Использование ИКТ в классах с ОВЗ при проведении самоподготовки в ГПД (русский язык). Игра – важное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД Возрастные и индивидуальные особенности детей

  • Дата: 21.01.2024

Статья на тему

«Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы

с детьми с ОВЗ в ГПД»

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция.

Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1972).

В исследованиях состояния психомоторики (В. И. Лубовский, 1978) прежде всего указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:

Нарушения активности;

Трудности переключения, координации и автоматизации движений;

Наличие синкинезий;

Выраженная быстрая истощаемость.

Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом:

Низкая активность и целенаправленность;

Замедленная скорость;

Сниженные объем, точность и прочность запоминаемого (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Корнев, 1982).

Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей.

Наглядная память преобладает над словесной.

Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость (С. А. Домишкевич, 1988; Т. В. Егорова, 1973 и др.). Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования (З. И. Калмыкова, 1982).

Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитие исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, 1989;). К ним относятся:

Низкий уровень мотивации познавательной деятельности;

Недостаточность организованности и целенаправленности;

Выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;

Большое количество ошибок.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:

Неадекватная самооценка;

Слабость познавательных интересов;

Низкий уровень притязаний и мотивации.

Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован (Н. А. Никашина, 1977). Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.

Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.

Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой нуждаются лица с определенными особенностями развития. В основу специального образования «… должно быть положено уважение к лицам с особенностями развития, признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений». Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование времени, поскольку результативность решения этой важнейшей задачи в значительной степени обуславливает успех социально-трудовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учащиеся коррекционных классов, в силу своих особенностей в развитие, нуждаются в особых формах педагогического воздействия. И информационные технологии являются одной из них. Опыт, как зарубежный, так и отечественный, показывает, что возможности обучения с применением компьютера гораздо выше тех, которые имеются в традиционной форме классно-урочной системы. Этому способствуют индивидуализация процесса обучения, повышение активности детей за счет возможности наблюдать результаты своих действий, возможности исследовательской деятельности, возможности использования метода опробования и анализа действий за счет их повторения. Обучающие ситуации, создаваемые с помощью информационных технологий, делают возможной самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми. Таким образом, компьютер представляется действенным педагогическим средством. Даже незаметный, на первый взгляд, рост уверенности в себе ребенка, источником которого может стать успешно решенная игровая задача, оборачивается для него весьма значимым положительным эффектом.

Учеными и учителями-практиками доказано, что с помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать достижения в развитии, осознанно ставить перед собой новые задачи. Благодаря компьютерным технологиям можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам.

Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий.

Последовательное выполнение заданий.

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

Чередование занятий и физкультурных пауз.

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

Работа на компьютерном тренажере.

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

Оценка переделанных работ.

Использование системы оценок достижений учащихся.

Внимание физическому состоянию детей с ОВЗ

Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся школы. Одной из причин снижения здоровья учащихся является их переутомление в школе, малая физическая активность во внеучебное время.

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

Рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

Организация физкультурно-оздоровительной работы;

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами «Дети улиц» и наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой №54 с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.

Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим и освещенность школьных помещений; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих СанПиНов.

Важную роль в успехе здоровьесберегающей деятельности играет не только материальная база школы, но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями.

Активная позиция и формирование учебных планов и расписания занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузки возрастным возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств просветительской, профилактической и физкультурно-оздоровительной работы – вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их психическое и физическое здоровье. Соблюдение гигиенических норм обучения и внешкольного режима для учащихся является важными составляющими здоровьесберегающей деятельности.

Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п являются:

Признание приоритета охраны здоровья;

Повышение квалификации педагогов по вопросам здоровье сберегающих образовательных технологий и культуры здоровья;

  • проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья, профилактику вредных привычек, подготовку к семейной жизни.

Список используемой литературы:

  1. 1.Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей, с. 3.

2.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Недостаточное развитие - М.: Генезис

3.Демьянов Ю.Г., Ковшиков В.А. Исследование скорости восприятия и объема оперативной памяти у детей с затруднениями в усвоении навыков чтения, письма,счета.

