Вавилонская богиня Иштар - богиня плодородия и любви. Ворота Иштар в Вавилоне

  • Дата: 14.02.2024

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Описываются ворота Иштар так:

«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар

«Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»

Табличка с этой надписью сейчас хранится в Пергамском музее.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевейем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено….

Примером может служить богиня Иштар ассирийская и связанное с ней клинописное письмо тель-амарнского архива, отправителем которого является митаннийский царь Тушратта, а получателем – Аменхотеп III (царственные корреспонденты состояли в родстве: сестра Тушратты Гилухипа была замужем за Аменхотепом III). На тридцать шестом году правления Аменхотеп III тяжело заболел и умер. В том же году, незадолго до его смерти, Тушратта послал ему письмо и “чудотворного” идола богини Иштар для излечения престарелого фараона. Из текста письма явствует, что богиня ранее уже бывала в Египте и пользовалась там популярностью: “Так говорит Истар Ниневийская, владычица всех стран: “В Египет, в страну, которую я люблю, иду я”. Я посылаю ее тебе, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет, и да подаст она нам обоим великую радость . Да живем мы в согласии – Истар для меня – моя богиня, а для моего брата она не его божество”. X. Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот (II, 112), называя богиню “чужеземной Афродитой”. Аштарту нередко отождествляли с богиней Сехмет. X. Ранке допускает, что прилагательное h; rw, которое обычно понимают как “сирийская”, предпочтительнее читать как “хурритская”.

Таким образом, проникновение чужеземных божеств (Анат, Аштарта, Кадеш, Решеп и др.) в египетский пантеон было вполне закономерно и понятно во времена Нового царства.

Аштарта проникла не только в культ, но и в мифологию. Уже почти 90 лет науке известен папирус, вернее, его многочисленные фрагменты, в котором рассказывается миф о богине Аштарте. Из-за фрагментарности текста невозможно сказать что-либо определенное о его содержании. А. Гардинеру удалось установить, что этот текст представляет собой не собственно миф об Аштарте, а миф, в котором богиня играла важную, но все же не первую роль. Главная роль принадлежит в нем не египетскому, а семитскому богу по имени Нам – богу морской стихии (египтяне не имели своего морского божества). Как явствует из фрагментов мифа, бог Нам отличался властным, деспотическим характером. Перипетии сюжета восстановить невозможно. Текст относится, вероятно, ко времени Харемхеба. Интересно, что несколько позже, во времена XIX династии, йам упоминается в папирусе Орбиней, в сказке о двух братьях.

Наличие сиро-палестинских и других азиатских божеств в египетских религиозных представлениях, несомненно, вполне закономерное историческое явление, обусловленное связями Египта с этими странами. Следует подчеркнуть, однако, что чужеземные божества в Египте очень быстро приобретали черты египетских божеств, вживались в египетский пантеон, одним словом, египтизировались.

    ✪ Нео-вавилонское искусство: Ворота Иштар и Дорога Процессий

    ✪ Ворота Иштар из Вавилона. Пергамский музей.

    ✪ Вавилон - Врата Богов (рус.) История древнего мира.

