Богадельни на руси. Что такое церковная богадельня и ее значение в современном мире

  • Дата: 25.10.2023

Какие ассоциации возникают в вашем сознании при упоминании богадельни? Вероятно, не самые радужные. Несмотря на то что значение данного слова известно сегодня далеко не всем, память поколений любезно сохранила для нас подсознательное отношение к такому явлению.

Современное понимание

Для сегодняшнего человека богадельня - это место, населенное людьми, мягко сказать, не самого высокого достатка. Как правило, такое обозначение используется в современном мире в составе устойчивых словосочетаний вроде «развели богадельню», причем действуют такого рода выражения в ситуациях, по меньшей мере, малоприятных.

По сути же богадельня - это вовсе не лишенное принципов общество и даже не захламленное помещение. Первоначально смысл слова был совершенно иным, однако со временем он постепенно утрачивался и трансформировался, как это бывает с лексемами, означающими явления, исчезающие в действительности.

Обратимся вначале к слову

Если внимательно присмотреться к структуре самого слова, можно разглядеть в ней интересную особенность: один из корней его общий со словом бог. Скептики могут утверждать, что это - простое совпадение. И значение слова «богадельня» никак не связано со Всевышним, и будут в этом отношении совершенно не правы.

Одна из версий

Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня - это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.

Приют для бездомных людей - заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в корень «бог».

Альтернативный вариант

Есть, впрочем, и другое объяснение этого немного странного названия. Согласно некоторым источникам, богадельня - это не совсем приют для бездомных людей, а нечто среднее между домом престарелых и современным хосписом. Несложно предположить, что в заведениях такого рода люди в основном доживали свои последние дни.

Поскольку мир на тот момент был куда более религиозным, вера в загробное существование была непоколебима. Как известно, та же христианская доктрина предусматривает всего два варианта мест, куда человек может отправиться после смерти: ад и рай. Во втором случае предполагается, что отмучившийся старик или тяжело больной отправляется к богу - в некотором смысле такие люди приравнивались к юродивым, которые, как известно, считались безгрешными. Отсюда и пошло со временем выражение «бога делать», которое потом стало конкретным обозначением места.

Довольно долго считалось, что этот для многих последний приют - богоугодное заведение, а потому практика пожертвований все-таки имела место. Тем не менее средств для нормального содержания заведений такого рода чаще всего не хватало, и условия в богадельнях были, мягко сказать, не самые комфортные.

Кое-что не о благотворительных началах

Стоит отметить, что антисанитария и отсутствие минимального комфорта было свойственно таким заведениям не всегда. Во времена Петровской и Екатерининской эпох богадельня - это не столько место, где всегда могут принять страждущих и нуждающихся, сколько способ решить довольно острую Развитие и увеличение маргинального слоя общества было на тот момент попросту недопустимым, а потому и сама власть была заинтересована в создании и поддержке заведений такого рода. Благородное начало таким образом связывалось с чистой прагматикой.

Если ранее любая богадельня - это было место, спонсируемое правлением, после Земской и сия обязанность легла на общественное самоуправление. На первых порах это было достаточно большим шагом вперед, поскольку стали появляться новые а стремление предотвратить обнищание народа было чрезвычайно сильным.

Покровительство над заведениями такого рода было разделено между царской семьей, общественностью, церковью и министерствами. Пожалуй, именно период начала ХХ века в отношении богаделен и других заведений такого рода можно назвать самым благоприятным.

Еще раз о разнице в понимании

Как видно из всего сказанного выше, понимание самого названия данной организации претерпело существенное изменение. На сегодняшний день выражение «отправить в богадельню» не сулит человеку ничего хорошего, а уж «развести богадельню» и вовсе никто не хочет. Исконное же значение упомянутых фраз было едва ли не диаметрально противоположным для человека имущего и страждущего.

Примечательно, что сами богадельни никуда не исчезли, а лишь сменили свое название на более современное - хоспис. И, если с ними и сиротскими приютами вопросов особо не возникает, то отправка в богадельню нищенствующих, ночующих на улицах и вокзалах была бы хорошим и благородным поступком.

Современное значение слова богадельня не всегда хорошее, таким словом обозначают учреждения, где много неспособных, нетрудолюбивых и безынициативных людей. Ещё понятие характеризуется косностью, отсталостью. Есть много устойчивых выражений, например «развести богадельню» или «отправить в богадельню» и они не сулят ничего хорошего. Изначальное же значение этого слова совсем другое.

