Репортаж как жанр. Виды и особенности в различных СМИ

  • Дата: 28.01.2024

Слово «репортаж», как нетрудно догадаться, происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» — передавать, докладывать (отсюда же слово «рапорт»). Автор репортажа докладывает читателю (и, конечно, своему начальству) с места события о чем-то, что он наблюдал собственными глазами. Именно в этом принципиальное отличие этого журналистского жанра от всех остальных.


При этом репортер с помощью профессиональных приемов, которые мы рассмотрим в следующих главах, как бы дает возможность читателю оказаться на месте события и увидеть его глазами журналиста.

На всякий случай напомним основные журналистские жанры - это новостное сообщение, аналитическая заметка, интервью, авторская колонка и, собственно, репортаж. Видовое отличие репортажа как жанра, его родимое пятно - это как раз присутствие журналиста на месте событий. Без этого репортаж попросту не может состояться.

Близкий к репортажу жанр - это очерк. Настолько близкий, что их часто путают. Главное их отличие в том, что репортаж посвящен неким событиям. В центре внимания очерка - люди, которые в неких событиях участвуют. В целом очерки пишутся по тем же законам, что и репортажи. И все советы, которые в этой методичке даются по поводу репортажей, можно использовать и при написании очерков.

Но вернемся к отличиям между репортажами и другими жанрами.

Возьмем, к примеру, конкретное событие - очередной старт российского космического корабля с Байконура. Новость об этом вполне можно написать, находясь в офисе московской редакции - совершив парочку звонков в Центр управления полетами. Интервью с организаторами полета также можно получить по телефону. Более того, в последнее время все чаще бывает, что интервью получают посредством еще более современных средств связи - ICQ, Skype, электронной почты. А вот опальный олигарх Михаил Ходорковский наоборот, вынужден прибегать к более архаичным способам коммуникации - он общается с прессой посредством бумаги: ему передают вопросы через адвокатов, он так же на них отвечает. В любом случае, чтобы получить интервью, журналисту не обязательно выезжать в колонию, где содержится опальный олигарх.

Отталкиваясь от запуска корабля как новостного повода, можно написать большую аналитическую статью вроде тех, что публикуют журналы «Эксперт» и «Коммерсантъ-Деньги» - например, о состоянии космической отрасли России или о перспективах космического туризма. Сделать это можно, также вовсе ни разу в жизни даже е побывав на космодроме, и только обзванивая экспертов по телефону.

Точно так же и с таким популярным форматом, как авторская колонка. Материал в этом жанре мог бы представлять из себя что-нибудь вроде рассуждений автора о том, что космос - это один из тех немногих атрибутов сверхдержавы, что остался у России от СССР. Или о том, что мы научились строить лучшие в мире космические корабли, а вот такой гораздо более простой предмет, как автомобиль, у нас все никак не получается. Как мы понимаем, для такого текста тоже вовсе не обязательно посещать Байконур. Авторские колонки московские журналисты и вовсе любят писать, находясь на Лазурном берегу и, наслаждаясь видами на море и шикарные яхты, рассуждать о судьбах России.

С репортажем этот номер, конечно, не пройдет.

Репортаж на тему запуска космолета, скорее всего, содержал бы подробности с самого Байконура, из Центра управления полетами, а то и прямо из космического корабля - то, что журналисты обычно называют «живой картинкой» и «репортажными подробностями». Добыть их, не присутствуя «на месте», «в поле», не возможно.

В этой «живой картинке» и создаваемой ею у читателя « », и состоит принципиальное отличие репортажа. Его читают не столько для того, чтобы узнать о самом факте события (о старте космического корабля можно узнать, просто прочитав короткое новостное сообщение), сколько для того, чтобы это событие пережить. Читатель как будто вслед за журналистом переносится на место событий и чувствует то же, что непосредственные участники события.

Поэтому исследователи часто относят репортаж как жанр не к новостным жанрам, а к эмоциональной публицистике

Нужно отметить, что репортаж вполне может выступать в конвергенции с другими жанрами. «Репортажные подробности» вполне могут украсить и новостное сообщение, и интервью, и ту же аналитику. Например, многие журналисты любят начинать текст интервью с описания кабинета (квартиры, дома) своего героя или с подробностей их встречи. Разумеется, опытный журналист приводит такие подробности не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, в каких хороших ресторанах ему приходится бывать, чтобы встречаться с капитанами российского бизнеса, и в какие интересные города ездить. Детали должны быть «говорящими». Или хотя бы просто создавать у читателя «эффект присутствия» - читая материал, он как будто вместе с журналистом переносится в ресторан на встречу с героем интервью и участвует в их беседе.

Например, журналист, прибыв на интервью с олигархом, известным своим жестким отношениям к конкурентам и должникам, с удивлением замечает, что стены его резиденции украшены рисунками детей. А прилетев в Лондон на встречу с очередным политэмигрантом из России, обвиняемом в экономических правонарушениях, журналист видит, с какими мерами предосторожности тот перемещается по столице Англии, опасаясь вездесущих агентов российских спецслужб (или наоборот, перемещается без охраны. Или влачит жалкое нищенское существование. Или совершает совместный шоппинг с влиятельными российскими чиновниками). В общем, такие детали, даже если сам герой интервью на эту тему ничего не говорит, придают его фигуре какое-то дополнительное измерение. И журналист это свое впечатление передает читателю.

То же самое и с новостью. Готовя новость о том же старте космического корабля, журналист может парой «мазков», как живописец, передать атмосферу в ЦУПе - всеобщее волнение или наоборот, спокойствие, если такие полеты для всех сопричастных стали обыденностью, как поездки на метро.

Естественно, чтобы такие детали получить, автору новости или интервью желательно побывать на месте событий (иначе их придется добывать с чужих слов). Об использовании репортажных подробностей, создающих пресловутый «эффект присутствия», а пока я лишь хочу еще раз подчеркнуть, что элементы репортажа могут появляться и в других жанрах, и репортерам вовсе не принадлежит монополия на их использование.

Контрольные вопросы

1) Какие жанры журналистики вы знаете?

2) В чем отличие репортажа от других жанров?

Практические задания

1) Недавно на одном из новостных сайтов была новость о «росте привлекательности винных фондов» - специализированных финансовых фондов, вкладывающих деньги в производство и продажу вина. Придумайте, как могли бы выглядеть материалы на эту тему в разных журналистских жанрах.

2) Придумайте несколько тем для репортажей. Ответьте на вопрос: насколько эти темы уникальны? Публиковались ли подобные репортажи раньше?

Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report»), а французское слово – от общего латинского корня («reporto» – передавать), что означает «сообщать». Возник термин в середине XIX века. Изначально к жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентских дебатах, различных заседаниях и собраниях и, как правило, использовали для оглашения решений на политических заседаниях. М. П. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги».

Так же считает и другой известный теоретик журналистики А. А. Тертычный:

«Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа».

Изначально традиции, касающиеся содержания репортажа, были непоколебимыми: текст должен был отражать мир по большей части географически, содержать описание различных способов и форм общественного устройства при помощи тщательного изображения нравов и обычаев, а также рассказывать о характерных особенностях местности. Однако через определенное время репортаж стал одним из средств социальной борьбы.

Формирование жанровых особенностей репортажа происходило постепенно, и сам репортаж как жанр выделился не сразу.

Существует ряд исследований, рассматривающих жанр репортажа, и предлагаются различные определения данного термина: репортаж – материал с места событий или репортаж – жанр журналистики, спецификой которого является оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно следующее: беспристрастное (без оценок) освещение событий, приведение достоверных источников, новизна и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Если говорить об историческом становлении репортажа в России, то следует отметить, что основание для создания теории современного репортажа дали такие публицисты, как В. А. Гиляровский, М. Е. Кольцов, Л. М. Рейнснер.

Особое внимание мы бы хотели уделить особому творческому методу М. Е. Кольцова. Умение перевоплощаться в таксиста, учителя, сотрудника загса способствовали тому, что его выступления становились не только яркими и уникальными, но и актуальными в показе правды жизни. И в то тяжелое время для России читатели имели возможность узнавать самые актуальные новости. На протяжении 30-х годов Кольцов посвящает большое количество статей обличению фашизма, его человеконенавистнической сущности. Полтора года, с августа 1936 г., он проработал в качестве корреспондента «Правды» на фронтах республиканской Испании. Из его репортажей и заметок была составлена книга «Испанский дневник». В республиканской армии Кольцов являлся политинспектором по интербригадам в звании бригадного комиссара, совмещая таким образом журналистскую и политическую деятельность. Благодаря этому читатель видел изнутри все тонкости и сложности работы.

Современная российская периодическая печать, развивается очень быстрыми темпами и продвинулась далеко вперёд. Все это стало возможным благодаря глобальной сети Интернет. За последние пять лет ведущие разработчики онлайн-телевидения предоставили множество новых проектов для осуществления репортажа с места событий. При помощи этого технологического новшества у журналистов в настоящее время есть возможность передавать самую актуальную информацию из любых точек нашей планеты.

Основной целью репортажа является передача сообщения о событии, свидетелем или участником которого стал журналист. И чем быстрее появится сюжет на просторах интернатах, тем быстрее читатель испытает «эффект присутствия».

Эффект присутствия – создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, благодаря которой зритель (слушатель, читатель) имеет возможность почувствовать себя присутствующим на месте события. Но для того, чтобы читатель почувствовал эффект присутствия, репортер при создании репортажа должен учитывать основные каноны создания репортажа. Также важной деталью является «эффект соучастия», где задача репортера – сделать так, чтобы читатель испытал эмоции по отношению к происходящему, и для этого он как можно детальнее показывает эмоциональное состояние героев репортажа.

Благодаря использованию деталей удается нарисовать картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Зачастую при создании репортажа журналист показывает не только основной сюжет, но и, как правило, саму жизнь героя, рассказывает о его детстве, школе, все это помогает читателю лучше понять героя программы.

На российском телевидении и в печатных СМИ ежедневно появляется огромное количество разных репортажей, для того, чтобы выделяться из этого количества, репортеру необходимо иметь собственное авторское «я».

Наиболее ярко оно выражается в репортажах, где журналист не просто зритель, а участник события. Для такого рода репортажа вполне уместно описание его личных чувств, размышлений, поскольку это делает материал более убедительным. Но также очень важно не позволить личным переживаниям заслонить реальность события, чтобы читатель смог сам сделать выводы о данном происшествии.

На данный момент в современной периодической печати и на телевидении, журналист предпочитает не напоминать о себе, для того чтобы не навязывать свою точку зрения. При выборе такого пути создания репортажа важно учитывать все детали, для того чтобы убедить читателя в реальности и достоверности сюжета.

Как было сказано выше, репортер не всегда может находится на месте события, но несмотря на это репортаж также может получиться удачным. Например, Г. Н. Бочаров, главный репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте произошедшего, а воссоздав его. Для этого ему потребуется использовать все методы получения информации, и это будет сделать гораздо сложнее. Часто репортаж может быть написан со слов очевидца, но, как правило, в этом случае, он уже не является объективным отражением действительности.

Для того, чтобы журналисту в репортаже показать живую картину жизни, он нередко употребляет элементы интервью, отчета, личных наблюдений – вводит в текст небольшие диалоги, описание персонажей, их «микропортреты», авторские мысли, обобщения. Размер репортажа напрямую зависит от значимости события. Вымысел противопоказан репортажу точно так же, как и другим жанрам. Так как репортаж – это прежде всего рассказ о новом, еще не известном факте, он требует от репортера широкого кругозора, способности увидеть незаметные для непрофессионалов оттенки и перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.

Репортаж включает в себя не только информацию или оценочное суждение, он позволяет читателю увидеть происходящее изнутри и сделать свой собственный выбор. Из-за обилия образности, живописности, эмоциональности и объективности эти аспекты сближают его с художественно-публицистическими жанрами.

Теоретики журналистики по-разному классифицируют репортаж как жанр периодической печати.

Г. В. Лазутина, С. С. Распопова в своей книге «Жанры журналистского творчества» говорят о том, что для отечественных СМИ на современном этапе их развития характерны шесть видов журналистского творчества – шесть жанровых групп : новостная журналистика, нацеленная на получение и распространение оперативного знания об очевидных общественно значимых изменениях действительности (краткая заметка, расширенная заметка, репортаж, «острый сигнал»).

А. А. Тертычный утверждает, что репортаж склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» .

С. М. Гуревич в книге «Репортаж в газете» о репортаже говорит следующее: «Оперативный, динамичный, эмоциональный рассказ о событии, отличающийся своей наглядностью, активной ролью автора, выступающего как свидетель или участник события» .

После рассмотрения различных точек зрения на жанр репортажа можно выявить его основные внутренние закономерности. Для этого возможно воспользоваться классификацией, разработанной Шестеркиной Л. П. и Николаевой Т. Д.

1. Динамичность: динамика повествования связана с протяженностью действия во времени и пространстве. По словам А. А. Тертычного: «Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием». С целью показать динамичность событий автор должен сконцентрировать внимание на наиболее ярких и эмоционально насыщенных моментах. При этом репортер должен подробно и ясно описывать не только непосредственно происходящие перед его глазами события, но и обращать внимание на ход течения события, особенности действия.

2. Наглядность: создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц.

Автор должен повествовать о событии так, чтобы читатель имел возможность как будто присутствовать на месте происшествия, слышать голоса его участников. Этого эффекта можно добиться посредством использования в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру создать правдивое отображение фактов: «А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему».

3. Предельная документальность: реконструкция, ретроспекция, творческий вымысел, использование которых возможно в очерке и фельетоне, в репортаже не допускаются.

4. Образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь. Иногда «от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью». Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. «Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

5. Эмоционально окрашенный стиль повествования: онпридает рассказу дополнительную убедительность: «Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует в репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции – вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения».

7. Композиция репортажа. Слово «композиция» происходит от лат. сomposition – «составление», «связывание». Вот что говорит о композиции репортажа М. Н. Ким: «В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность».

Взяв за основу книги А. Тертычного «Жанры периодической печати», Г. Лазутиной, С. Распоповой «Жанры журналистского творчества», можно выявить следующие виды репортажа:

1. Событийный репортаж;

2. Аналитический репортаж;

3. Познавательно-тематический репортаж;

4. Репортаж-комментарий.

Рассмотрим каждый вид более детально.

Событийный репортаж. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Оперативность заключается в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Благодаря этому именно для данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Следовательно, событийный репортаж, с одной стороны, может содержать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые требуют детального рассмотрения и вдумчивого анализа. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности.

Аналитический (проблемный) репортаж.Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Данные элементы обычно объединяются одной темой, которая развертывается в своей логической последовательности по следующей схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже нацелен прежде всего на логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут помочь понять данный факт.

Чтобы достичь своей цели, репортер может рассмотреть не одно, а несколько событий одного плана, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же факторами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

Познавательно-тематический репортаж.По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. В основе специального репортажа всегда должна быть актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в отечественной журналистике были Л. Рейнснер и М. Кольцов.

Репортаж-комментарий. Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, «вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем».

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий – пространное разъяснение факта; синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий – толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже если в нем присутствуют элементы анализа.

На данный момент репортаж может совмещать в себе все жанры, беря за основу информационный и добавляя аналитический. Благодаря такому смешению жанров мы получаем новый вид репортажа, позволяющий по-новому взглянуть на данный жанр современной периодической печати.

По мнению А. А. Тертычного, если рассматривать жанровую структуру жанра за короткий промежуток времени, то она выглядит абсолютно стабильной. Но в историческом плане она все же изменяется. Происходит расширение жанровой палитры журналистики, а внутри самих жанров появляются «гибриды» или «родственники». В репортаже такие гибриды можно соотнести с аналитическими или художественно-публицистическими жанрами.

Л. В. Шибаева наблюдала трансформацию жанра репортажа и отмечала появление новых разновидностей и «гибридов» репортажа. Если в 90-е популярностью пользовался классический познавательно-тематический репортаж, то в последнее время самым востребованным стал аналитический репортаж, который из-за своих аналитических компонентов трансформировался в «корреспонденцию – расследование» и в «расследование – статью». Вероятно, причина этого заключается во все увеличивающемся темпе нашей жизни. Объяснить видоизменения жанра можно так: «Время резко ускорило свой ход, события понеслись стремительно, не оставляя возможности глубоко обдумывать их. Открылись предметы, которые раньше не полагалось замечать, и репортеры кинулись в темные углы бытия – устраивать для читателя экскурсии по притонам наркоманов, салонам хиромантов, рынкам живого товара, подвалам моргов... Да и самому читателю, уставшему от проблем, интереснее стало смотреть со стороны, нежели участвовать в охоте за мыслью».

Анализ научной литературы показал, что для российской журналистики неизменной остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Вечными вопросами для теории жанров по-прежнему остаются вопросы о сущности жанра, его функциях, его устойчивости. Не обошла эта проблема и репортаж. И сегодня у журналистов нет единого мнения насчёт данного жанра. Во многом это объясняется его многогранностью. Точно можно сказать только то, что репортаж как жанр трансформируется и подстраивается под современный медиарынок.

Жанр репортаж необычайно популярен в российской и зарубежной прессе с незапамятных времен. Ни одно уважающее себя издание не может обойтись без него, потому что репортаж открывает множество информационных и описательных возможностей для журналиста, которые помогают передать читателю максимальный объем информации о каком-либо актуальном событии социальной действительности.

Термин «репортаж»

Объяснение, чем репортаж уникален, содержится в определении данного жанра. Итак, репортаж - это жанр информационной журналистики, который главной своей целью имеет передачу актуальных сведений прямо с места события, то есть «глазами» автора. Это помогает создать у читателя впечатление, что он сам присутствует в процессе развития событий, видит все описанное в репортаже.

Необходимо отметить, что термин «репортаж» появился в русском языке от английского report, что значит «передавать». Перевод данного понятия сам по себе ограничивает репортаж рамками системы информационных жанров журналистики, поскольку передавать сведения - не значит их анализировать, искать взаимосвязи, выяснять причины и предугадывать возможные последствия. Автор просто должен рассказать аудитории, что он видит, заметить какие-то мелкие, но важные детали, которые будут невидимы для обывательского глаза и которые помогут реципиентам составить максимально четкое представление о происходящем событии, о присутствующих на месте происшествия людях, об окружающей обстановке.

История репортажа

В своем начальном значении репортаж - это записки путешественников, людей, которые присутствовали при совершении чуда руками Бога, при каких-либо катастрофах и т. д. Он не был жанром журналистики, а, можно сказать, появился на свет раньше нее, до того, как она оформилась в стройную систему.

Одним из первых невольных создателей репортажа был древнегреческий ученый и путешественник Геродот, который исследовал Малую Азию, и Ближний Восток. Он записывал все, что видел. Эти записи впоследствии составили путеводный журнал, который, по сути, и являлся репортажем.

С появлением изменился и репортаж. Это был уже почти сформировавшийся жанр, к которому постоянно обращались журналисты. В 18-м веке в Англии сотрудники газет получили право присутствовать на заседаниях парламента и передавать информацию «с места события». Корреспонденты стенографировали услышанные сведения, делали заметки об участниках заседания, атмосфере и писали соответствующий материал, естественно, в жанре репортажа.

В конце 19-го века в Америке и Европе был «золотой век» репортажа. Жанр окончательно оформился и приобрел сегодняшние черты. Журналисты уделяли особое внимание путешествиям в неизведанные точки планеты (леса, джунгли), а также тайнам окружающего общества, самым вопиющим преступлениям, которые было сложно раскрыть. Уильям Стед, Нелли Блай, Генри Стенли - вот лишь немногие журналисты, которые работали в жанре «репортаж». Это были настоящие мастера своего дела, предпринимающие самые отчаянные действия, чтобы разобраться в какой-либо проблеме.

Виды репортажа

К наиболее ярким, характерным и часто встречающимся видам этого жанра можно отнести событийный репортаж, специальный репортаж, репортаж-расследование и репортаж-комментарий.

Событийный репортаж - это повествование о важных и актуальных происшествиях, а также о событиях, в которых важна их внутренняя суть, а не только внешнее описание. Автор не должен рассказывать обо всем, что он видит. Ему необходимо подобрать самые яркие факты и эпизоды. Важнейшее в таком репортаже - создать «эффект присутствия».

Специальный репортаж - эторазновидность, предполагающая развитие и описание актуальной темы, а также знакомство аудитории с результатами какой-либо ситуации.

Репортаж-расследование предполагает получение информации по какому-то проблемному случаю из многочисленных источников, при помощи интервью для разъяснения всей картины происходящего.

Репортаж-комментарий ориентирован на детальное изучение граней описываемого события. Автор должен грамотно и понятно пояснить каждую деталь.

Функции, предмет и метод репортажа

Именно с точки зрения этих параметров необходимо характеризовать любой журналистский жанр. Так, предметом репортажа выступает значимое актуальное событие, которое будет интересно обществу. Функцией является передача авторских впечатлений, подробное описание всего происходящего. Метод - создание у реципиентов «эффекта присутствия».

Композиция репортажа

Чтобы написать острый репортаж, который будет интересно читать, нужно придерживаться определенной структуры. Его можно условно разделить на три части: завязка действия (должна содержать привлекающее внимание яркое событие), основная часть (описание происходящего) и итоги репортажа (авторское отношение к событию, его комментарии). Важно понимать, что репортаж - это не аналитический жанр, поэтому журналист при написании материала не должен искать причины, взаимосвязи и составлять прогнозы.

Классификация видов репортажей производится для того, чтобы лучше понимать:

  • 1. какие цели и задачи стоят перед репортером в ходе его познавательной деятельности
  • 2. тематическую заданность разнообразных видов репортажа
  • 3. основные методы отображения действительности, используемые автором при подготовке соответствующих текстов.

Исходя из этих позиций, можно разделить репортажи по предметно-тематическому признаку: событийный, проблемный (аналитический), познавательно-тематический.

Событийный репортаж

Главными качествами репортажа такого вида является актуальность и оперативность.

Ким. М.Н. в книге «Репортаж: технология жанра описывает такие средства создания «Эффекта присутствия»:

использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Иногда можно последовать другому допустимому для этого вида репортажа варианту, а именно -обратить внимание на причины и мотивы события. Предмет событийного репортажа - это событие, которое репортер сам непосредственно наблюдает, это всегда результат авторского видения. Тема событийного репортажа всегда должна быть общественно-значимой, иначе её нельзя считать актуальной.

Чтобы событийный репортаж не превратился в скучное протокольное описание, нужно поместить самые эмоциональные и яркие моменты в центр рассказа. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты.

В.В. Учёнова отмечает, что «помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой цепочки впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей сиюминутных ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий нерв специфических сложностей репортажного жанра» (6, с. 144)

Проанализировав особенности событийного репортажа, мы выяснили, что в его основе могут лежать как события, требующие своего оперативного освещения, так и те, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть.

Аналитический (проблемный) репортаж

В этом виде репортажа как раз уделяется основное внимание тому, чтобы понять суть произошедшего события, проникнуть в него. Это не столько описание происшествия, сколько выяснение причин его возникновения и развития.

В аналитическом репортаже наиболее ярко наблюдается проникновение других жанровых элементов, потому что в нём встречаются элементы зарисовки, таких как описание места действия или характеристика его участников. Также присутствует разнообразная фактическая информация - статистика, свидетельства, цифры. Но главная его особенность - элементы аналитических жанров. К элементам аналитических жанров относится: прогноз или обобщение, комментарий. При этом данные элементы должны быть объединены одной тематикой. В аналитическом репортаже развитие темы происходит по определенной схеме: тезис-аргумент - вывод. Автор обязан продемонстрировать все случаи и факты, которые относятся к поставленной проблеме и показать логику развития событий.

Как пишет М.Н. Ким, в аналитическом репортаже журналист, раскрывая суть происходящей ситуации может рассмотреть не одно, а несколько похожих событий, которые произошли разное время и в разных местах, но обусловлены одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже допускаются временные и хронологические смещения.

Также следует помнить о динамике повествования. В аналитическом репортаже она достигается с помощью собственных авторских суждений, выдвижения его версий, описания его мыслей.

В аналитическом репортаже используются следующие элементы:

обобщения. Обобщения подводят некий итог осмысления автором происшествия;

сравнение. Благодаря сравнению журналист устанавливает определенные взаимосвязи в рассматриваемом явлении;

Познавательно-тематический репортаж

Познавательно - тематический репортаж характерен тем, что оперативный повод здесь отступает на второе место. А на первое выходит описание интересной жизненной ситуации и раскрытие новых сторон жизни социума. По М.Н. Киму эта разновидность репортажа выполняет разные функции, и поэтому ее делят на три подгруппы: - специальный репортаж - репортаж-расследование - репортаж - комментарий

Специальный репортаж. Специальный репортаж обычно пишется на наиболее актуальные, злободневные и социально-значимые темы. Автор в нем часто ставит проблему, которая требует от него всестороннего и глубокого изучения. Времени на написание такого репортажа уходит больше, чем на все остальные, так как журналисту необходимо проделать большую работу по изучению и обработке всех данных.

Чтобы репортаж получился интересным необходимо уметь выделить самое актуальное и злободневное из нашей действительности. Автор должен рассмотреть все основные версии и мнения, собрать и обобщить эту информацию. На основе собранных данных - выдвинуть свои рассуждения о причинах возникновения проблемы.

В итоге на первое место в специальном репортаже выступает не оперативная подача фактов, а их актуальность и значимость для общественности.

Репортаж-расследование можно назвать еще репортажем - экспериментом. Так как, в расследовательских репортажах обычно используется метод «включенного наблюдения», когда сотрудник редакции на время меняет профессию. В основном, это делается для того, чтобы как можно глубже проникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия.

Кроме того, включенное наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей и радиослушателей. Фотоаппарат и магнитофон, весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего.

При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М. Кольцов. В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации.

В репортаже - расследовании журналист преодолевает множество препятствий в процессе поиска скрытой информации, участвует в своего рода эксперименте. Это наглядное описание этапов поиска разоблачительных фактов. Благодаря сюжету, динамике и детективной интриге этот вид репортажа очень популярен и сегодня.

В репортаже-комментарии основную роль играет разъяснение сути происходящего, его детальный комментарий. Как отмечает М.Н. Ким, журналисту важно "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий), а также по коммуникативной цели - на информационную и аналитическую разновидность жанра. Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX - начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего - быстро развивающихся). (В этом отношении в приведенном выше примере автор описывает все, что увидел в зубоврачебном кабинете, - и девушку в кресле, и блестящие инструменты, и алмазный бур, и белоснежные халаты и т.д. Все это позволяет читателю как бы самому побывать в этом кабинете.)

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый - изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает, вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. (В нашем примере репортажа из зубоврачебного кабинета его можно было бы при необходимости усилить за счет более яркого и подробного описания переживаний автора, связанных с лечением зуба.)

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует, прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора.