Урок франция во второй половине 20 века. { Франция XX века Франция XX века

  • Дата: 08.07.2023

В ходе Второй мировой войны Франция частично была оккупирована Германией, а частично управлялась лояльным Германии правительством маршала Петена. При этом как на территории Франции, так и за ее пределами действовало движение Сопротивления, участники которого боролись за освобождение страны. Лидером этого движения был генерал Шарль де Голль, который к концу войны стал национальным героем. После освобождения Франции он стал главой временного правительства.

События

1946 г. - принятие конституции Четвертой республики (1946-1958). Де Голль выступал за президентскую республику с самими широкими полномочиями президента, однако в итоге была принята конституция, согласно которой Франция по форме правления стала ближе к парламентской республике, а власть президента была достаточно слабой. Де Голль подал в отставку и перешел в оппозицию.

1946 г. - начало деколонизации Франции: независимость получили ее протектораты Сирия и Ливан. В дальнейшем Франция утратила практически все свои колонии - в Индокитае, Африке и др.

1954 г. - начинается антифранцузское восстание в Алжире. Алжир обладал статусом не колонии, а одного из департаментов Франции, в нем жило большое число этнических французов. Борьба была очень ожесточенной и расколола французское общество на тех, кто был готов отказаться от Алжира, и тех, кто готов был удерживать его любой ценой.

1958 г. - на пике алжирского кризиса де Голль становится премьер-министром с чрезвычайными полномочиями. Принимается конституция Пятой республики (действует по настоящее время), президентские полномочия существенно расширены, в январе 1959 г. президентом становится де Голль.

1962 г. - провозглашена независимость Алжира.

1966 г. - Франция выходит из НАТО. Франция была одной из стран - основательниц НАТО, однако де Голлю было не по душе доминирование США, при нем Франция стремилась проводить независимую внешнюю политику.

Май 1968 г. - массовые выступления студентов и рабочих, известные как Красный май . Первыми выступили студенты, многие из которых разделяли левые идеи; они протестовали против общей атмосферы несвободы в стране и лично де Голля, которого считали узурпатором, принадлежащим к тому же ушедшей эпохе. Студенческие демонстрации разгонялись полицией, однако вскоре к студентам присоединились миллионы рабочих, недовольных своим положением. Правительству удалось погасить волнения, но положение де Голля пошатнулось; в 1969 г. он вышел в отставку. После отставки де Голля и вплоть до сегодняшнего дня Франция отличается относительной политической стабильностью.

Октябрь - ноябрь 2005 г. - массовые беспорядки во Франции. После деколонизации многие жители бывших колоний (в первую очередь из Африки - как Черной, так и арабской) иммигрировали во Францию и получили французское гражданство. При этом уровень их интеграции во французское общество оказался довольно низким. Для этой социальной группы характерно компактное проживание в неблагополучных районах и высокий уровень безработицы. Именно в таких районах осенью 2005 года вспыхнули массовые беспорядки, выражавшиеся в столкновениях с полицией, поджогах машин и магазинов, погромах и мародерстве. Эти события запустили очередной виток дискуссии о проблемах социальной интеграции мигрантов.

7 января 2015 г. - террористическая атака исламистов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, публиковавшего среди прочего карикатуры на пророка Мухаммеда. Погибли 12 человек, по числу жертв этот теракт является крупнейшим в истории Франции. Действия террористов вызвали многомиллионные акции протеста и солидарности с жертвами по всему миру (см.: Charlie Hebdo).

Заключение

Послевоенная история Франции, на первых порах сопряженная с определенной нестабильностью, связанной с процессами деколонизации, в дальнейшем характеризуется достаточно устойчивым развитием и отсутствием значительных потрясений, за исключением событий мая 1968 года. В настоящий момент основные угрозы и проблемы во Франции связаны с положением выходцев из бывших французских колоний, а также с исламистским терроризмом.

В 1946 году, на следующий год после окончания Второй мировой войны, во Франции установилась т.н. Четвёртая республика , просуществовавшая до 1958 года. Этот период истории Франции характеризуется восстановлением экономики и промышленности, связанным с «планом Маршалла» (американская финансовая помощь странам Европы взамен на фактическую зависимость во внешних делах). В 1949 году Франция вступила в НАТО . Этот же период времени характеризуется началом падения колониальной Франции: Сирия и Ливан обрели независимость. Тогда же Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, посылая туда свои войска. В 1951 году вместе с ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Франция вступила в Европейское объединение угля и стали - прообраз Евросоюза (ЕС).

