Род имен сущ во множественном числе. Род существительных

  • Дата: 06.12.2023

→Существительные: род и число

Род и число имен существительных

Род : В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из этих родов: отец, мальчик, писа тель, волк, дуб, дом - существительные мужского рода; мать, девочка, писа тельница, лиса, сосна, шко ла — существительные женского рода; животное, дерево, крыло, поле, здание, чувство — существительные среднего рода.

У существительных одушевлённых род имеет реальное значение, указывая на принадлежность к мужскому или женскому полу. У неодушевлённых существительных связи между значением существительного и его родом нет (даже существительные, относящиеся к одной тематической группе, могут иметь разный род: так, в названиях дней недели существительные понедельник, вторник, четверг — мужского рода, среда , пятница, суббо та — женского рода, воскресенье — среднего рода). Таким образом, у большинства существительных род имеет грамматический характер и определяется по формальному признаку — по окончаниям в именительном падеже единственного числа. Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют (например: духи , каникулы, сутки ).

К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся :
а) на твёрдый согласный — дом, стол, мир, город, вид;

б) на мягкий согласный (в том числе и ) — гвоздь, огонь, январь, ручей, герой;
в) на ж, ш, ч, щ (без мягкого знака) — нож, карандаш, ключ, плащ .

Некоторые существительные мужского рода, обозначающие лиц мужского пола, а также собственные имена мужчин (чаще уменьшительно-ласкательные), имеют окончание -а, -я (мужчина, юноша, дядя, Боря, Ваня, Саша, Никита) .

К женскому роду относятся существительные, оканчивающиеся :

а) на -а, -я, -ия страна, земля, партия ;
б) на мягкий согласный — ель, кровать, площадь ;
в) на ж, ш, ч, щ (с мягким знаком) — рожь, мышь, ночь, речь, помощь .

К среднему роду относятся существительные, оканчивающиеся :

а) на -о, -е, -ё, -ие — окно, море, полотенце, ружьё, умение ;
б) на -мя вре мя, и мя, знамя, пламя .

Наиболее легко, таким образом, выделяются существительные среднего рода. Существительные мужского и женского рода имеют частично совпадающие формы именительного падежа (на мягкий согласный, на ж, ш, ч, щ ); их род целесообразнее всего запоминать в соответствии с указаниями словаря.

Можно назвать лишь некоторые вспомогательные способы определения рода :

  • существительные мужского и женского рода на ж, ш, ч, щ , совпадающие по произношению, на письме отличаются по наличию мягкого знака после конечного согласного у существительных женского рода и по отсутствию его у существительных мужского рода (рожь - нож, ночь —мяч );
  • все одушевлённые существительные с суффиксом -тель — мужского рода (писатель, читатель );
  • все неодушевлённые существительные с суффиксом -ость — женского рода (молодость,
    национальность, независимость
    ).

Морфологически род имён существительных проявляется в падежных окончаниях, синтаксически — в форме согласования с прилагательными, местоимениями, причастиями, а также глаголами в прошедшем времени, ср.: после дний день, день "прошёл (м.), последняя осень, осень прошла (ж.), после днее лето, лето прошло (ср.).

Число : Существительные имеют два числа: единственное и множественное (книга — книги, стол - столы, учитель - учителя ).

Только в единственном числе употребляются некоторые существительные, обозначающие вещества, материалы (молоко, соль, золото ), отвлечённые понятия (изучение, ходьба, присутствие, мужество ), названия некоторых растений (картофель, морковь, лук, клубника ), названия стран света, а также собственные имена (юг, се вер, Москва, Волга, Кавказ, Франция, Варшава ).

Только во множественном числе употребляются существительные, обозначающие так называемые парные или составные предметы (брюки , ворота, ножницы, очки ), названия некоторых веществ (духи, сливки, чернила ).

  • ← Род и число существительных→

Основной грамматический признак, который присущ практически каждой части речи, это категория рода. Сколько родов имеют существительные и как правильно определить данную категорию у этой части речи? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в статье.

