Сюрреализм в искусстве. Что такое сюрреализм? Известные сюрреалисты

  • Дата: 13.12.2023

Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, Труй Камиль Кловис, А. Масон, Миро, Жан Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо , П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из "до"-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов.
Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир.
Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из "до"-разумного, подсознательного начала.
Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души.
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга. Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл.
Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте.
И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Сюрреалисты

Сюрреализм основывается на идеях интуитивизма, символизма и фрейдизма, основывается на свободной игре мысли, всемогущественного сновидения, всего бессознательного и технике свободных ассоциаций. Характерно все иррациональное, не соответствующие общепринятым понятиям и стандартам. Движение сюрреализма зародилось в 1920-х годах во Франции и имело огромное влияние на западную культуру.

Основоположником и теоретиком направления является Андре Бретон. Он утверждал, что сюрреализм способен разрешить противоречие между мечтой и реальностью, выразить истинную функцию мысли, которая не ограничена и не контролируется разумом и морально-этическими ограничениями. Основывается на вере в высшую реальность, на могуществе сна, на нецеленаправленной игре мышления. Его сочинение «Магнитные поля», которое было опубликовано в 1919 году в одном из литературных журналов, стала предвестником сюрреализма. В 1924 году он публикует «Первый Манифест сюрреализма», после чего формируется движение сюрреалистов и создается кружок, в состав которого входили Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Кружок продуктивно трудится, создается бюро сюрреалистических исследований, издаются журналы и множество произведений и картин. Впоследствии подобные кружки стали создаваться по всей Европе. Андре Бретон устраивает выставки сюрреалистического искусства по всему миру, чем способствовал популяризации данного направления, ведь он искренне верил, что все люди сюрреалисты.

В 1926 году Сальвадор Дали знакомится с Андре Бретоном и присоединяется к кружку сюрреалистов и стал олицетворять это направление. Впоследствии он говорил: «Сюрреализм – это я». Сальвадор Дали был полностью поглощен идеей создания на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. В своих картинах Дали выражал свое мировоззрение, наполняя их яркими и противоречивыми образами, растягивающимися и растворяющимися предметами, переходящими из картины в картину. Привычные образы и предметы приобретали новый смысл и необычное видение, выраженное в тонкой оптической иллюзии и сюрреалистической эстетике.

Влияние идей сюрреализма отразилось на творчестве Андре Массона и Жоана Миро. После знакомства с Андре Бретоном в 1924 году они начинают эксперименты с «автоматическим рисованием» и формируют свой собственный стиль с использованием геометрических форм и элементов чертежной графики.

Одним из создателей кружка сюрреалистов также был Макс Эрнст. Для реализации идей сюрреализма использовал фронтаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо поверхности. После чего, полученные образы дорисовывал или брызгал краской. В своих картинах он отображал причудливые образы, растительные моменты, переходящие в различные метаморфозы.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Рене Магритт, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Иероним Босх и многие другие. Гений сюрреализма свободен и необычен и выражается в необычном, иррациональном творчестве, успешно реализуемом в наше время.

Биографии. «ХВОСТ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ» - ЭПАТАЖНАЯ ЖИЗНЬ И ДАДАИЗМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Авангардное искусство XX века, восставшее против его традиционных форм, дало миру новые модернистские течения, среди которых был сюрреализм. Первая мировая война – всемирная катастрофа, которая разрушила представления о здравом смысле и порядке вещей. Мир разваливался в самоубийственной войне, а политики продолжали высокопарно разглагольствовать. Возникшая «революционная» культура отвергала всякую эстетику обанкротившегося мира, которому нельзя больше верить, который вдруг стал безумным и эфемерным.

Новое и дерзкое развившееся «антитворчество», в том числе и движение дадаизм вылилось в воинствующую «антихудожественность». Дадаизм, как название, возник то ли из детского лепета итальянских детишек, то ли из русского повтора-утверждения, то ли из языка одного из африканских племен, где оно означает «хвост священной коровы». Но это название привилось и стало обозначать полную абсурдность любого вида искусства. Яркими представителями дадаизма были: Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Дюшан, Пикабиа. Это был настоящий безумный бунт дадаизма, но он был недолгим и вскоре себя исчерпал. И появились новые идеи, связанные с человеческой психикой, с бессознательным, с субъективными ассоциациями, подчас бредовые и фантастические. Так возник сюрреализм или сверхреальность, и начало ему положил Анри Бретон в «Манифесте сюрреализма». Для сюрреализма характерно противоестественное сочетание предметов, приобретающих видимую достоверность. Именно испанский художник Сальвадор Дали и стал продолжателем традиций дадаизма, из которого развился сюрреализм.

Из чего была слеплена судьба Сальвадора Дали? Скорее всего - из изначального дара художника, развитию которого способствовало его раннее окружение. Родился Сальвадор Дали в небольшом провинциальном городке Фигерас испанской провинции Каталония, на тот момент имевшем около одиннадцати тысяч жителей. Возможно, его атмосфера была и впрямь так насыщена искусством, как об этом пишет его сестра в биографических воспоминаниях. «Музыкальное общество» 20-х годов играло главную роль в культурной жизни города, где часто выступали приезжие знаменитости. Директором художественной школы был в то время талантливый человек Хуан Нуньес.

Окружение отца, его друзья сыграли немаловажную роль в становлении творческой биографии Сальвадора Дали. Первым покупателем картин стал именно друг отца Жоаким Куси, основатель Северного Исследовательского центра. Первые печатные отзывы на творчество начинающего художника были от журналиста и драматурга Карлеса Коста. Он, как и семейство Дали, лето проводил в Кадакесе. Семейство Дали дружило с Пичотами. В этой семье все дети были творческими личностями, начиная с отца, который бросил заниматься юриспруденцией ради парковой архитектуры. Дом Пичотов находился у самого моря, он и сейчас стоит там в прекрасной сохранности. В семье Пичотов Сальвадор Дали познакомился с Пикассо, который был другом Рамона. Пикассо было 29 лет, маленькому Дали – 7 лет. Настоящее знакомство произошло в 1926 году во время поездки в Париж.

Белостенный летний дом в Кадакесе, дом у самого моря, дом с зелеными ставнями и зеленым балконом – о котором мечтали всю зиму. Зимой приезжали только на каникулы, зато все лето было в самом красивом для Сальвадора, по его словам, городке на свете. Как он говорил, в предвкушении счастья, пересчитывал листки календаря. Сама природа учила его писать, что он и делал с утра до вечера. Писал как сумасшедший, вкладывая весь талант в картину. До 1921 года у Сальвадора не было своей мастерской в доме, где они жили, и Рамон Пичот предложил отцу Сальвадора снять мастерскую для творчества на улице Льянер. В этой мастерской бывал Пикассо, и свои кадакесские картины он написал здесь. Светлая комната со стеклянным потолком, вытесанный из камня стол рядом с домом, заросли ежевики – это место Сальвадор полюбил с первого взгляда.

В 1921 году семья Дали перестроила дом и выделила место для мастерской Сальвадора. Свою мастерскую-студию Сальвадор декорировал сам. Стены он обил холстом и разрисовал. Сальвадор вел записи в тетрадке, куда вносил названия своих картин и комментарии к ним. Позднее он их выбросил, сестра сохранила, что осталось. Импрессионизм, особенно французский, полностью овладел юным художником. Но Сальвадор прекрасно писал в традиционном стиле и у сестры сохранился рисунок дома, переданный, по ее словам, живо и точно, особенно его атмосфера.

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года через год с небольшим после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор (Спаситель). Родители очень тяжело переживали эту смерть и постоянно говорили об этом. В доме присутствовали игрушки умершего брата, мать часто брала маленького Сальвадора на могилку, и он видел собственное имя на могильном камне. Постоянное напоминание о «другом» Сальвадоре действовало на неокрепшую психику мальчика, и ему приходилось бороться за внимание к себе и своему существованию. Но все-таки в семье царила атмосфера любви, доброжелательности. Особенно дружил мальчик со своей сестрой Анной Марией. Жизнь была или казалась счастливой, только смерть матери в 1921 году стала ударом для всей семьи и потрясением для Сальвадора. После смерти матери отец через четыре года женился и Сальвадор счел это предательством, как и раньше преждевременную смерть матери. Не стало ежевечерних бесед с отцом так, ни о чем... и обо всем на свете.

В 1918 году в Фигерасе проходила выставка художников, где четырнадцатилетний мальчик выставил две своих работы. Велико было увлечение Сальвадора импрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но он никогда не ниспровергал классиков, как это делали многие представители авангардного искусства. В мастерской мальчик проводил все время, с раннего утра он был там. Только доносилось «мурлыканье» непонятного мотива, который, впрочем, ни с чем нельзя было спутать. Впоследствии Гарсиа Лорка сказал, что Сальвадор, как золотой шмель жужжит за работой. Очень сильно молодой Дали увлекался колористикой, светом и цветом.

Уговорив отца, он основал свою художественную студию при Академии изящных искусств в Мадриде, куда он поступил учиться в 1921 году. Работал он неистово, до изнеможения, и его талант начали замечать. В Галерее Делмо в Барселоне в 1925 году состоялась первая персональная выставка Дали, которую приняли благосклонно. Но Сальвадору Дали хотелось войти в мир искусства так, чтобы его запомнили. Он выбрал свой путь – путь эпатажа. В 1926 году его за дерзость выгоняют из Академии. За мадридский период молодой Дали познакомился с киноавангардистом, уважаемым в Европе, Луисом Бюнюэлем, с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Они были яркими представителями новой интеллектуальной жизни того периода Испании. И без того радикальное мышление Дали подпитывалось новыми идеями, бросавшими вызов консервативной политике Испании. В конце 1926 года состоялась вторая выставка работ художника, которую общество и люди искусства приняли с большим энтузиазмом.

Из Парижа пришло приглашение от Бюнюэля для работы над авангардным фильмом «Андалузский пес». Шокирующий фильм прославил и Дали и Бюнюэля. Их новый фильм «Золотой пес» был принят с восторгом, только авторы никак не могли поделить лавры. Уникальный метод, как сам Дали его назвал - «параноидально-критический», в полной мере проявлялся и в его картинах. Ему соответствовала гротескная манера написания картин, где образы, подвластные человеческому разуму, объединялись между собой в подсознании. Еще не став членом группы сюрреалистов, Дали уже вливался в новое течение. Каталонский художник, сюрреалист Хоан Миро, стал его другом. Но в Париже Дали приняли в ряды авангардного течения, и он подружился с поэтом Полем Элюаром. Впоследствии тот с семьей приехал в гости в Кадакес на лето. Так 1929 год стал судьбоносным в биографии молодого Дали. Двадцатипятилетний молодой человек нашел себе жену и любовницу, музу и няню на всю свою жизнь. Судьба соединила его с женой Элюара, которая сначала стала любовницей Дали, а потом и его женой. Жена поэта была русской, урожденной Еленой Дмитриевной Делувиной-Дьяконовой. В 1930 году она бросила своего мужа и переехала к Сальвадору Дали. Отец Дали очень непросто относился к своему сыну. И этому способствовала связь с Галой, которая была старше С.Дали на десять лет. И написанная к тому времени картина «Святое сердце» с осквернением памяти матери, которую очень плохо приняли критики и общество.

