Владимирская икона пресвятыя богородицы. Экскурсия по Сретенскому монастырю

  • Дата: 15.10.2023

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени - с 1160 года - она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», - свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский - и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая - в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня - в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа - в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях - медальоны с сонмом русских святых, а в центре - овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской .

В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

Празднование Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа/8 сентября — установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении её из Владимира в Москву .

История встречи в Москве Владимирской иконы божией Матери

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь , а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).

В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. стилю), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную, восприемши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: / о пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебя воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых / пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.

Иной кондак, глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, / в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, / невозвратно надежду имуще, притецем, / к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!

Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Совсем, казалось недавно в Пречистенском Кафедральном Соборе прошли праздничные Богослужения, во главе с архиепископом Виленским и Литовским Иннокентием, посвященные празднику Успения Божией Матери. Где все верующие вместе с духовенством молились Божией Матери – заступнице рода христианского.

И, сегодня 8 сентября по Церковному календарю празднуется Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г. Именно в Праздник Успения явилась Владимирская икона Божией Матери во сне Тамерлану и велела покинуть пределы земли Русской.
Владимирская икона Божией Матери, по Церковному Преданию и вере наших славных предков, написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.
Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена москвичами икона, построили Сретенский монастырь.

Так, заступничество Божией Матери спасло Русь от нашествия Тамерлана, и тем самым показало, кто приступает с благочестием и молитвой к Божией Матери, на том исполняются Ее слова: «Радуйтесь, Я буду с вами во все дни“, сказанные некогда апостолам на третий день, после Своего преславного Успения.
И, как бы в залог Своего невидимого присутствия Она даровала православному человеческому роду многие десятки, сотни и тысячи святых цельбоносных и чудотворных Своих икон. Через них Она передает всем, кто с верою, благоговением и любовью припадает к этим святым иконам, Свою Материнскую милость, утешает, ободряет, исцеляет, помогает нести жизненный крест каждому, ищущему на своем земном пути небесного подкрепления.

Тропарь, глас 4
Владимирской иконе Божией Матери
Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей / и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы), произнесённая 8 сентября 2014 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» , - говорит Господь наш Иисус в Святом Своём Евангелии. И мы, православные христиане, должны, прежде всего, искать Царства Небесного, изучать заповеди Божии, пробовать исполнить их в своей жизни, просить Божию помощь и благодать Духа Святого на это спасительное шествие в Царство Небесное.

Но мы часто по немощи своей греховной, по увлеченности всеобщей мирскими удовольствиями, разнообразными наслаждениями, забываем об этой главной цели нашей христианской жизни - о стяжании Духа Святого, о шествии в Царствие Небесное. И увлекаясь теми или иными удовольствиями, пребываем большую часть своей жизни в нерадении, в забвении Заповедей Божиих и шествия по узкому пути.

И Господь, зная, что такое наше состояние и таковая наша жизнь приведёт к тому, что мы по влечению своей греховности не сподобимся попасть в Царствие Небесное, но попадём в вечные муки, Он, желая нас исправить и отвратить от этой временной и суетной жизни, сначала посылает нам благие помыслы. Эти благие помыслы представляют перед нами кратковременность этой жизни, суетность тех благ, за которыми мы гонимся. Ведь многие люди, хотя и положили всё своё стремление к тому, чтобы приобрести или богатство, или славу, или иные земные почести и блага, но даже в этой временной жизни часто по причине или болезни, или расслабления своего, или по причине тюремного заключения, или ещё каких-либо внешних обстоятельств не смогли воспользоваться этими всеми благами, к которым они стремились и которые хотели приобрести. И в любом случае смерть неизбежно у нас отбирает всё то, к чему мы стремились и что хотели приобрести.

Господь, желая нам показать эту суетность, сначала дарует нам эти помыслы. Но человек часто не обращает внимания на эти мысли, не смотрит на других людей, потерпевших своё такое «кораблекрушение», но, тем не менее, начинает и дальше стремиться к приобретению земных удовольствий. Тогда Господь посылает человеку малые скорби и искушения, чтобы они стряхнули его ум и направили его в нужную сторону, но часто и это не действует на него. И тогда Господь, по Своему милосердию, желая исправить нас, чтобы мы не погибли для вечной жизни, посылает уже какие-либо общенародные бедствия.