    Субтитры

    Мы в музее Пергамон в Берлине. Один из самых поразительных его экспонатов - очень необычный объект… это городские ворота. Стены, окружавшие древний город Вавилон, включали восемь двойных ворот. Они огромны! Они потрясают не только нас - они потрясали людей с тех пор, как были построены. Вообще-то они являются одним из Чудес света. Упомянутый в Библии царь Навуходоносор, взойдя на престол, перестроил город Вавилон, к тому времени уже ставший древним. Вавилон был основан в 3 тысячелетии до нашей эры. Он стал крупным политическим центром при царе Хаммурапи в тысяча семисотые годы до н. э. Город оставался населённым, но вернул себе былую славу в 6 веке при Навуходоносоре Втором и его отце. То, что мы здесь видим, - часть огромной строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор Второй. Навуходоносор фигурирует в Библии, в книге пророка Даниила. Это правитель Вавилона, который завоевал и разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев. Вероятно, что он имел большую власть, раз смог осуществить такую огромную строительную кампанию. Он возвёл вокруг Вавилона стены длиной 11 миль. Он реконструировал Великий зиккурат в Вавилоне, на вершине которого находился храм Мардука. Возможно, он является прообразом легендарной Вавилонской башни. Он выстроил дворцы и эти необычайные врата. И висячие сады, которые также являются одним из чудес света. Итак, в городе Вавилоне было восемь двойных ворот, и одни из этих ворот представлены здесь. Это меньшая их часть. То есть другая была больше, если это можно себе представить. Вообще-то она была так велика, что не поместилась бы в экспозиции даже в этом просторном помещении. Эти врата открывались только для жителей Вавилона и находятся в конце длинной Дороги процессий, украшенной прекрасными львами, которые очень выразительно передают гордость Вавилона и могущество Навуходоносора. Львы, которых мы видим на стенах Дороги процессий, символизируют Иштар - одну из вавилонских богинь - богиню войны, мудрости и сексуальности. Они подняты на уровень глаз! Они изображены чуть меньше, чем в натуральную величину. Но очень велики. А ещё они устрашают! Их рты открыты в яростных криках. Они точно огрызаются, правда? Они изображены в такой правильной последовательности, поэтому кажутся почти дрессированными или подконтрольными самому царю Навуходоносору. Это заставляет нас бояться не только львов, но и царя. Изображение льва прекрасно. Посмотрите, рельефность этих изразцов создаёт барельеф. Помимо львов, врата украшают два звероподобных существа. Они оба так же свирепы, как львы. Первое - древний бык, известный как тур. Он считался ужасно свирепым. С рядами туров чередуются изображения месопотамских драконов - существ, состоящих из частей тел различных животных. Передние лапы у него львиные, голова и шея - змеиные или драконьи. Задние конечности, скорее всего, орлиные. А на хвостах у них жала, как у скорпионов. Эти драконы ассоциируются с Мардуком - богом-покровителем города. Навуходоносор ассоциировал себя непосредственно с Мардуком. Туры ассоциируются с Адамом - богом бурь, плодородия и урожая. Все эти животные символизируют защиту и материальное благополучие города. Это свирепые животные, но они выстроены рядами. Справа и слева от процессии, на башне, на арке ворот, что создаёт симметрию и ощущение упорядоченности. Одна из самых необычайных особенностей этих башен и всех ворот - это их цвет. Город находился в засушливом регионе, где ярко светит солнце и бывает очень жарко. И можете представить, как сияли синие и зелёные оттенки изначально, не в обстановке музея, а в пустыне. В Месопотамии это было настоящей проблемой… Например, египтяне могли построить свои великие пирамиды и другие памятники из природного камня, который находился буквально у них под ногами. Но в Месопотамии его не было. Она находилась в речной долине. Вавилон находился на берегах Евфрата, он проходил сквозь город. Жители Месопотамии строили из кирпича, сделанного из глины, добытой в речной долине. Сияющий синий цвет, который мы видим на поверхности ворот, - это фаянс. Технология его использования была известна древним египтянам и другим древним народам. Чтобы получить этот сияющий синий цвет, использовали медь. Это прекрасный пример такого красителя. Итак, врата массивны, они внушают страх, но и поражают великолепием отделки и яркостью цветов. Неудивительно, что Навуходоносор так гордился ими и велел сделать надпись на их боковой поверхности. Пойдёмте прочитаем её. Мы не уверены, что надпись изначально находилась на стене. Но в этой реконструкции она находится на левой стороне левой башни. Вот фрагмент: «Я, Навуходоносор, заложил фундамент этих врат до самого уровня грунтовых вод и возвёл их из чистого синего камня. На стенах и во внутреннем пространстве врат находятся быки и драконы, которых я наделил сияющим великолепием, чтобы на них с трепетом взирал весь род людской». И мы тоже взираем на них с трепетом два с половиной тысячелетия спустя. Навуходоносор понимал своё место в истории. Он оставил на возведённых при нём зданиях надписи, которые не только сообщали об их названии и назначении, указывали на то, что он является их покровителем, и даже содержали просьбу к потомкам реконструировать их. Он знал, что империи приходят и уходят… И что можно пронести своё слово сквозь исторические эпохи. А в наше время правитель Месопотамии, которая теперь называется Ирак, казалось, обратил внимание на эти надписи. Саддам Хусейн начал восстанавливать части Вавилона. Он выстроил свой личный дворец в нескольких сотнях метров от Врат Иштар и начал реконструкцию города. Это прекратилось из-за военных действий против него, в результате которых он был свергнут и убит. И что означала перестройка этого легендарного города? Саддам Хусейн перестраивал его в основном не ради Навуходоносора, а ради удовлетворения своих политических амбиций. Заявляя о своём праве на власть Навуходоносора. Да, и о могуществе древней Месопотамии.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Кольдевей описывает ворота Иштар так:

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука , высший правитель Города, любимец

Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы поясами фресок из голубых и зеленых глазурованных плиток, орнаментом и мно­гочисленными фигурами львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Наиболее богатую декоративную отделку имели, вероятно, двойные ворота богини любви и плодородия Иштар, расположенные в северной части города между царским дворцом и храмом Нин-Мах. Вы­сота ворот – 26 метров. Сверху донизу они покрыты голубыми, синими и зелеными глазурованными плитками (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Ворота богини Иштар. Макет


Рис. 8.7. Бык (рими ) и дракон (сиррух, мушруш ) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич)

Такое цветовое сочета­ние вызывало визуальный эффект «муарового мерцания» – при ярком солнечном освещении стена начинала «дышать», распространяя иллюзор­ные волны из нагретых Солнцем воздушных потоков.