Что такое род имен существительных?

Категория рода имен существительных в русском языке – грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие. Род является постоянным грамматическим признаком существительных и изучается в 6 классе.

Особенности категории рода существительных

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

  • Мужской (он) . Существительные мужского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных мужского рода : папа, дядя, нож, стол, ястреб.

  • Женский (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных женского рода : жена, няня, ночь, слава, пустыня.

  • Средний (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. имеют окончания -о, -е.

    Примеры существительных среднего рода : болото, золото, солнце, озеро, варенье.

Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде

(зануда, неженка, плакса, умница, жадина).

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Как определить род существительного?

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица (отец, собеседник – м.р., подруга, сплетница – ж. р).

У всех существительных род может определяться по грамматической форме прилагательного, которое согласуется с существительным:

  • Мужской род чей? какой? (белый снег, добрый совет) ;
  • Женский род . Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чья? какая? (свежая газета, веселая подруга) ;
  • Средний род . Существительные согласуются с прилагательными, отвечающими на вопросы – чье? какое? (зеленое поле, высокое здание) .

Тест

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1349.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Род имён существительных Презентацию подготовила учитель начальных классов ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ Шахназарян Инна Гамлетовна. г.Ереван 201 0 г.

телеграмма

телеграмма Мы – первоцветы,и за это нас срывают. Мы даже боимся распускатся первыми в лесу.А что хорошего?Всё равно сорвут. Помогите нам!!! Ваши друзья Подснежники.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

САД МОЙ БРАТ МОЙ СТУЛ МОЙ

РУЧКА ТУЧКА ТЕТРАДЬ МОЯ МОЯ МОЯ

ОКНО СЕЛО МОРЕ МОЁ МОЁ МОЁ

Дер.во ж.вёт к.рнями, а ч.л.век друз.ями.

Дер е во ж и вёт к о рнями, а ч е л о век друз ь ями.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Снова птицы летят К берегам расторгающим л ё д. Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша жд ё т.

Птицы Птица ОНА МОЯ Ж.Р.

Берега Берег ОН МОЙ М.Р.

Мн.ч. Ед.ч. он мой она моя оно мое М.Р. Ж.Р. С.Р.

Существительные изменяются не изменяются по родам

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Часть речи Предмет кто? что? одуш. неодуш. Число ед.ч. мн.ч. Род м.р. ж.р. ср.р.

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

По русскому языку.

(Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 3 кл.

Четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2005.)

3 класс 3 четверть

Тема: Определение рода имён существительных во множественном числе.

Цель:

Обучающие : познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе, формировать умение определять род имен существительных в единственном числе, способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;

Развивающие: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание, развивать речь, память, мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку, воспитывать бережное отношение к природе, привитие навыков культуры поведения на природе.

Задачи: - познакомить с приёмом определения рода имён

Существительных во множественном числе;

Закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе;

Развивать мышление и речь.

Оборудование: - компьютер, проектор, презентация PowerPoint,

Правила друзей природы (Приложение 2),

Поощрительные карточки с подснежниками,

У каждого ученика рабочие листы с заданиями

(Приложение 1).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.

II. Введение в тему.

Учитель. Сегодня у нас очень интересная тема «Род имён существительных». Мы с вами научимся определять род у существительных множественного числа.

III. Сообщение целей урока

Учитель. К концу этого урока вы должны твердо знать, как определить род и число имени существительного, уметь определять род имен существительных. Будем развивать умение распознавать изученные орфограммы, правильно писать слова на изученные орфограммы, выполнять различные виды разборов. На уроке будем работать над развитием орфографической зоркости, внимания, будем учиться анализировать, сравнивать, сопоставлять. Поговорим о бережном отношении к родной природе.

VI. Работа по теме урока.

Учитель . Перед вами лежат рабочие двойные листы. Откройте и запишите 14 февраля

Классная работа.

Недавно мы отмечали Масленицу. А какое время года люди готовятся встретить с приходом Масленицы.

Дети. Весну.

Учитель. Что изменяется в природе с наступлением весны?

Дети. Дни становятся длиннее, солнце греет больше, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв.

Учитель. Отгадайте загадку.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Дети. Подснежник.

СЛАЙД № 2.

Учитель. Нам пришла телеграмма. ( СЛАЙД № 3 )

Учитель читает телеграмму (СЛАЙД № 4)

Учитель. Мы в этом году готовили экологические плакаты, сообщения на экологические темы, ездили в питомник, я думаю, мы сможем помочь нашим друзьям. Давайте отправимся в лес и развесим по всему лесу правила друзей природы. Мне кажется, что многие люди просто не знают о них.

Ну, что в путь! (СЛАЙД № 5 ) Но помните, что лес чудесный и благодаря вашим знаниям и умениям у вас на полянке будут пробиваться подснежники.

Учитель. Как надо ходить по лесу?

Дети. В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не топтать траву.

Вывешивается первое правило друзей природы.

Учитель. А магнитофон возьмём с собой, чтобы веселее было?

Дети. Нет. В лесу нельзя шуметь!

Вывешивается ещё одно правило друзей природы.

Учитель. Тропинка привела нас к избушке. Кто живёт в этой избушке? СЛАЙД № 6.

Дети. Имя существительное.

Учитель. Послушайте, что произошло с существительным. Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя Существительное. Его приятель Местоимение, всегда готовый помочь и поработать вместо любого имени, пришёл проведать своего товарища. А существительное лежит и стонет.

Что с тобой? – спрашивает друг.

Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

Да,- задумалось Местоимение. - По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

Ну что ты! – возмутилось Существительное. – Ученик он, значит мужской род. Ученица она, значит женский род.

Так ведь это одушевлённые существительные со значением лица. А как быть с такими, словами как, например, бассейн, море?

Вздохнуло Существительное и ещё больше помрачнело.

Послушай – воскликнуло Местоимение. – Не грусти! Я могу тебе помочь. Постараюсь не оставлять тебя в одиночестве, буду с тобой рядом и помогу определять твой род: мой класс – м.р. , моя книга – ж.р. , моё яблоко – с.р.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

Какое правило вы знаете для определения рода?

Дети. Женский род запомню я

И скажу она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу он, мой.

Средний род – оно, мое.

Это – правило твое.

Отвечавшие получают карточки с подснежниками (ученику, получившему карточку, сообщается, что у него на полянке расцвёл подснежник).

Учитель. Что ж проверим, как вы можете правильно подбирать местоимения. После как высвечивается слово, вы хором называете местоимение-помощник.

СЛАЙД № 7

Учитель. Род мужской, конечно, мой: (щелчок)

Сад…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель(щелчок). Брат…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель(щелчок). Стул…

Дети. Мой. (щелчок)

Учитель. Женский род, помню я,

То, про что скажу моя.

СЛАЙД № 8.

Учитель(щелчок). Ручка…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель(щелчок). Тучка…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель(щелчок). Тетрадь…

Дети. Моя. (щелчок)

Учитель. Средний род – оно, моё.

СЛАЙД № 9

Учитель(щелчок). Окно..

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель(щелчок). Село…

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель (щелчок). Море…

Дети. Моё. (щелчок)

Учитель. Скажем спасибо другу-помощнику. Не зря говорят, что друг познаётся в беде. Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

СЛАЙД № 10.

Учитель. А вот ещё одна пословица о дружбе. Как вы её понимаете? Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Дети. Дер е во - дер е вья

Ж и вёт – ж и -ш и пиши с буквой и .

К о рнями – к о рни.

Ч е л о век – словарное слово, надо запомнить написание.

Друз ь ями – разделительный ь .

Учитель. Проверьте (СЛАЙД № 11) и запишите пословицу в рабочих листах.

СЛАЙД № 12.

Учитель: - А сейчас, чтобы полностью успокоить имя существительное, давайте покажем ему, как мы легко определяем род. Задание № 2. Словарный диктант. Я буду диктовать слова, а вы их распределяйте в соответствующие колонки.

Дорога, ветер, завтрак, пальто, ягода, месяц, молоко, мороз, погода, деревня, чувство, растение.

Дети записывают в тетрадях

м.р. ж.р. ср.р.

ветер дорога пальто

завтрак ягода молоко

месяц погода чувство

Мороз деревня растение

Что это за слова? Что общего между этими словами?

Дети. Это словарные слова. Их надо запомнить.

Учитель: - Ребята, вы не забыли, что мы в лесу. Закройте глаза и представьте красоту весеннего леса. Глубоко вдохнём свежего лесного воздуха и медленно выдохнем. Откройте глаза.

СЛАЙД № 13.

Учитель: Посмотрите, ребята, на экран! (На экране птицы в небе .) Что мы видим на этой весенней картине?

Дети. Перелётные птицы возвращаются домой из тёплых стран.

Учитель. А как помогают птицам настоящие друзья природы?

Дети. Зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц, а весной делают для них домики.

(Вывешивается правило друзей природы №2).

СЛАЙД № 14.

Прочитаем стихотворение.

Снова птицы летят

К берегам, расторгающим лёд.

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Итак, задание № 3.Найдите и подчеркните главные члены предложения. Определите род подлежащего.

Вначале рассмотрим подлежащее солнце.

Дети: солнце ед. ч., ср.р. (оно, моё).

Учитель. А теперь рассмотрим существительное птиц ы мн.ч. Как определить род у существительных множественного числа?

СЛАЙД № 15.

птиц ы мн.ч., ? род птиц а (ед.ч., она, моя) жен. род

Учитель : Есть ли в этих предложениях ещё существительные во множественном числе?

Дети: Да, к берегам.

Учитель: Как определить род имен существительных во множественном числе?

СЛАЙД № 16.

Дети: Надо поставить существительное в единственное число и с помощью местоимения определить род.

К берегам берег (ед.ч., он, мой) муж. род

Учитель: Давайте составим схему определения рода у существительных множественного числа.

СЛАЙД № 17.

Дети: Существительное множественного числа ставим в единственном числе. Затем подбираем нужное местоимение и определяем род.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И продолжим путь пешком.

Доска раскрывается, на ней прикреплено дерево, вокруг него на магнитиках прикреплены слова: огрызки, яблоки, пакеты, бутылки, стёкла, угольки, салфетки.

Учитель: Мы подошли к дереву. Оно просит нас о помощи. Недавно здесь отдыхала группа ребят. Посмотрите, сколько мусора они оставили после себя. Давайте вспомним, как надо себя вести, когда отдыхаешь на природе.

Дети: Нельзя оставлять после себя мусор, остатки пищи можно закопать в землю, а остальное сложить в пакеты, вывезти из леса и выбросить в ближайшую урну для мусора.

(Вывешивается правило друзей природы №3).

Учитель: Надо убрать мусор вокруг дерева и правильно разложить его по пакетам.

К доске прикрепляются три пакета (пакеты надписаны: м.р., с.р., ж.р.). Ученики поочерёдно выходят к доске, берут слово, определяют число, род и кладут в соответствующий пакет.

Учитель: Молодцы! Вот теперь, когда вокруг всё чисто, можно идти дальше.

Самостоятельно выполните задание №4.Определите и укажите стрелками род существительных.

СЛАЙД № 18

Учитель: - Мы на развилке дорог. (На экране появляется камень )

Куда же нам идти?

Если мы выберем правильный путь, то выйдем на тропинку, которая приведёт нас домой, а иначе мы заблудимся в дремучем лесу.

Прежде чем выбрать дорогу,надо разобраться.

Найдите в ваших работах задание №5. Подберём слова с одним корнем мужского и женского рода. Разберём их по составу слова:

ученик – ученица

медведь - медведица

волк - волчица

Голубь - голубка

Учитель : -Какой вывод мы можем сделать из этого?

Дети: Здесь меняется не форма слова, а само слово. Это однокоренные слова, а значит, имена существительные по родам не изменяются.

Учитель: А теперь выполним задание №6: закончить предложение.

Впишите название дороги, которую мы выбрали:

Имена существительные по родам не изменяются .

СЛАЙД № 19

Учитель: Значит имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Вот мы и вышли на знакомую нам дорожку. Молодцы!

V. Подведение итогов.

СЛАЙД № 20

Учитель: Давайте подведём итог и расскажем всё, что мы знаем о существительном. Итак, что такое существительное?

Дети: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?.

Учитель : Как изменяются имена существительные?

Дети: Имена существительные изменяются по числам.

Учитель : Что вы знаете о роде имен существительных?

Дети: Имена существительные могут быть мужского, женского или среднего рода.

Учитель : Молодцы!

VI. Рефлексия.

СЛАЙД № 21

Учитель : Вот мы и вернулись из леса в родную школу.

Это путешествие у нас закончилось. Но нас ещё ждут много других интересных приключений. _____________ _____________ ______________

3. Задание

Снова птицы летят

К берегам, расторгающим лёд.

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

Солнце - ____________________________________________

Птицы - _____________________________________________

4.Задание

тетради стулья

цветы м.р. окна

снега ж.р. платья

моря ср.р. чашки

лапки карандаши

5.Задание

ученик - ученица

медведь - медведица

волк - волчица

голубь - голубка

Имена существительные по родам ______________________

____________________________________________________

6. Задание

Домашняя работа

Вписать пропущенные буквы.


На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род - это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке.

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса - мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя - вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он .

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она .

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце - ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой .

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя .

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели . (Вл. Приходько)

Журавли - во мн.ч., нач.форма - кто? журавль, он, м.р.

Грачи - во мн.ч., нач.форма -кто? грач, он, м.р.

Вьюги - во мн.ч., нач. форма - что? вьюга, она, ж.р.

Снегу - в ед.ч., нач. форма - что? снег, он, м.р.

Почему род - это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род - это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. (И. Заграевская)

Март - он, м.р.

Небо - оно, ср.р.

Сугробы - во мн.ч., нач. форма - что? сугроб, он, м.р.

Солнце - оно, ср.р.

Двери - во мн.ч., нач. форма - что? дверь, она, ж.р.

Оконца - во мн.ч., нач. форма - что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи - что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи

Усы - что? ус, он, м.р.

Санки - нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи - что? лыжа, она, ж.р.

Коньки - что? конёк, он, м.р.

Каникулы - нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса .

Умница - кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!) , то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода : заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

папа

Слава

дядя

Вася

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое .

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое .

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я , например, дитя , пламя , время ).

Что общего в составе слов - имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она , можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло , радуга , пещера , болото , поляна , колено , колёсико , отчество , озеро .

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце - среднего рода.

В немецком языке слово солнце - женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце ), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце - мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце - мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино - к среднему роду, а слово шаль - к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его : баскетбол, футбол (из англ.) - мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных - пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги - бумага, ж.р.,

рукописи - рукопись, ж.р.,

на табличках - табличка, ж.р.,

на востоке - восток, м.р.,

бумагу - бумага, ж.р.,

кость - ж.р.,

для письма - письмо, ср.р.,

кожу - кожа, ж.р.,

животных - животное, ср.р.,

пергамент - м.р.,

в Руси - Русь, ж.р.,

на коре - кора, ж.р.,

бересте - береста - ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень - …

    Укрепление - …

    Граница - …

    Залив - …

    Удача - …

    Занавес - …

    Обязанность - …

    Безмолвие - …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

    м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло -

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  3. Интернет-портал Gramota.ru ().
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de ().

В процессе выполнения домашней работы по русскому языку, традиционной переписки с друзьями, либо при написании делового письма дозволено столкнуться с обстановкой, когда определение рода имени существительного может вызвать затруднение. Исключительно это касается имен существительных, стоящих во множественном числе .Следующие рекомендации помогут вам определиться с верным написанием.

Вам понадобится

  • Любой учебник/справочник по грамматике.

Инструкция

1. В первую очередь для определения рода имени существительного нужно поставить его в форму именительного падежа исключительного числа. Классическим родовым окончанием для мужского рода является нулевое окончание (завод, конь, стол), для женского рода – а/я (машина, краска, земля), для среднего рода – о/е (поле, облако, зеркало).

2. Существуют такие имена существительные, которые не имеют форм исключительного числа (брюки, очки, часы, ножницы, весы и т.д.). Такие существительные невозможно отнести ни к одному из 3 родов. Множество таких существительных обозначают предметы, состоящие из 2-х частей (брюки, ножницы), следственно такой род называют парным.

3. Среди множества имен существительных стоит обратить внимание на группу слов, обозначающих обувь и некоторые парные предметы. Форму исключительного числа таких слов следует запомнить. Скажем, ботинки – один ботинок, кеды – один кед, сланцы – один сланец, туфли – одна туфля, сандалии – одна сандалия, тапки – одна тапка. А также: гамаши – одна гамаша, гетры – одна гетра. НО: гольфы – один гольф, рельсы – один рельс.

4. Также в русском языке есть специальная группа имен существительных, владеющих значениями как мужского, так и женского рода : невежа, задира, соня. Такие имена существительные именуются существительными всеобщего рода , и их родовая принадлежность определяется из определенного контекста.

5. Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, традиционно относятся к среднему роду – алиби, амплуа, конфетти, жюри, меню. Исключения: кофе, сирокко (ветер в пустыне), сулугуни (сорт сыра), пенальти, торнадо, хинди, суахили – мужской род.

В процессе написании контрольной работы, теста по русскому языку либо легко в ходе переписки по интернету, а то и в устном общении неоднократно появляется срочная надобность определить, какого рода слово, имеющее форму множественного числа . Как это сделать стремительно и верно? Вот некоторые примитивные правила для этого.

Вам понадобится

  • Любой грамматический справочник по русскому языку

Инструкция

1. Раньше каждого, надобно запомнить, что слова (традиционно это существительные), которые не имеют исключительного числа – не имеют и рода : скажем, щипцы, брюки, сани и проч.

2. Нужно, таким образом, исходя из предыдущего пункта, определить форму исключительного числа для слова, которое стоит во множественном. Слово в исключительном числе, почаще каждого, очевидно показывает либо своим окончанием, либо своим значение то, к какому роду оно относится.

3. Дальше глядим на окончание. Обыкновенно, но вдалеке не неизменно окончания -а, -ая, -я, -ь указывают на женский род слова, окончания -о, -е, -ое – на средний род, неимение окончания (либо, как его называют, «нулевое окончание») либо окончание -ой – на мужской род. Правда бывает, что по окончанию род не определить (скажем, дед, дядя, мадам и др.), а сделать это дозволено лишь только если тебе вестим род слова, либо при помощи словаря.

4. Некоторые слова не относятся однозначно ни к мужскому, ни женскому роду, но являются словами всеобщего рода . Они выступают в речи то в значении мужского, то в значении женского рода , смотря по контексту: их род будет таков, каков он в определенном предложении либо фразе, т.е. определяется по смыслу.

5. Необходимо иметь в виду, что сокращения имеют род основного слова сочетания, свернутого в аббревиатуру.

6. Трудность могут представлять слова иностранного происхождения. Если их род вам не знаменит, то понадобится прибегнуть к помощи словаря, т.к. нереально определить их род по выше приведенным правилам.

Видео по теме

Полезный совет
Для школьников и студентов, а также желающих довести навыки по определению рода до автоматизма дозволено порекомендовать потренироваться, скажем, по пособию Ушаковой О.Д. “Морфологический разбор слова” (ссылка в интернете – http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl82.htm).

Полезный совет
Наибольшие затруднения при определении рода имени существительного могут вызвать слова иностранного происхождения. В таких случаях следует обратиться к любому словарю иностранных слов и сверить написание по нему.