Рис. 1. Шарль де Голль ()

В 1958 году к власти пришёл генерал (см. Рис. 1). В том же году на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция Пятой республики , которая значительно расширила функции президента. В годы правления де Голля Франция переживала распад колониальной системы. В 1960-х гг. Франция потеряла практически все свои колонии - Алжир, Тунис, Чад, Мали, Сенегал и прочие. В 1968 году начались т.н. «Майские события ». Французская молодёжь и студенчество из-за кризиса перепроизводства оказались в состоянии массовой безработицы, ухудшились условия жизни. В университетских городках царили жёсткие административные порядки. В начале мая 1968 года студенческую демонстрацию жестоко разогнала полиция. К объявившим забастовку студентам присоединились профсоюзы, члены которых также находились в удручающем социально-экономическом положении. Манифестации безжалостно подавлялись войсками и полицей, что ещё больше вызывало гнев со стороны бастующих и симпатии простых французов. Всё больше и больше французов требовали отставки де Голля и социальных преобразований. В итоге «Красный Май» положил начало кризису Пятой республики и через год отправил в отставку президента де Голля (см. Рис. 2).

Рис. 2. «Красный Май» в Париже ()

В 1969 году к власти пришёл голлист (сторонник де Голля) Жорж Помпиду . Началось «30-летие благополучия» . Были проведены социальные и экономические преобразования, произошла модернизация сельского хозяйства, большие капиталовложения делались в компьютеризацию и информатизацию Франции. Во внешней политике наметился процесс сближения капиталистической Франции и СССР.

Преемником Помпиду в 1974 году стал Валери Жискар д’Эстен , продолживший модернизацию французской промышленности и экономики. Особый упор стал делаться на развитие и высокотехнологичные программы. Во внешней политике Франция стала постепенно возвращаться в лоно американской политики и северо-атлантического альянса - НАТО. Вторая половина срока пришлась на сильный экономический кризис, итогом которого стала политика «жёсткой экономии», что привело к фактическому прекращению финансирования французских территорий в тропической Африке и в скором времени их потере.

В 1981 году новым президентом Франции был избран социалист Франсуа Миттеран (см. Рис. 3). При нём начался экономический подъём, были реализованы многие социальные программы, был начат поворот на очередное сближение с СССР.

Рис. 3. Франсуа Миттеран и Михаил Горбачев ()

В 1995 году новым президентом стал Жак Ширак , при котором Франция вернулась на позиции голлизма во внешней политике, т.е. дистанцирования от США, оставаясь в блоке НАТО. Во внутренней политике Ширак придерживался либерализма и в то же время позволял себе государственное вмешательство в рынок.

В 2007 году президентом Франции был избран Николя Саркози . При нём Франция стала играть одну из ведущих ролей в европейской политике. Являясь, в условиях разразившегося экономического кризиса 2008 года, ведущей европейской державой, Франция наряду с Германией явились форпостами политики и экономики ЕС. Во внешней политике Франция Саркози являлась убежденной сторонницей евроинтеграции . Во время грузино-осетинского конфликта 2008 года Саркози выступал в роли посредника между враждующими сторонами.

В 2012 году Саркози проиграл выборы президента, уступив свое место социалисту Франсуа Олланду (см. Рис. 4).

Рис. 4. Президент Франции Олланд ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 19, стр. 197-200 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 4 на стр. 202.
  2. Почему внешняя политика Франции была направлена на лавирование между СССР и США?
  3. Чем можно объяснить события «Красного Мая»?
  1. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  2. Интернет-портал Marksist.blox.u/ ().
  3. Эксперт ().

1. Временный режим (1944 – 1946 гг.)Шарль де Голль
(1890 – 1970 гг.)
возглавил коалиционное
правительство
(коммунистическая партия,
социалистическая партия,
Народно-республиканское
движение, радикалы,
республиканцы и др.)

1. Временный режим (1944 – 1946 гг.)

Основной вопрос в политической
борьбе – парламентская или
президентская республика.
В 1946 г. принята Конституция,
которая утвердила парламентскую
республику.
Де Голль – сторонник
авторитаризма,
националистических идей,
«величия Франции».

Режим оказался неустойчивым.
С 1944 г. сменилось 26 кабинетов.
Французское общество
колониалисты
(сторонники
колониальной
политики)
европеисты
(сторонники
активной
европейской
политики)
Жюль Гюстав Рене
Коти
(1954-1959 гг.)
Жюль Венсан
Ориоль (1947-1954
гг.)

2. Четвёртая республика (1946 – 1958 гг.)

Война во Вьетнаме (1946 – 1954 гг.)
Истощила экономику, результат
отрицательный.
В 1954 г. под Дьен-Бьен-Фу
французская армия потерпела
поражение, была окружена и
капитулировала.
Французкие
офицеры во
Вьетнаме
Капитуляция французов

2. Четвёртая республика (1946 – 1958 гг.)

Война в Алжире
(1954 – 1962 гг.), обострила
политический кризис. Среди
генералов в Алжире и во
Франции созрели две ветви
антиреспубликанского
заговора. Сторонники
«сильной власти» требовали
возвращения де Голля.
В сентябре 1958 г.
Национальное собрание
утвердило новое
правительство де Голля.
Период четвёртой республики
закончился.
Алжирские бойцы
рядом с убитыми
французскими
солдатами, 1959 год

3. Пятая республика.

В 1958 г. на референдуме была принята новая
Конституция. Де Голль избран президентом (1958 –
1969 гг.).
Голлизм – это обновлённый националистический
реформизм с авторитарными тенденциями.
1. Прекращение войны в Алжире.
2. Идея «ассоциации труда и капитала»
(социальные реформы)
3. Экономическая модернизация, структурная
перестройка экономики.
«Большие проекты» – «Конкорд», «Аэробус»,
ракета «Ариан», скоростные поезда, современная
космическая, ядерная и электронновычислительная техника.
«У Франции мировая
ответственность. В этом моя
философия…»

3. Пятая республика.

Во внешней политике – самостоятельность,
равноправное участие в тройке западных лидеров
(США, Франция, Великобритания).
1 июля 1966 года
Шарль де Голль
переподчинил все
вооружённые силы
Франции
непосредственно
национальному
командованию,
выведя их из
подчинения
Североатлантическо
му альянсу.
Макет ракеты Ариан 44LP на
выставке

Прочитайте п. 4 §
26
- Каковы
причины
майского
кризиса и
отставки Шарля
де Голля?
Майские события во Франции 1968 года

4. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля

Со смертью преемника
де Голля на посту
президента Жоржа
Помпиду эпоха голлизма
закончилась.
Жорж Помпиду (1969 – 1974 гг.)

У. Черчилль
Валери Жискар д‘Эстен
Франсуа Миттеран
В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение
1. «Дирижизм» – активное госрегулирование экономики;
2. Активизация рыночных механизмов;
3. Повышение минимальной оплаты труда;
4. Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет.
Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии
(1972 – 1984 –Совместная программа с компартией)
1. Национализация 10 крупнейших промышленных и
финансовых корпораций;
2. Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая
нед., налог на крупные состояния;
3. Главное – борьба с безработицей.
4. Был против неоконсервативной политики
(приватизации)

Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Жак Ширак
Ж. Ширак (1995 - 2007) – лидер ОПР (Объединение в
поддержку республики), мэр Парижа.
1997 г. – выборы в Национальное собрание, победили
левые партии.
При правом президенте действовало левое
правительство во главе с Л.Жоспеном.
1. Приватизация предприятий;
2. Активная социальная политика;
3. Расширение частной инициативы.
Итоги:
1. Франция в 1990-е гг. – лидер в Европе по
привлеченным иностранным инвестициям;
2. Высокий уровень безработицы, до 25% (т.к. много
приезжих, социальные гарантии – среди молодежи).

Внешняя политика Франции.

Дэвид Кэмерон
После Второй мировой войны:
В период голлизма
1. Франция создала собственную триаду ядерных
сил, фр. войска выведены из-под военного
командования НАТО;
2. 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап.
Германией);
3. Активизация европейской интеграции в рамках
ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль
препятствовал вхождению в ЕС Англии;
4. Франция шла на сближение с СССР, а не с США.
После де Голля
1. Франция пришла на сближение с США и НАТО
(2009г. вошли в состав НАТО);
2. Париж стал главным инициатором расширения
ЕС.

Пятая республика и современное политическое устройство Франции.

Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное
движение), наследница партии де Голля.
1. Конституционная реформа –расширение полномочий
парламента, ограничение чрезмерной власти президента
и обеспечение прав граждан в контроле над властью;
2. Реформа социального обеспечения (отменена
3.
4.
5.
Николя Саркози
6.
обязательность 35-часовой рабочей нед.);
Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной»
работы, сокращение пособия при вторичном отказе от такой
работы);
Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих);
Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу
на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка
Франции);
Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил
только для владельцев крупных состояний).

Франсуа Олланд (2012 – 2017 гг.) Стал самым
непопулярным президентом Франции по
итогам первых 100 дней правления.
В январе 2013 года французская армия по
распоряжению Олланда начала интервенцию в Мали.
В декабре 2013 года французская армия по
распоряжению Олланда начала интервенцию в
Центральноафриканской Республике. Операция
закончилась победой Франции, восстановлением
центральным правительством Мали контроля над
регионом. Сторонник санкций против России в связи с
украинскими событиями 2014 года и военной
операцией России в Сирии.

5. Франция после эпохи голлизма.

Эмманюэль Макрон (с 14 мая 2017)
Во внешней политике является
европейским федералистом. Не
поддерживает признание государства
Палестина. Жёсткий сторонник борьбы с
терроризмом. Рыночник. Сторонник
политики открытых дверей для
иммигрантов. Поддерживает увеличение
финансирования спецслужб, армии и
полиции. Выступает за ограничение
иностранных инвестиций, поддерживает
торговое соглашение между ЕС и Канадой

В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления включая коммунистов. С момента освобождения Франции осенью 1944 г. в стране установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г конституции Четвертой республики.

Война и оккупация нанесли Франции тяжелый ущерб. Людские потери составили 1 млн. 130 тыс. человек. Сохранив внешние атрибуты великой державы она в экономическом и военном отношении далеко отставала от главных держав антифашистской коалиции – Англии СССР и США. В 1944 г. объем французского промышленного производства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь, голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недостаток топлива сырья продовольствия. Цены почти в 6 раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро росло национально-освободительное движение.

Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного проводить независимую внешнюю политику и осуществлять серьезные социальные реформы. К числу таких реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственное планирование экономики, развитие системы социального страхования, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Началась чистка государственного аппарата от сторонников вишистского режима. Более 2 тыс активных вишистов во главе с руководителями правительства Виши Петеном и Лавалем были приговорены к смертной казни еще около 40 тыс – к тюремному заключению. Лаваля расстреляли, а Петену в связи с преклонным возрастом (89 лет) заменили смертную казнь пожизненным заключением. В 1951 г. Петен умер в тюрьме в возрасте 95 лет.

В 1944-1945 гг. была восстановлена 40-часовая рабочая неделя и двухнедельные оплачиваемые отпуск; принят закон о социальном страховании (пенсионный возраст с 65 лет, с целью стимуляции рождаемости были введены пособия, льготная оплата жилья для многодетных семей, матери-домохозяйки стали получать пособие), значительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство. Французская система социального страхования стала одной из лучших в мире Кассы социального страхования, финансируемые на паритетных началах предпринимателями и лицами наемного труда, выплачивали пособия в случае инвалидности или болезни, пенсии по старости, пособия по безработице, различные семейные пособия: льготная оплата жилья, для многодетных семей, для матерей-одиночек, матери-домохозяйки получали пособия. Материальное положение трудящихся улучшилось. Заработная плата, далеко отставшая от роста цен, увеличилась на 45-50%, а семейные пособия на 50-80%„ Была усилена роль государства в экономической жизни государства: национализированы банки, тяжелая промышленность.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. В декабре 1944 г. оно заключило с СССР договор о союзе взаимной помощи – первый договор освобожденной Франции с великой державе. В то же время Франция поддерживал тесные связи с Англией и США

Большое место во внешней политики Временного правительства занял вопрос судьбе побежденной Германии Временное правительство хотело присоединить Франции Саар, отделить от Германии Рейнскую область, настаивало на «интернационализации» Рура однако эти требования не соответствовали Потсдамским соглашениям и не встретили поддержки других великих держав победительниц.

Колониальная политика Времени правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте

В январе 1946 г. Состоялись выборы в учредительное собрание, впервые право голосовать получили женщины и военнослужащие. Французская секция рабочего интернационализма (социалисты) получили 24 %, Компартия Франции – 26%, Народное республиканское движение – 23, 6%. Было сформировано правительство 3-х партийной коалиции, которую возглавлял Де Голль.

В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф.Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Жорж Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

13 октября 1946 г. Была принята Конституция Четвертой республики Франции. Конституция 1946 г была конституцией парламентского типа. Центральная роль в системе органов государственной власти играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики.

Четвертая республика

Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда

Расширена система государственной помощи безработным.

Восстанавливались 40-часовая рабочая недел,я оплачиваемые отпуска.

Оплачиваемый отпуск увеличивался до 4-х недель.

Вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ.

С 1950 г. был введен общенациональный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума.

Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет.

Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных.

Расширены права профсоюзов.

Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми.

За 12 лет количество легковых автомобилей возросло в 6 раз, радиоприемников – в 2 раза.

Продолжительность жизни возросла до 70 лет, численность населения возросла на 5 млн и составила 40 млн. Франция вошла в 5 развитых стран.

Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во Франции разместилась штаб-квартира НАТО, и разместились американские военные базы.

Колониальная политика Четвери республики была направлена на сохраннее колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г. – Франция вела колониальную войну во Вьетнаме. В ноябре 1954 г., когда арабское население Алжира подняло восстание против колонизаторов, Франция начала колониальную войну в Алжире. В ходе этих войн во французских правящих кругах появилась группировка «ультраколониалистов», которые стремились любой ценой подавить освободительное движение в колониях. Вместе с тем постепенно формировалась и противостоящая им политическая группировка – неоколониалисты, считавшая неизбежным пересмотр прежних методов колониальной политики. Она предлагала покончить обреченными на провал попытками военного подавления нациоиально-освободительного движения, заключить мир во Вьетнаме и предоставить политическую независимость бывшим колониям.

К концу 50-х гг. Франция стояла на пороге гражданской войны по алжирскому вопросу. Президент Коти предложил де Голлю взять власть в свои руки. 1 июня 1958 г. Премьер-министром стал Де Голль, он получил чрезвычайные полномочия и приступил к разработке конституции, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Пятая республика. Конец французской колониальной империи

Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям.

Одновременно с принятием конституции 1958 г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сообщества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи (бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из «сообщества». С 1 октября 1958 г. Гвинея стала независимым государством. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960 г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке.

Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1 млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы промышленники торговцы владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации уверяя, что «Алжир – это Франция».

Верхушка европейского населения интересы, которой оказались бы под ударом в случае предоставления Алжиру независимости составила основу группировки ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции. Им противостояла другая часть правящих кругов, считавшая, что война в Алжире бесперспективна и лишь затрудняет использование рабочей силы и естественных богатств Алжира, в том числе открытых там больших запасов нефти. Эту точку зрения разделял и президент де Голль.

16 сентября 1959 г. он впервые публично провозгласил, что Алжир имеет право на самоопределение. Такое заявление вызвало негодование ультраколониалистов, обвинивших де Голля в «измене», 24 января 1960 г в Алжире вспыхнул мятеж. При сочувствии армейской верхушки ультраколоииалисты организовали массовые антиправительственные демонстрации построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы. Правительство осудило мятежников, потребовало от них сложить оружие, и они капитулировали.

В январе 1961 г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдум законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его практическое осуществление на неопределенное время 75% избирателей поддержали правительственный законопроект. Тогда ультраколоииалисты устроили новый мятеж.

22 апреля 1961 г. при поддержке армейского командования они захватили власть в Алжире, объявили о «низложении» президента и правительства Франции. В ответ во Франции началась массовая забастовка протеста, в которой участвовали все левые партии и профсоюзы. Со своей стороны президент де Голль объявил чрезвычайное положение и приказал ликвидировать мятеж «всеми средствами». В Алжир были посланы верные правительству воинские части. Мятежники не оказали сопротивления. Часть из них бежала за границу, другая часть создала нелегальную террористическую «Организацию тайной армии» (ОАС), которая убивала сторонников независимости Алжира и предприняла несколько безуспешных покушений на президента де Голля.

Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжирской республики, находившимся в эмиграции и 18 марта 1962 г подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире Французская колониальная империя почти полностью распалась.

После подписания Эвианских соглашений премьер-министр Франции Мишель Дебре подал в отставку. Его сменил начальник личного секретариата де Голля Жорж Помпиду.

Внешняя политика Франции в 60-х гг.

Освободившись от груза войны в Алжире правительство де Голля стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить «величие Франции» на путях независимой внешнеполитической ориентации. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960 г., взорвав на военном полигоне в Сахаре свою первую атомную бомбу. Франция вошла в «клуб ядерных держав», наряду с США, СССР, Великобританией. Франция объявила, что будет готовиться к обороне «по всем азимутам» (т. е. против любого теоретически мыслимого противника, а не обязательно «противника с Востока»). Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966 г. объявил, что Франция сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции были ликвидированы Штаб-квартире НАТО пришлось переместиться из Франции в Бельгию.

Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и другие странах Юго-Восточной Азии, высказала за разрядку между народной напряженности и развитие международного сотрудничества.

Значительно улучшились отношение Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В 1960 г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С. Хрущев. В результат его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом.

Визит Н.С. Хрущева во Францию. 1960 г.

В 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР, онзавершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядку между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политически консультаций с целью развития франке советских отношений «от согласия к сотрудничеству».

Визит Ш. де Голля в СССР, 1966 г.

Большое знамение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отношении державой Западной Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти две страны решающей силой в Западной Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ, ядерным оружием и традиционными связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль в этом союзе. В сентябре 1958 г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ Аденауэром во время которой они заявили о намерении «навсегда положить конец прежней враждебности». В 1963 г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области внешней политики обороны, просвещения и воспитания молодежи.

События мая-июня 1968 г. Оставка Ш. де Голля.

Хотя французская экономика успешно развивалась и жизненный уровень населения повышался, выборы 1965 и 1967 гг. показывали, что в стране назревает недовольство Французы устали от десятилетнего правления де Голля, у многих вызывали раздражение его авторитарные методы; большие ожидания, связанные с приходом де Голля к власти, не оправдались; его правительство стало казаться устаревшим, слишком консервативным.

Рабочие и служащие продолжали требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда.

Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов.

Инженерно-технические работники считали, что их мало привлекают к участию в управлении.

Значительная часть интеллигенции, следовавшая за левыми партиями и группировками, критиковала колониализм, погоню за богатством почитание традиций и другие морально-политические ценности буржуазного общества.

Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. В 1968 г. численность студентов достигла 600 тыс. человек – в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы. Среди них значительно возросло число выходцев из средних слоев населения и рабочих. Демократически настроенные студенты были недовольны устаревшей системой образования, дискриминировавшей детей трудящихся; добивались гарантий трудоустройства после окончания учебы, критиковали буржуазное «общество потребления», нередко провозглашали свою солидарность с народами «третьего мира», борющимися против.

В мае-июне 1968 г. рост недовольства вылился в массовые демонстрации и стачки огромного масштаба. Начало было положено волнениями студентов 3 мая 1968 г. в ответ на угрозу исключения нескольких активистов «гошистских» организаций, студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижского университета. Когда полиция попыталась их разогнать, студенты вступили в схватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появились первые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурм баррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полицейские избивали студентов дубинками, применяли слезоточивый газ.

Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих и служащих. При первых известиях о репрессиях против студентов все профсоюзные центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки.

13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку небывалого размаха. По всей стране трудящиеся прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение, уважать демократические свободы.

В течение мая-июня 1968 г во Франции бастовало около 10 млн человек – фактически весь рабочий класс, значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недель бездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами.

28 мая 1968 г. представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали протокол удовлетворявший основные требования трудящихся. Минимум заработной платы был увеличен на 35%, а сама зарплата – в среднем на 10%. Пособия по безработице повысили на 15%.

В ноябре 1970 г. Шарль де Голль умер, войдя в историю как один из самых крупных государственных деятелей XX века.

Франция в 70-е гг. XX в.

В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил кандидат ЮДР бывший премьер-министр Жорж Помпиду (голист).

Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами “преемственность и диалог”. Этим он хотел сказать, что намерен продолжать по­литику президента де Голля. Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г. правительство Помпиду провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий й семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», те предоставить больше возможностей частному капиталу.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем, Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуации, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиции.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны, вступила в полосу длительного экономического и социального кризиса. Толчком к нему послужило внезапное и резкое повышение цен на нефть, начавшееся в 1973 г. К началу 80-х годов цены на нефть выросли в 16 раз, и это серьезно повлияло на экономику Франции, которая импортировала до 80% потребляемой нефти. Расходы на импорт нефти и других энергоносителей быстро росли, возник и стал хроническим бюджетный дефицит и дефицит касс социального страхования. Планы экономического и социального развития не выполнялись, темпы экономического роста снизились. Массовая безработица и инфляция снизили жизненный уровень населения. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и случайные заработки. В бедственном положении оказались лица, получавшие минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более возросло 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального богатства а 10% наиболее бедных – 0,5%.

В апреле 1974 г неожиданно скончался президент Помпиду, а в мае состоялись внеочередные выборы президента республики. Жискар де Эстен был избран президентом Франции. Деголлевцы утратили важнейший государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики.

Одной из главных целей внешней политики правительства Жискар д’Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими странами.Франция облегчила проникновение иностранных капиталов в свою экономику. Одним из своих важнейших внешнеполитических приоритетов правительство Жискар д’Эстена считало сохранение хороших отношений с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д’Эстена с советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других совместных документов.

Правление социалистов

В связи с истечением срока полномочий Жискар д’Эстсна в мае 1981 г, во Франции состоялись выборы президента республики. Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент Жискар д’Эстен и основатель ОПР (объединение в поддержку республики) Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф Миттерана. Коммунистическая партия – генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата собравшие наибольшее число голосов в первом туре Жискар д’Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г. набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Франсуа Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

Успех социалистов объяснялся, прежде всего, стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов обещавших провести в жизнь совместную программу левых сил, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда.

Правительство отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния.

Неоднократно повышались минимум заработной платы и семенные пособия.

Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин); размеры пенсий увеличены.

Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель.

Продолжительность рабочей недели была сокращена с 40 до 39 часов.

Профобразование стало бесплатным.

Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность.

Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана-Моруа провозглашала необходимость разрядки международной напряженности и поддержание добрососедских отношений со всеми странами. Вместе с тем правительство постоянно подчеркивало приверженность Франции Ссвероатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. Французские войска продолжали участвовать в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. Вопреки совместной программе, Франция увеличивала свои военные расходы, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.

Под давлением экономических неудач правительство Миттерана отказалось от проведения новых социальных реформ. В 1982-1983 гг. оно перешло к политике «строгой экономии», прибегало к обязательным займам, повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино на проезд в общественном транспорте. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких слоев населения, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.

Весной 1988 г в связи с истечением срока полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Собрав 53,8% голосов, Миттеран вновь был избран президентом Франции.

Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынках начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля

В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.

Зона действия Шенгенского договора

Правительство Миттерана поддерживало политику перестройки, начатую в СССР. В октябре 1990 г. во время визита президента СССР М. С. Горбачева в Париже, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве.

После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.

Французское общество в 90-е гг.

В 90- е годы во Франции продолжался процесс формирования постиндустриального информационного общества. Бурное развитие научно-технической революции изменило облик Франции. В Париже и других крупных городах появились многочисленные небоскребы Всю страну пересекли современные автострады и трассы скоростных поездов, движущихся со скоростью 250-300 км в час. В 1994 г. вступил в действие построенный Францией совместно с Англией железнодорожный тоннель под Ла-Маншем – одно из величайших технических достижений XX века.

Важное место во французском обществе по-прежнему занимали иммигранты, численность которых стабилизировалась на уровне 3,5 млн. человек (6,5% населения). Иммигранты составляли большинство неквалифицированных рабочих в промышленности и сельском хозяйстве; на их долю приходилась значительная часть совершаемых во Франции преступлении. В связи с наплывом иммигрантов из мусульманских стран Азии и Африки, мусульмане стали второй по численности (после католиков) религиозной конфессией, далеко опередив протестантов.

Социальные контрасты оставались очень глубокими 10% семей владели половиной общественного богатства, а доход 5 млн человек не превышал официального минимума заработной платы. Важнейшей социальной проблемой стала безработица. В 90-е годы она достигла 3,5 млн человек, причем 30% из них оставались безработными больше года Безработными оказались 12% самодеятельного населения – гораздо больше, чем в США, ФРГ. Японии.

В связи с бурным ростом промышленности и транспорта обострились экологические проблемы. Постоянно увеличивавшиеся промышленные отходы загрязняли землю, воду, воздух. Жители городов страдали от шума и выхлопных газов миллионов автомобилей

Изменения в экономике и в социальной структуре повлекли за собой перемены в общественной жизни. Упало влияние профсоюзов и коммунистической партии Ослабло классовое самосознание, усилились «либеральные ценности» – тенденции к классовому сотрудничеству, к общественному согласию на основе признания действующей конституции, принципов рыночной экономики политической свободы, защиты прав человека и гражданина В центр общественного внимания выдвинулись такие проблемы, как безработица, «иммиграция, преступность, защита окружающей среды.

В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана и состоялись новые президентские выборы. На выборах 1996 г. По итогам второго утра президентский пост занял Жак Ширак.

Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. Назначенный Шираком премьер-министр Ален Жюпен обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги), Жюпен предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюпена встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб железнодорожников, электриков. почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование н гарантий трудоустройства после окончания учебы. Во многих городах состоялись, массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек Правительству пришлось отменить план Жюпена, его популярность стала быстро падать.

Экономическое развитие Франции в 90-х гг. ускорилось до 3-4% в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г объем промышленного производства на 55% превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошел довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского Союза и Североатлантического пакта. С 1 января 1999 г во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») – сначала только в безналичных расчетах. Ширак занимал пост президента до мая 2007 г. Ему на смену пришел Николя Саркози

Вопросы и задания:

С чем связаны столь большие людские и материальные потреи Франции во Второй мировой войне?

Используя контурную карту Французской колониальной империи (документ в колонке справа), отметьте территории, которые получили независимость от Франции в XX веке, и укажите год обретения независимости.

Объясните почему вопрос о независимости Алжира поставил Францию на порог Гражданской войны?

Охарактеризуйте отношения Франции и СССР во второй половине XX в.

В чем причины массовых выступлений практически всех слоев французского общества весной-летом 1968 г.?

Охарактеризуйте роль Франции в общеевропейских блоках (ЕЭС, НАТО, Шенгенский договор, Маастрихтский договор, введение единой европейской валюты). (Для ответа используйте дополнительные источники информации).

Выполните задание по котурной карте (документ 2 в колонке справа).

Слайд 2

Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - характерные черты французской экономики.

Слайд 3

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды выросла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а германской металлургией.Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, находилась в упадке. Франция заняла второе место в мире (после Соединенных Штатов) по выпуску автомобилей, но французское машиностроение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков ввозилось из-за границы.

Слайд 4

Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталеплавильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные дороги были монополизированы шестью железнодорожными компаниями.

Слайд 5

В 1912 г. на одно предприятие во Франции в среднем приходилось в два с лишним раза меньше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.Одним из факторов, тормозивших развитие французской промышленности, была бедность угольных ресурсов.

Слайд 6

Но главная причина сравнительной отсталости французской индустрии заключалась во французской экономики, где важную роль в которой играл ростовщический капитал. Французские банки экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав. Появление слоя «рантье»

Слайд 7

По размерам вывоза капитала Франция заняла второе место в мире после Англии. Франция владела огромной колониальной империей, уступавшей по размерам только английской.

Слайд 8

Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для женщин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области социального обеспечения.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни

Слайд 12

В 1905 году парламент принял закон, который окончательно отделил церковь от государства. Коалиция радикалов и социалистов, продержавшаяся у кормила власти с 1899 по 1905 год называлась Республиканский блок. Это было время наивысшего расцвета экономики страны.

Слайд 13

В 1906 году премьер-министром стал Жорж Клемансо, который выступил с широкой программой социальных реформ, включая введение 8-часового рабочего дня. Однако, после того как парламент отказался от всех его предложений, Клемансо расколол радикальную партию и впоследствии не раз удивлял французское общество жестоким подавлением выступлений рабочих и агрессивной внешней политикой.

Де Голль представлял собой интеллектуала особого рода, чья жизнь про-шла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Он не раз подчёркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По де Голлю, государство должно символизировать мораль-ные и культурные ценности . Он считал французскую цивилизацию по преиму-ществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой, указывая, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно, демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Политика голлизма

Политическую философию «голлизма» отражала конституция Пятой республики которую создал де Голль, и была принята 17,5 млн голосов против 4,5 млн.

Главной идеей «голлизма» стала идея «национального величия» Франции. Непре-менным условием достижения национального величия «голлисты» считали компромисс между основными социальными силами, представленными в обществе . Важную роль в обеспечении этого компромисса, по мнению «голлистов», играет парламентская система, сотрудничество между партиями, кото-рые отражают интересы различных сло-ёв общества. Необходимо также усиление роли главы государства — лидера нации.