4.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.:

Педагогика, 1989. - 104 с.

5. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий /

Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.

6. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.

7. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.

8. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

10. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.

11. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.

12. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84.

13. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.


Рабочая программа

воспитателя группы продленного дня №

Самойловой Марины Владимировны

Санкт – Петербург

Колпино

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Цель : создание условий для гармоничного развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества.

Задачи :

Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

Развивать познавательные процессы и интересы личности;

Развивать основные нравственные качества личности ребенка;

Развивать коммуникативные отношения ребенка;

Развивать мыслительные процессы, творческие способности;

Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;

Воспитывать чувство коллективизма.

Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей школьников с ОВЗ:

Замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков;

Недостаточная сформированность мыслительных операций;

Эмоциональная неустойчивость;

Повышенная тревожность, бедность представлений об окружающем мире;

Недоразвитие навыков устной и письменной речи.

В основу разработанной программы положены следующие принципы:

Системности

Доступности

Научности

Сознательности и активности

Наглядности

Преемственности

Связи теории с практикой

Природосообразности

Основные методы организации обучения : словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, элементы проблемно-поисковых методов, методы психологии, самостоятельная работа с учебником, аналогия.

Технологии : развивающее обучение, элементы проблемно-поискового обучения, здоровьесберегающие технологии, коммуникативные, технологии использования игровых методов обучения, технология адаптивного обучения, гуманно-личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).

Методическая тема : Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников с ОВЗ.

Режим . Основные воспитательные задачи и направления деятельности.

ГПД работает по пятидневной рабочей неделе с13.00 до 18.00

13.00 - 13.40 – прием детей в группу продленного дня, подготовка к обеду, обед.

13.40-14.20 –прогулка,игры на свежем воздухе.

14.20-15.00 – тематическое занятие.

15.00- 17.00- выполнение домашнего задания.

17.00- 18.00- прогулка, развивающая деятельность, уход домой.

Режимные моменты

Основные воспитательные задачи и направления деятельности

Прием детей в группу продленного дня

Переключение с умственной деятельности на игровую. Создание и обеспечение психологического комфорта. Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков: навыков самообслуживания и духовно-нравственных качеств.

Обед

Воспитание навыков культуры поведения во время приема пищи, бережного отношения к пище; уважительного отношения к сотрудникам пищеблока и столовой.

Прогулка, игры на свежем воздухе.

Отдых и деятельность на воздухе.

Восстановление сил, работоспособности, воспитание любви к природе. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование навыков свободного общения в совместных играх и соревнованиях.

Переключение на умственную деятельность, развивающая деятельность, тематические занятия

Создание условий для развития познавательных способностей и потребностей; создание интереса к политическим событиям, событиям культурной и общественной жизни страны, района, города.

Индивидуальная учебная деятельность, самоподготовка

Развитие познавательных способностей, личностных качеств, самостоятельности и ответственности, формирование умения определять цель задания.

Дни недели

Разделы

Количество часов

Понедельник

Я познаю мир

Вторник

Мой мир

Среда

Я - Петербуржец

Четверг

Семья - моя главная опора

Пятница

Мое здоровье - мое будущее

Итого

1. Я познаю мир.

Предполагается ознакомление с окружающим миром, с духовно нравственными понятиями, воспитание культуры поведения, привитие этических норм поведения, воспитание бережного отношения к природе, к окружающим людям, формирование межличностных отношений, толерантности (беседы, прогулки, отгадывание ребусов и кроссвордов, экскурсии).

2. Мой мир

Развитие творческой деятельности детей, познавательных способностей,

создание интереса к творческому процессу (рисование, аппликация, лепка).

3.Мое здоровье - мое будущее

Привитие здорового образа жизни, воспитание гармонично-развитой личности, развитие спортивного интереса к различным видам спорта (беседы, подвижные игры, прогулки).