Всё это происходит не по той причине, что Господь желает нас мучить, или как-либо уничижать, но Он желает, чтобы мы не прилеплялись к этой временной земной жизни. Мы должны помнить слова Христовы о том, что и две малые птицы, которые продаются за мелкую монету, не падают на землю без воли Отца Небесного, помнить о том, что и все волосы, которые находятся у нас на голове, сочтены. Мы не знаем, сколько у нас волос на голове, и даже никогда не задумывались, какое их количество, но Господь промышляет даже об этой малости.

Тем более какие-либо более значительные события не происходят без Его воли или без Его попущения, когда требуется нас исправить. И мы видим, что наши благочестивые предки во время этих общественных бедствий вспоминали эти все слова Христовы, начинали искренне каяться и исправлять свою греховную жизнь. А греховной жизнью люди живут не только в наше время, но и в те, древние времена, хотя по внешности, может быть, тогда и не было столько удобств и разнообразных греховных удовольствий, которые есть сейчас. Но, тем не менее, забыть о своём предназначении, о том, что мы являемся христианами, можно в любое время, и увлечься этой земной и суетной жизнью.

И наши предки, встречая общенародные бедствия, сразу вспоминали эти слова Христовы, искренне произносили слова молитвы о том, что «согрешили, беззаконовали, неправдовали, Господи, пред Тобою», и что всё, что нас постигло, это произошло не по причине каких-либо внешних обстоятельств, или ненависти тех или иных народов, но всё это произошло именно по главной причине - по причине нашей греховной и нераскаянной жизни.

И когда они с таким сокрушённым сердцем обращались к заступничеству угодников Божиих, печальников земли Русской - Сергию Радонежскому и другим, к предстательству Божией Матери, то часто видели дивное и необычайное заступление. И мы в сегодняшний праздничный день вспоминаем великую помощь Божией Матери, которую в 1395 году Она показала над Святой Русью.

В это время огромные полчища Тамерлана, который со своими войсками пришёл из Монголии, и, прошедши все земли Средней Азии, разорив все государства, которые находились на его пути, подошёл к Русской земле. Дошёл он до города Ельца и остановился в нём, казнил многих православных христиан, и в течение двух недель находился там. В это время великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Иоанновича Донского, вместе со своим духовным отцом - митрополитом Киприаном, вспомнили о чудотворной первописанной иконе Божией Матери - Владимирской, которая находилась, по своему названию, в городе Владимире. И они восхотели, чтобы эта чудотворная икона была перенесена в их столицу - в город Москву, чтобы ободрить пребывавших в унынии и русское воинство, и всех жителей, которые находились в столице Святой Руси.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

С молебным пением избранные люди пошли и от царя, и от митрополита в город Владимир, подняли чудотворную икону и затем с крестным ходом, со многими молитвословиями, икона была перенесена. Все жители города Москвы вышли навстречу чудотворной иконе. И зная об огромной силе воинов Тамерлана, о том, что невозможно тогда разоренной Русской земле было противостоять им, зная о жестокости Тамерлана, когда он из отрубленных голов людей, в тех или иных захваченных городах, складывал целые пирамиды, они с великим воплем и умилением сердечным припали к иконе Божией Матери и просили у Неё заступничества.

И Царица Небесная не посрамила их искреннее раскаяние в грехах, их обращение к Её Материнскому покрову. Сама Она в сонном видении явилась к этому грозному завоевателю, впереди Её шли святители московские, держа в руках своих золотые жезлы, а Она, стоя на верху высокой горы, была окружена Небесным воинством. Воинство Небесное угрожало этому захватчику, а Божия Матерь, подняв руки Свои к небу, молилась Своему Сыну о заступлении Русской земли, и показывала Тамерлану знаками, чтобы он уходил от Её пределов.

Когда он проснулся, то все кости его тряслись, и он находился в величайшем смятении и ужасе. Созвав своих советников и военачальников, он рассказал им об этом видении. И они сказали ему: «Та Жена, которую ты видел, несомненно, - Мать христианского Бога, Которая намеренна защитить Свою землю». На это Тамерлан отвечал: «Если Она пошлет даже одного из тех светоносных юношей, которых я видел на горе, окружающих Её, то он победит всех нас, и не будет даже места на земле, куда бы мы смогли убежать». И тогда всё это огромное воинство из города Ельца, не двинувшись дальше, поднялось со своего места и пошло в Малую Азию, на территорию современной Турции, где ещё разорило множество государств, и множество народов и людей повергло в величайшую скорбь.

