte du Sacre) до сих пор является святыней Франции и хранится в соборе города Реймс. Впервые этот факт обнаружил царь Петр I в ходе своего визита во Францию, а научное исследование этой книги провел русский археолог польского происхождения Ястржембский Людвиг Корвин, который опубликовал в Риме в 1845 году работу на эту тему. Он доказал, что евангелие было написано приором Созавского монастыря в Чехии святым Прокопом примерно в 1030 году. Получается, что Францией много веков правили славянские короли! В этой связи становится понятной то ожесточение, с которым в средние века осуществлялась борьба за французский престол местных кланов с пришельцами извне, то есть с Руси.

Так что не зря русских всегда тянуло во Францию. Это зов предков, которые, оказывается, и там оставили заметный след. Как они туда попали - в результате ли военного похода (как об этом пишут Фоменко и Носовский) или в ходе "великого переселения народов" - не суть важно.

Интересно также, что франки (германское племя) способствовали формированию французской нации и объединению Франции. Этот факт до сих пор является предметом острых дискуссий между французскими и германскими историками и причиной негативного отношения двух народов друг к другу.

Не менее интересно наименование арабами в X веке отдельных славянских народов ТУРКАМИ, хотя турецкий народ в современном понимании сложился на несколько веков позднее.

Поразительно, как тщательно "заштукатурены" такие факты нашими и западными историками. Им удалось, например, убедить весь мир, что норманны - это норвежцы и закрепить в последствие за ними это название как имя собственное. При этом никто из историков до сих пор толком объяснить не в состоянии, как мог этот маленький народ захватить огромные территории, установить там свою власть и самое главное - длительное время её удерживать. Даже сейчас численность населения Норвегии составляет чуть более 5 млн. человек, а в то время она была во много раз меньше из-за суровых условий жизни. Говорят, что им помогали все скандинавские народы. Вряд ли это так, поскольку между ними в те времена единства не было. Конечно, скандинавы могли участвовать в этих походах, но не они в них составляли главную движущую силу. Это был, несомненно, более многочисленный народ, к которому в те времена относились русские и славяне. Однако в истории Европы в качестве норманнов фигурируют сейчас только норвежцы. Тем не менее, из-за "железобетонной" версии истории иногда всплывают кое-какие мелкие детали, которые явно вступают в противоречие с ней.

Так, название Норвегии (Northway, Nordweg), которая, как считается, является родиной викингов, в переводе с английского и немецкого языков означает "Северный путь". Сами норвежцы называют свою страну Norge, что означает примерно то же. Но они не могли так назвать свою страну, поскольку для них во внешний мир этот путь был единственным. А вот пришельцы извне, для которых был наверняка и "Южный путь", могли это сделать. Получается, что викинги - это не норвежцы, а какие-то переселенцы, которые прошли через эту страну и оставили там свой след. И этот вопрос не дает покоя некоторым скандинавским исследователям.

В частности, знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал в последние годы своей жизни на свои средства организовал поиски исторической родины викингов и верховного скандинавского бога Одина, бога войны, мудреца, хозяина Вальхаллы. Сведения о ней он почерпнул из скандинавских саг. В них упоминается о том, что викинги и их вождь - реальный прообраз бога Одина - пришли в Скандинавию с берегов реки Тана. Родиной Одина называется город Аз-Хоф. И знаете, где он её нашел? Вблизи города Азов Ростовской области, который расположен в устье реки Дон на исконно казачьих землях. Организованные им археологические раскопки, по сути, подтвердили его догадки. Это означает, что викинги - норманны по происхождению действительно были русскими (или славянами), которые пришли в Европу несколькими путями, в том числе, через Скандинавию. Беда только в том, что великий путешественник в апреле 2002 года отошел в мир иной и не успел опубликовать результаты своих исследований. А его открытие осталось не востребованным ни в России, ни тем более в Норвегии.

Есть также интересный факт из истории Великобритании. Когда норманны высадились в Англии, то первый норманнский король, захвативший власть в стране, отказался от обычаев предков, снял длинные одежды и стал брить бороду! (Вам это ничего не напоминает?). Норвежцы - мореплаватели и никогда длинных одежд не носили, на кораблях в море это было просто опасно. Нам же в России подобный случай очень хорошо знаком. Великий преобразователь Петр I приступил к "перестройке" с того, что насильно отрезал бороды и полы длинных кафтанов боярам и купцам, ввел моду на короткие сюртуки и стремился подражать во всем Западной Европе. Длиннополую одежду носили, как правило, люди, которые часто ездили верхом на лошадях, она прикрывала ноги всадника и круп лошади от дождей и морозов. Длиннополая шинель оставалась непременным атрибутом советских кавалеристов вплоть до Великой Отечественной войны.

Если норманны были русскими, как утверждал епископ Кремонский и подтверждал Иоанн Диакон, то в этой связи совершенно по-другому выглядит так называемая "норманнская" теория - факт призвания на княжеский стол в Западную Русь (именно в Западную, а не в Восточную Русь) норманна-варяга Рюрика. По данным ряда немецких исторических документов, он был княжеского рода и имел датско-русские корни, но не шведские, как принято считать у нас. Его мать была дочерью ободритского (русо-славянского) князя и датского дворянина. По-видимому, варягами на Руси называли людей от смешанных браков русских со скандинавами, или русских и славян скандинавского происхождения. Поэтому-то варяги так легко переходили на военную службу к русским князьям. Они знали славянские языки. В советской историографии эта теория названа "антинаучной". В мировой истории, однако, ничего особенно не было в практике приглашения на престол иностранцев. И Россия в этом случае не была исключением из правил. Во второй половине XVIII века ею вообще правили немцы, имевшие к дому Романовых лишь косвенное отношение.

Какие ещё известные названия были у русского народа? Так, в книге Якова Рейтенфельса "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии", изданной в XVII веке в Падуе, при описании событий, имевших место более 4 тысяч лет тому назад, СКИФЫ и САРМАТЫ рассматривались как общее название русского народа. Причем они действовали на исторической арене практически одновременно. По версии же русских историков, скифы жили в Северном Причерноморье, якобы, в VII-III, а сарматы - в VI-IV веках до нашей эры. При этом, как сообщают русские учебники, вначале сарматы вытеснили с этих территорий скифов, которые растворились среди других народов, а затем их самих разгромили гунны. В общем, исчезли, растворились эти народы бесследно.

Тем не менее, на картах из "Географии" Клавдия Птолемея (якобы IV век н.э., но изданных аж в XVI веке (!)), на европейской части современной России названия "Скифия" и "Сарматия" стоят рядом. Тем самым, по сути, утверждается, что через 7-8 веков после якобы полного исчезновения двух народов эта территория по-прежнему называлась их именем. Достаточно необычное явление для истории. Ведь победители всегда переименовывали города и названия местности на захваченных землях. Примером тому могут служить действия германцев на захваченных славянских территориях восточнее реки Рейн (Рины). Да и наша Калининградская область (Кёнигсберг) тоже показатель таких действий. Так, может эти народы никуда и не исчезали, а просто изменилось их внешнее название?

Греки также называли русских воинов скифами или тавроскифами. Так, в одной из книг "Истории" Льва Диакона, посвященной войне византийцев с русским войском под руководством князя Святослава (сына князя Игоря) в 971 году в Мизии, приводится следующая легенда. Одна девица видела во сне Богородицу, которая призвала к себе мученика Федора Стратилата и сказала ему: "Федор! Твой царь Иоанн, воюющий со скифами (это через 13-14 веков после их исчезновения!), в крайних обстоятельствах; поспеши к нему на помощь; если опоздаешь, то он подвергнется опасности". Воин повиновался, героически вступил в бой и вскоре греки добились мира…. с русскими! Удивительный факт, но в русской церкви есть святой архистратиг Федор Стратилат! Не он ли это был? Есть ли такой святой в греческой церкви? Из этого вытекает, что наша история представляет сплошные загадки!

Достаточно странным выглядит также факт участия в составе русского войска Святослава…. гуннов. Как утверждают наши историки, гунны победили в свое время и скифов и сарматов, а в 5 веке нашей эры, после поражения их войска во главе с царем Атиллой на Каталаунских полях, они сошли с политической арены и перестали существовать как народ. Чудеса, да и только! Как это Византийская Империя в X веке могла воевать с народами, которые, по мнению наших историков, уже сотни лет НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ? Не с призраками же они воевали. Может профессиональные историки помогут раскрыть эту тайну?

Ещё одно интересное название русского народа приведено в сочинениях Константина Багрянородного, который был не только Византийским императором (с 945 года), но и историком и инициатором создания первых энциклопедий. Так, рассказывая об изобретении "греческого огня", он сообщает следующее. "При Константине, сыне Константия, некто Киллиник из Илиополя, перебежавший к ромеям, первым приготовил жидкий огонь, благодаря которому греки, сожегши флот САРАЦИНОВ, одержали победу".

Здесь речь явно идет о событиях 941 года, свидетелем которых был Константин Багрянородный, и разгроме русских, но они уже названы сарацинами. И вот почему. Нападение русских на Константинополь было произведено точно в тот момент, когда Византийский император Роман II (предшественник и соправитель Константина) вел боевые действия с сарацинами и вместе с войсками отсутствовал в городе. Это не было случайностью, как пытаются объяснить некоторые историки. Князь Игорь явно был союзником сарацин и проводил согласованную с ними военную операцию по взятию Константинополя.

Совместные действия сараци и норманнов-русских в тот период времени отмечались неоднократно. Более того, сарацины до XII века служили в войсках норманнских князей и активно участвовали в войнах на их стороне. Это может служить доказательством их принадлежности к одному народу и даже, как бы это не казалось невероятным, одной вере. Чем же прославились сарацины? Они завоевали Северную Африку, юг Испании и долго ими владели, участвовали в захвате территории Южной Италии и создании Королевства обеих Сицилий. Многие королевские и дворянские роды в Италии, Испании и других странах имели норманнско-сарацинские корни. Это были грандиозные завоевания и арабам, к которым принято относить сарацин, они были явно не по плечу.

Есть еще одно название русско-славянских народов, которое не оспаривается исторической наукой. Это - ВЕНЕДЫ, ВЕНЕТЫ, ВЕНДЫ (лат. - Veneti; нем. - Wenden, Winden). Правда считается, что это название относилось к полабским славянам, которые жили якобы в VI-VII веках по берегам Балтийского моря и затем загадочно исчезли. То ли ушли на восток к братьям славянам, то ли немцы их истребили. Часть из них оставила свой след на нижнем Дунае. Но в этом вопросе есть много таинственного. Например, в Европе до XII века существовала загадочная "венедская держава", о которой сейчас практически ничего неизвестно. Заметьте, это была ДЕРЖАВА, а не какое-то там мелкое княжество. Почему-то финны до сих пор в качестве названия русских используют слово venaja, то есть венеды. Вызывает также удивление, что красивейший город Италии носит название Венеция и является административным центром провинции Венета. Эти факты не могут считаться случайностью. Не оставили ли наши предки и там своих следов?

Еще более удивительное название русского народа приведено в книге "История крестовых походов", изданной во Франции в конце XIX века. Книга была переведена известным в свое время российским историком и переводчиком Гершензоном на русский язык и выпущена в России в начале XX века, переиздана в 1994 году. В разделе, посвященной Руси того времени, написано: "Принято считать, что МОНГОЛЫ - это РУССКИЕ"!!! То есть в XIX веке во Франции были люди, которые считали русских монголами. Этот факт можно было бы отнести к разряду исторических курьезов, но написали то книгу известные профессора Сорбонского университета Лависс, Рамбо и другие, которых обвинить в незнании истории просто не возможно.

Кстати, есть документальное свидетельство особого отношения упомянутых выше венецианцев к монголам. Фоменко и Носовский в одной из своих книг приводят цитату из письма венгерского короля, в котором он жалуется на тяжкий гнет монголов в отношении всех народов Европы и негодует на то, что этому "радуются только жители Венеции". Венецианцы могли радоваться приходу монголов по одной, но важной причине - если только они с ними были одной крови и одной веры.

Таким образом, даже краткий обзор различных названий русского народа, взятых из иностранных документов, которые не подверглись редакции романовских историков, вскрывает явные противоречия в официально принятой версии российской истории. Становится очевидным, что для её создания использовались специально подобранные исторические документы, в то время как другие, не соответствующие политическому заказу, начисто игнорировались. По-видимому, немецкие историки, создававшие в XVIII-XIX веках историю Государства Российского, не ставили целью объективное изложение его прошлого, а всеми силами стремились скрыть или принизить его громадную роль в европейских делах.

  • Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море.)
  • Устаревшее русское слово «детинец» с 14-го века было заменено словом «кремль» или «ярмарка»? (Кремль.)
  • Сколько падежей было в древнерусском языке? (Семь. Дополнительный падеж – звательный. По названию понятно, для чего этот падеж нужен: чтобы звать. В этом падеже ставится обращение. «Чего тебе надобно, старче?»)
  • Сейчас мы говорим «она», а в Древней Руси как? («Я». «Он» – «и», «оно» – «е».)
  • А как говорили в Древней Руси про себя? («Азъ». Личное местоимение первого лица совпадало с названием первой буквы алфавита. А у нас местоимение «я» – последняя буква алфавита.)
  • Что в старых русских пословицах означало число «семь»? (Много. «За семь вёрст киселя хлебать».)
  • Число «1» на Руси обозначали буквой «аз». А какой буквой обозначалось число «2»? (Буквой «веди», третьей буквой алфавита.)
  • Как называлась старинная русская мера счёта, равная числу 12? (Дюжина.)
  • Что на Руси называли ломаными числами? (Дроби.)
  • Чему равна русская мера счёта «половина второго десятка»? (15.)
  • Что делали древние славяне в январе, если он у них назывался «сечень»? (Это было время подсеки деревьев для очистки земли под пашню.)
  • Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»? (Это было время сожжения деревьев и удобрения земли.)
  • Назовите основное занятие древних славян в августе, если этот месяц у них назывался «серпень». (Это было время жатвы и увоза снопов с поля.)
  • Полосу пахотной земли шириной в две сажени в старину размечали кольями. Как тогда говорили о тех, кто лишался даже этого средства к существованию? («Ни кола, ни двора».)
  • Во многих русских сказках употребляется выражение «по городам и весям», например, и прокатилась молва по городам и весям. Что означает слово «весь»? (Древнерусское слово «весь» означает «селение».)
  • Что на Руси называли словом «рожон»? (Заострённый кол. «На рожон лезть», «Против рожна переть» и др.)
  • Какую науку на Руси называли «любомудрие»? (Философия.)
  • Толмач или басмач был на Руси переводчиком во время беседы и переговоров? (Толмач.)
  • Как прежде на Руси называли письменную жалобу или письменный донос? (Ябеда.)
  • Так русские люди в былые века рубин называли наверняка. (Яхонт.)
  • Кого на Руси звали представщиками? (Актёров.)
  • Как в старину называли театральную маску? (Личина.)
  • Проторгаш – так на Руси называли... Кого? (Банкрота.)
  • Как на Руси называлась библиотека? (Книговник.)
  • Переведите на современный язык старинное русское слово жребоигрие? (Лотерея.)
  • Кого в старину называли «офенями»: торговцев или женихов? (Торговцев, в разнос продающих галантерейные товары, книжки, лубочные картинки.)
  • Что означает старое русское слово жилобой? (Пульс.)
  • Как в старину называли рожь? (Жито, от слова «жить».)
  • Как наши предки лет 100-200 назад назвали бы чернокожего человека? (Арап.)
  • Где жили первые монахи Киево-Печерского и Псково-Печерского монастырей? (Первые монахи жили в землянках – пещерах. Старославянское слово «пещера» по-русски звучит как «печера».)
  • Фамилия поэта Сергея Есенина образована от старославянского слова «есень». А как бы по-русски звучала его фамилия? (Осенин, «есень» – «осень».)
  • Раньше на Руси люди ходили в ошейниках. Так ли это? (Да, ошейниками назывались галстуки.)
  • Как мы называем ту часть тела, которую раньше называли «выя»? (Шея.)
  • Кто на Руси говорил подлинную правду, а кто выкладывал всю подноготную? (Те, кого пытали кнутами-длинниками, говорили подлинную правду, а кому загоняли под ногти иголки – подноготную.)
  • Когда-то на Руси так звали кентавров, а позже это стало очень распространённым собачьим именем. Что это за имя? (Полкан. «Полуконь» звучало – полкан.)
  • Самовар «банкой» похож на цилиндр, самовар «рюмкой» – тоже на цилиндр, но суженный внизу. А самовар «дулей» напоминает фрукт. Какой? (Грушу.)
  • В зажиточном русском доме было по нескольку самоваров. Для чего служили «обычный» и «праздничный» вполне понятно. А вот для чего предназначался «бельевой»? (Кипятить воду для стирки белья.)
  • Каким именем-отчеством русский народ величал самовар? (Самовар Иван Иваныч.)
  • Как на Руси называли царскую охоту? (Государева потеха.)
  • Как называли подкладку мужской крестьянской рубахи, если теперь так называют скрытую причину каких-либо событий? (Подоплёка.)
  • Как называли крестьянскую одежду из грубого некрашеного домотканого сукна, давшую шутливое название безыскусственной, идущей от самого существа правды? (Сермяга, получившая распространение с 16 века. Сермяжная правда. Сермяжная Русь – бедная, крестьянская.)
  • В старину на Руси женщины носили кокошник – корону замужней женщины, название которого произошло от слова «кокошь». Прислушавшись к звучанию этого слова, догадайтесь, что оно означало? (Курица. Вспомните, что она произносит, когда несётся.)
  • Кто подскажет самый древний из известных нам рецептов чернил на Руси? (Сажа с вишнёвым клеем, разведённые водой.)
  • Как называли в старину на Руси горизонт? (Кругозор.)
  • «Вечор» – это вчера или сегодня? (Вчера вечером.)
  • Переведите с древнерусского слово «белобрысый», если на древнерусском «кры» – это кровь, а «моркы» – морковь. (Белобровый, «бры» – это бровь.)
  • Догадайтесь, как в старину на Руси называли «перечное печенье», если слово «перец» в то время звучало как «пьпьрь». (Пряник.)
  • Скажите на древнерусском «сидящий рядом», если сейчас мы этим словом называем и «живущего рядом». (Сосед.)
  • В давние времена нашему глаголу «есть» соответствовал другой глагол – «ясти». А как называли то, что едят? (Яд. Сравните наши прилагательные: всеядный, травоядный, плотоядный.)
  • В процессе обработки льна его теребят. Как на Руси называли никуда не годные отходы этой операции. (Отребье.)
  • Какая часть тела называется так же, как раньше на Руси большой кусок сахара? (Голова.)
  • Кого в России 19-го века называли присяжный поверенный: адвоката или прокурора? (Адвоката.)
  • По какую сторону от вас стоит человек, если он стоит одесную? (По правую, правая рука в старину называлась десница. По левую руку от вас – ошуюю, от слова шуий – левый.)
  • Название этих саней напоминает о суровых русских зимах. Что это за сани? (Дровни – сани без кузова, на которых дрова из леса привозили.)
  • Качество дорог на Руси стало притчей во языцех. Поэтому радушный хозяин не мог ничего лучшего пожелать отъезжающим гостям, чем... Что? (Скатертью дорога.)
  • Сколько вёдер составляли, согласно старинной русской системе мер, бочку? (40.)
  • Что в России 19-го века означало выражение «обыденный путь»? (Путь, проделанный в один день.)
  • Главной приметой «Маланьиной свадьбы» на Руси является море еды или куча гостей? (Море еды.)
  • Что означает старинное выражение «не обинуясь»: «без колебаний» или «без обиды»? (Без колебаний.)
  • Карманники как воры-специалисты появились только в XVII веке, после появления на одежде карманов. Кто же был профессиональным предшественником карманников в России? (Мошенники. Они отрезали кошелёк – мошну.)
  • Расстригой на Руси называли бывшего военного или священника? (Бывшего священнослужителя, добровольно отказавшегося от церковного сана или лишённого его за какой-либо проступок.)
  • Чем занимался на Руси стряпчий: юриспруденцией, военным делом или кулинарией? (Юриспруденцией.)
  • На Руси в Посольском приказе служили и дьяки, ведающие «цифирью». Чем, говоря по-современному, они занимались? (Криптографией, шифрованной перепиской.)
  • Кого в старину называли словом «тать»? (Воров, грабителей.)
  • У русских отношения между людьми, основанные на совместном пьянстве, получили своё специфическое название. Как стали называть тех, кто совместно «заливает за кадык»? (Закадычные друзья. Но ныне – это давнишние и близкие друзья.)
  • На Руси считалось, что крепостник, не умеющий рукоприкладствовать, в помещики не годится. Как таковых называли? («Ни в зуб ногой.»)
  • Это заклинание наши предки произносили в экстремальных случаях, призывая на помощь своего пращура. (Чур меня!)
  • Монета достоинством в полрубля на Руси называлась полтиной или полушкой? (Полтина, а полушка – это четверть копейки.)
  • Есть в русском языке выражение «семи пядей во лбу» – так говорят об очень умном человеке. Пядь – старинная мера длины, равная 19 см. Может ли быть лоб такой величины? (Вряд ли можно найти человека, у которого был бы лоб шириной 133 см.)
  • Во сколько раз берковец больше пуда? (В десять раз. Это старая русская мера веса, равная десяти пудам.)
  • Издавна на Руси известна присказка: «Калужанин поужинат, а туляк...» А что туляк? (А туляк ляжет и так.)
  • Ранее в России было принято обращение «сударь», которое в просторечье, прежде чем исчезнуть, было сокращено до одной буквы. С каким знаком его стали употреблять? (С дефисом, например: да-с, здравствуйте-с.)
  • У кого в старой России подведомственная территория была больше: у околоточного или квартального надзирателя? (У околоточного.)
  • Как в позапрошлом веке в России называли железнодорожников? (Путейцы.)
  • Как раньше называли Аляску: русская Америка или американская Россия? (Русская Америка.)
  • Как в Древней Руси называли любой документ, а в СССР и России – лишь документ, выдаваемый за успехи в каком-либо деле? (Грамота.)
  • Как в средневековой России назывался придворный слуга, состоявший при великом князе или царе для личных услуг, если теперь этим словом туристы называют спальный мешок? (Спальник.)
  • Для нас численник – это отрывной календарь. А чем занимались численники на Руси в XIII веке? (Налоги Золотой Орде на подвластных землях назывались Числом. Переписывали ордынских данников численники.)
  • Какое сооружение из камня и кирпича служило в русских избах для отопления помещения и приготовления пищи? (Печь.)

В старину родители давали имя ребёнку, подходя творчески. Ныне популярные имена: Фёдор, Варвара, Марья и Иван не всегда были привычными уху славянина. То ли дело: Борщ, Истома, Лихой, Мал, Пуп, Смола и Шестой.

Как происходило наречение

В Древней Руси функции имен могли выполнять самые неожиданные для современного человека слова. Нарицательные существительные, как и наречия, прилагательные, глаголы и причастия древнерусского языка становились собственными.

Славянские

Выбирали по тому или иному случаю, нарекая младенца:

  • С учётом времени появления на свет: Травень (май), Березень (апрель), Зима, Суббота, и даже погоды: Мороз;
  • Очерёдности рождения: Первуша, Вторуша, Вторак, Третьяк, четвёртый ребёнок – Четвертак, числовой ряд представлен до 10;
  • По характеру и особенностям малыша: Забава, Бессон, Баламут, Неулыба, Крик.

Долгожданного и любимого малыша могли назвать: Ждан, Хотен, Любава, Голуба.

Кроме этого, наблюдалось желание повлиять на характер и судьбу малыша: Горазд (искусный), Горыня (подобный горе), Добрыня (добрый).

Период дохристианской Руси – до X века, время язычества, единения и обожествления окружающей природы. Примеры из животного и растительного мира: Арбуз, Орех, Мох, Щука, Ёрш, Жаворонок, Лебедь. Желая дать малышу защиту животного, мощного тотема, его могли называть: Медведь, Волк, Орёл, Ворон.

Использовались названия языческих богов: Ярило, Лада и др.

Подход истинного народотворчества виден в двухосновных именах, с окончанием на: -мир, -слав, -яр, -полк и -град. Ярослав, Яромир, Святслав, Богдан, Изяслав, Ярополк, Владимир, Мстислав, Вышеслав, Судислав, Предслава, Премислава, Людмила.

Имена часто выполняли роль оберегов, отпугивающих злых духов: Нелюб, Некрас, Неустрой, Невзор, а также Тугарин и Гнилозуб.

Языческие имена широко соседствовали с норманнскими: Глеб, Олег, Рюрик, Ольга.

Грань между семейным именем и прозвищем была условна. Появляясь с возрастом и принятое владельцем, оно прочно прикреплялись к человеку, помогая идентифицировать личность, являясь дополнительной характеристикой, а то и вовсе заменяя его.

Общественно-бытовые прозвища давались по отличиям внешности: Нос, Худой, Малюта; характера: Молчун, Злобан, Баламут, профессии и таланту: Кузнец, Шуба.

Христианские имена

После введения христианизации на Руси в 988 году ситуация начала меняться. Византийский именослов принёс имена, долгое время чуждые древним русичам: еврейские, греческие и римские. Христианское имя давалось при крещении в честь святого, привязанного ко дню рождения, и называлось прямым. Первым именем оставалось старорусское – публичное, прямые имена долгое время не распространялись, употреблялись только в церкви, иногда держались в тайне. Это относится к периоду X-XIII вв. Реформатор князь киевский Владимир Великий (Ясно Солнышко) при крещении получил имя Василий, царь Василий III – Гавриил, Иван Грозный – Тит.

Иноземные имена, пришедшие к нам с принятием христианства, воспринимаются нами как исконнорусские: Фёдор, Варвара, Кирилл, Иван и Марья.

Языческие имена, связанные с поклонением древним богам, были запрещены. Часть, включённая в святцы благодаря канонизации некоторых святых: Борис, Владимир, Ярослав, Святослав, дошли до нашего времени.

Прозвищные имена

С XIV века стали широко употребляться крестильные имена, прозвища же оставались дополнений к ним. Частая схема – имя личное – старорусское, языческое совмещалось с прозвищным, плюс прямое – христианское. Комбинация была индивидуальной, выполняя официальную роль: Меланица вдова Муромка, Невежда поп Никольский, не только у простолюдинов: Александр Невский, Иван Калита.

Фамилии начали появляться в результате деформации имён (Иванов – сын Ивана) или прозвищ (Медведев) в 13-15 вв. Они стали обязательными с 16 века для знати, а для крестьянства – после отмены крепостного права.

Полуимя

Вариант личного имени, немного изменённый для принижения, назывался полуименем. В России XVII-XVIII вв существовали официальные полуимена, обязательные к употреблению низшими сословиями при общении с вышестоящими: Петрушка, Илейка, Анница. При составлении челобитной к царю боярин назвал себя холопом Ивашкой или Иванцом.

Государственные преступники обозначались официальными инстанциями как: Стенька Разин, Гришка Отрепьев. И даже Емелька Пугачёв – в конце XVIII в. Хотя Пётр I, противник русских традиций, в XVII в. законодательно запретил использовать прозвища, полуимена и вторые имена.

О традициях и обычаях, которые были распространены на Руси

В старину существовало много правил, часто основанных на суевериях. Нельзя было называть новорождённого в честь живого родственника, чтобы таким образом не создать двойников. По поверьям считалось, что смерть одного из тёзок приведёт у смерти другого.

С одной стороны, приветствовались имена, данные в честь умерших. Таким образом, выбирался прототип. С другой стороны, благодаря имени умерших сестры или брата, ребёнок мог повторить судьбу.

Традиционно не давались имена умерших насильственной смертью, а также людей душевнобольных и преступников.