Вконтакте

Одноклассники

Понятие и значение слова

Значение слова на самом деле не негативное, как думают, многие. Богадельня - это заведение на благотворительных началах, в котором содержатся нетрудоспособные лица, например, инвалиды, престарелые, немощные. Само слово буквально означает «ради Бога» . Такие заведения также называют богоугодными. Существенным признаком такого заведения является полный уход и содержание живущих в нём людей.

В Россию богоугодные заведения пришли из Византии, уже в уставе князя Владимира упоминается о них. Управление ими было поручено церкви. В Древней Руси при каждом храме имелись такие заведения. Однако тогда церковь принимала всяких людей, без разбору, и часто в таких заведениях содержались ненастоящие нищие. Из-за этого на Стоглавом соборе царь приказал выделить настоящих нищих, сделать их перепись, и устроить мужские и женские богоугодные заведения, которые будут содержаться на деньги от милостыни.

Во времена Петровской и Екатерининской эпохи богадельня была больше местом, где могли решить острую социальную проблему. Увеличение маргинальных слоёв общества тогда являлось делом недопустимым и власть сама была заинтересована в поддержке таких заведений.

После городской и Земской реформ обязанность спонсирования богоугодных заведений легла на местное самоуправление, тогда как раньше этим занималось правление. Это было большим шагом вперёд. Начали появляться новые организации, отстаивающие острые социальные проблемы, а нацеленность предотвратить нищету была довольно сильной.

Таким образом, тогда покровительство над такими заведениями было разделено между царской семьёй, церквями, министерствами и общественными организациями. Начала XX века можно назвать самым благоприятным временем для богоугодных заведений.

В 1900 году в таких заведениях в Москве содержалось около 10,5 тыс. человек , все заведения были разбросаны по городу и различались количеством обитателей. Самых крупных, в которых содержалось около 1 тыс. человек было 8 штук, при этом было 18 средних, 63 небольших и около 120 маленьких (там содержалось меньше 20 человек). Самыми населёнными и большими были сословные богадельни, например, в Покровской мещанской богадельни содержалось 977 человек, а в Андреевской богадельни Московского купеческого общества 951 человек.

Очень много было приходских богоугодных заведений, около 125, но, как правило, они были маленькие. Всего в них было 453 человека.

Существовали тогда и так называемые ведомственные богоугодные заведения:

  • для бывших сиделок;
  • купеческих приказчиков;
  • сестёр милосердия;
  • военных;
  • лиц духовного звания и других.

Примером одной из таких военных богаделен может служить Николаевская Измайловская военная богадельня.

Измайловская Николаевская военная богадельня

Николай 1 решил создать это заведение в 1814 году. Бывшая царская резиденция была тогда печальным зрелищем: вырубленные рощи, иссякшие воды, разрушенные мосты и запустение. В 1837 году началось строительство заведения, а указ вышел уже в 1838 году. Она была предназначена для содержания отставных солдат и офицеров, которые отслужили свой срок службы и при этом не владеют каким-либо имуществом и не работают.

Первыми жителями заведения были ветераны войны 1812 года, а также Кавказской войны, солдаты, служившие в Преображенском, Семёновском и других полках. Вместимость была рассчитана на 20 офицеров и 400 солдат. Сам Николай 1 присутствовал на её освящении в 1849 году, а открытие первого корпуса состоялось в 1850 году. Было организовано безвозмездное лечение и питание военных лиц, они также не платили за проживание и форму. Они также получали пенсии.

Руководство очень заботилось об окружении , считалось, что деревья, кустарники, цветы, чистая вода в прудах и даже свежая вкусная зелень и натуральные овощи на столе очень важны и помогают инвалидам и престарелым. При этом заведении также было кладбище, сейчас на его месте лес, а недалеко находится станция метро «Измайлоская».

К сожалению, в 1918 году, Измайловская Николаевская военная богадельня осталась без финансирования, так как был упразднён Александровский комитет о раненых и другие учреждения, финансировавшие академию. Для обитателей этого дома появилось много новых социальных учреждений, но не все получили возможность пользоваться услугами советской власти. Сейчас сохранены главные корпуса, офицерский корпус, канцелярия, мастерские, баня, прачечная и прочие здания. С 2007 года здание является музеем-заповедником, объектом культурного наследия города Москвы.

Богадельни сегодня

В сегодняшнее время в России есть несколько десятков действующих богаделен. Эти церковные дома престарелых отличаются друг от друга видом деятельности, типом помещениями и имеющимися ресурсами. Так, помещение для богадельни может представлять собой обычную квартиру, а может являться специально построенным зданием. В таких заведениях могут просто заниматься уходом за престарелыми, а могут заниматься также лечением и реабилитацией.