Божия Матерь могла бы и без этого видения просто навести страх и ужас на это грозное воинство, и оно бы, побросав своё оружие, добычу и пленных, бежало бы из нашей земли. Но Царица Небесная желала, чтобы мы по суетству своего ума не приписали бы всё это каким-либо естественным событиям, или страху этого воинства, или тому, что они услышали о каких-либо слухах, или ещё чему-либо, но Сама, явившись грозному завоевателю, желала, чтобы мы знали истинную причину, по которой Русская земля была в те времена избавлена от этой страшной беды.

И мы, братья и сестры, взирая на это заступление Божией Матери, когда не один человек, но вся земля Святорусская была избавлена, будем и в наше время стараться с искренним сердцем, с сокрушением о своей греховной и неисправленной жизни, молиться Царице Небесной. Она имеет то же великое дерзновение, как и в те времена, перед Своим Сыном, Творцом и Создателем. В руках Её Сына находятся все судьбы: и отдельного человека, и каждого государства. И поэтому Он, взирая на то, в каком состоянии находятся люди, к чему они стремятся, как они относятся к Его святым и спасительным заповедям, и управляет всеми этими государствами и судьбами каждого человека.

Поэтому и мы не будем опускать руки и унывать, но по примеру наших благочестивых предков, которые всегда усиливали свою молитву во время общественных бедствий, нападений и обстояний, будем и мы, подражая им, взывать к Царице Небесной: «Царица Небесная, спаси землю Святорусскую, и покрый нас честным Своим покровом» . Аминь.

«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской.


26 августа / 8 сентября Русская Православная Церковь отмечает светлый праздник, установленный в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы при перенесении ее из Владимира в Москву. Этот чудотворный образ Царицы Небесной был написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет», - сказала Богородица, когда увидела эту икону.

В благодарность Заступнице Небесной за чудесное избавление Москвы от полчищ хана Тимура-Тамерлана на месте встречи 26 августа / 8 сентября 1395 года чудотворной иконы был основан Сретенский мужской монастырь . В субботу, 30 сентября, благодаря Юле rijaya_koshka я вновь побывала на экскурсии по обители и узнала о важных вехах в ее истории и житии святых подвижников благочестия.

Наш замечательный экскурсовод из паломнической службы Сретенского монастыря - Мария

В 13-15 веках Русь страдала от разорительных набегов татаро-монгольских орд. Важнейшую роль в начале борьбы с иноземным игом и укреплении значения Москвы как центра объединения русских земель сыграл поединок схимонаха Александра Пересвета и воина хана Мамая Челубея на Куликовом поле. Вооружившись одной лишь схимой и горячей верою во Христа, инок Троице-Сергиевой лавры одержал великую духовную победу над ордынским богатырем, принеся себя в жертву и исполнив тем самым данную Спасителем заповедь Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15:13]. 8 (21) сентября 1380 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы войско святого благоверного князя Димитрия Донского одержало знаменательную победу над полчищем хана Мамая, положив этим начало освобождения земли Русской от золотоордынских угнетателей.

В Сретенском монастыре

Но еще около века с тех пор Русь страдала от набегов ордынских ханов. Так, спустя 15 лет после победы князя Димитрий Донского на Куликовом поле, над Москвой зависла новая страшная угроза - хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

В Сретенском монастыре

Великий князь Василий Димитриевич, старший сын Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки в ожидании врага. Великий князь, митрополит Московский Киприан и весь народ горячо молились Спасителю, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим о милости и защите от иноверца. Василий Димитриевич попросил митрополита доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Царицы Небесной. Крестный ход с Владимирской иконой Богоматери длился десять дней, и 26 августа по старому стилю городское духовенство, семья великого князя, знать и весь честной люд от младенцев до старцев в слезной молитве встречали на Кучковом поле (современная территория между Лубянской площадью и Сретенскими вратами) образ Пречистой. Моля о помощи Всевышнего, они крестным ходом проводили святыню до Успенского собора Кремля.



Царица Небесная вняла обращенным к ней молитвам и заступилась за взывающий через Нею ко Спасителю народ. В тот самый час, когда в Москве встречали чудотворную икону Пречистой, хану Тамерлану во сне было явлено видение. С высокой горы спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и окружении Ангелов парила Лучезарная Жена. Ордынский хан в страхе проснулся. Он обратился к своим старейшинам и мудрецам с просьбой растолковать, что означает увиденное, на что ему было сказано, что это есть Матерь Бога и Заступница православных, сила которой неодолима. Хан Тамерлан убоялся и приказал развернуть свои войска. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!», - гласит летопись.

Владимирская икона Божией Матери в соборном храме монастыря

В 1397 году память о заступлении и предстательстве Божией Матери на месте встречи ее чудотворного образа был основан Сретенский монастырь. И еще много раз Царица Небесная защищала христолюбивый народ от разных бед и скорбей. И по сей день Пресвятая Богородица продолжает ходатайствовать перед Всемилостивым Своим Сыном обо всех, кто с верою и покаянием в сердце взывает ее о помощи.

Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Первоначальные монастырские строения не сохранились до наших дней. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с посещения которого началась наша экскурсия, был построен в 1679 году царем Феодором Алексеевичем. В храме находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сам сей святой образ появился на Руси около 1131 года, когда Константинопольский патриарх Лука Хризоверх (Хрисоверг) прислал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий Владимирович поместил образ в женский Вышгородский Богородичный монастырь под Киевом.

В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого - князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. Молодой князь, решив переселиться в Ростово-Суздальские земли, без ведома отца взял с собой из Вышгородского монастыря чудотворный образ. Боголюбивый князь по пути непрестанно молился перед иконой Пречистой. Добравшись до Владимира, князь хотел двигаться дальше в Суздаль, но тогда Царица Небесная чудесным образом явила ему свою волю. В нескольких верстах от Владимира княжеские кони встали и, несмотря на многие понукания, отказались продолжать путь. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и сказала, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир. Чудотворную икону Царицы Небесной доставили в город, где поместили в выстроенный для нее Успенский собор. С тех пор эту икону стали именовать Владимирской. А на месте чудесного явления по приказу князя был основан Боголюбский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции 1917 года монастырская звонница была утрачена. Самый древний колокол сейчас находится на колокольне нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

После чудесного спасения москвичей в 1395 году от войск хана Тимура-Тамерлана святой образ вернул во Владимир, где пребывал еще около ста лет. Событие, которое стало поводом для окончательного перенесения иконы в Москву, вошло в историю под названием «стояние на Угре». На реке Угре встретились войска великого князя Ивана III и хана Ахмата. И вновь Царица Небесная защитила горячо молящийся к ней народ и отвела от Москвы страшную беду. Войска хана Ахмата обратились в бегство, и этот исход противостояния русских и ордынских войск в калужских пределах имел величайшее значение - с этот момента Русь перестала быть данником Орды. В память этого события в Москве ежегодно стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, а река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. Чудотворная Владимирская икона Богородицы с 1480 по 1918 год икона находилась в Успенском соборе Кремля, а в настоящее время святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее, а в Сретенской обители пребывает ее чудотворный список.

В храме в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Справа от Царских Врат находится старая рака, в которой до 2017 года покоились мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. После освящения нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской честные мощи святого были перенесены в него. Верующие, горячо почитая владыку, по-прежнему с благоговением прикладываются и к старой раке в храме Сретения, и по вере своей и Божиему Промыслу получают всякое утешение. О житии святителя Илариона мы услышали чуть позже, когда посетили новый храм, а пока Мария обратила внимание группы на необычную икону в иконостасе - «Снятие пятой печати».

Старая рака, в которой покоились честные мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Икона "Снятие пятой печати"

Сюжетом образа послужили слова из Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). На иконе изображены царственные страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. До церковного прославления их имена на иконе не надписаны, но после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году икона была завершена.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских

Сретенский монастырь основан на месте, где ранее находилась церковь в честь Марии Египетской. В память об этом в соборе устроен придел в ее честь. Главная святыня - рака с частицей мощей святой подвижницы. Супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична, чьей небесной покровительницей была Мария Египетская, очень почитала «свою» святую. Государыня ходатайствовала о том, чтобы в обители появилась частица мощей Марии Египетской. Однако, доставить святыню в обитель удалось только после смерти царицы. Случилось это около 1700-го года. После закрытия монастыря и разрушения храма в 30-е годы XX века ковчег со святыней был перенесен в Государственный исторический музей, где он до сих пор и находится.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской

Начавшееся в 90-х гг. возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание в обители святой Марии Египетской. Из-за исторической ценности самого ковчега, в котором пребывает частица мощей Марии Египетской, святыню решили не возвращать в обитель из фондов музея. Тем не менее, промыслительным образом греческие монахи узнали об этой несправедливости и пожелали ее исправить. 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос был доставлен ковчег с мощами преподобной. Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. В Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Святая преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас!

Житие преподобной Марии крайне поучительно для всех нас. Мария была великой грешницей. В юном возрасте она покинула отчий дом и стала вести крайне распутную, греховную жизнь. Однажды, все еще находясь в плену страсти, она отправилась вместе с другими людьми в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И на Святой Земле Мария не оставила своего порочного занятия. Когда же народ стал входить в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, Божия Сила не позволила женщине вместе со всеми переступить порог в Дом Божий. Несколько раз Невидимая Рука выталкивала Марию из притвора храма. Окончательно выбившись из сил, грешница отошла в сторону.

И вдруг благодать Божия коснулась сердца женщины, Мария залилась горькими слезами покаяния, осознав всю черноту своей жизни. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, пред которой начала горячо молиться о милости Всевышнего и просить наставить ее на путь покаяния и исправления. Когда Мария почувствовала, что молитвы ее услышаны, она вновь осмелилась попробовать войти в храм. В этот раз ничто не помешало женщине подойти и поклониться Кресту Господню. Выйдя из храма, Мария обратилась к своей Заступнице с благодарностью и просьбой указать ей путь, на что услышала глас: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Так, взяв с собой три хлеба и причастившись Святых Христовых Таин, Мария удалилась в пустыню.

Долгие 47 лет Мария подвизалась в уединенной пустыне, моля Всевышнего о милости и смиренно претерпевая многие тяготы. И вот однажды Господом была устроена встреча Марии со старцем Зосимой из Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи. По древнему обычаю инок отправился за Иордан для проведения в посте и молитве дней святой Четыредесятницы. В пустыне Господь явил ему великую подвижницу, поразившую старца своей святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел, как во время молитвы Мария поднялась в воздухе на локоть от земли. В другой раз авва встретил праведницу идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год вновь прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и исполнил благочестивое желание преподобной. Отправляясь в пустыню в третий раз, старец надеялся вновь пообщаться со святой и научиться от нее духовному деланию, но Богом было уготовано для него иное послушание. В указанном Марией месте встречи Зосима обнаружил святую мертвой. Старец омыл своими слезами останки преподобной Марии и стал готовиться к их погребению. И вновь авве Зосиме было явлено свидетельство угодности Богу раскаявшейся грешницы. Когда старец пытался выкопать в сухой, неподдающейся земле могилу, пришел лев. Однако, хищник не набросился на инока, но начал облизывать ноги преподобной. Тогда авва Зосима, помолившись, приказал льву вырыть яму, что царь зверей тут же смиренно исполнил. В выкопанной львом могиле Зосима похоронил святую.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. (Полное житие преподобной Марии Египетской читайте ).

Во время рассказа жития преподобной Марии мне вспомнилась беседа с иеромонахом Александра из Феодоровского Городецкого монастыря, который я посетила во время паломнической поездки «Во славу святого благоверного князя Александра Невского» с мотоклубом «Ночные Волки». Отец Александр поговорил с нами о вере, истинном пути ко Христу и призванию каждого к святости.

Из придела преподобной Марии Египетской паломническая группа отправилась в крипту - подобие первых пещерных христианских храмов.

В крипте Сретенского монастыря с 1997 года находится точная копия Туринской Плащаницы. Всего в мире насчитывается пять ее копий. Сама Плащаница - большое полотно длиною 4,3 метра и шириною 1,1 метра, в которое обернули тело Спасителя праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим - хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине.

Святое Евангелие гласит следующее о смерти Иисуса на Кресте и Его погребении:

«Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,-
пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк. 15:37-47].

Копия Туринской Плащаницы

Вместе с копии Туринской Плащаницы в крипте находится ее негатив, на котором отчетливо виден Иисус Христос в первые мгновения после Его погребения. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран Спасителя: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Сретенский монастырь хранит свидетельства о совершенных чудесах по молитвам перед святыней.

Нам невероятно повезло - группе благословили не только пройти экскурсией по соборному храму и территории обители, но и побывать в семинарии и храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но чтобы не перегружать вас информацией, я продолжу свой рассказ в следующем посте.

Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской