Презентация на тему возникновение джаза. История джаза

  • Дата: 20.10.2023


  • Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

История развития джаза. Основные течения

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.








Выполнил у ченик 9 класса «Б» Ларионов Кирилл История Джаза

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегодняшний день – джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью. Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра, где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций. Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры джаз-ансамблей.

Жанры джазовой музыки Спирчуэлс Регтайм Блюз Основные черты джазовой музыки Главенство ритма Разговорные интонации Импровизация Преобладание медных духовых инструментов

Джазовые исполнители Луи́ А́рмстронг (1901 - 1971) - американский джазовый трубач, вокалист и руководите л ь ансамбля. Бенни Гудмен (1909 – 1986) джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Бесси Смит (1894 – 1937) американская певица, одна из известных и влиятельных исполнительниц блюза. Каунт Бэйси (1904 – 1984) американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда.

Специфика джаза, как вида импровизационной музыки, определяется его происхождением, т.е. качественным синтезом европейской и внеевропейской музыкальных культур, а также последующим уникальным процессом его развития. Результатом этого стало преобладание творческого начала и постепенный выход джаза за пределы культурных и территориальных границ. Джаз захватил в свой оборот все мировое множество музыкальных языков и музыкальных эстетических концепций. Стили и жанры, появившиеся на ранней стадии развития джаза, привели к появлению целого вида музыкального искусства, ставшего наиболее творчески направленным в музыке ХХ-го века. Джаз стал, в свою очередь, источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИСТОКИ ДЖАЗА МБОУ СОШ №6 Г. Сергиев Посад Учитель: Деликамова Екатерина Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

«В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить» Дж. Коллиер. «Это ритм и чувство. Этому нельзя научить…» Коулмен Хокинс. «Джаз даже не всегда можно назвать музыкой – это своеобразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены» Дейв Брубек. ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗ?

3 слайд

Описание слайда:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЖАЗА Джаз – вид музыкального искусства. Возник на юге США (Новом Орлеане) в конце XIX – начала XX в. в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Название джаз происходит от английского слова jazz, означает ободряющий выкрик у негров.

4 слайд

Описание слайда:

ЧЕРТЫ ДЖАЗА острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования; широкое употребление ударных инструментов; сильно развитое импровизационное начало; выразительная манера исполнения, отличающая большой экспрессией, звуковой напряженностью.

5 слайд

Описание слайда:

Классический джаз (традиционный), в отличие от современного сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянским музицированием: это спиричуэл, рэгтайм и блюз. ЯЗЫК ДЖАЗА, ЕГО ЖАНРОВЫЕ ИСТОКИ

6 слайд

Описание слайда:

«ШОУ МЕНЕСТРЕЛЕЙ» С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называться «шоу менестрелей». Белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки. Со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие известные блюзовые и джазовые музыканты.

7 слайд

Описание слайда:

СПИРИЧУЭЛ Спиричуэл в переводе с английского означает духовный. Негритянские духовные песнопения, возникшие в середине XVIII века. Негритянский спиричуэл- песни с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Ранние спиричуэлы были хоровыми, поздние – сольные, а для классического характерно чередование варьируемых реплик солиста с ответными фразами хора. Наиболее известные: «Голубая река», «Когда я чувствую воодушевление», «Порой я чувствую себя сиротой» и другие. В 1920-е годы спиричуэл уступил место более ритмизованному и празднично-эстрадному жанру госпел (от Gospel – Евангелие).

8 слайд

Описание слайда:

РЕГТАЙМ «Регтайм» в переводе означает «рваный ритм», «рваное» время, то есть синкопирование – фортепианная пьеса развлекательно-танцевальнаго характера. Появление рэгтайма связано с бытовым музицированием конца XIX века (фортепиано было самым популярным инструментом). Своей популярностью рэгтайм обязан талантливому негритянскому пианисту и композитору Скотту Джоплину («королю рэгтаймов»). Скотт Джоплин (1868 – 1917)

9 слайд

Описание слайда:

Блюз – меланхоличная сольная песня. Название жанра означает от англ. выражения: to fell blue – «быть печальным», или blue devils – «меланхолия», «хандра». Но у слова blue есть ещё одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхоличного», «скорбного», «унылого». Тексты блюзов пессимистичны, в них акцентируется тема страдания, несчастной любви, нищеты, безнадежности существования. Пелись блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» вошел в обиход в 1912 году. БЛЮЗ

10 слайд

Описание слайда:

Джордж Гершвин (1898 – 1937) Классик американской музыки, роль которого сравнима с ролью основоположников национальных композиторских школ. Попытался преодолеть «развлекательность» джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейскими классическими жанрами оперы и концерта. НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДЖАЗА И ЕВРОПЕЙСКОГО АКАДЕМИЗМА