Свято-Спиридоньевская богадельня относится как раз к тем, которые располагаются в обычном жилом доме. В этой богадельне старикам и тяжелобольным людям обеспечивается качественный уход. Здесь постоянно дежурят сестры милосердия, а также есть врач, повара, прачки и социальный работник. Сама богадельня открылась в 1999 году, а её учредителем является Свято-Димитриевское сестричество. Главным плюсом этой богадельни является домашняя уютная обстановка, живут здесь все, почти как в семье. Конечно же, большое внимание уделяется качеству ухода, каждое утро всех пациентов подмывают, а также есть банный день. Большое значение уделяется профилактике пролежней.

При Алексеевском монастыре действует богадельня имени Цесаревича Алексия для пожилых женщин. Открыта она была в 1994 году. Для лежачих женщин организовано круглосуточное дежурство, а условия стараются создать здесь домашние, чтобы все чувствовали себя хорошо. Численность персонала вдвое превышает численность женщин.

Те из постояльцев, кто может передвигаться, ходят на богослужения в храм Всех Святых, а остальных священники из монастыря причащают в здании по воскресным дням. По уставу, чтобы попасть в это заведение , надо являться православной психический здоровой москвичкой. От государственного дома престарелых богадельня отличается тем, что все люди, приходящие сюда, знают, что она под рукой Господа, которая никогда не обманывает.

Также богадельни имеются:

  • в приходе отца Аркадия Шатова при первой Градской больнице;
  • в протоиерея Дмитрия Смирнова;
  • при Зачатьевском монастыре на Остоженке.

Не только в Москве , но и в других городах все чаще открываются такие заведения.

Энциклопедический словарь

Богадельня

в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое - о каком-либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей.

Словарь Ефремовой

Богадельня

  1. ж.
    1. :
      1. Приют для престарелых и инвалидов.
      2. перен. разг. Учреждение, в котором много бездеятельных, неспособных людей.
    2. перен. разг. То, что характеризуется косностью, отсталостью, бездеятельностью.

Словарь Ушакова

Богадельня

богаде льня , богадельни, род. мн. богаделен, жен. (от церк.-слав. , бога деля - для бога).

1. Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (дорев. ).

2. Бездеятельное учреждение (ирон. ). Разве можно вести работу в этой богадельне!

Архитектурный словарь

Богадельня

благотворительное учреждение.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

(божедомка).

Приют для престарелых и нетрудоспособных.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Богадельня

, и , ж.

Благотворительное заведение для призрения (содержания, досмотра) престарелых, больных, нищих.

* - Куда я-то денусь? - тосковала Прасковья Павловна . - В богадельню меня не возьмут: я мещанка . // Салтыков-Щедрин. Сатиры в прозе //*; Один с старой кухаркой, взятой им из богадельни (он никогда женат не был ), проживал он в О ... // Тургенев. Дворянское гнездо // *

Словарь Ожегова

БОГАДЕ ЛЬНЯ, и, род. мн. лен, ж.

1. Приют для стариков, инвалидов. Б. при монастыре.

2. перен. О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения (разг. ирон.). Развели богадельню.

| прил. богаделенный, ая, ое (к 1 знач.).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Богадельня

(от слов Бога дела, т. е. для Бога) - богоугодное заведение для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для котор. существуют специальные учреждения). Существенным признаком Б. является полное содержание , даваемое призреваемым. Поэтому неправильно относят иногда к Б. такие благотворительные учреждения, которые взимают некоторую плату за призрение, или такие заведения, которые (как, напр., Николаевская Б. гвардейского духовного ведомства) дают призреваемым только помещение, предоставляя им лично дополнять свои средства существования или заработком, или пособиями со стороны других учреждений, благотворительных обществ и частных лиц. Подобного рода учреждения являются скорее домами дешевых или бесплатных квартир, чем Б. Как и все богоугодные заведения, Б. появились вместе с христианством и первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними. Так, в Польше Б. с давних времен существовали большею частью под названием "приходских гошпиталей", и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февр. (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в "домы приюта для престарелых и немощных". Некоторые из этих домов происхождения старинного. Так, напр., дом приюта в Люблине был открыт в 1342 г., в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии - в 1388, в Радоме - в 1435, в Скерневицах в 1530. Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных под названием hospices составляют вместе с больницами для исцелимых больных (h ô pitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых имеются призреваемые обоих разрядов, называются hospices-h ô pitaux. Всех госпиталей во Франции в 1884 г. было 1654; в них к 1 янв. этого года призревалось 49051 чел. престарелых, немощных и увечных и 47978 больных: расход равнялся 113600462 фр., а доход 125080522 фр. Всякая община обязана принимать в свои Б. своих членов, ставших неспособными к труду; для таких общин, которые не располагают особыми Б., генеральный совет департамента назначает известное число Б., привлекая эти общины к участию в издержках по содержанию таких Б. В последние годы в департаменте Indre сделан был замечательный опыт выдачи престарелым беднякам взамен содержания в Б. ежегодного пенсиона в размере около 100 фр.; такая замена допускалась лишь под тем условием, чтобы община или частные благотворители участвовали в 2/5 расхода. В 1887 таким образом призревалось 100 чел. В 1888 г. директор ведомства общественного призрения предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 г. Б. являются отделениями работных домов (см. это сл.), положенных в основу английской системы общественного призрения.

