Михаил старицын. Михаил - внук

  • Дата: 16.03.2024

Наш папа, Старицын Михаил Георгиевич, родился 30 сентября 1923 года в селе Брусяны, Свердловской области, а умер 29 августа 1979 года в городе Ак-Довураке Тувинской АССР. Перед началом Великой Отечественной войны, папа закончил 7 классов и поступил в техникум. С 3-го курса был направлен в пехотное училище г. Камышлова, которое закончил на «отлично» и вышел лейтенантом. Боевой путь отца с начала войны и до конца, был очень долгим и тяжелым: от Урала до Берлина, а затем и до Японии. В 1945 году ему было присвоено звание «Капитан». Папе всего было 23 года!

Михаил Георгиевич ушел на фронт добровольцем в 19 лет. Звание старший лейтенант в РККА с 03.03.1942г. Место призыва г. Асбест Асбестский ГВК Свердловская обл. (№ записи 42589535)

За время своей работы в указанной должности старший лейтенант Старицын проявил себя, как волевой, дисциплинированный, смелый, решительный и находчивый командир. Несмотря на юный возраст, а у него в подчинении были солдаты гораздо старше его. Но он пользовался вполне заслуженным авторитетом среди рядового, сержантского и офицерского состава. Неоднократно был ранен и контужен, но после выписки из госпиталя вновь возвращался на фронт и храбро сражался.

Папа не любил вспоминать о войне. Он был удивительно скромным человеком. Никогда не носил свои награды: Орден Красной Звезды и 8 медалей.

На демонстрации он надевал обыкновенный пиджак с наградными планками. Все, что мы помним о подвигах папы, это все со слов мамы. Сам папа нам, своим детям, никогда ничего не рассказывал. Единственное, что он нам сказал однажды, когда речь зашла о войне, это то, что он, никогда не думал, что вернется живым. Спали они в окопах и землянках и никогда не болели. Несколько лет папа кричал во сне, поднимал свой взвод в атаку. Дважды был ранен. Легкое ранение было 20.02.43 ЮЗФ под Харьковом: - пуля прошла навылет. А вот 3.09.43 на степном фронте г. Сидорв он был очень тяжело ранен и сильно контужен. Это был один из самых страшных случаев, о котором он рассказал нашей маме. Во время одного из боев папу вместе с радистом, в окопе замуровал фашистский танк. Радист погиб, а вот папу к счастью, удалось откопать санитарке, и только в госпитале он пришел в себя. Он долго лечился. У него была сильная контузия и всю жизнь он плохо слышал. В Берлине, при взятии Рейхстага, папа своими глазами видел, как немецкие автоматчики были прикованы к пулеметам на всех этажах. Ожесточенные бои шли за каждый этаж, за каждый метр…….

Так в боях западнее с.Боровое, командуя взводом ПТР, в бою за высоту 203, выгодную в тактическом отношении, старший лейтенант Старицын со своим подразделением был обойден противником, последний бросал большие силы, чтобы сбить наше подразделение под командованием ст.лейтенанта Старицына, мешающее противнику совершить свой маневр. Но благодаря стойкости, мужеству и отваге ст.лейтенанта Старицына подразделение в течении 8-ми часов выдерживало натиск врага и не дало возможности противнику подбросить резервы, чем содействовало успешным действиям наших частей, противник, потеряв большие силы пехоты и техники, был отбит.

За совершение этого подвига ст. лейтенант Старицын был награжден Орденом Красной Звезды.

Ст. лейтенант Старицын сражался не только на территории нашей страны, но и в боях на территории Чехословакии, Германии, Польши, Румынии, Югославии, Венгрии.

В боях на территории Румынии, Югославии ст. лейтенант Старицын, выполнял сложные боевые задачи и отдельные поручения командования, где также проявил себя, находчивым, смелым и решительным командиром.

На территории Венгрии ст. лейтенанту Старицыну была поручена важная задача, наблюдение за противником со стереотрубой, где также благодаря его чуткости, находчивости и настоящей военной бдительности, противнику не удавалось незамеченным пройти через рубежи выгодные для него в тактическом отношении, своевременным докладом ст. лейтенант Старицын всегда в нужный момент подвергал противника опасности и не давал ему возможности подбрасывать резервы, а также перегруппировка противника не оставалась незамеченной, что также с положительной стратегической стороны действовало на положение наших частей. И вот наконец настала ПОБЕДА! Однако, после освобождения Германии и взятия Берлина, предстоял долгий путь в Японию. Но достигнув её, там воевать не пришлось, все было закончено. Папа прибыл домой.

Женился, устроился на работу, диспетчером, в рудоуправление. Вместе с мамой, Старицыной Марией Романовной, они воспитали 4-х детей.

После войны в Асбесте работали пленные немцы. Они строили дома, дворец культуры, заводы и фабрики. Папа два раза отвозил немцев в Германию.

Папа был художником самоучкой, писал картины акварельными и масляными красками. В молодости он много рисовал с репродукций таких художников, как Шишкин, Васнецов, Айвазовский, рисовал портреты знакомых, дружеские шаржи, выпускал стенгазеты. А когда лежал в больнице, оформлял стенды для медицинского учреждения, а также он принимал участие в персональной выставке картин в городе Ак-Довураке.

В последние годы жизни, папа писал картины, изображающие природу. Самым любимым временем года у него была золотая осень.

Регион Свердловская область

Воинское звание капитан

Населенный пункт: Асбест

Воинская специальность командир роты ПТР

Место рождения с.Брусяны, Белоярского р-на, Свердловской обл.

Годы службы 3.03.1942 - 29.09.45

Дата рождения 30.09.1923

Дата смерти 29.08.1979

Боевой путь

Место призыва г. Асбест Асбестский ГВК Свердловская обл.

Дата призыва 3.03.1942

Боевое подразделение 429 сп, 52 сд, 3 Украинский фронт

Завершение боевого пути 29.09.45 Япония

Принимал участие 2-й и 3-й украинский фронт с 23.10.1943г, Юго-Западный фронт, Степной и 2 украинский фронты

Папа, ушел на фронт добровольцем в 19 лет. Его боевой путь, с начала войны и до конца, был очень долгим и тяжелым: Он был командиром роты ПТР (рота противотанковых ружей) Их, еще называли бронебойщики. Основная задача бойцов, это уничтожение фашистских танков и бронетехники. Огонь по танкам ПТР открывали, в зависимости от обстановки, с 250-400 м, предпочтительно, конечно, в борт или корму, но на позициях пехоты часто бронебойщикам приходилось «бить в лоб». С учетом усиления бронирования средних танков противника, огонь из ПТР обычно открывали со 100-150 м. При подходе танков непосредственно к позициям или прорыве в глубину обороны, бронебойщики вели борьбу с ними совместно с «истребителями танков» с ПТ гранатами и зажигательными бутылками. Таким образом, на поле боя, они всегда находились на передовой. В самом центре ожесточенных сражений. В составе 52 стрелковой дивизии, 429 стрелкового полка, 3-го Украинского фронта, наш отец, проделал путь от Урала, через Украину, Молдову, Румынию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Словакию, Польшу, Германию, Чехию. Он в буквальном смысле "прошел" и "прополз по пластунски" через всю Европу. Дошел до Берлина, а затем отправился в Японию. Начал, он в звании лейтенанта, а в 1945 году ему было присвоено звание «Капитан». Папе было всего 23 года!

Воспоминания

Мария Романовна - супруга

Миша был неоднократно ранен и контужен. Но каждый раз после госпиталя возвращался на фронт. Прошел всю войну. Несколько лет после войны, он очень громкими криками, среди ночи, звал в атаку. Постоянно снились боевые действия, кошмары.
Легкое ранение было 20.02.43 ЮЗФ под Харьковом: - пуля прошла навылет. А вот 3.09.43 на степном фронте г. Сидорв он был очень тяжело ранен: - Немецкий танк закопал их вместе с радистом в окопе. Наехал на окоп и крутился на месте, пытаясь таким образом убить наших солдат. Закопал их и уехал. Нашли их совершенно случайно. Благодаря санитарке, которая видела эту страшную картину, их удалось обнаружить и откопать. Радист не выжил. А вот Миша получил сильнейшую контузию и очнулся только в госпитале. Все лицо и голова были синие. В глазах лопнули все капилляры. Врачи больше месяца не давали ему смотреться в зеркало. Но даже после этого он вернулся на фронт и продолжал отважно сражаться с врагом.

Ирина Михайловна - старшая дочь

Папа рассказывал, что в Берлине, при взятии Рейхстага, он своими глазами видел, как немецкие автоматчики были прикованы к пулеметам на всех этажах, чтобы даже если у них кончатся патроны, они не смогли покинуть свои позиции. Ожесточенные бои шли за каждый этаж, за каждый метр……

Наталья Михайловна - средняя дочь

Папа редко говорил о войне, предпочитал избегать эту тему. Рассказывал, как солдаты боялись идти в атаку, под шквальный огонь немцев. И как ему своим личным примером, приходилось поднимать их. Он бежал первым с криками "Урррааа" и солдаты бежали за ним.

Михаил - Внук

Деда я не застал, не видел его. Но очень много про него рассказывали мои бабушка и мама. Горжусь им. Мои воспоминания о нем остались в его картинах. После войны он много рисовал. Его работы до сих пор висят в нашей квартире. Рисовал всем чем только мог, даже зубной пастой. Помимо картин, очень впечатляла его большая работа в магазине "Спартак", там он расписал целую стену. Он очень любил рисовать природу. И каждый раз, когда мы с друзьями заходили в магазин, я всем с гордостью говорил, что эту стену, расписал мой дед.

Виктор, муж Натальи Михайловны

Тесть очень любил петь, но всегда стеснялся это делать, так как плохо слышал. Каждый раз, когда мы его просили спеть с нами, он сначала уходил в ванную, там прокашляется, а потом тихонько затянет: - "Ты Одессит Мишка, а это значит......" Потом возвращался к нам, и мы начинали петь все вместе. Еще он делал классные охотничьи ножи. Постоянно устраивал спортивные соревнования, например, кто больше присядет на одной ноге. Любил бороться на руках. И вообще он был очень сильным человеком. Однажды, когда все пошли спать, он говорит мне: - "Витя, тебе надо вон- то стекло?", которое стояло в углу. Я говорю: - "нет, не надо". Тогда он взял стекло, попросил у меня гуталин, взял зубную пасту и ушел на кухню. Утром мы все были очень удивлены, он нарисовал зубной пастой на стекле, которое пропитал гуталином, очень красивую картину. "Ночной зимний лес". Вот так из любых подручных материалов, он мог сотворить чудо.

