Статья на тему
«Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы
с детьми с ОВЗ в ГПД»
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция.
Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1972).
В исследованиях состояния психомоторики (В. И. Лубовский, 1978) прежде всего указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:
Нарушения активности;
Трудности переключения, координации и автоматизации движений;
Наличие синкинезий;
Выраженная быстрая истощаемость.
Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом:
Низкая активность и целенаправленность;
Замедленная скорость;
Сниженные объем, точность и прочность запоминаемого (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Корнев, 1982).
Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей.
Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость (С. А. Домишкевич, 1988; Т. В. Егорова, 1973 и др.). Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования (З. И. Калмыкова, 1982).
Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, 1989;). К ним относятся:
Низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
Недостаточность организованности и целенаправленности;
Выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
Большое количество ошибок.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:
Неадекватная самооценка;
Слабость познавательных интересов;
Низкий уровень притязаний и мотивации.
Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован (Н. А. Никашина, 1977). Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.
Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.
Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой нуждаются лица с определенными особенностями развития. В основу специального образования «… должно быть положено уважение к лицам с особенностями развития, признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений». Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование времени, поскольку результативность решения этой важнейшей задачи в значительной степени обуславливает успех социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся коррекционных классов, в силу своих особенностей в развитие, нуждаются в особых формах педагогического воздействия. И информационные технологии являются одной из них. Опыт, как зарубежный, так и отечественный, показывает, что возможности обучения с применением компьютера гораздо выше тех, которые имеются в традиционной форме классно-урочной системы. Этому способствуют индивидуализация процесса обучения, повышение активности детей за счет возможности наблюдать результаты своих действий, возможности исследовательской деятельности, возможности использования метода опробования и анализа действий за счет их повторения. Обучающие ситуации, создаваемые с помощью информационных технологий, делают возможной самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми. Таким образом, компьютер представляется действенным педагогическим средством. Даже незаметный, на первый взгляд, рост уверенности в себе ребенка, источником которого может стать успешно решенная игровая задача, оборачивается для него весьма значимым положительным эффектом.
Учеными и учителями-практиками доказано, что с помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать достижения в развитии, осознанно ставить перед собой новые задачи. Благодаря компьютерным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам.
Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
Чередование занятий и физкультурных пауз.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
Работа на компьютерном тренажере.
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
Оценка переделанных работ.
Использование системы оценок достижений учащихся.
Внимание физическому состоянию детей с ОВЗ
Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе, малая физическая активность во внеучебное время.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
Рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
Организация физкультурно-оздоровительной работы;
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами «Дети улиц» и наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;
Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой №54 с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность школьных помещений; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих СанПиНов.
Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями.
Активная позиция и формирование учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье. Соблюдение гигиенических норм обучения и внешкольного режима для учащихся является важными составляющими здоровьесберегающей деятельности.
Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п являются:
Признание приоритета охраны здоровья;
Повышение квалификации педагогов по вопросам здоровье сберегающих образовательных технологий и культуры здоровья;
- проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья, профилактику вредных привычек, подготовку к семейной жизни.
Список используемой литературы:
- 1.Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей, с. 3.
2.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие - М.: Генезис
3.Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. Исследование скорости восприятия и объема оперативной памяти у детей с затруднениями в усвоении навыков чтения, письма,счета.
4.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.:
Педагогика, 1989. - 104 с.
5. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий /
Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
6. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
7. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
8. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
10. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
11. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
12. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84.
13. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.
Рабочая программа
воспитателя группы продленного дня №
Самойловой Марины Владимировны
Санкт – Петербург
Колпино
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Цель : создание условий для гармоничного развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества.
Задачи :
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
Развивать коммуникативные отношения ребенка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Воспитывать чувство коллективизма.
Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей школьников с ОВЗ:
Замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков;
Недостаточная сформированность мыслительных операций;
Эмоциональная неустойчивость;
Повышенная тревожность, бедность представлений об окружающем мире;
Недоразвитие навыков устной и письменной речи.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Системности
Доступности
Научности
Сознательности и активности
Наглядности
Преемственности
Связи теории с практикой
Природосообразности
Основные методы организации обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, элементы проблемно-поисковых методов, методы психологии, самостоятельная работа с учебником, аналогия.
Технологии : развивающее обучение, элементы проблемно-поискового обучения, здоровьесберегающие технологии, коммуникативные, технологии использования игровых методов обучения, технология адаптивного обучения, гуманно-личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).
Методическая тема : Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников с ОВЗ.
Режим . Основные воспитательные задачи и направления деятельности.
ГПД работает по пятидневной рабочей неделе с13.00 до 18.00
13.00 - 13.40 – прием детей в группу продленного дня, подготовка к обеду, обед.
13.40-14.20 –прогулка,игры на свежем воздухе.
14.20-15.00 – тематическое занятие.
15.00- 17.00- выполнение домашнего задания.
17.00- 18.00- прогулка, развивающая деятельность, уход домой.
Режимные моменты | Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей в группу продленного дня | Переключение с умственной деятельности на игровую. Создание и обеспечение психологического комфорта. Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков: навыков самообслуживания и духовно-нравственных качеств. |
Обед | Воспитание навыков культуры поведения во время приема пищи, бережного отношения к пище; уважительного отношения к сотрудникам пищеблока и столовой. |
Прогулка, игры на свежем воздухе. Отдых и деятельность на воздухе. | Восстановление сил, работоспособности, воспитание любви к природе. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование навыков свободного общения в совместных играх и соревнованиях. |
Переключение на умственную деятельность, развивающая деятельность, тематические занятия | Создание условий для развития познавательных способностей и потребностей; создание интереса к политическим событиям, событиям культурной и общественной жизни страны, района, города. |
Индивидуальная учебная деятельность, самоподготовка | Развитие познавательных способностей, личностных качеств, самостоятельности и ответственности, формирование умения определять цель задания. |
Дни недели | Разделы | Количество часов |
Понедельник | Я познаю мир | |
Вторник | Мой мир | |
Среда | Я - Петербуржец | |
Четверг | Семья - моя главная опора | |
Пятница | Мое здоровье - мое будущее | |
Итого |
1. Я познаю мир.
Предполагается ознакомление с окружающим миром, с духовно нравственными понятиями, воспитание культуры поведения, привитие этических норм поведения, воспитание бережного отношения к природе, к окружающим людям, формирование межличностных отношений, толерантности (беседы, прогулки, отгадывание ребусов и кроссвордов, экскурсии).
2. Мой мир
Развитие творческой деятельности детей, познавательных способностей,
создание интереса к творческому процессу (рисование, аппликация, лепка).
3.Мое здоровье - мое будущее
Привитие здорового образа жизни, воспитание гармонично-развитой личности, развитие спортивного интереса к различным видам спорта (беседы, подвижные игры, прогулки).
4. Семья - моя главная опора
Воспитание бережного отношения к своей семье, почитание старшего поколения, уважение к памяти своих предков (беседы, рисование, рассматривание фотоснимков).
5. Я - Петербуржец .
Патриотическое воспитание, воспитание любви и уважения к своему городу,
Ознакомление с историческими фактами нашего города, развитие общей культуры, ознакомление с памятниками архитектуры (беседы, рисование, рассматривание фото).
Ожидаемые результаты:
Воспитание гармонично-развитой личности, нравственно и физически здоровой личности, коррекция поведения, развитие художественного вкуса, активизация познавательной деятельности, развитие кругозора, воспитание самостоятельных навыков выполнения домашнего задания.
Литература:
Для реализации программного содержания используется следующая литература и учебные пособия:
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и др., изд. «Арктик», Москва 2007г.;
Основы безопасности дорожного движения. Л.И.Тошева изд. «Вако»,Москва 2011г.;
Правила безопасности дома и на улице. С.Шинкарчук. изд. «Литера»,2008г.
Пожарная безопасность 1-4 классы. О.Павлова, Г.Попова и др.изд. «Учитель»2007г.
Правила безопасного поведения на дороге. Г.Н.Элькин. изд. «Литера»,2010г.
Правила хорошего поведения. В.А.Крутецкая. изд. «Литера»,2010г.
Правила поведения в опасных ситуациях. О.В.Соколова, изд. «Литера»,2010г.
Классные часы в 3-4 классах. Н.Ф.Дик изд. «Феникс» 2006г.
Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. И.И.Георгиев и др.
изд. «Паритет»2001г..
135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Л.Обухова и др.,
Изд. «Вако» 2013г.
Сборники произведений А.Фета, М.Пришвина, С.Михалкова, М.Зощенко,
Е.Чарушина и др.
Сборник «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвинова изд. «Просвещение»,1986г.
-«800 загадок,100 кроссвордов» И.Г.Сухин, изд. «Новая школа», 1997г.
-«Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева, изд. «Просвещение»,1992г.
Сборник-альманах «Колпинская азбука»,изд. «Иван Федоров»,2013
Календарно - тематическое планирование в группе продленного дня
Тема занятия | Дата |
|
1 четверть. | ||
Я познаю мир. Наблюдение за изменением природы осенью. | ||
Мой мир. Конкурс рисунков «Я рисую осень» | ||
Я- петербуржец. Беседа « По страницам истории Колпино» | ||
Семья- моя главная опора. Беседа «Тепло домашнего очага» | ||
Мое здоровье- мое будущее. «Правила поведения в школе, дома и на улице» | ||
Чтение книг о природе и животных. | ||
Лепка «Листья» | ||
Беседа «Кто такой Александр Невский» | ||
Беседа «Традиции в твоей семье» | ||
Правила поведения в школе,дома и на улице. | ||
Разгадывание ребусов «Занимательная математика» | ||
Дидактическая игра «Образ природы»(пантомима, подвижная инсценировка). | ||
Беседа «Петр I-основатель Петербурга» | ||
Рисование «Моя семья» | ||
Беседа «Дорога- не место для игр». | ||
Аппликация «Дары осени» | ||
Беседа «Как развивать чувство ответственности». | ||
Беседа «Зарождение Санкт-Петербурга» | ||
Чтение и обсуждение. Зощенко «Великие путешественники» | ||
Внеклассное занятие «Береги здоровье» | ||
Беседа «Наши учителя» | ||
Рисование «Любимые учителя» | ||
Дворцы Санкт-Петербурга. Зимний дворец. Беседа. | ||
Моя мама. | ||
Личная гигиена. Беседа | ||
Чтение произведений С.Михалкова. Беседа «Птицы- наши друзья» | ||
Рисование «Натюрморт» | ||
Санкт-Петербург. Екатерина I | ||
Моя семья. Мой папа | ||
Беседа. Правильное питание. | ||
Дидактическая игра-лото «Овощи» | ||
Рисование «Мои друзья» | ||
Я- петербуржец. Рисование «Любимый уголок Санкт-Петербурга» | ||
Моя семья. Мамины родственники | ||
Рисование на тему «Витамины на тарелке» | ||
Викторина «Приключения в царстве Математики» | ||
Учимся сочинять сказку. | ||
Дворцы Санкт- Петербурга. Таврический дворец. | ||
Моя семья. Папины родственники. | ||
Беседа «Значение завтрака для здоровья» | ||
Беседа «Все профессии важны» | ||
Конкурс рисунков «Любимая профессия» | ||
Дворцы Санкт- Петербурга. Михайловский дворец. | ||
Братья и сестры. | ||
Беседа «Правильная осанка» | ||
2 четверть | ||
Беседа «Откуда пришла сказка» | ||
Рисование «Я рисую сказку» | ||
Беседа. Ансамбль Летнего сада. Памятник И.А.Крылову. | ||
Моя семья. Бабушки и дедушки. | ||
Игры на свежем воздухе. | ||
Беседа «Экология нашего края» | ||
Рисование «Как помочь природе» | ||
Мосты Санкт- Петербурга. Дворцовый мост. | ||
Моя семья. Где работают мои родители. | ||
Беседа «Почему полезен режим дня?» | ||
Игра «Занимательный русский язык» | ||
Аппликация «Картины природы» | ||
Мосты Санкт- Петербурга. Аничков мост. | ||
Моя семья. Мой адрес. | ||
Беседа. Ты и твоя память. | ||
Викторина «Литературный ринг». | ||
Беседа «Что значит быть толерантным» | ||
Мосты Санкт-Петербурга. Троицкий мост. | ||
Моя семья. Древо жизни. | ||
Беседа. Зоркое зрение. | ||
Чтение книг Е. Чарушина о животных. | ||
Настольные игры по интересам детей. | ||
Мосты Санкт-Петербурга. Биржевой мост. | ||
Моя семья. Друзья нашей семьи. | ||
Беседа. Крепкие зубы. | ||
Занятие-беседа. «Охрана природы» | ||
Рисование «Волшебные узоры» | ||
Санкт-Петербург. Первая крепость. | ||
Моя семья. Семейные праздники. | ||
Подвижные игры на свежем воздухе. | ||
Разгадывание загадок. | ||
Вырезание из бумаги новогодних украшений. | ||
Санкт-Петербург. Первый музей. | ||
Моя семья. Празднование Нового года. | ||
Беседа о технике безопасности в новогодние праздники. | ||
3 четверть | ||
Семья. Что такое честь семьи. | ||
Беседа о правилах поведения на льду. | ||
Беседа «Быть воспитанным каждому» | ||
Рисование «По страницам произведений А.С.Пушкина». | ||
Беседа. Острова Санкт-Петербурга. | ||
Беседа о красоте и хорошем вкусе. | ||
Беседа «Береги здоровье» | ||
Игра-лото «Техника, транспорт» | ||
Рисование «Зимний Петербург» | ||
Каналы Санкт-Петербурга. | ||
Животные, живущие у нас дома. | ||
Игры на свежем воздухе. Зимние виды спорта. | ||
Беседа о блокаде Ленинграда. Никто не забыт, ничто не забыто. | ||
Рисование на тему «Блокада Ленинграда». | ||
Памятные места Санкт-Петербурга. ПС, Пискаревский мемориал. | ||
Моя семья и ВОВ. | ||
Закаливание организма. | ||
Беседа «Дикие и домашние животные» | ||
Лепка «Птичья столовая». | ||
Петропавловская крепость. | ||
Беседа о родном языке «Культурное наследие» | ||
Как не простудиться в зимнее время. Беседа. | ||
Викторина «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка» | ||
Занятие «Геометрический калейдоскоп». | ||
Домик ПетраI | ||
Беседа «В кругу семьи». | ||
Первая помощь при обморожениях. | ||
Беседа «Вода –источник жизни» | ||
Рисование и раскраска «Дымковская игрушка» | ||
Летний дворец ПетраI | ||
Папин праздник. Военные профессии. | ||
Первая помощь при ожогах. | ||
Разгадывание загадок о животных. | ||
Рисование «Мои животные» | ||
Архитектурные места Санкт- Петербурга. Казанский собор. | ||
«Пофантазируем о будущем моей семьи». | ||
Подбор пословиц о здоровом образе жизни. | ||
Диспут «Наше право и наш интерес». | ||
Конкурс рисунков « Моя родина». | ||
Стрелка Васильевского острова. | ||
Праздник мам и бабушек. Изготовление открыток. | ||
Полезные и вредные привычки. | ||
Русские народные традиции. | ||
Конкурс сочинительства.Стихи о маме. | ||
Скульптурные памятники Санкт-Петербурга. | ||
Рисование «Моя мама -лучшая на свете» | ||
Беседа «Как одолеть болезнь» | ||
Занятие «Веселая математика». | ||
Разгадывание ребусов, кроссвордов. | ||
Академия художеств Санкт-Петербурга. | ||
Семья - моя главная опора. Беседа. | ||
Беседа о правилах дорожного движения. | ||
4 четверть | ||
Работа с картоном и бумагой. Изготовление птичек. | ||
Адмиралтейство. | ||
Как я провел каникулы с семьей. Конкурс рисунков. | ||
Как справиться с весенним недомоганием. | ||
Первый космонавт Ю.Гагарин. | ||
Конкурс рисунков на тему « Космос». | ||
Ансамбли Росси. | ||
Мои друзья. Дружба и порядочность. | ||
Школа вежливости «Как я выгляжу». | ||
Чтение книг о животных (Б.Житков, В.Бианки, М.Пришвин) | ||
Аппликация «Жар-птица». | ||
Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. | ||
Как я помогаю своей семье. | ||
Беседа «Воспитанный ли я человек» | ||
Беседа «Твой друг-природа». | ||
Рисование на тему «Первые весенние цветы». | ||
Главная улица Петербурга. Невский проспект. | ||
Моя семья. Обряды и обычаи русского народа. | ||
Беседа о безопасном поведении около водоемов. | ||
Изготовление праздничных открыток. | ||
Сады Санкт-Петербурга. | ||
Чтение рассказов о войне и героях войны. | ||
Памятники русской военной славы. | ||
Моя семья и ВОВ. | ||
Игра-викторина «Колесо истории». | ||
Конкурс рисунков «Исторические памятники Санкт- Петербурга» | ||
Памятники морской славы Санкт-Петербурга. | ||
Мы- одна семья.(Мальчишки и девчонки) | ||
Что такое эмоции. | ||
Чтение стихотворений о родине. |
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет эффективность реализации основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. ГПД многое даёт детям: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально-значимых навыков… Но главное, - школьные группы продлённого дня создают коммуникативно-развивающую среду, эффективно восполняя дефицит общения со сверстниками. К тому же, ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы, гаджетов и телевидения. Одним из факторов психологически-комфортной воспитывающей среды становится для ребенка мультфильм как транслятор модели поведения, способа действий, алгоритма достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность. Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Фиксики», «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). Но чтобы ребёнок смог его принять его и осмыслить, ему необходима своевременная помощь воспитателя или родителя. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
Хороший мультфильм - это кладезь полезной информации, он может дать добрый совет, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая понятна ребёнку. Мультики похожи на сказки - в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе. Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. И тогда у воспитателей и их воспитанников при просмотре мультфильмов возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?». Главное выбрать правильный «волшебный» мультфильм. Приложение Как богатейший потенциал воспитательной и коррекционной работы с учащимися начальной школы зарекомендовали себя такие формы занятий на основе мультфильмов как мультлото, мульткараоке, мультвикторины. Приложение 1 Мой опыт воспитателя ГПД коррекционной школы показывает, что особое впечатление оставляют у детей занятия с использованием таких мультфильмов, как: «Почему ослик загрустил», «Самый большой друг», «Подарок для самого слабого», «Мойдодыр», «Так сойдёт», «Азбука вежливости», «Дудочка и птичка», «Просто так», где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. В коррекционно-воспитательных занятиях, построенных на содержательном аспекте мультфильмов, я использую такие методы, как:
Затем в игровой форме закрепляются полученные впечатления и знания. Крайне важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку. Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание каждого ребенка, что его можно вспоминать во время формирования навыков самообслуживания, когда первоклассники начинают капризничать «не хочу - не буду». Фраза: «Молодец. Будешь, как великий Нехочуха» может привести ребенка к правильным действиям. Трудные для усвоения и осознания учащимися начальной школы абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания. Методически обоснованная систематизация и структурирование мультипликационного материала по направлениям коррекционно-воспитательной работы создает прекрасные возможности для обогащения образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Актуальность именно этого аспекта обусловлена тем, что мы живем в эпоху глобальной конкуренции, пронизывающей все сферы жизни человека, а это требует от него конкурентоспособности, т.е. умения наиболее эффективно достигать цели. Поэтому для рассмотрения условий развития конкурентоспособности личности необходимо обратиться к таким понятиям, как целеполагание, цель, средства. Процесс формирования конкурентоспособной личности будет эффективнее, если его начать в младшем школьном возрасте, поскольку уже в этот период ребенок имеет свои желания (предшественники целей) и ищет способы их достижения. Проанализировав достаточное количество мультфильмов, я отобрала наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. Уже из них были отобраны мультфильмы, способствующие усвоению ребенком знаний и умений, касающихся целеполагания. На своих занятиях я предлагаю детям простое определение цели: цель - это то, что ты сам хочешь достичь. Средство - то, что способствует достижению цели. Многие из ребят с трудом воспринимают, что мечты и желания, как правило, сбываются (за счет кого-либо), а цели нужно добиваться самому. И тут на помощь приходят мультфильмы., из которых можно на доступном для детей языке вычленить структурные компоненты целеполагания:
Работ с мультфильмом обычно строится по принципу сочетания наглядного материла и словесных методов обучения. Примерная схема занятия:
К мультфильмам разработаны вопросы, направленные на овладение знаниями по целеполаганию. Представляю вашему вниманию некоторые задания, упражнения и методики оценки уровня знаний и умений младших школьников. Использование средств мультипликации в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:
Таким образом, в условиях ФГОС нового поколения методически грамотное использование средств мультипликации в работе воспитателя ГПД коррекционной школы-интерната открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. Чубаева Наталья Николаевна учитель начальных классов, воспитатель группы Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья Образование и воспитание - два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А. Ильина, «образование без воспитания есть дело ложное и опасное». Формы воспитательной работы в ГПД В своей деятельности я использую интерактивные формы работы, такие как: Методы воспитательной работы Мною применяются и используются лечебно-педагогические методы коррекции. Конспект игрового воспитательного занятия в ГПД для детей с ОВЗ в 1 классе на тему "Сказочная поляна". Описание работы: конспект будет полезен как для педагогов школ, работающих в начальных классах, так и для воспитателей ДОУ. На протяжении всего урока проводится работа над развитием речи детей с интеллектуальной недостаточностью, опираясь на применение различных игровых приемов. Параллельно речевому развитию на занятии ведется обучение игре, что несомненно нравится детям с ОВЗ и, с помощью чего они больше всего могут воспринять любой преподносимый им материал.Тема: «Сказочная поляна». Цель: закрепление у обучающихся игровых навыков, воспитание положительного отношения к сезонным изменениям в природе. Задачи: - закреплять умения детей играть в сюжетно-ролевую игру «Поезд», расширяя их возможности при развитии игрового сюжета; - корригировать произвольное внимание на основе выполнения дидактических упражнений и игровых заданий по теме; - развивать активную речь детей на основе полных ответов на вопросы; - формировать желание играть вместе, самостоятельно составляя сюжеты игр; - воспитывать положительные эмоции. Материал: иллюстрация поезда, бумажные цветы, бабочка, шапочки бабочек. Словарная работа: активизировать в речи детей слова: машинист, пассажиры. Методы и приёмы: художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, беседа, индивидуальные и хоровые ответы, наглядный материал, игровая ситуация. Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Поезд», подвижная игра «Найди свой цвет», словарная игра «Что я видел?», беседы "Животный мир", "Насекомые", "Красота природы". Ход занятия
II. Основная часть
Воспитатель:
Прежде, чем вы узнаете, что мы будем сегодня делать на занятии, отгадайте загадку и ответьте на мои вопросы: III. Итог занятия
|
Денежно кредитная экономическая политика
{ Франция XX века Франция XX века
Франция во второй половине XX века
Средняя и мгновенная скорость
Мудрые фразы о жизни и любви