Имя могло указать на место человека в обществе. Выбор имён в династии Рюриковичей – потомков Рюрика, князей Древней Руси, указывал на права на власть каждого представителя этого рода. Устанавливалась связь с прошлым, и будущие перспективы князя уже в младенчестве. Языческие имена княжеского рода: Владимир, Изяслав, Мстислав, Рюрик, Святослав, Ярослав и другие. Их часть, входящая в христианские святцы, стала использоваться вне правящей семьи лишь после XVII века.

Женские имена

Они дошли до нас благодаря упоминаниям в летописях и древнерусских документах. К сожалению, дохристианские женские имена редко употреблялись в древнерусских первоисточниках. Их сохранилось около 50, мужских же 5300. В христианском именослове XIII века прописаны порядка 330 мужских 60 женских имён.

Известно, что имена женщин часто образовывались от мужских форм: Болеслав/а, Бронеслав/а, Велимир/а, Всемысл/а, Боян/а и т.д.

XX век

Октябрьская революция, отринув религиозное прошлое, внесла свою лепту в именослов. Там появились забавные и абсурдные имена-новоделы: Дазвсемир (да здравствует всемирная революция), Ленинир (Ленин и революция), Праздносвета (праздник советской власти).

В настоящее время, на волне интереса к феномену язычества, старорусские имена снова популярны.

; возникло в конце XVIII в. в губерниях прибалтийских и юго-западных. В первой половине XIX в. В.л. были причислены к городским обществам; В. л., поселенные на казенных землях, обратились в государственных крестьян, а сидевшие на помещичьих - в крепостных. См. также Гулящие люди .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ" в других словарях:

    Вольные люди многозначный термин русского языка, называющий: Вольные люди (Московское государство) в Московском государстве свободные люди, не носившие государственного тягла. Вольные люди (Россия) появившийся в конце XVIII … Википедия

    В памятниках Московского государства слово вольный соответствовало слову свободный. В. люди противополагаются холопам. Человек, не носивший государственного тягла, не причисленный ни к одному из московских чинов, назывался вольным государевым… …

    ВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ - 1) люди свободные лично и от государственного тягла; государство ограждало их личную безопасность, но никаких прав за ними не признавало; «в памятниках Московского государства слово «вольный» соответствовало слову «свободный»» (13). 2) См.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    вольные люди - в царской России особое сословие свободных, ни за кем не закрепленных и не причисленных к к. л. цеху или купечеству людей, обязанных платить особый подушный оклад; возникло в конце XVIII в. в губерниях прибалтийских и юго западных. В первой… … Большой юридический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вольные люди. Вольные люди в России XVIII XIX веков особое сословие во вновь присоединённых к России губерниях, класс свободных людей, ни за кем не прикреплённых, и ни в цехах, ни в… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вольные люди. Вольные государевы люди в Московском государстве название людей, не носивших государственного тягла, не причисленных ни к одному из «московских чинов» и противопоставлявшихся… … Википедия

    Так назывались в древней Руси служилые люди, пользовавшиеся правом отъезда, преимущественно менее знатные и могущественные из них; лучшие же из них обыкновенно назывались боярами. Право отъезда заключалось в праве свободного перехода со службы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В России крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости с землёй по Указу 1803, на основании добровольного соглашения с помещиками. К середине XIX в. освобождена 151 тыс. душ мужского пола. * * * ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ в… … Энциклопедический словарь

    - (ед. ч. людин) старинный термин. Так называлась до половины XIII в. одна часть свободного населения на Руси, не состоявшая на службе у князя, но платившая ему подати, дани (другая часть свободного населения княжие мужи). По Русской Правде за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (или Свободные хлебопашцы) категория крестьянства в России в XIX веке. История Вольными хлебопашцами в официальных документах именовались бывшие частновладельческие крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости на основании указа от 20 … Википедия

Книги

  • Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их суд, права, обязанности и повинности). руководство для всех крестьян, волостных правлений, сельских и волостных сходов и
  • Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их суд, права, обязанности и повинности). руководство для всех крестьян, волостных правлений, сельских и волостных сходов и должностных лиц , А. Е. Гарнак. 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных,…