Награды

Одной из самых желанных и при этом доступных воинских наград для солдат и офицеров Красной Армии был Орден Красной Звезды. Данная правительственная награда была утверждена постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года, чуть позднее в мае того же года был утвержден и статут ордена. Само название данной награды красноречиво говорило о том, что орден предназначен для того, чтобы увенчивать боевые подвиги солдат и офицеров РККА, так как красная звезда была отличительным знаком советских военнослужащих. Данный орден был учрежден для награждения за большие заслуги, которые были проявлены при защите страны не только в военное, но и в мирное время, заслуги в обеспечении безопасности государства. Орденом Красной Звезды могли награждаться не только военнослужащие, но и целые воинские части, соединения, объединения, боевые корабли, предприятия, организации, учреждения. Помимо этого, к данной советской награде могли быть представлены военнослужащие иностранных государств. В годы Великой Отечественной именно Орден Красной Звезды стал одной из наиболее массовых советских наград. К данному ордену было представлено порядка трёх миллионов человек, которые получили награду за проявленную стойкость и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Также к ордену было представлено сразу 1740 соединений, частей и учреждений Красной Армии, тыловых коллективов и большая часть всех иностранных формирований, которые сражались бок о бок с Красной Армией (14 польских и чехословацких подразделений и частей). (Краткое, конкретное изложение личного боевого опыта или заслуг.) За время своей работы в указанной должности старший лейтенант СТАРИЦЫН проявил себя, как волевой, дисциплинированный, смелый, решительный и находчивый командир, в силу чего пользуется вполне заслуженным авторитетом среди рядового, сержантского и офицерского состава. Так в боях западнее с.Боровое, командую взводом ПТР, в бою за высоту 203, выгодную в тактическом отношении, старший лейтенант СТАРИЦЫН со своим подразделением был обойден противником, последний бросал большие силы, чтобы сбить наше подразделение под командованием ст.лейтенанта СТАРИЦЫНА, мешающее противнику совершить свой маневр. Но благодаря стойкости, мужеству и отваги ст.лейтенанта СТАРИЦЫНА подразделение в течении 8-ми часов выдерживало натиск врага и не дало возможности противнику подбросить резервы, чем содействовало успешным действиям наших частей, противник потеряв большие силы пехоты и техники был отбит. В боях на территории Румынии, Югославии ст. лейтенант СТАРИЦЫН, находясь на НП командира дивизии, выполнял сложные боевые задачи и отдельные поручения командования, где также проявил себя, находчивым, смелым и решительным командиром. На территории Венгрии ст. лейтенанту СТАРИЦЫНУ была поручена важная задача, наблюдение за противником со стереотрубой, где также благодаря его чуткости, находчивости и настоящей военной бдительности, противнику не удавалось незамеченным пройти через рубежи выгодные для него в тактическом отношении, своевременным докладом ст. лейтенант СТАРИЦЫН всегда в нужный момент подвергал противника опасности и не давал ему возможности подбрасывать резервы, а также перегруппировка противника не оставалась не замеченной, что также с положительной стратегической стороны действовало на положение наших частей. Старший лейтенант СТАРИЦЫН достоин награждения орденом "Красная Звезда". (командир 429 СТР ПОЛКА 52 СШКД ПОДПОЛКОВНИК - АБАНЬШИН. 3 февраля 1945.)

Медаль "За отвагу".

Медаль «За отвагу» - одна из наиболее почетных советских солдатских наград, является государственной наградой СССР, РФ и Белоруссии. Одна из немногих медалей, которая даже после развала Советского Союза (с незначительными исправлениями) была снова утверждена в системе правительственных наград Российской Федерации и Белоруссии. Медаль «За отвагу» была учреждена на основании указа Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1938 года. Согласно статуту награды, медаль могла вручаться военнослужащим Красной Армии, ВМФ, внутренних и пограничных войск за проявленное личное мужество и отвагу при защите страны и исполнении воинского долга. Данной боевой медалью могли награждаться также лица, не являющиеся гражданами СССР. С самого момента появления медаль «За отвагу» пользовалась особой популярностью и очень ценилась среди фронтовиков, так как данной медалью награждали исключительно за личную храбрость, которая была проявлена во время боевых действий. Это было главным отличием данной награды от некоторых других советских орденов и медалей, которые часто вручались «за участие». Большая часть медалей «За отвагу» была выдана рядовому и сержантскому составу Красной Армии, однако встречались и случаи награждения ею офицеров (главным образом младшего звена).

Медаль "За взятие Берлина"

Всего к медали «За взятие Берлина» было представлено более 1,1 миллиона советских воинов. Медаль «За взятие Берлина» - медаль, учреждённая Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Согласно Положению о медали «За взятие Берлина» ею награждались «военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города».

Медалью "За взятие Будапешта"

Медаль «За взятие Будапешта» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года. Автор проекта медали - художник А. И. Кузнецов. Медалью «За взятие Будапешта» награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и взятия Будапешта в период 20 декабря 1944 года - 15 февраля 1945 года, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города. Медаль «За взятие Будапешта» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За победу над Японией». Медалью «За взятие Будапешта» награждено приблизительно 362 050 человек.

Медаль "За освобождение Праги"

Медаль «За освобождение Праги» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года. Авторы рисунка медали - художник А. И. Кузнецов и художница Скоржинская. Медалью «За освобождение Праги» награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники Пражской операции в период 3–9 мая 1945 года, а также - организаторы и руководители боевых операций при освобождении этого города. Медаль «За освобождение Праги» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За освобождение Варшавы». Медалью «За освобождение Праги» было награждено свыше 395 000 человек.

Медаль "За освобождение Варшавы"

Медаль «За освобождение Варшавы» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года. Автор проекта медали - художница Курицына. Медалью «За освобождение Варшавы» награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и освобождения Варшавы в период 14-17 января 1945 года, а также организаторы и руководители боевых операций при освобождении этого города. Медалью «За освобождение Варшавы» награждено приблизительно 701 700 человек.