В Россию Б. вместе с христианством перешли из Византии; уже церковный устав св. Владимира упоминает о них и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась Б., а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состаревшихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них Б. мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие Б. на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения Б.; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать Б. в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских Б. Была известна Б. Моисеевская , устроенная на 100 чел., другая у Боровицкого моста на 38 чел., далее на Могильцах для 12, потом Покровская , Кулиженская , Петровская ; далее у Боровицкого моста на 8 человек робят и в Сретенском монастыре род больницы "болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам". Всех богадельников в царских Б. насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации Б. были до конца XVII ст. весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа 1682 г. царя Федора Алексеевича об устройстве в Москве двух шпиталень по новым еуропским обычаям , одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе. Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы "впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было"(этот замечательный указ не вошел в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в "Курсе государственного благоустройства", Киев, 1890 г., ч. I, стр. 105-111). За этим проектом следует законодательство Петра Вел., который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность (см. это слово), повелел в 1712 г. завести по всем губерниям Б. для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные Б. прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах Б. для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в 1723 г.) в оклад не писать, а отправлять в Б. - распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности Б. Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания Б., а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты, не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении Б. В Учреждении о губерниях 1775 г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование Б. поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях Б., особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти Б. указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь, если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п. При таком составе призреваемых да при плохой еще администрации большинство Б. до передачи их в ведение земства (1864) и городов (1870) находилось в состоянии весьма неудовлетворительном. Для приведения их в лучшее состояние земские собрания прежде всего стали заботиться о помещении в Б. только беспомощных бедных, и многие из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного помещения в земские Б. бродяг. В то же время земства стали заботиться о призревавшихся в Б. сиротах, о расширении комплекта призреваемых, об устройстве новых Б., и многим из них (напр., Новгородскому) удалось привести Б. в совершенно иной вид. Значительные результаты достигнуты и г. С.-Петербургом. Первая забота по устройству в нем Б. принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в 1713 г. близ нынешнего Таврического сада учредила Б. для убогих старух. Из др. Б., учрежденных в прошлом столетии, осталось три: Инвалидный дом императора Павла I и Б. Волковская и Лаврская. В настоящее время все Б. Петербурга разбиваются на 2 группы: несословные и сословные. Первая группа в свою очередь подразделяется: 1) на Б. для лиц всех сословий и всех исповеданий, 2) на Б. для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на Б. для лиц всех сословий иноверческих исповеданий; в состав второй группы входят Б.: 1) для лиц привилегированных сословий, 2) для лиц духовного звания, 3) для купцов, мещан и ремесленников и 4) для лиц военного звания. Число всех Б. и приютов в С.-Петербурге, предназначенных для призрения престарелых и беспомощных, простиралось в 1884 г. до 80, не считая в том числе домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название Б. Из них православным приходским попечительствам принадлежат 24, иноверческим приходам - 10, благотворительным обществам - 5, Импер. человеколюбивому обществу - 4, частным лицам - 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имеют 24 богадельни, из них 16 кроме того владеют недвижимым имуществом (домами, где помещаются) и 5 имеют только недвижимое имущество; к 1 янв. 1885 все 29 Б. располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9542198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за 1884 г. составляла млн. 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, представляемыми другими столицами Европы. В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных Б. простиралось в 1884 г. до 5088 с расходом в 969262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и Б. на 1882 чел. с расходом в 250364 руб., кроме того, 14 частных Б с 937 призреваемыми и расходом в 268000 р. В Париж, где все дело общественного призрения сосредоточено в руках города, 11 городских Б. призревало в 1882 г. 15593 чел., и на содержание их израсходовано 2836158 руб. Оказывается, что Петербург, который на благотворительные дела тратит меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в СПб. на 1 жит. приходится 1,5 р., в Берлине - 2,9, в Париже - 5,7, в Вене - 6,2), имеет большее число Б., да и число призреваемых в них сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех Б. с России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов. О военных Б. см. Инвалидные дома. См. еще Вдовьи дома. О начале Б. в Москве см. статью И. М. Снегирева в кн. "Литературный вечер" (М., 1844). Другие литературные указания у В. И. Межова: "Благотворительность в России" (СПб., 1883). С Б. отнюдь не должны быть смешиваемы древнерусские убогие дома, или скудельницы (см. это сл.).

- (от слов Бога дела, т. е. для Бога) - богоугодное заведение для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для котор. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • богадельня - Богадельня, богадельни, богадельни, богаделен, богадельне, богадельням, богадельню, богадельни, богадельней, богадельнею, богадельнями, богадельне, богадельнях Грамматический словарь Зализняка
  • БОГАДЕЛЬНЯ - БОГАДЕЛЬНЯ - в России до 1917 приют для престарелых и инвалидов. В переносном смысле, ироническое - о каком-либо учреждении, организации, где много бездеятельных и неспособных людей. Большой энциклопедический словарь
  • богадельня - богаде́льня "дом призрения бедных", производное от цслав. бога дѣля "бога ради". Ср. др.-русск. богадѣльныи "pro Deo institutus vel curatus, основанный в религиозно-благотворительных целях"; см. Срезн. I, 125 и сл. Ср. сербохорв. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • богадельня - сущ., кол-во синонимов: 10 богаделенка 4 богодельня 3 божий дом 4 божий приют 4 витальня 1 герокомия 2 заведение 42 приют 32 птоходохий 1 странноприимный дом 3 Словарь синонимов русского языка
  • богадельня - богадельня I ж. устар. Приют для престарелых и инвалидов. II ж. разг. Учреждение, предприятие, где есть возможность бездельничать. Толковый словарь Ефремовой
  • богадельня - БОГАД’ЕЛЬНЯ, богадельни, род. мн. богаделен, ·жен. (от ·церк.-слав., бога деля - для бога). 1. Благотворительное учреждение для призрения инвалидов (·дорев.). 2. Бездеятельное учреждение (ирон.). Разве можно вести работу в этой богадельне! Толковый словарь Ушакова
  • богадельня - Искон. Суф. производное на базе (подайте) бога деля «ради бога», ср. христарадничать «попрошайничать». Буквально «благотворительное заведение для нищих». См. бог, для. Этимологический словарь Шанского
  • богадельня - орф. богадельня, -и, р. мн. -лен Орфографический словарь Лопатина
  • Богадельня - Благотворительное учреждение. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * (божедомка). Приют для престарелых и нетрудоспособных. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  • богадельня - БОГАДЕЛЬНЯ -и; мн. род. -лен, дат. -льням; ж. 1. В России до 1917 г.: дом для престарелых и инвалидов. Жить в богадельне. Старообрядческая б. 2. Ирон. Об учреждении, в котором сотрудники заняты малоинтересной рутинной работой. Толковый словарь Кузнецова
  • богадельня - (в значении "дом для бедных и немощных") Русское образование из сочетания бога деля (бога ради), где деля – предлог, в современном языке имеющий форму для. Этимологический словарь Крылова
  • богадельня - БОГАДЕЛЬНЯ, -и, ж. Ирон. Любое заведение (напр. кинотеатр, ресторан и т. п.), преимущественно невысокого разряда. Толковый словарь русского арго
  • богадельня - -и, род. мн. -лен, дат. -льням, ж. В дореволюционной России: благотворительное учреждение для призрения инвалидов или престарелых. || разг. ирон. Об учреждении, в котором много бездеятельных и неспособных людей. Малый академический словарь
  • богадельня - БОГАДЕЛЬНЯ ж. (от делать или от деля, для) заведение для призора дряхлых, увечных и неисцелимых нищих; божий дом, божий приют. Бей челом в тюрьме, да в богадельне. Богадельню построишь и то на весь мир не угодишь. Толковый словарь Даля
  • богадельня - БОГАДЕЛЬНЯ, и, род. мн. лен, ж. 1. Приют для стариков, инвалидов. Б. при монастыре. 2. перен. О месте, учреждении, где люди бездеятельны, не оправдывают своего назначения (разг. ирон.). Развели богадельню. | прил. богаделенный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  • БОГАДЕЛЬНЯ, в дореволюционной России поддерживаемое государством благотворительное заведение, имеющее целью «давать постоянный приют и содержание лицам, которые по нетрудоспособности или по другим причинам не в состоянии добывать себе средств к жизни». Название «богадельня» происходит от слов «Бога деля», т. е. «Бога ради». В России о богадельнях упоминается уже в церковном уставе Владимира Святого. Призревались в них больные, убогие, нищие. Такие богадельни-больницы, по-видимому, устраивались при каждой приходской церкви, при каждом монастыре. Довольно рано встречаем мы упоминания о злоупотреблениях призрением людей, искавших в богадельне легкой жизни. Так, на Соборе 1561 говорилось, что «милосердие христианское устроило во многих местах богадельни для недужных и старых», а злоупотребление ввело туда молодых и здоровых тунеядцев, поэтому «надлежит изгнать последних и на место их ввести первых, поручив смотрение за богадельнями священникам, людям градским и целовальникам, а к недужным приставить здравых строев и баб стряпчих». Вообще нужно заметить, что до царя Федора Алексеевича заботы государства о богадельнях были крайне незначительны: оно полагалось на нищелюбие и деятельность духовенства. Все расходы падали на церковь, а то, что давали царь и вел. князь, играло роль милостыни, на которую были так щедры московские государи. Московские богадельни получали часть своих расходов из Приказа Большого дворца, при Михаиле Федоровиче богадельни ведались Патриаршим приказом (см.: Приказы). При Алексее Михайловиче «богаделенные люди» считались как бы приписанными к разным церквам и монастырям и даже составляли особенные разряды чудовских, архангельских богаделенных людей. В 1670-х в Москве было 7-8 богаделен-больниц; в них призревалось 412 чел., что обходилось ежегодно в 1780 руб., 412 четвертей ржи и 200 пудов соли.

    В указе 1682, изданном Федором Алексеевичем, впервые высказывается, что общественное призрение и устройство богаделен должны быть делом государства. «По примеру Еуропских стран» предписывалось построить «две шпитальни или богадельни, а на их пропитание дать им вотчины, которые были за Архангельским Владыкой и за Знаменским монастырем». Проектируемая организация была такова: богадельни находились под наблюдением «доброго дворянина» и подьячего, при них состояли «дохтура», аптекари, повара. На улицах нищие забирались стрельцами и приводились в Аптекарский приказ, и когда там убеждались в их недужности, то помещали в богадельню.

    При Петре I наряду с репрессиями против нищих государство обращало внимание и на устройство богаделен. Главному магистрату предписывалось устраивать госпитали ради призрения сирых, убогих и изыскивать для этого средства. В 1724 и городовым магистратам было приказано, чтобы «обеднелые, престарелые в богадельне были пристроены». Предполагалось всю Россию покрыть сетью богаделен, но это осталось в области прожектов. Учреждение о губерниях 1775 возложило заботы об устройстве богаделен на «приказы общественного призрения», деятельность которых дала незначительные результаты. Органы земского, как и городского, самоуправления получили от приказов весьма скудное наследство - на всю Россию до 1863 было 107 богаделен. Заслуги земства особенно рельефно выступают, если сравнить число призреваемых в губерниях земских и неземских, в которых с незначительными изменениями продолжали действовать дореформенные «приказы». В каждой из 28 земских губерний в 1891 призревалось в среднем 38 291 чел., а в неземских - 4034 чел.

    В общем составе призреваемых женщины составляли 76%. По сословиям наибольший процент давали отставные военные (40%) и мещанство (35%). Средняя стоимость содержания каждого призреваемого равнялась приблизительно 40 руб.; в столицах цифра эта возрастала до 95 руб.

    Законодательство русское н. XX в. о богадельнях состояло гл. обр. в Уставе об общественном призрении, где устанавливалось, что в богадельне должны помещаться бродяги, которые, по свидетельству местного начальства, найдены неспособными к следованию в Сибирь, исключаемые из духовного ведомства за пороки, дряхлые лица, высылаемые из столиц под надзор полиции; фактически постановления эти нигде не применялись. В приложении к ст. 290 Устава об общественном призрении содержалась чрезвычайно подробная регламентация не только условий приема в богадельни, управления ими, но и их внутреннего распорядка.