4. Семья - моя главная опора

Воспитание бережного отношения к своей семье, почитание старшего поколения, уважение к памяти своих предков (беседы, рисование, рассматривание фотоснимков).

5. Я - Петербуржец .

Патриотическое воспитание, воспитание любви и уважения к своему городу,

Ознакомление с историческими фактами нашего города, развитие общей культуры, ознакомление с памятниками архитектуры (беседы, рисование, рассматривание фото).

Ожидаемые результаты:

Воспитание гармонично-развитой личности, нравственно и физически здоровой личности, коррекция поведения, развитие художественного вкуса, активизация познавательной деятельности, развитие кругозора, воспитание самостоятельных навыков выполнения домашнего задания.

Литература:

Для реализации программного содержания используется следующая литература и учебные пособия:

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и др., изд. «Арктик», Москва 2007г.;

Основы безопасности дорожного движения. Л.И.Тошева изд. «Вако»,Москва 2011г.;

Правила безопасности дома и на улице. С.Шинкарчук. изд. «Литера»,2008г.

Пожарная безопасность 1-4 классы. О.Павлова, Г.Попова и др.изд. «Учитель»2007г.

Правила безопасного поведения на дороге. Г.Н.Элькин. изд. «Литера»,2010г.

Правила хорошего поведения. В.А.Крутецкая. изд. «Литера»,2010г.

Правила поведения в опасных ситуациях. О.В.Соколова, изд. «Литера»,2010г.

Классные часы в 3-4 классах. Н.Ф.Дик изд. «Феникс» 2006г.

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. И.И.Георгиев и др.

изд. «Паритет»2001г..

135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Л.Обухова и др.,

Изд. «Вако» 2013г.

Сборники произведений А.Фета, М.Пришвина, С.Михалкова, М.Зощенко,

Е.Чарушина и др.

Сборник «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвинова изд. «Просвещение»,1986г.

-«800 загадок,100 кроссвордов» И.Г.Сухин, изд. «Новая школа», 1997г.

-«Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева, изд. «Просвещение»,1992г.

Сборник-альманах «Колпинская азбука»,изд. «Иван Федоров»,2013

Календарно - тематическое планирование в группе продленного дня

Тема занятия

Дата

1 четверть.

Я познаю мир. Наблюдение за изменением природы осенью.

Мой мир. Конкурс рисунков «Я рисую осень»

Я- петербуржец. Беседа « По страницам истории Колпино»

Семья- моя главная опора. Беседа «Тепло домашнего очага»

Мое здоровье- мое будущее. «Правила поведения в школе, дома и на улице»

Чтение книг о природе и животных.

Лепка «Листья»

Беседа «Кто такой Александр Невский»

Беседа «Традиции в твоей семье»

Правила поведения в школе,дома и на улице.

Разгадывание ребусов «Занимательная математика»

Дидактическая игра «Образ природы»(пантомима, подвижная инсценировка).

Беседа «Петр I-основатель Петербурга»

Рисование «Моя семья»

Беседа «Дорога- не место для игр».

Аппликация «Дары осени»

Беседа «Как развивать чувство ответственности».

Беседа «Зарождение Санкт-Петербурга»

Чтение и обсуждение. Зощенко «Великие путешественники»

Внеклассное занятие «Береги здоровье»

Беседа «Наши учителя»

Рисование «Любимые учителя»

Дворцы Санкт-Петербурга. Зимний дворец. Беседа.

Моя мама.

Личная гигиена. Беседа

Чтение произведений С.Михалкова. Беседа «Птицы- наши друзья»

Рисование «Натюрморт»

Санкт-Петербург. Екатерина I

Моя семья. Мой папа

Беседа. Правильное питание.

Дидактическая игра-лото «Овощи»

Рисование «Мои друзья»

Я- петербуржец. Рисование «Любимый уголок Санкт-Петербурга»

Моя семья. Мамины родственники

Рисование на тему «Витамины на тарелке»

Викторина «Приключения в царстве Математики»

Учимся сочинять сказку.

Дворцы Санкт- Петербурга. Таврический дворец.

Моя семья. Папины родственники.

Беседа «Значение завтрака для здоровья»

Беседа «Все профессии важны»

Конкурс рисунков «Любимая профессия»

Дворцы Санкт- Петербурга. Михайловский дворец.

Братья и сестры.

Беседа «Правильная осанка»

2 четверть

Беседа «Откуда пришла сказка»

Рисование «Я рисую сказку»

Беседа. Ансамбль Летнего сада. Памятник И.А.Крылову.

Моя семья. Бабушки и дедушки.

Игры на свежем воздухе.

Беседа «Экология нашего края»

Рисование «Как помочь природе»

Мосты Санкт- Петербурга. Дворцовый мост.

Моя семья. Где работают мои родители.

Беседа «Почему полезен режим дня?»

Игра «Занимательный русский язык»

Аппликация «Картины природы»

Мосты Санкт- Петербурга. Аничков мост.

Моя семья. Мой адрес.

Беседа. Ты и твоя память.

Викторина «Литературный ринг».

Беседа «Что значит быть толерантным»

Мосты Санкт-Петербурга. Троицкий мост.

Моя семья. Древо жизни.

Беседа. Зоркое зрение.

Чтение книг Е. Чарушина о животных.

Настольные игры по интересам детей.

Мосты Санкт-Петербурга. Биржевой мост.

Моя семья. Друзья нашей семьи.

Беседа. Крепкие зубы.

Занятие-беседа. «Охрана природы»

Рисование «Волшебные узоры»

Санкт-Петербург. Первая крепость.

Моя семья. Семейные праздники.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Разгадывание загадок.

Вырезание из бумаги новогодних украшений.

Санкт-Петербург. Первый музей.

Моя семья. Празднование Нового года.

Беседа о технике безопасности в новогодние праздники.

3 четверть

Семья. Что такое честь семьи.

Беседа о правилах поведения на льду.

Беседа «Быть воспитанным каждому»

Рисование «По страницам произведений А.С.Пушкина».

Беседа. Острова Санкт-Петербурга.

Беседа о красоте и хорошем вкусе.

Беседа «Береги здоровье»

Игра-лото «Техника, транспорт»

Рисование «Зимний Петербург»

Каналы Санкт-Петербурга.

Животные, живущие у нас дома.

Игры на свежем воздухе. Зимние виды спорта.

Беседа о блокаде Ленинграда. Никто не забыт, ничто не забыто.

Рисование на тему «Блокада Ленинграда».

Памятные места Санкт-Петербурга. ПС, Пискаревский мемориал.

Моя семья и ВОВ.

Закаливание организма.

Беседа «Дикие и домашние животные»

Лепка «Птичья столовая».

Петропавловская крепость.

Беседа о родном языке «Культурное наследие»

Как не простудиться в зимнее время. Беседа.

Викторина «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка»

Занятие «Геометрический калейдоскоп».

Домик ПетраI

Беседа «В кругу семьи».

Первая помощь при обморожениях.

Беседа «Вода –источник жизни»

Рисование и раскраска «Дымковская игрушка»

Летний дворец ПетраI

Папин праздник. Военные профессии.

Первая помощь при ожогах.

Разгадывание загадок о животных.

Рисование «Мои животные»

Архитектурные места Санкт- Петербурга. Казанский собор.

«Пофантазируем о будущем моей семьи».

Подбор пословиц о здоровом образе жизни.

Диспут «Наше право и наш интерес».

Конкурс рисунков « Моя родина».

Стрелка Васильевского острова.

Праздник мам и бабушек. Изготовление открыток.

Полезные и вредные привычки.

Русские народные традиции.

Конкурс сочинительства.Стихи о маме.

Скульптурные памятники Санкт-Петербурга.

Рисование «Моя мама -лучшая на свете»

Беседа «Как одолеть болезнь»

Занятие «Веселая математика».

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Академия художеств Санкт-Петербурга.

Семья - моя главная опора. Беседа.

Беседа о правилах дорожного движения.

4 четверть

Работа с картоном и бумагой. Изготовление птичек.

Адмиралтейство.

Как я провел каникулы с семьей. Конкурс рисунков.

Как справиться с весенним недомоганием.

Первый космонавт Ю.Гагарин.

Конкурс рисунков на тему « Космос».

Ансамбли Росси.

Мои друзья. Дружба и порядочность.

Школа вежливости «Как я выгляжу».

Чтение книг о животных (Б.Житков, В.Бианки, М.Пришвин)

Аппликация «Жар-птица».

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.

Как я помогаю своей семье.

Беседа «Воспитанный ли я человек»

Беседа «Твой друг-природа».

Рисование на тему «Первые весенние цветы».

Главная улица Петербурга. Невский проспект.

Моя семья. Обряды и обычаи русского народа.

Беседа о безопасном поведении около водоемов.

Изготовление праздничных открыток.

Сады Санкт-Петербурга.

Чтение рассказов о войне и героях войны.

Памятники русской военной славы.

Моя семья и ВОВ.

Игра-викторина «Колесо истории».

Конкурс рисунков «Исторические памятники Санкт- Петербурга»

Памятники морской славы Санкт-Петербурга.

Мы- одна семья.(Мальчишки и девчонки)

Что такое эмоции.

Чтение стихотворений о родине.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет эффективность реализации основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

ГПД многое даёт детям: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально-значимых навыков… Но главное, - школьные группы продлённого дня создают коммуникативно-развивающую среду, эффективно восполняя дефицит общения со сверстниками. К тому же, ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы, гаджетов и телевидения.

Одним из факторов психологически-комфортной воспитывающей среды становится для ребенка мультфильм как транслятор модели поведения, способа действий, алгоритма достижения цели.

К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность.

Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Фиксики», «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). Но чтобы ребёнок смог его принять его и осмыслить, ему необходима своевременная помощь воспитателя или родителя.

В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования.

Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
  • показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
  • формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Хороший мультфильм - это кладезь полезной информации, он может дать добрый совет, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая понятна ребёнку. Мультики похожи на сказки - в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

И тогда у воспитателей и их воспитанников при просмотре мультфильмов возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?».

Главное выбрать правильный «волшебный» мультфильм. Приложение

Как богатейший потенциал воспитательной и коррекционной работы с учащимися начальной школы зарекомендовали себя такие формы занятий на основе мультфильмов как мультлото, мульткараоке, мультвикторины. Приложение 1

Мой опыт воспитателя ГПД коррекционной школы показывает, что особое впечатление оставляют у детей занятия с использованием таких мультфильмов, как: «Почему ослик загрустил», «Самый большой друг», «Подарок для самого слабого», «Мойдодыр», «Так сойдёт», «Азбука вежливости», «Дудочка и птичка», «Просто так», где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей.
В добрых советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

В коррекционно-воспитательных занятиях, построенных на содержательном аспекте мультфильмов, я использую такие методы, как:

  • метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
  • метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
  • метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

Затем в игровой форме закрепляются полученные впечатления и знания.

Крайне важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку.

Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание каждого ребенка, что его можно вспоминать во время формирования навыков самообслуживания, когда первоклассники начинают капризничать «не хочу - не буду». Фраза: «Молодец. Будешь, как великий Нехочуха» может привести ребенка к правильным действиям.

Трудные для усвоения и осознания учащимися начальной школы абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.

Методически обоснованная систематизация и структурирование мультипликационного материала по направлениям коррекционно-воспитательной работы создает прекрасные возможности для обогащения образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Актуальность именно этого аспекта обусловлена тем, что мы живем в эпоху глобальной конкуренции, пронизывающей все сферы жизни человека, а это требует от него конкурентоспособности, т.е. умения наиболее эффективно достигать цели. Поэтому для рассмотрения условий развития конкуренто­способности личности необходимо обратиться к таким понятиям, как целеполагание, цель, средства.

Процесс формирования конкурентоспособной личности будет эффективнее, если его начать в младшем школьном возрасте, поскольку уже в этот период ребенок имеет свои желания (предшественники целей) и ищет способы их достижения.

Проанализировав достаточное количество мультфильмов, я отобрала наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. Уже из них были отобраны мультфильмы, способствующие усвоению ребенком знаний и умений, касающихся целеполагания.

На своих занятиях я предлагаю детям простое определение цели: цель - это то, что ты сам хочешь достичь. Средство - то, что способствует достижению цели. Многие из ребят с трудом воспринимают, что мечты и желания, как правило, сбываются (за счет кого-либо), а цели нужно добиваться самому. И тут на помощь приходят мультфильмы., из которых можно на доступном для детей языке вычленить структурные компоненты целеполагания:

  • выбор цели;
  • ложная цель;
  • неправильные средства, не приводящие к достижению цели;
  • средства, способы, пути достижения цели: лень как противник целеполагания; труд, тренировки как способы ее достижения;
  • упорство при достижении цели, борьба за свою цель, жертвы во имя цели, умение устоять перед соблазнами;
  • необходимость знаний для достижения цели;
  • профессионализм как условие достижения; ознакомление с некоторыми профессиями.

Работ с мультфильмом обычно строится по принципу сочетания наглядного материла и словесных методов обучения.

Примерная схема занятия:

  • вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о…... (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и почему;
  • показ мультфильма;
  • беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача - получение детьми нового знания;
  • игра на основе выводов, упражнение.

К мультфильмам разработаны вопросы, направленные на овладение знаниями по целеполаганию.

Представляю вашему вниманию некоторые задания, упражнения и методики оценки уровня знаний и умений младших школьников.

Использование средств мультипликации в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

  • представить наглядно сложные явления и нравственные понятия;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;
  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Таким образом, в условиях ФГОС нового поколения методически грамотное использование средств мультипликации в работе воспитателя ГПД коррекционной школы-интерната открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

Чубаева Наталья Николаевна

учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование и воспитание - два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А. Ильина, «образование без воспитания есть дело ложное и опасное».
Изменения политической и социально - экономической ситуации в нашей стране, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения. Участникам учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате №4 учителям и воспитателям приходиться встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и поведении. Специалистов и педагогов группы продлённого дня всё чаще волнуют такие вопросы как диагностика, причины и проявление отклонений в поведении детей, умственного, психического и физического их развития. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей С ОВЗ.
Следовательно, остро стоит вопрос создания ребёнку с ОВЗ условия для свободного выбора форм, способов самореализации в обществе на основе общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной и вариативной. Нужна воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических особенностей.
Модель воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №4 выстроена на основе идей «педагогики успеха» и позволяет проектировать деятельность группы продлённого дня по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения её потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение, где успех - это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение - опредмеченный результат.
Воспитательный процесс в ГПД выстраивается с учётом постановки следующей цели и определения задач.
Цель: Создание условий для формирования личности ребёнка, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи:
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, потребности к самовыражению и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в социуме;
- создание условия для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к культурным истинным ценностям, формирование нравственных принципов;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны, народных традиций, своего города;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и собственной безопасности.
Работа по реализации целей и задач основана на принципах воспитания:
- принцип самовыражения;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;
Исходя из индивидуально-психологических особенностей детей с ОВЗ, воспитательная система класса предусматривает очень тщательный отбор форм, методов и приёмов воспитания.

Формы воспитательной работы в ГПД

В своей деятельности я использую интерактивные формы работы, такие как:
«клубный час», «работа в группах», «работа в парах», «звезда класса», «заочные экскурсии», «защита проекта», «мозговая атака», «ситуативные практикумы», «разброс мнений», «репортаж на школьную тему»

Методы воспитательной работы

Мною применяются и используются лечебно-педагогические методы коррекции.
Они классифицируются на 2 основные группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы.
I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Метод игнорирования.
3. Метод культуры здорового смеха.
4. Действия при сильном возбуждении ребенка.
5. Коррекция рассеянности.
6. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
7. Коррекция бродяжничества.
8. Самокоррекция.
II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.
1. Коррекция истерического характера.
2. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
3. Коррекция нервного характера.
4. Прием борьбы с ненормальным чтением.
III. Метод коррекции через труд.
IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:
I. Внушение и самовнушение.
III. Метод убеждения.
IV. Психоанализ.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогических ситуаций, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. Педагогических приёмов великое множество, но в своей работе я использую те приёмы которые приемлемы для контингента детей моего класса:
- стимулирующие приёмы: доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение
- тормозящие приёмы: намёк, мнимое безразличие, взрыв, ирония, предупреждение
- коммуникативные приёмы. К ним относятся:
«Ролевая маска» - учащимся предлагается войти в некоторую роль, выступить уже не от своего имени, а от имени выбранного персонажа.
«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главное - само участие ученика в обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения задания с последующим столкновением противоречивых суждений. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
- приёмы, связанные с организаторской деятельностью:
«Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям и т.п.).
«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.
Реализация описанных выше форм приёмов и методов воспитательной работы позволяет обеспечить условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», «труд», «познание», «культура». Эту задачу решают направления воспитательной системы, которые отражаются в подпрограммах: «Обучение с увлечением», «Путь к сердцу», «Дети страны Россия», «Дорога в жизнь», «Здоровое поколение», «Школа светофорных наук или модульный курс по ПДД», «Ступени творчества».
Изучением эффективности и результативности представленной модели воспитательной системы класса в ГПД занимается воспитатель как главенствующее ядро. В рамках такой системы живёт, растёт и развивается как личность школьник. Функционирование воспитательной системы зависит не только от внутри системных условий, а доминируется огромным множеством социальных, экономических, культурных и других факторов.
Именно по этой причине определить результаты воспитания, выявить в «чистом виде» эффективность воспитательной системы сложно, но возможно. Под понятием «результативность воспитательной системы» подразумевается такая его характеристика, которая основывается на определении степени достижения поставленной цели.
Результативность воспитательного процесса - это конечный результат воспитания, сформированность жизненно важных потенциалов личности воспитанников, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.

Конспект игрового воспитательного занятия в ГПД для детей с ОВЗ в 1 классе на тему "Сказочная поляна".

Описание работы: конспект будет полезен как для педагогов школ, работающих в начальных классах, так и для воспитателей ДОУ. На протяжении всего урока проводится работа над развитием речи детей с интеллектуальной недостаточностью, опираясь на применение различных игровых приемов. Параллельно речевому развитию на занятии ведется обучение игре, что несомненно нравится детям с ОВЗ и, с помощью чего они больше всего могут воспринять любой преподносимый им материал.
Тема: «Сказочная поляна».
Цель: закрепление у обучающихся игровых навыков, воспитание положительного отношения к сезонным изменениям в природе.
Задачи:
- закреплять умения детей играть в сюжетно-ролевую игру «Поезд», расширяя их возможности при развитии игрового сюжета;
- корригировать произвольное внимание на основе выполнения дидактических упражнений и игровых заданий по теме;
- развивать активную речь детей на основе полных ответов на вопросы;
- формировать желание играть вместе, самостоятельно составляя сюжеты игр;
- воспитывать положительные эмоции.
Материал: иллюстрация поезда, бумажные цветы, бабочка, шапочки бабочек.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: машинист, пассажиры.
Методы и приёмы: художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, беседа, индивидуальные и хоровые ответы, наглядный материал, игровая ситуация.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Поезд», подвижная игра «Найди свой цвет», словарная игра «Что я видел?», беседы "Животный мир", "Насекомые", "Красота природы".

Ход занятия
I. Организационный момент
- Обратить внимание на гостей.
- Разминка.
- Настрой на работу.

II. Основная часть

Воспитатель: Прежде, чем вы узнаете, что мы будем сегодня делать на занятии, отгадайте загадку и ответьте на мои вопросы:
Едет, пыхтит, гудит,
«Чух-чух-чух» говорит.

Что это?
Дети: Это поезд. (Индивидуальные ответы)
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим поезд (показ иллюстрации) .
Воспитатель: Ребята, кто ведёт поезд?
Дети: Поезд ведёт машинист. (Индивидуальные и хоровые ответы)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто едет в вагонах?
Дети: В вагонах едут пассажиры. (Индивидуальные и хоровые ответы)
Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами «поедем на сказочную поляну на поезде». А почему поляна называется сказочной, вы мне ответите, когда мы на нее приедем. Прежде, чем начать игру «Поезд», давайте распределим роли. (При распределении ролей можно использовать считалку).
Проводится сюжетно-ролевая игра «Поезд».
Дети «садятся» в поезд, машинист произносит: «Поезд отправляется». Во время движения поезда воспитатель следит, чтобы все дети произносили звуки движения поезда: «Чух, чух, чух» и гудка: «Ту-ту».
Воспитатель: Станция «Сказочная поляна». Давайте «выйдем» из «поезда» и «сядем на скамейку». Закроем глаза и представим, что мы видим «осенний лес».
Звучит спокойная музыка, дети представляют, закрыв глаза, осенний лес.
В это время, воспитатель «готовит» сказочную поляну за спинами детей, раскладывая на ковре бумажные цветы, прячет под одним из цветов бабочку, выставляя одно крыло.
Проводится игра «Что я видел?».
Дети, сидя спиной к «поляне», отвечают воспитателю на вопрос о том, что они увидели с закрытыми глазами (предположительно, дети говорят о признаках и приметах осеннего леса).
Воспитатель: А теперь, давайте повернёмся к нашей «поляне» и, (пауза), перенесёмся в какое время года?
Дети: Во время года лето! (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Как вы думаете, почему наша поляна сказочная?!?
Дети: Потому что, сейчас время года осень, а у нас на поляне – лето, как в сказке. (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Да, молодцы. Ребята, посмотрите, что есть на нашей сказочной поляне?
Дети: На поляне растут цветы.
Воспитатель: Правильно, а какого цвета цветы?
Дети: Цветы красного, синего, зелёного и жёлтого цвета... (Индивидуальные ответы по очереди).
Воспитатель: А кто сидит под цветком? (Из-под цветка видна часть крыла бабочки).
Дети: Под цветком сидит бабочка. (Индивидуальные ответы).
Воспитатель: Правильно, это бабочка. (Достаёт бабочку, говорит за нее).
Бабочка: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Бабочка: Как я испугалась, когда увидела вас.
Воспитатель: Не надо нас бояться, мы маленьких не обижаем, правда, ребята?
Дети: Да, мы маленьких любим, жалеем и защищаем.
Воспитатель: А чтобы ты, Бабочка, совсем перестала нас бояться, мы с тобой поиграем. Прежде чем начать игру, мы превратимся в бабочек (детям раздаются шапочки-маски). Каждая «бабочка» «находит» цветок своего цвета.
Проводится подвижная игра «Найди свой цветок» в сопровождении музыки.
Каждая «бабочка», определенного цвета, ищет свой цветок, соответствующего цвета.
Воспитатель (по окончании игры): Ребята, давайте попрощаемся с бабочкой, скажем ей: «Спасибо за компанию и игру». Нам пора домой.
Дети прощаются, «садятся» в «поезд» и «уезжают».

III. Итог занятия
Проводится обсуждение того, чем занимались на занятии, в какие игры играли, кого встретили, почему поляна называется «сказочной». Воспитатель отмечает каждого ученика, указывая на полные ответы, правильные выводы, активность, хорошие игровые навыки и т.д.
В конце звучит похвала детей и прощание с гостями.


Образовательный портал - Аистенок

© Copyright 2024, aistenok-chekhov.ru

  • Рубрики
  • Литература
  • Русский язык
  • Опыт
  • Филология
  • История
  •  
  • Литература
  • Русский язык
  • Опыт
  • Филология
  • История