Медаль "за освобождении Белграда "

Медаль «За освобождение Белграда» - медаль, учреждённая Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года. Проект медали создал художник А. И. Кузнецов. Медалью «За освобождение Белграда» награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-морского флота и войск НКВД - непосредственные участники героического штурма и освобождения Белграда в период 29 сентября - 22 октября 1944 года, а также организаторы и руководители боевых операций при освобождении этого города. Медаль «За освобождение Белграда» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За взятие Берлина». Медалью «За освобождение Белграда» награждено около 70 000 человек.

Медаль "за освобождении Румынии"

Медаль "За освобождение от фашистского ига" предназначена для награждения военнослужащих, воевавших на Западном фронте во Второй мировой войне а также гражданских лиц, участвовавших в борьбе против фашизма. На лицевой стороне медали помещены бюсты двух солдат - румынского и советского, в окружении надписи "освобождение от фашистского ига". Лента красная с тремя белыми полосами. Подлежит ношению на левой стороне груди.

ООО «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» последние годы набирает и увеличивает производственные мощности, развивает свое береговое хозяйство, стремится к обновлению промыслового флота. Как в прошлое бурное время добрая трудовая слава об этом предприятии и его легендарных рыбаках широкой волной катилась из края в край по всему Советскому Союзу, так и сегодня (по количеству годовой добычи рыбы, мощности своего промыслового и вспомогательного флота) колхоз остается одним из самых крупных предприятий Камчатки и всей России.

2011 год близится к концу, вскоре предприятие подведет окончательные итоги работы за год. Но уже сегодня понятно, что колхоз им. Ленина сработал на совесть, и по ряду показателей лучше чем в прошлом году. Чем живет предприятие сегодня, какие планы и проекты готовится осуществлять в скором будущем, об этом – в беседе с заместителем председателя рыболовецкого колхоза им. Ленина по флоту Василием КАПЛЮКОМ.

- Василий Михайлович, с какими результатами предприятие готовится встретить 2012 год?

В течение 2011 года коллектив колхоза достиг абсолютно всех целей, которые мы ставили по выбору квот. По всем районам наши суда сработали отлично. В этом году как никогда на лососевой путине взяли 6 тысяч тонн. Хотя своих ставных неводов у нас нет, в свое время нас ими обделили, но флот участвует в приемке и обработке лосося. Здесь наш флагман – плавбаза «Виктор Гаврилов», во главе с капитан-директором Виктором Таровым, которая работала на востоке Камчатки и приняла порядка 3 тысячи тонн лосося, а на Сахалине - еще около 1 тысячи тонн рыбы.

- Какое место колхоз им. Ленина сегодня занимает среди других рыболовецких предприятий Камчатки?

Если говорить об объемах добычи, мы стабильно вторые после «Океанрыбфлота». В этом году добыли более 70 тысяч тонн рыбы. Соответственно, наше предприятие – одно из самых крупных камчатских налогоплательщиков.

Сейчас заканчивает выбор квот наш крупнотоннажный флот. БАТМ «Сероглазка» работал на сельди в Олюторском районе, а вскоре отправится на добычу минтая в Охотское море.

В этом году мы приступили к модернизации флота. БАТМ «Михаил Старицын» после лососевой путины пошел в Далянь на переоборудование. На судне произведено глобальное переоборудование. С БАТМа «вырезали» старый завод по производству замороженной рыбы, поставили новые линии, шкафы. Это даст возможность на порядок увеличить производительность. Корабль пошел в Пусан, где возьмет небольшое снабжение, к Новому году подойдет в наш порт, а затем отправится в Охотское море для дальнейшей работы.

- Какую продукцию выпускает сегодня колхоз? Где ее можно купить?

Во-первых, мы ловим минтай, макрорус, кальмара, сельдь. На следующий год наука обещает добавить ОДУ на сельдь, и Камчатка будет с хорошей олюторской селедкой. Эту рыбу наша фабрика готовит соленой, солено-копченой в вакууме, в виде пресервов. Эту продукцию камчатцы очень любят, она вкусна и доступна по цене.

В целом, наша фабрика выпускает около 100 видов продукции. Сегодня осваиваем новый вид - черную икру. Конечно, не из осетров, а на основе икры палтуса, которую мы выпускаем давно, и спрос на нее хороший.

В Петропавловске колхоз имеет 3 торговых точки. 2 из них - киоск и магазин «Причал» - находятся в Сероглазке, еще один киоск работает на рынке «КП». Есть планы расширения торговой сети. Работая в этом направлении, наши специалисты столкнулись с определенными трудностями. В наиболее населенных микрорайонах, на «красных линиях» земля, как правило, уже распродана. Тем не менее на следующий год, как минимум, 3 торговых точки дополнительно мы организуем.

Продукцию у нас с удовольствием берут крупные оптовики. Поставляется она и за пределы края. Мы имеем свое торговое представительство во Владивостоке, сейчас открываем представительство в Новосибирске.

- Насколько уверенно предприятие чувствует себя в условиях закрепления квот на 10 лет?

Тот факт, что квоты закреплены за нами до 2018 года, действительно, дает уверенность в завтрашнем дне, появляется возможность планировать работу. Тем более что ОДУ принципиально не меняется, объемы вполне стабильны. Именно за счет возможности планирования нам и удалось сделать дорогостоящее переоборудование БАТМа «Михаил Старицын». В следующем году произойдет переоборудование плавбазы «Виктор Гаврилов».

А обновление промыслового флота реально потянуть такому лидеру, как колхоз им. Ленина, без помощи государства?

Обновление флота - это вопрос номер один для рыбаков, наверное, всей России, и наше предприятие – далеко не исключение. Флоту нашего предприятия, в среднем, более 20 лет. Только 2 судна РС-600, «Капитан Муковников» и «Капитан Малякин», имеют возраст 5 лет. Построили мы их, к сожалению, не в России, а в Китае.