Рис. 8.8. Ворота богини Иштар. Государственный музей, Берлин

Широкая арка ворот окантована традиционными розетками, орна­ментом. Поверхность башен украшена также желтовато-оранжевыми фи­гурами быков и драконов – рогатых полукрокодилов, полупсов (мушрушей ) с чешуйчатыми туловищами и огромными птичьими когтями вме­сто лап (рис. 8.7). Всего на рельефах Вавилона обнаружено 575 таких животных. Они считались свя­щенными животными Бела-Мардука, верховного бога Вавилона, и Иштар. Рядом с изображениями были помещены клинописные строки, оставлен­ные Навуходоносором II: «Я поместил ужасных рими (быков) и страш­ных сиррухов (драконов) на стенах портика и оставляю эти ворота во всем их блеске человечеству, чтобы оно взирало на них с удивлением...».

В конце XIX века рельефы ворот богини Иштар были демонтированы и перевезены германски­ми археологами в Берлинский государственный музей, где хранятся и поныне (рис. 8.8).

3. Дорога процессий Мардука

От ворот богини Иштар начинает свой путь на юг, к храму Мардука, знаменитая «Дорога процессий Мардука». Она шла также cзапада на восток от берега Евфрата к главному святилищу Вавилона – Эсагиле. Общая ширина дороги – 24 метра. Из них 7,5 метра вымощено белыми плитами известняка и окантовано бордюром из темно-розовой брекчии. Пространство между мощеной частью дороги и стенами было залито черным асфальтом. На нижней грани каждой пли­ты можно прочесть надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замос­тил я для процессий великого владыки Мардука каменными плитами. О, Мардук! О, великий владыка! Даруй вечную жизнь!…».

Рис. 8.9. Дорога процессий Мардука. Фрагмент

Дорога проходила как бы через каменный канал-шлюз. По обе ее стороны высились семиметровые стены, равномерно расчлененные баш­нями. По верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток.

Нижняя часть стен по обе стороны дороги украшена двумя ярко-синими лентами керамических панно. По ним разворачивалось шествие ста двадцати львов-охранителей – по 60 с каждой стороны дороги (рис. 8.9). Звери были двух расцветок – бело-желтые с темно-желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка. Размеры оскаленных хищников близки к натуральным – более двух метров в длину. Наибо­лее вероятным прототипом этих животных можно считать персидского льва, ныне истребленного, – зверя бледно-желтого цвета с бурой или черной пушистой гривой. Фигуры шагающих хищников полны силы и экс­прессии. Они выполнены в лучших традициях ассирийского искусства (Нимруд, Ниневия, Дур-Шаррукин). Вполне возможно, что эти фрески исполнены пленными мастерами из побежденной Ассирии.

Иштар была богиней любви, страсти, плодородия, природы и часто изображалась в образе прекрасной женщины, тело которой поросло нежными, зелеными побегами.

В те далекие времена в 7-5-м веках до нашей эры, в Месопотамии находилось несколько царств: Ассирийское, Шумерское, Аккадское и Вавилонское. Влияние культа Иштар быстро распространилось на всех ближневосточных землях.

Сведения о Иштар сохранились в самом древнем литературном произведении: эпосе о Гильгамеше, который писался на протяжении полутора тысяч лет.

Культ богини Иштар

Имя Иштар переводится как «Ясное небо». Голубой цвет – древний шумерский знак богини Инанны. Полный знак Иштар или Инанны состоял из с вплетенной в него лентой, которая образует два конца и шестилучевую звезду в центре. Иштар была также богиней неба.

В Вавилоне, Иштар считалась также покровительницей жриц любви и блудниц. Существовала даже храмовая проституция.
Ежедневно несколько женщин должны были садиться на специально отведенное место возле святилищ Астарты и за монету отдаваться проходившим мимо мужчинам. Только после такого своеобразного ритуала, женщины могли чувствовать себя полноправными хозяйками . На следующий год ритуал повторялся.

В 7-м веке до нашей эры в Вавилоне, да и на всей территории Малой Азии культ Иштар был самым главным.

Ворота Иштар

Впервые Вавилон упоминается еще в III тысячелетии до н.э. во время правления аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). Оставили описания Вавилона Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон. Только Геродот застал Вавилон таким, каким он был при императоре Навуходоносоре II, который прославился тем, что много строил в Вавилоне.

Следует отметить, что для древнего мира Вавилон был сказочно богатым, населенным несметным количеством жителей царством. И это не удивительно. При императоре Навуходоносоре II Вавилон населяло около 360 тыс. жителей. Огромное для древнего мира.

В Вавилон вело восемь ворот, и все они назывались именами различных богов. Северо-западные ворота Иштар были построены в 575 г. до н. э. по приказу императора Навуходоносора II.

Это были грандиозные, монументальные и очень красивые ворота. К сожалению, сейчас осталась только часть копии ворот. Сами ворота были вывезены еще в начале 20-го века.

Ворота Иштар представляют собой громадную, полукруглую арку, ограниченную по краям высокими стенами и выходившую на так называемую Дорогу Процессий. Древние жители Вавилона вносили через ворота Иштар статуи богов, праздновали израильский Новый год.

Этими же воротами был ввезен в город гроб с телом Великого Александра Македонского, который тоже считался любителем женщин.

Ворота, посвященные богине Иштар, были сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, желтой, белой и черной глазурью. Общий фон ворот был сине-голубой. Голубой цвет был символом Иштар.

Стены ворот и Дорога Процессий были украшены барельефами удивительной красоты, поразительно напоминавших живых животных в различных позах. Стены дорожки украшали около 120 барельефов львов.

Стены ворот Иштар были покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах, посвященных богине Иштар, около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были сделаны из кедра. Долгое время Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой.

Во времена правления Навуходоносора ІІ (605–562 гг. до н. э.) Вавилон имел 8 ворот, которые носили имена богов. Но лишь ворота богини Иштар спустя века после гибели Вавилонской империи получили всемирную известность.

В древности Вавилон был одним из самых впечатляющих городов мира. На разных его концах находились 2 главных сооружения – царский дворец и храм Эсагила. К храму Эсагила вела Дорога процессий, бравшая свое начало у северо-западных ворот Иштар.

Кто такая Иштар? В аккадской мифологии Иштар – богиня любви, красоты, плодородия и войны. Её обычно изображали в виде женщины, тело которой поросло зелеными побегами. Греческие авторы в своих описаниях сравнивали вавилонскую богиню с Афродитой. Иштар считалась супругой верховного вавилонского бога Мардука, поэтому парадные ворота посвятили именно ей. Недалеко от них располагался храм богини.

По Дороге процессий в период празднования Нового года устраивалось грандиозное шествие во главе с золотой статуей Мардука. В это время через ворота Иштар проносились и другие статуи богов. Согласно преданию, именно через них был внесен в город гроб с телом Александра Македонского.

Восьмые ворота были построены в 575 г. до н. э. по инициативе Навуходоносора ІІ. Об этом свидетельствует одна из надписей, оставленных на сооружении. Она гласит, что они были сооружены «чтобы народы смотрели и удивлялись».

Внешний вид

Ворота Иштар в Вавилоне представляли собой полукруглую арку, ограниченную по бокам стенами и ведущую на Дорогу процессий. Они были сделаны двойными, при этом внутренние ворота были вдвое больше наружных. Высота строения составляла 26 м, а ширина – 30 м.

Само сооружение состояло из кирпича, покрытого разноцветной глазурью, сверкавшей на солнце. Общий фон сооружения был сине-голубым. Названый цвет считался символом богини, чье имя носили ворота. Кроме того, архитектору удалось добиться эффекта «муарового мерцания». Это значит, что при ярком освещении стена распространяла иллюзорные волны.

Стены ворот украшали барельефы, изображающие животных в естественных позах. Ученые насчитали 575 изображений сиррушей и быков. Последние почитались как бога Адада, а драконы-сирруши, сочетавшие в своем облике черты орла, змея и льва, являлись символом Мардука.

Двери и крыша строения были изготовлены из кедрового дерева и окованы бронзой. Стены, ведущие к воротам Иштар, украшало 120 барельефов львов и других животных. Вавилоняне верили, что названое животное было спутником богини.

Реконструкция ворот Иштар

Самой известной является реконструкция, созданная в 1930 году. В настоящий момент она находится в Пергамском музее (Берлин). Реконструкция имеет 14 м в высоту и 10 м в длину. Это меньше реальных размеров, но пропорционально им.

Стоит отметить, что уникальный экспонат создан из материала, найденного Робертом Колдевеем во время раскопок Вавилона. В 1902 г. верхняя часть ворот обвалилась. Из обломков, доставленных тогда в Берлин, и была создана известная теперь реконструкция.

Копия врат Иштар также была возведена в Ираке. Правда, она сооружена из современных аналогов древних кирпичей. Иракская реконструкция расположена у входа в музей, строительство которого так и не было закончено в связи с началом войны в Ираке. Фрагменты ворот хранятся и в других музеях мира.

29 января 2018