11 слайд

Описание слайда:

1920-е годы «Золотой век джаза» связан с появлением «свит-оркестров» (от sweet – сладкий). Коллективы, играющие танцевальную музыку в холлах роскошных отелей и ресторанов. Проникновение в джазовую среду белых музыкантов, оркестров которых, в отличии от негритянских, назывались не джазом, а диксилендом («страна Дикси» - собирательное название южных штатов США). «ЗОЛОТОЙ ВЕК ДЖАЗА»

12 слайд

Описание слайда:

1930-е годы – одна из ярчайших кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), состоящих из трех духовых квартетов (трубы, тромбоны, саксофоны) и ритм-секции (гитара, фортепиано, контрабас и ударные). Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг (swing – качание),то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В числе знаменитых биг-бендов – оркестры Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси. ЭПОХА БИГ-БЕНДОВ

13 слайд

Описание слайда:

ЭПОХА БИГ-БЕНДОВ Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе! С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция. Оркестр Дюка Эллингтона

14 слайд

Описание слайда:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЖАЗОВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ Луи Армстронг (1900 – 1971) «Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает – Армстронг» Дж. Коллиер Друзья и колллеги называли его «Dipper, Dippermouth», которое превратилось в Сэчмо (Satchmo), - эти прозвища имеют в виду форму и силу его губ. Навсегда в памяти останется его хриплый, берущий за душу голос и чистый, пронзительный звук его золотой трубы.

15 слайд

Описание слайда:

«Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз ещё до того, как он сделался мягким и податливым после слишком большого и слишком раннего успеха. Я видел как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провёл в дурном обществе. Лишь немногие из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знавали в хонки-тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда». Армстронг Л. «Моя жизнь в музыке» ИСТОРИЯ ЛУИ АРМСТРОНГА

16 слайд

Описание слайда:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЖАЗОВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ «А вот и я – великий, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон!» – так оповещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому было суждено стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «чёрным королём свинга». Дюк Эллингтон (1899 – 1974)

17 слайд

Описание слайда:

Именно ему первому выпала роль доказать своим искусством - композитора, аранжировщика, руководителя оркестра, пианиста, - что джаз – это не только развлекательная музыка, а нечто гораздо большее. Непрерывно экспериментируя, он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к «академическим» европейским музыкальны формам – сюитам и рапсодиям, балету и опере, и всё это – не отказываясь о родной для него джазовой стилистики. Его знаменитые шлягеры: «Мекки-нож», «Хэлло, Долли», «Караван». «ВЕЛИЧАЙШИЙ ТАЛАНТ ВО ВСЕЙ ИСТОРИИ ДЖАЗА» Р. Глисон

18 слайд

ДЖАЗ И ЕГО ИСТОРИЯ.Выполнила
ученица 8 «А»
Османова Хадыжа.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX -
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур
и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными
чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс
приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие
джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

родина
джаза

Что такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку
этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи
Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все.
Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и
ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое
исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют
природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном
виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной
музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними
музыкального африканского фольклора получился стиль, не
умерший и по сегодняшний день - джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях
тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и
противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично
соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра,
где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение
количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций.
Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры
джаз-ансамблей.

Спиричуэлс – песни северо-американских негров
религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы
плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с
грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого
ритмического склада. Первоначально создавалась
как фортепианное произведение.

Джаз – это особая разновидность музыки, которая приобрела особенно большую популярность в США. Изначально джаз являлся музыкой чернокожих граждан Соединенных Штатов, но позже это направление вобрало в себя совершенно разные музыкальные стили, которые развивались во многих странах.



Истоки джаза связаны с блюзом, спиричуэлс и рэгтаймом. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии. Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Кроме того, джаз отличается синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов), после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово «джаз», пишущееся сначала как «Jass», затем как «Jasz» и только с 1918 года приобретающее свой современный вид.



Термином новоорлеанский, или традиционный джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а так же новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 1920-х. Этот период джазовой истории известен так же, как "Эпоха джаза." И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившихся исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.



Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением ХХ века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмана. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти ХХ века в



Бе́нни Гу́дмен (иногда: Гудман; полное имя Бе́нджамин Дэ́вид Гу́дмен, англ. Benjamin David Goodman) (30 мая 1909, Чикаго 13 июня 1986, Нью-Йорк), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Родился в семье еврейских иммигрантов из России Давида Гутмана (из Варшавы) и Доры Резинской-Гутман (по другим данным Гризинской или Гринской, из Ковно). Играть на кларнете он начал в десять лет, а уже через два года состоялся первый концерт с его участием. В четырнадцать лет Гудмен, решив посвятить свою жизнь музыке, бросил школу.