- Почему «к сожалению»?

Дело в том, что в 2018 году, при дальнейшем распределении квот, приоритет будет отдаваться предприятиям, построившим суда в России. Мы этим вопросом очень озабочены, и начали вплотную заниматься. Были у нас представители Благовещенского судостроительного завода. Мы обратились к ним с просьбой проработать вопрос строительства для нас судов типа РС. Договоренности пока имеют предварительный характер, но уже понятно, что строительство таких судов в Благовещенске обойдется нам значительно дороже чем в Китае.

- Государство предпринимает конкретные шаги к тому, чтобы промысловый флот в стране обновлялся?

В масштабах государства много проектов, планов, но эти шаги пока не превращаются в какое-то четко направленное движение. А ведь действовать давно пора, в России самый старый флот в мире. Суда - самые затратные в части ГСМ, в результате чего в себестоимости продукции 32 процента занимают расходы на топливо, и с каждым годом они растут. На БАТМах в сутки мы сжигаем 20 тонн мазута, а на современном норвежском БАТМе расход топлива втрое меньше, при этом объемы добычи у современных иностранных судов куда больше. Устаревшая техника, технология тормозят развитие рыболовецких предприятий.

Переоборудование старых судов – не самый лучший выход из ситуации. Нового технического оснащения под это переоборудование в России попросту нет, его приходится покупать за границей. А ведь именно в России все это должно производиться, у нас должно быть лучше и дешевле. Обидно смотреть, что та же Южная Корея строит отличные суда из зарубежного, в том числе - российского сырья, в том числе - на ввозных энергоресурсах, ведь ничего своего у них нет. Но есть руки и голова…

Построить в России новый БАТМ будет стоить порядка 100 млн долларов. Никакая компания не осилит такие расходы. Обновлять флот можно только с помощью государства.

- Как работается у вас рыбакам? Как решаются вопросы сохранения и привлечения кадров?

Еще 3 года назад бывали ситуации, когда суда стояли, неукомплектованные работниками. Но с апреля 2009 года, когда в колхозе был назначен новый председатель Сергей Тарусов, обстановка нормализуется, предприятие развивается, руководство повернулось к людям лицом, и отдача появилась немедленно. Кадровый вопрос удалось поправить. Сегодня проблемы остаются, но таких острых как раньше уже нет. Мы исключили задержку зарплаты. Люди знают, что деньги, которые они заработали, появятся у них на карточке день в день. И это дало возможность закрепить рыбаков на предприятии. Средняя зарплата матроса в море у нас составляет 50 тысяч рублей.

- Квалифицированные специалисты приходят на предприятие?

- К сожалению, выпускники КГТУ к нам приходят не так часто как хотелось бы. В основном, на флот идут дети наших же колхозников. Так что спасибо нашим рыбакам, которые образовывают целые трудовые династии. К сожалению, большинство выпускников высшей мореходки стараются устроиться в контролирующие органы. Ведь контролировать всегда проще чем работать.

Считаю, что все упирается, опять-таки, в вопросы модернизации. У российских рыбаков должны быть современные автоматизированные суда, где надо работать не «врукопашную», а интеллектом. Пока труд рыбака тяжелый, а зарплата не самая высокая. Если ГСМ в себестоимости продукции составляет сегодня 32 процента, то зарплата - не более 18 процентов. А должно быть, как минимум, наоборот.

Несмотря ни на что, мы движемся вперед, имеем большие планы, над выполнением которых трудимся ежедневно и ежечасно. Хочу сказать огромное спасибо нашим капитанам - Владимиру Тарову, Владимиру Черненку, Олегу Горбунцову, Виктору Федосееву, Андрею Трофимову, Вячеславу Ларину. Благодаря этим людям, их опыту, авторитету среди рыбаков, умению организовать работу колхоз постоянно добивается высоких результатов. Именно на таких людях, капитанах, держится наше предприятие.

От всей души желаю всем нашим колхозникам, а особенно тем, кто сегодня в море, чтобы в новом году удача сопутствовала им, чтобы в семьях царили мир и благополучие!

Мария Владимирова

Пасмурный, с пронзительным холодным ветром день 26 мая не омрачил события, к которому давно готовилась рыбацкая Сероглазка. К 14 часам на причале собрались колхозники. Многие были с цветами, из судовых динамиков гремела музыка - любимые всеми песни о Камчатке, рыбаках, родной Серглазке. Той, о которой первый председатель объединенного колхоза им. В.И. Ленина Михаил Константинович Старицын сказал: "Сероглазка, любовь моя…".

Среди собравшихся на митинг почетное место занимали родные М.К. Старицына - его дети, внуки. Для них этот день был особенно знаменательным. Когда наступил торжественный момент - поднятое с борта БАТМа полотнище открыло название "Михаил Старицын" - в их глазах стояли слезы.

Отец мечтал, чтобы у колхоза было судно, названное именем нашего поселка, чтобы позывные Сероглазки звучали на просторах всего Мирового океана, - сказала дочь легендарного председателя Вера Михайловна. - Его мечта осуществилась. А теперь и имя отца на борту прекрасного судна. Сам он об этом не думал, но нам, его родным, это очень приятно и очень важно. Потому что в этом мы видим признание того, как много он сделал для колхоза, что люди помнят об этом и помнят его.

Два супертраулера, которые колхоз им. В.И. Ленина приобрел еще в 90-х годах, "Атлантик Принцесс" и "Атлантик Квин", в полную собственность колхоза перешли совсем недавно, поэтому их переименование и стало возможным только теперь. А то, что они получат названия, связанные с историей рыболовецкого колхоза, было решено изначально.

И вот сложная процедура перерегистрации и переоформления всех документов позади. "Атлантик Квин" остался в прошлом. Теперь в колхозном флоте - БАТМ "Михаил Старицын".

М.К. Старицын был родом с Тамбовщины, а на Камчатку, которую приметил на карте еще мальчишкой, добрался уже 20-летним молодым человеком. И полюбил этот край на всю жизнь. "Я самый богатый и счастливый человек. Моя Сероглазка, моя работа, мои заботы и тревоги стали заботами и тревогами моих детей", - так написал он в предисловии к своей книге.

С Сероглазкой у Старицына связано все в его жизни. Начинал трудовой путь токарем, потом был мотористом. В 1942 году стал председателем рыболовецкой артели им. С.М. Кирова, затем директором моторно-рыболовной станции, а в 1960 году, когда из нескольких артелей образовался колхоз им. В.И. Ленина, ему доверили его возглавить. Он это доверие оправдал сполна. Не имея образования (за плечами - всего… 4 класса!), он стал настоящим хозяином и мудрым руководителем. Развивал флот, строил поселок, укреплял колхоз специалистами. В работе была его жизнь. И его счастье.

Потому что большего счастья, наверное, не бывает, если все, о чем человек мечтал, воплотилось в жизнь. Если то, что делал, стало прочным, надежным фундаментом для новых поколений. Если его помнят. Если его имя - на борту большого рыболовецкого судна. Если его позывные слышат все моряки мира.

Т. М. КРИВОНОГОВ, Люди и судьбы (М.К. Старицын)

"УПРЯМЫЙ ХОХОЛ"

Начало 1951 г. Караван судов Камчатрыбфлота, паровые траулеры Тралфлота, пароход "Петропавловск" Сахалинрыбфлота, старые пароходы "Кура", "Терек", "Эскимос", "Барнаул" стояли на нашей судоверфи. Ремонт мог затянуться на несколько лет. Стоянка была нудная. В очередную пургу пароходы заносило снегом. Объявлялся аврал, и весь экипаж выходил на уборку завалов.

Светлые дни наступали только тогда, когда третьего помощника капитана посылали в город за зарплатой. Ее выдавали раз в месяц. Но после получения денег и раздачи их экипажу через два-три дня тому же третьему помощнику предстояло уже крайне неприятное мероприятие. Дело в том, что, получив зарплату, часть моряков по пьяному делу совершала прогулы. А за это судили по Указу Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г., по которому за прогул и опоздание на работу полагалась уголовная ответственность. По этому же указу запрещалось менять место работы. За нарушение в первый раз человека приговаривали к вычету четверти зарплаты в течение нескольких месяцев. При повторении кара ужесточалась, а виновный приговаривался уже к отбытию наказания в лагере, как правило, на четыре - шесть месяцев. При повторе срок увеличивался до одного года. Во время войны в тюрьму сажали сразу, мотивируя это обстановкой военного времени.

Жизнь в те годы была очень трудная. Комсостав в большинстве случаев не имел квартир, снимал углы в частных домах, в лучшем случае ютились в комнатушке в бараке. Некоторые были вынуждены жить на судах в каютах. На работу обычно приходилось добираться пешком, особенно после пурги, бредя чуть ли не по пояс в снегу. Никаких автобусов тогда и в помине не существовало.

Хоть война и отгремела в 1945 г., и люди вернулись к мирному труду, но правительство не торопилось отменять этот бесчеловечный указ. Отменили его только году в 1952-м, если мне не изменяет память.

Отдать ли под суд человека за прогул или нет, в основном, зависело от капитана. Но тот отвечал и за укрывательство. Так что вольно или невольно все оказывались связанными. Но все-таки порядочные капитаны подходили к этой проблеме по-человечески. Например, С. В. Чуприна поступал так. При распределении праздничных вахт он говорил старпому: "Ты Иванова на Первое Мая на вахту не ставь. Все равно напьется, и тебе придется составлять бумаги для суда. Лучше дай ему отгул". В то время плавсостав имел в месяц два выходных дня.

Иначе к этому вопросу подходил капитан парохода "Кура" Прокопий Семенович Деревянченко. Он заявлял так: "Я им водку в рот не наливаю. Пусть пьют, но знают меру. Надо помнить, что ты должен еще и выходить на вахту". Матросов и кочегаров он судил безжалостно. Даже умудрился отдать под суд второго помощника капитана Кешу Мандятова, единственного в то время сына тундры, окончившего мореходное училище, и третьего помощника Германа Ульянова. Хотя обычно к комсоставу относились лояльно.

Возмущался количеству судимых с парохода "Кура" даже сам народный судья поселка Индустриальный, где располагалась судоверфь.

Безжалостность Деревянченко ярко проявилась в следующем случае. Кочегар Завальницкий решил перейти работать с ремонтировавшегося судна на ходовое. А поскольку отдел кадров работал с утра, то он утром туда и отправился, а на вахту не вышел. Оформление бумаг заняло какое-то время. В отделе кадров получил направление на буксир и на следующий же день пошел на новое место работы. Но Деревянченко этот прогул так просто спустить не мог. Он отправился в транспортную прокуратуру и стал требовать предания кочегара суду. Прокурор разъяснил: "Да, фактически Завальницкий совершил прогул. Так что при желании можете направлять дело в суд". Что капитан и сделал. Завальницкий получил четыре месяца с вычетом четверти зарплаты, отбывая наказание на новом месте работы.

А вот и другой пример. Работал на "Куре" матрос В. Кашковский. После третьего прогула получил четырехмесячное тюремное заключение. По каким-то причинам судья заспорил с начальником исправительного заведения в соблюдении формальностей. Рассерженный судья сказал Кашковскому:

Иди на свою "Куру" и жди вызова.

А что мне сказать капитану?

Скажи, что если потребуешься, то я пришлю милиционера.

Прибывший на судно Кашковский заявил, что его тюрьма не принимает, и пока он несколько дней побудет на судне. Жить его поместили в его же кубрик. К несению вахты не привлекали. Кормили в судовой столовой. Через пару дней слоняющегося по палубе Кашковского увидел капитан Деревянченко и спросил:

Кашковский, ты почему на воле, ведь тебя, кажется, осудили?

Да, осудили, но меня тюрьма не принимает.

Я тебе, Кашковский, советую идти к прокурору и проситься в тюрьму. Ведь тебе не идет срок отсидки.

На что ему Кашковский ответил:

Ошибаетесь, Прокопий Семенович. Срок идет со дня вынесения приговора. Так что проситься в тюрьму у меня желания нет. Есть русская пословица: "Крепка тюрьма, да черт ей рад".

А я помню, что в 1938 г., когда в стране были переполнены тюрьмы, то люди не могли попасть в тюрьму после вынесения приговора, не было места. И им приходилось подавать жалобу прокурору.

Пусть уж просится кто-нибудь другой, а я не буду, - ответил ему матрос.

Дней через восемь прибыл милиционер и забрал Кашковского в тюрьму.

К тому времени уже стали продаваться радиоприемники "Рекорд", "Балтика". Появилась возможность слушать радиостанцию "Голос Америки". Обзавелся и я приемником "Балтика" - всеволновым аппаратом высокого качества, одним из лучших по тому времени. Правда, стоил он дороговато. Знающие люди посоветовали: "Слушай один или, в крайнем случае, с хорошим другом. Об услышанном ни с кем не делись, иначе пойдешь на Набережную, к чекистам. Там они душу вытрясут".

Первые услышанные передачи "Голоса Америки" ошеломили. Наше правительство они называли не иначе как "кремлевская шайка тиранов". Лаврентия Берию - "заплечных дел мастером", "кремлевским палачом". Слушал я эти лекции за закрытой на ключ дверью. Приглашал к себе только закадычного друга Лешу Кащевского. Передачи эти на многое открывали глаза. В них говорилось, сколько в России заключенных, рассказывалось о многих кремлевских тайнах, колымских лагерях. Наши комментаторы пытались вступать в полемику с редакцией "Голоса Америки". Но куда там! На утверждение, что в России у колхозников счастливая жизнь, они отвечали: "Если у ваших колхозников счастливая жизнь, то почему вы им не выдаете паспортов? Ведь они у вас практически как те же заключенные, только нет колючей проволоки и охраны".

Оказывается, международные профсоюзные организации поднимали голос в нашу защиту, указывали на лагеря рабского труда и многое другое. На что им неизменно отвечали, что это наше внутреннее дело. Наша пропаганда по сравнению с зарубежной была убогой, топорной и косноязычной. Когда из Советского Союза кто-то убегал на Запад, "Голос Америки" сообщал, что очередной житель сбежал из "коммунистического рая".

Наконец, подошло время, когда под давлением мирового общественного мнения указ от 26 июня 1940 г. был отменен.

Прошло много лет. Году примерно в 1970-м в журнале "Морской флот" вышла статья. В ней говорилось, что в австралийском порту два советских капитана пригласили к себе в гости английских коллег. Волей-неволей зашел разговор о флотской службе и ее организации. Наши задали англичанам, кроме многих вопросов, один наболевший и мучивший их: "Как вы боретесь с прогульщиками и пьяницами?" На что те искренне отвечали, что никак. "А потому никак, что мы эту категорию людей не берем работать на суда. Поэтому у нас и проблемы этой нет". Коротко и ясно.

Со времени описываемых событий прошло уже полвека. Вспоминаются они как дурной сон. Ушел из жизни Прокопий Семенович Деревянченко, прозванный при жизни "упрямым хохлом". О его кончине никто из моряков не сожалел…

КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ

Эта история более чем сорокалетней давности вспоминается как пример человеческой порядочности, честности и отзывчивости.

Геннадий Андреевич, капитан рыболовного сейнера, жил со мной на одной лестничной площадке. Был он предпенсионного возраста и работал в рыболовецком колхозе им. В. И. Ленина.

Начинал Геннадий Андреевич в рыболовном флоте матросом, а потом окончил курсы штурманов малого плавания. Это дало ему возможность стать капитаном сейнера. Последние годы его работы в колхозе оказались удачными. Он даже как-то взял первенство по добыче сельди в Олюторке и был отмечен руководством колхоза - получил солидную премию за высокие уловы и в подарок именные золотые часы. Но, судя по всему, старик расслабился и начал выпивать не в меру. При стоянке в порту на ремонте был несколько раз замечен в пьяном виде при исполнении служебных обязанностей. Надо было капитана наказывать, но у руководства колхоза рука не поднималась - все-таки рыбу он ловил хорошо.

Выйти из щекотливого положения помог случай. Дело в том, что "наверху" в то время возникла идея: чтобы улучшить состояние колхозов в глубинке, надо передать им часть добывающих судов, которые будут ловить рыбу, и тем самым приносить живые деньги. В свое время это сыграло положительную роль. Получилось так, что сейнер Геннадия Андреевича невольно приобрел нового хозяина в лице колхоза, расположенного в Палане.

Геннадий Андреевич прекрасно понимал, что ему нечего рыпаться и принимать меры для того, чтобы остаться в колхозе им. В. И. Ленина. Прошло года три, как сейнер передали в это национальное хозяйство, и тут с Геннадием Андреевичем случилось несчастье. Он скончался от инфаркта. Остались у него вдова и дочь-десятиклассница.

Прошло еще три года. Встретил я его вдову Марию Ивановну и поинтересовался, как идут ее дела. Она поделилась со мной своим горем:

Была я на приеме в поликлинике. Врачи установили неутешительный диагноз. В общем, надо срочно выезжать в санаторий "Шмаковка" подлечиться, иначе болезнь будет прогрессировать. А денег на поездку нет. Те, что оставались после смерти мужа, растаяли, как весенний снег.

Постарайся сходить в Рыбакколхозсоюз, может быть, помогут там, - сказал я ей.

Через три дня встретил я Марию Ивановну и поинтересовался, удалось ли ей решить свой вопрос. Оказалось, что отказали ей окончательно. Сказали, что надо просить материальную помощь в Палане. А на счету этого колхоза денег практически никогда не было ни копейки.

Обидно мне стало за старого рыбака и его вдову.

Мария Ивановна, - сказал я ей. - Самое верное дело - это идти в колхоз Ленина к председателю Михаилу Константиновичу Старицыну. Он отказать не должен. Человек этот должность заработал своими трудовыми мозолями. Мужик он честный и добро помнит.

Да ведь ушел-то Геннадий Андреевич из колхоза не по-хорошему!

Забудь это. Только иди к самому, не ходи к управленцам.

Еще дней через пять встретил я Марию Ивановну в приподнятом настроении. С радостью она сообщила мне, что ей оформили путевку и даже дали проездные туда и обратно. И что сердечно благодарит она Михаила Константиновича за оказанную помощь.

Выделение путевки и проездных проходило непросто. Мне об этом при случае рассказал один из членов правления колхоза.

На правлении рассматривался ряд вопросов и несколько заявлений об оказании материальной помощи, в том числе и заявление вдовы Геннадия Андреевича. Нашлись и те, кто возражал. Мотивировали тем, что Геннадий Андреевич в колхозе Ленина давно не работает. Мало того, уже умер. Да и к тому же перешел в другой колхоз не по доброй воле. Но тут в разговор вступил Михаил Константинович:

У меня к вам, уважаемые члены правления, тоже есть вопросы. Кто Геннадию Андреевичу на этом месте вручал грамоты и именные золотые часы? Не вы ли? Человек ведь тоже в свое время внес вклад в благополучие нашего колхоза. Короткая у вас оказалась память. Негоже нам оставлять вдову в беде. Так что я предлагаю путевку ей оформить за счет колхоза. Да, наверное, надо еще и выделить денег на проезд. Ведь не с котомкой же ей идти пехтурой до Шмаковки.

Спустя несколько дней Мария Ивановна отбыла в Шмаковку…

Рассказажу о Михаиле Константиновиче Старицыне немного подробнее. Начал он работу в рыбной промышленности в должности простого рыбака. Со временем стал руководить моторно-рыболовной станцией, впоследствии выросшей в рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина. Об этом крупнейшем в стране рыболовецком хозяйстве написаны книги, сняты кинофильмы. Здесь работали несколько Героев Социалистического Труда.

А все начиналось с довоенного флота - с судов типа "кавасаки". Ловили с них переметами треску в Авачинском заливе. А далее под руководством Михаила Константиновича происходили перемены, и все в лучшую сторону. Начали получать первые МРС, сейнеры, СРТ, БМРТ. Колхоз расширялся, росли уловы, а с ними и благополучие людей. Хозяйство стабильно справлялось с государственным планом.

Один знакомый рассказал мне интересный случай. В начале 1950-х гг. Камчатку посетил министр рыбного хозяйства Восточных районов СССР Андрей Семенович Захаров. Утром собрали совещание работников Камчатрыбпрома и Тралфлота. Пригласили на него и Михаила Константиновича. Но перед этим пронеслась пурга, и дорогу до Сероглазки замело снегом. Пришлось ему добираться до города на лошадке, и поэтому он немного запоздал.

Дежурившая в приемной секретарь доложила о его прибытии. Услышав это, Захаров встал из-за стола, вышел к нему навстречу. Пожал руку и, обращаясь к присутствующим, сказал: "Вот у кого учитесь, как надо работать!"

При активном участии М. К. Старицына в Сероглазке построили причал. Это прекрасное гидротехническое сооружение отгородило часть акватории бухты, и получился очень удобный ковш для стоянки судов. На берегу возвели мастерские и другие службы колхоза. За стоянку у причала взимался причальный сбор - хоть и небольшая, но живая копейка в доход хозяйства.

Михаила Константиновича за его талант руководителя называли русским самородком. Определение это меткое и как нельзя лучше соответствует действительности. В память о Михаиле Константиновиче названа улица в Сероглазке. Рыбаки и общественность города ожидали, что имя Михаила Старицына будет присвоено одному из новых БМРТ. Но, к великому сожалению, этого не произошло. Видно, у нынешних начальников память тоже оказалась короткой…

Примечание редактора. 25 мая 2006 г. имя "Михаил Старицын" появилось на борту принадлежащего колхозу им. В. И. Ленина большого автономного траулера-морозильщика, доселе носившего весьма странное для камчатских вод название "Атлантик Квин", то есть "Королева Атлантики". Как сказала на митинге, посвященном переименованию судна, дочь М. К. Старицына, когда-то ее отец мечтал, чтобы в составе колхозного флота было судно с названием "Сероглазка". Прошли годы. Теперь у колхоза есть и "Сероглазка", причем уже вторая, и "Михаил Старицын"…