Запрет отца на посещение родительского дома подвел Дали к тому, что пришлось купить небольшой дом в Порт Лигат, который постепенно достраивался, напоминая со временем крепость. Гала стала для него не просто женой (поженились они в 1934 году), но и любовницей. Она была его патронессой, деловым менеджером, музой. Новая неисчерпаемая энергия и неистощимая фантазия дали его творчеству новый виток. Его уверенность в жизни и в работе, как всегда великая самовлюбленность, оттолкнули его от группы сюрреалистов, к которым он принадлежал. Отныне Дали считал, что он и есть сам сюрреализм. Увлечение Фрейдом было очень велико, его работы носили сексуальный характер, где присутствовали намеки на содомию, мастурбацию и кастрацию. Классической технике рисования Дали не мог дать ничего нового, он сам считал, что выше этого искусства нет ничего. Но Дали шел своим путем, и чтобы запрятанные очень глубоко мысли освободить, был необходим иррациональный разум сумасшедшего. Сам Дали не был и не считал себя сумасшедшим. Живописью он считал то, что запало в душу и легло на кисть. Он умел видеть то, чего не видели другие.

Самые известные свои картины Дали написал в период с 1929 по 1939 годы, используя изобретенный им метод. К более традиционному стилю он выходит на конец 30-х годов. «Мистер Сюрреалист» уезжает в Америку, где к нему и его новшествам относятся более спокойно. Можно сказать, что его настоящая слава начинается сейчас. Разнообразие творчества велико и простирается даже на оформление магазинов и на консультации по дамским прическам. Кроме того он сотрудничает с журналами, ставит балет и, естественно, пишет картины. К сорока годам Дали написал две автобиографические книги. Религиозная тематика характерна для его американского периода, это «католический сюрреализм». В 1949 году Дали пригласил на аудиенцию Папа Римский. Но этот факт совсем не значит, что религиозная тематика отвлекла Сальвадора Дали от его экспериментов.

Дали был высокоэрудированным человеком, и когда его возможно было разговорить, то общение проходило на любые темы. Освоив нотную грамоту, он сочинил оперу, на французском языке написал трагедию, увлекался экспериментами с голографией и фотографией. Но его скандальность в жизни была непредсказуема, и для журналистов организовывались целые демонстрации несуразностей. Его «скандальная муза», если не была увлечена очередным романом, растворялась в Дали. Не только ее чувственность и красота покоряли людей, но и интеллигентность, и глубокий интеллект. Художник был отгорожен от прозы жизни благодаря заботам Галы.

В 1973 году Сальвадор Дали организовал Театр-музей в Фигерасе – фантастический памятник самому себе, который стал для художников культовым местом. Более десяти лет работал Дали над проектом создания этого музея. Через шесть лет Французская Академия избрала его почетным членом. На одном из собраний прозвучала его темпераментная речь, в которой он пожелал быть замороженным после смерти. Гала умерла в 1982 году, в этом же году Сальвадору Дали был дарован высший испанский орден – Большой Крест Карлоса III и титул маркиза Дали де Пуболя. Нести крест гениального безумца одному оказалось тяжело и он (хотя отчуждение от Галы произошло гораздо раньше - до ее смерти) стал затворником в Пуболе. Стали возникать скандалы по поводу фальшивых работ. Позднее выяснилось, что подписи на чистых листах его уговорили сделать. Потом возникли болезни и пришла смерть. Дали ранее завещал, чтобы его похоронили под хрустальным куполом его детища - Театра-музея в Фигерасе.

Лихо закрученные вверх усы Дали-актера известны всему миру и даже тем людям, которые не интересуются его творчеством. Также, как и плавящиеся часы в Постоянстве памяти. Соединяя несоединимое, Дали испытывал на прочность традиционные ценности. От дадаизма в нем так и остался авангардный бунт против традиций искусства, против Бога и безбожия. Вера в человека и неверие одинаково дискредитируются Дали, и его трудно понять с его чудовищными галлюцинациями, гротескностью и фантастичностью сюжетов. Но нельзя не признать тех ошеломляющих образов им созданных.

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.

Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

Благодаря технике «ready-made » и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

Стиль родился в послевоенное время во Франции. В начале XX века сюрреализм обозначился в литературе и других видах искусства, сочетая несочетаемые предметы и явления, играя ассоциативным мышлением, гранью сознания в первые минуты после пробуждения, вовлекая в мир другой реальности. Сюрреализм переводится с французского языка как сверх-реальность, воплощая воображаемые образы в разных ипостасях сознания.

Впервые термин был введен писателем Андре Бретоном в его сюрреалистическом манифесте в 1924 году. Уверенное влияние литературы на театр, фотографию, музыку, живопись сделало сюрреализм популярным явлением, интересным публике в течение несколько десятилетий. Стремительно развиваясь, стиль объединял талантливых художников. Уже в 1925 году состоялась первая выставка работ сюрреалистов в Париже. Наряду с новыми именами, в ней прозвучало имя уже известного художника, проповедующего кубизм , Пабло Пикассо.

Описание и основные техники стиля

Работы сюрреалистов наполнены скрытым смыслом, особенной философией. Влияние на проявление бессознательного в их сюжетах оказал автор теории психоанализа Зигмунд Фрейд. Именно внутренний мир, разложенный на отдельные сегменты, парадоксально сочетающиеся друг с другом, заполняет пространство живописных полотен. Стремясь ухватить тонкую грань проявления воображаемых конструкций, сюрреалисты нередко погружались в состояние гипноза, наркотического или алкогольного опьянения.

Испытывая проявление иллюзорных сюжетов в своих видениях, сюрреалисты изобретали новые методы, с помощью которых их можно запечатлеть. Так возникли:

    техника автоматического письма (записывают или автоматически зарисовывают все приходящие в голову ассоциации с предметом);

    текстурирование поверхности (графитом или пастелью заштриховывают лист, приложенный к текстурной поверхности, например, дерева или камня);

    коллаж (из вырезанных частей газет, картин, журналов создают полноценные сюжеты);

    соскабливание (готовые картины размещают поверх текстурной поверхности и соскабливают часть краски, способствуя проявлению рисунка);

    фьюмаж (на бумаге создают фантастические образы копотью свечи);

    декалькомания (расплескивают колер на большое полотно из ведра, создают брызги при помощи крупных кистей).

Картины сюрреалистов часто сложно соотнести с каким-либо жанром, настолько нереально и парадоксально изображение. Чаще всего темой для своих работ они выбирают сновидения, магию, эротику, сверхъестественное, религию.

Известные художники-сюрреалисты

Имена художников, создававших картины в период между Первой и Второй мировой войной, стали известны всему миру благодаря широте взглядов, мастерству и поднимаемой проблематике. Это Рене Магритт, Макс Эрнст и другие.

Наиболее значимой, известной и неординарной фигурой эпохи сюрреализма стал Сальвадор Дали. Его произведениям свойственны проявление иррационального, отрицание каких-либо рамок и ограничений. Талант художника проявился в живописи, дизайне, архитектуре, музыке, драматургии. Индивидуализм и самоуверенность повлияли на исключение Дали из кружка сюрреалистов, однако его творчество оказало влияние на становление и развитие стиля.

В период надвигающегося на Европу немецкого фашизма, сюрреалисты перебрались в США, где продолжили работу над картинами. Благодаря их творчеству общество смогло наконец понять и оценить более сложный кубизм , экспрессионизм и абстрактное искусство .

Современный сюрреализм в живописи

Идеи сюрреализма популярны в современном искусстве. Они находят выражение в неординарных работах талантливых художников. Основные черты стиля четко прослеживаются в полотнах, выполненных акрилом, пастелью, маслом. Наша галерея предлагает своим клиентам купить любую из представленных в каталоге работ в качестве эксклюзивного подарка или декора интерьера. На картину в стиле сюрреализма можно смотреть много раз, находя в ней тайный смысл и новые образы снова и снова.

направление

Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. Выдающимися мастерами сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали , Рене Магритт , Жоан Миро , Макс Эрнст . Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Жан Кокто, Луис Бунюэль, Дэвид Линч и Ян Шванкмайер[источник не указан 117 дней]. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана .

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов - автоматическое письмо. Одна из техник сюрреализма была изобретена Вольфгангом Пааленом (фьюмаж).

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому - зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры - картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо , сценариста Жана Кокто , и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография - c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе