Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .
Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики
Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.
Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики
Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.
Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии
Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.
Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.
Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.
Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.
Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.
При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.
Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.
Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Элементы экономических знаний накапливались с глубокой древности. В трудах древнекитайских мыслителей: Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), философ Сюнь Цзы (III в. до н.э.). Древнеиндийские «Законы Ману» (IV - III в. до н.э.). Древнегреческие мыслители Ксенофонт (ок. 430 - 355 гг. до н.э.), Платон (428 - 348 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Термин «экономика» в научный оборот был введен представителями древнегреческой экономической мысли (Ксенофонтом) в IV веке до нашей эры. Дословный перевод термина означает: искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Под домашним хозяйством понималось частное хозяйство. Экономические знания древних мыслителей содержали представления о хозяйственном устройстве, методах управления хозяйством в условиях частного хозяйства. Но возникновение экономики как науки, т.е. систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономических систем, относят к XVII - XVIII в., периоду становления капитализма, характеризовавшегося:
- - зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда и эволюции частной собственности, что привело к динамичному развитию товарно-денежных, т. е. рыночных отношений;
- - расширением внутренних и внешних рынков при интенсификации денежного обращения;
- - формированием национальных государств, ставших одним из главных субъектов экономики, приведшим к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества;
- - усложнением хозяйственных процессов и формированием новой социальной структуры общества с характерными для нес экономическими интересами.
Эти процессы вели к становлению рыночной системы хозяйствования, образованию народного хозяйства, что требовало научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей, вызвало появление первых научных экономических школ, к которым относятся: меркантилизм, школа физиократов, классическая школа, марксизм, маржи- нал изм.
Меркантилизм - первая экономическая школа (представители А. Мон- крстьсн, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер, Дж. Локк). Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Начиная с XIV в. до начала XVII в. в экономике происходило постепенное вытеснение натурального хозяйства товарным. Решающее значение в обществе приобретает торговый капитал. Меркантилисты (XV - XIX вв.) выражали интересы торговцев.
Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» с выходом его книги «Трактат политической экономии» в 1615 г. Политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (нс в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве). Появление данного термина в то время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Меркантилисты обосновывали необходимость протекционистской роли государства по отношению к отечественному купечеству. Приток денег в страну на основе неэквивалентного обмена, по их мнению, требовал поощрения и поддержки со стороны государства, а их отток из страны - ограничения. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, торговля, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля, за счет неэквивалентного внешнеторгового обмена, т.е. сфера обращения. Само богатство они отождествляли с золотыми и серебряными деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо меркантильный в переводе означает денежный. Меркантилисты - первооткрыватели категории капитал. Торговый капитал был первой обособленной свободной формой капитала, приносящей и товары и доход. Они отождествляли деньги и капитал.
Поздние меркантилисты уже понимали значение внутреннего производства (обрабатывающей промышленности) для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю.
С развитием капитализма торговый капитал перестал быть преобладающим в жизни общества, а торговля перестала считаться главным источником богатства. Ее место заняла сфера производства. С середины XVII века капиталистическая экономика переходит с мануфактурной на машинную основу развития. Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником - сферу обращения, торговлю. Экономическая мысль стала обращаться к анализу производства.
Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо, П. Буагильбер). «Физиократия» - власть природы. Школа физиократов сформировалась во Франции в середине XVIII в. Основатель этого направления Франсуа Кенэ (1694 - 1774), основная работа «Экономическая таблица» (1758). Источником богатства физиократы считают производство, а не обмен. Но сферу производства они отождествляли лишь с сельским хозяйством и перенесли исследование о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу сельскохозяйственного производства. Сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства. Истинным богатством являются нс деньги, а сырые продукты, пригодные для пользования человека. Деньги для них выполняли лишь функцию обращения, сами по себе они «бесплодны». Ремесленников и промышленников они считали непроизводительным классом, т.к. тс лишь преобразовывали продукты сельского хозяйства и нс участвовали в создании «чистого продукта», т.с. нового богатства. Взгляды физиократов на капитал отражали эпоху раннего мелкотоварного производства при определяющей роли земли и сельскохозяйственного труда: это средства, вложенные в сельскохозяйственное производство.
Классическая политическая экономия окончательно и всеобъемлюще перенесла исследования в сферу производства, положила начало трудовой теории стоимости. Предметом исследования становится материальное производство и повышение его эффективности. Наиболее яркие представители - Уильям Петти (1623 - 1687), Адам Смит (1723 - 1790), Давид Рикардо (1772 - 1823). Их основные работы - У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Кое-что о деньгах», «Политическая арифметика»; А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776); Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) - сформировали экономику как науку, заложили основы современной экономической теории.
Учение Уильяма Петти является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Во второй половине XVII века Уильям Петти высказал мысль, что источником общественного богатства служит труд и земля, что богатство народа может возрасти и без увеличения денег. Он первым выдвинул трудовую теорию стоимости.
Адам Смит вошел в историю как основоположник классической политической экономии. Он превратил эту науку в стройную систему знаний: разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда, как условия повышения его производительности, создал учения о доходах, принципы построения налоговой системы. Ввел деление общества на классы - наемных рабочих, капиталистов, земельных собственников. А. Смит трактовал прибыль как «вычет из продукта труда рабочих». Капитал А. Смит характеризовал как накопленный труд, как запас вещей или денег. Производственный капитал - это капитал, занятый в материальном производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве. Он считал богатством совокупность предметов, удовлетворяющих потребности людей, основным источником богатства - труд человека, а капитал - существенным условием для «применения труда». Основным двигателем экономической жизни А. Смит считал не деньги, не силы природы, а труд человека, приложенный к материалам, доставляемым природой.
Давид Риккардо показал, что в основе доходов различных классов (заработная плата, прибыль, процент, рента) лежит труд рабочего, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Им предложены учения о благе, стоимости, издержках производства, ценообразовании, распределении доходов, сравнительных преимуществах международного разделения труда. Д. Рикардо определял капитал следующим образом: «Капитал есть та часть богатства страны, которая потребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и прочего. Необходимых, чтобы привести в движение труд». С точки зрения классиков английской политической экономии капитал трактуется как категория вечная, присущая всем временам и народам.
В трудах классиков объединены экономические и социальные аспекты общественного развития: исследования производственных отношений проводились в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленности.
Во второй половине XIX века политическая экономия распалась на два направления: марксистское (пролетарское) и буржуазное.
Пролетарская политическая экономия стала продолжением классической политической экономии. Карл Маркс (1818 - 1883) совместно с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма или теория научного социализма (коммунизма). Главный труд К.Маркса «Капитал» (т.1 - 1867г.) сделал его одним из величайших экономистов мира, наряду с А. Смитом. К. Маркс сформулировал учение об общественных экономических формациях, причинах их смены, раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения (противоречия). Маркс отводил решающую роль экономическим отношениям в формировании общества и государства. Он открыл определяющую роль материального производства в их развитии, исследовал сущность наемного труда. Разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учение о двойственном характере труда, воплощенном в товаре; сущности наемного труда, раскрыл сущность абсолютной ренты.
К. Маркс исследовал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, экономические законы капитализма. Теория прибавочной стоимости - главное в учении Маркса. Ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата. Прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости, рассматриваемая как порождение всего авансированного капитала. Присвоение части неоплаченного труда наемных рабочих - один из важнейших законов функционирования рыночного хозяйства, источник увеличения богатства капиталистов. Марксистская теория трактует стоимость как результат только труда в его абстрактном выражении.
К. Маркс в работе “Капитал” так определяет богатство капиталистической формации: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар есть внешний предмет - вещь, которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу се свойств».
Капитал неотделим от тех общественных отношений, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К. Маркс подошел к трактовке капитала как к категории социального характера. По Марксу капитал является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость , т.с. представляет собой самовозрастающую стоимость за счет присвоения неоплаченной части рабочего времени наемных рабочих. Никакая ценность не является сама по себе капиталом. Чтобы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме. Главным критерием са- мовозрастания богатства является его рост нс на основе личного труда владельца.
Процесс накопления капитала закончится гибелью капитализма в результате обострения классовой борьбы, т.к. противоречия капитализма столь серьезны (между пролетариатом и капиталистами, накоплением и потреблением, организацией труда на отдельном предприятии и анархией в масштабе общества), что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Экономическое учение К. Маркса носит классовый характер, отстаивая и защищая интересы трудящихся.
Введение в экономическую теорию 2
Тема 1. Предмет и метод экономической науки 2
Тема 2 Потребности потребителя Рациональное поведение потребителя на рынке 5
Структура потребительских благ 7
Тема 1. Рациональное поведение потребителя 9
Тема 2. Потребности потребителя. рациональное поведение потребителя на рынке 11
Тема 3 Производство Экономические ресурсы производства 12
Тема 4 Ограниченность производственных ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные варианты производства 14
Тема 5. Экономические системы и их характеристики 16
Тема 6. Функции государства в смешанной экономике 19
Условные обозначения 22
Введение в экономическую теорию
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных дисциплин - макроэкономику, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и денег и др. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория.
Экономическая теория - наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства разнообразных товаров и услуг и распределении их между людьми и различными группами общества с целью потребления.
Предмет экономической науки - изучение способов, при помощи которых можно достичь конкретных экономических целей, поставленных отдельной личностью или обществом в целом.
Для общества |
Для человека |
|
Разработка принципов, которые становятся основой экономической политики Содействие экономической информированности населения и, следовательно, демократизации общества Прогнозирование развития событий в обществе |
Содействие рациональному поведению в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений Формирование умений ориентироваться в сфере бизнеса Способствование принятию правильных решений при выборе сферы деятельности |
|
Значение экономической науки |
Основные функции экономической теории |
||||
Познавательная |
Практическая |
Психологическая |
||
Изучение процессов экономической жизни общества, объяснение закономерности развития |
Применение экономических знаний при решении бытовых и производственных проблем |
Подготовленность к изменениям в экономической жизни общества |
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Становление экономической науки
Основные направления |
Основоположники |
|
Меркантилизм |
Антуан де Монкретьен, А. Серра, й.И. Бехер, Т. Манн, А. Ордына-щокин |
утверждали, что богатство каждого торговца и страны в целом измеряется количеством золота и серебра; что страна должна как можно больше товаров продавать за границу и как можно меньше их там покупать |
Школа физиократов |
Ф. кенэ, А. Робер, Ж. Тюрго, П. Буагиль-бер |
Считали источником богатства производство, прежде всего сельскохозяйственное. Промышленность называли "бесплодной сферой" |
классическое |
А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Стюарт Милль, С. Сисмонди |
В основу теории положено понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы |
Неоклассическое |
Г. Госен, к. Менгер, A. Маршалл, л. Вальрас, B. Парето, Дж. кейнс |
Продолжили традиции и идеи классической школы; создали теорию рыночного хозяйства, основ микроэкономики |
Марксизм |
к. Маркс, Ф. Энгельс |
Считали конкурентную рыночную экономику нестабильной и предрекали гибель капитализма |
Историческое |
В. Рошер, В. Гильде-брант, к. книс |
Считали, что хозяйственная жизнь страны регулируется не механизмами рынка, а исторически сложившимися социальными структурами с решающей ролью государства |
"…Экономическая наука не дает готовых рекомендаций, которые непосредственно используют в хозяйственной политике. Скорее она выступает методом, нежели учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, делать правильные выводы…" (Дж Кейнс)
М.А. Балудянский - последователь А. Смита; автор труда "Экономическая система", в котором обосновывает принципы построения национальной экономики на основе свободных рыночных отношений.
М.И. Туган-Барановский - исследователь теории рынка и экономических кризисов, разработал концепцию экономической конъюнктуры.
Е.Е. Слуцкий - первым предложил использовать математические методы в экономической науке.
Наблюдение и сбор фактов |
Графический |
единство историче- |
Абстрагирование |
|||||||||
(статистический) |
ского и логического |
Игнорирование определенных свойств, то есть определенное упрощение действительности |
||||||||||
Восприятие экономических процессов в реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности |
Отображение хозяйственных процессов и явлений с использованием чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т.д. |
Изучение социально-экономических процессов в исторической последовательности с логическими обобщениями |
||||||||||
Методы экономических исследований |
||||||||||||
Анализ и синтез |
Эксперимент (практика) |
Моделирование |
Дедукция |
Обобщение (индукция) |
||||||||
Изучение социально-экономических явлений по частям (анализ) и в целом (синтез) |
Изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели) |
Формулирование гипотез и подтверждение их фактами |
||||||||||
Проведение и изучение искусственного и научного опыта |
Обобщения и выводы на основе фактов и наблюдений |
Биология - совокупность наук о живых организмах и их связях друг с другом и с неживой природой |
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных группах, отношениях личности и общества |
Право - наука о совокупности установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе |
Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения |
|||
Связь экономики с другими науками |
I. ЭКОНОМИКА
1. Введение в экономическую теорию. Экономические отношения
В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, распределения, потребления благ (товаров и услуг), которые принято называть экономическими отношениями .
Экономика – наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения, потребления благ в мире ограниченных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение.
Предметом рассмотрения экономической теории как науки являются:
1. Экономические отношения. Они могут быть двух типов:
– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные
факторы производства и результаты производства;
– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.
Отсюда различают свободную экономическую систему, командную, переходную, смешанную и традиционную экономику.
2. Рациональное, эффективное использование ресурсов при достижении определенных задач.
В настоящее время существует множество определений экономической теории. По мнению П. Самуэльсона: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас и в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».
На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:
1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.
2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.
Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.
Таким образом, предметом экономической теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.
Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности и выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.
Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Исторический метод позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно в их историческом развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.
Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ ), так и в целом (с интез ). Сочетанием анализа и синтеза обеспечивается комплексный подход к изучению сложных экономических явлений.
Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.
Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики.
К специфическим методам относятся:
– метод графических изображений;
– метод сравнительного анализа;
– допущение «при прочих равных условиях»;
– экономико-математическое моделирование.
Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу – выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.
Презентация на тему:
Введение в экономику
к.э.н., доцент
Джано Джомаа
Вопросы к рассмотрению
1. Предмет, функции и методы экономики.Взаимосвязь экономики и права
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и
нормативная экономика
3. Экономические законы и экономические
категории. Экономические отношения и их
типы
4. Основные этапы развития экономической
теории1. Предмет, функции и методы
экономики. Взаимосвязь
экономики и права
Понятие экономики
Слово «экономика» греческогопроисхождения (oikonomike - «искусство
домохозяйства»), оно означает «законы
хозяйствования».
В целом под термином «экономика»
понимают хозяйство, в широком смысле этого
слова - науку о хозяйстве и
хозяйствовании, а также отношениях между
людьми в процессе хозяйствования.
Предмет экономики
Во-первых, экономика - это хозяйственная система,обеспечивающая удовлетворение потребностей
людей и общества в целом.
Во-вторых, экономика - это совокупность
экономических (производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе производства,
материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее
эффективных (рациональных) способов
удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами.
Функции экономики
1. Методологическая функция.2. Научно-познавательная функция.
3. Критическая функция.
4. Практическая (рекомендательная), или
прикладная, функция.
Методологическая функция
Экономическая теория представляет собой не толькоучение, но и метод.
Экономическая наука в методологическом плане:
1) учит, что надо делать и чего делать не следует,
помогает нам понимать окружающую хозяйственную
жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред
других;
2) учит новым способам познания экономических
явлений, позволяет предвидеть некоторые
последствия наших практических действий.
Научно-познавательная функция
Научно-познавательная функция экономикисостоит в том, чтобы всесторонне изучать
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и
услуг.
На основе теоретических обобщений
реальных факторов хозяйственной жизни
научно-познавательная функция экономики
позволяет открыть законы, по которым развивается общество.
Критическая функция
Критическая функция экономики состоит втом, чтобы дать объективную критическую
или позитивную оценку экономическим
явлениям и процессам различных форм
хозяйствования.
В реальной жизни мы имеем дело с самыми
различными формами хозяйствования, одни
из них более эффективны, другие менее
эффективны, а третьи убыточны. Практическая (рекомендательная), или прикладная,
функция состоит в том, что на основании позитивной
оценки экономических явлений и процессов экономика
дает рекомендации руководителям государства,
фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в
своих конкретных делах руководствоваться ее
принципами и методами рационального
хозяйствования.
Эта функция тесно связана с экономической
политикой государства, она разрабатывает социальноэкономические программы страны, составляет
научные прогнозы развития тех или иных процессов в
экономике.
11. Методы экономики
1. Метод научной абстракции.2. Исторический метод.
3. Логический метод.
4. Метод анализа и синтеза.
5. Метод индукции и дедукции.
6. Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты.
12. Метод научной абстракции
Метод научной абстракции выделяет главноев объекте исследования при отвлечении от
несущественного, случайного, временного,
непостоянного.
Результат научной абстракции - выработка
новых научных категорий (понятий),
выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление
экономических закономерностей.
13. Исторический метод
По историческому методыэкономические явления и процессы
изучаются в той последовательности, в
какой они возникли, развивались,
совершенствовались и какими стали в
настоящее время.
14. Логический метод
Логический метод позволяет правильноприменять законы мыслительной
деятельности, обосновывающие
правила перехода от одних суждений к
другим и делать обоснованные выводы,
глубже понимать причинноследственные связи, складывающиеся
между процессами и явлениями
реальной экономической жизни.
15. Метод анализа и синтеза
Анализ - это метод познания, предполагающийразделение целого на отдельные составные
части и изучение каждой из этих частей,
например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата,
энергоресурсы и т.д.).
Синтез - это метод познания, основанный на
соединении отдельных частей явления,
изученных в процессе анализа, в единое целое,
например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех
затрат).
16. Метод индукции и дедукции
Индукция - это движение исследования от отдельных,частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов.
Анализируя, систематизируя, обобщая факты,
исследователь приходит к выводу, фиксирующему
наличие определенных зависимостей между
экономическими явлениями.
Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их
проверка на фактах. Гипотеза - предположение о
существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно
рождается на основе каких-то несистематических
наблюдений, практического опыта, интуиции, логических
рассуждений.
17. Экономико-математическое моделирование
Экономико-математическое моделирование сприменением компьютерных технологий
способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические
показатели исследуемых объектов и
взаимосвязи между ними.
Экономико-математические модели
позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и
процессов.
18. Графический метод
Графический метод отражаетэкономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков,
диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала.
19. Экономические эксперименты
Экономические эксперименты - этоискусственное создание экономических
процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к
хозяйственной деятельности, с целью
их изучения и дальнейшего
практического применения.
20. Взаимосвязь экономики и права
Между экономикой и правом существуеттесная взаимосвязь.
Так, для развития рыночной экономики
государство должно обеспечить:
1) гарантии частной собственности вообще и
права частных предпринимателей в
частности;
2) проведение соответствующей
государственной налогово- бюджетной,
кредитно-денежной и валютной политики;
3) защиту экономических прав работников и
неработающих граждан.
21.
2. Микро- и макроэкономика.Позитивная и нормативная
экономика
22. Микроэкономика
Микроэкономика - раздел экономической теории,изучающий экономические отношение между
хозяйствующими субъектами, их деятельность и
влияние на национальную экономику.
К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала,
предприятия (фирмы), домашние хозяйства,
предприниматели.
В центре внимания микроэкономики - производители и
потребители, принимающие решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления,
цен, затрат и прибыли.
23. Макроэкономика (национальная экономика)
Макроэкономика - раздел экономической теории,изучающий экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство, как единую
систему, в которой органически соединяются все
звенья материального и нематериального
производства.
Основные проблемы макроэкономики - инфляция,
безработица, экономический рост, валовой
национальный продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, уровень и качество жизни
населения, занятость, деньги, процентные ставки,
инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы
государственного регулирования и т.д.
24. Мезоэкономика
Мезоэкономика изучает экономическиеявления и процессы, охватывающие все
промежуточные системы или отрасли
народного хозяйства (АПК, ВПК,
экономику здравоохранения, экономику
торговли, т.е. экономику отдельных
отраслей и сфер народного хозяйства).
25. Мировая экономика
Мировая экономика - сумма всехнациональных экономик, связанных
международным разделением труда,
мировым рынком, системой
межгосударственных хозяйственных
связей.
26. Позитивная (дискриптивная) экономика
Позитивная экономика исходит изнакопленных знаний и опыта и отвечает на
вопросы: что есть и что может быть в
экономике?
Основной продукт этой части экономической
науки - знания, обобщения, экономический
анализ, аналитический прогноз (сбор фактов,
обобщение результатов наблюдения). Она
описывает, анализирует, но не дает
рекомендаций.
27. Нормативная экономика
Нормативная экономика ставит перед собойболее сложную задачу - поведать о том, что
должно быть, как следует действовать, чтобы
достичь желаемых результатов.
Она оперирует категориями, рецептами,
содержащими на первом месте слова: надо,
необходимо, следует.
Теоретические суждения, рассматривающие
желаемые состояния, называются
нормативными.
Эта экономика дает рекомендации, рецепты
действий.
28.
3. Экономические законы иэкономические категории.
Экономические отношения и их
типы
29. Экономические законы
Экономические законы - носят объективныйхарактер, действуют независимо от воли и
сознания людей. Так, законы рынка: закон
стоимости, закон спроса, закон предложения,
закон конкуренции - существуют независимо
от того, знают о них участники рынка или нет.
Чем глубже люди познают характер действия
экономических законов, тем эффективнее
могут их использовать в хозяйственной
деятельности.
Экономические законы условно можно
разделить на общие и специфические.
30. Общие экономические законы
Общие экономические законы действуют вовсех социально- экономических системах
(формациях), например, закон соответствия
производственных отношений характеру и
уровню развития производительных сил,
закон роста производительности труда, закон
экономии времени, законы расширенного
воспроизводства, закон стоимости, закон
спроса и предложения.
31. Специфические экономические законы
Специфические законы действуют в однойобщественно- экономической системе. Такими
законами являются закон прибавочной
стоимости, всеобщий закон
капиталистического накопления, закон
распределения по труду, Федеральные законы
РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об
акционерных обществах», «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» и др.
32. Экономические категории
Экономические категории - этонаиболее общие понятия, отражающие
существенные свойства экономических
явлений, их отношения к различным
проявлениям и сторонам общественной
жизни.
Примеры таких категорий: стоимость,
цена, труд, деньги, собственность,
товар и т.д.
33. Экономические (производственные) отношения
Экономические отношения - этоотношения между людьми,
складывающиеся в процессе
общественного производства,
распределения, обмена и потребления
жизненно важных благ.
Можно выделить два типа экономических
отношений: социально-экономические
(отношения собственности) и
организационно-экономические.
34. Социально-экономические отношения
Социально-экономические отношениявключают в себя отношения людей к
средствам производства, т.е. отношения
собственности, отношения по производству
материальных благ и услуг, их
распределению, обмену и потреблению.
Исторически известны следующие формы
собственности: общественная, частная,
государственная. Кроме того, имеются
разновидности - промежуточные и
смешанные формы собственности.
35. Организационно- экономические отношения
Организационно- экономические отношения - Этоотношения, возникающие в связи с разделением и
кооперацией труда, определяются технологическим
способом производства.
Организационно-экономические отношения
подразделяются на три вида:
1) разделение труда и производства;
2) концентрация производства отдельных видов
товаров в тех регионах, где их производство
экономически целесообразно;
3) дифференциация, специализация трудовой
деятельности.
36.
4. Основные этапы развитияэкономической теории
37. Основные этапы развития экономической теории
Школы, ихпредставители и
период Формирования
- Меркантилизм
(первая школа
экономики).
-Томас Мен (1571 –
1641).
-XVI – XVIII вв.
Основные идеи
1. Главное богатство общества
– это деньги (золото и
серебро).
2. Источник богатства – сфера
обращения (торговля).
3.Богатство накапливается в
результате внешней торговли.
38.
Школы, ихпредставители и
период Формирования
-- Школа физиократов
(природа и власть)
-- Франсуа Кенэ (1694
– 1774)
-- XVIII в.
Основные идеи
1. Истинным богатством
нации выступает продукт,
произведенный в сельском
хозяйстве.
2. Первыми попытались
вывести прирост богатства
их процесса производства,
а не обращения.
39.
Школы, ихОсновные идеи
представители и
период Формирования
- Английская классическая
политэкономия.
- Уильям Петти (1623 –
1687),
- Адам Смит (1723 – 1790),
- Давид Рикардо (1772 –
1823).
- XVII – XIX вв.
1. Богатство нации создается в
материальном производстве, а
не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства –
труд.
3. Политэкономия раскрыла
значение труда как основы и
меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой
теории стоимости.
40.
Школы, ихпредставители и
период Формирования
-- Марксизм
-- Карл Маркс (1818 –
1883)
-- Фридрих Энгельс (
1820 – 1895)
-- С середины XIX в.
Основные идеи
1. Разработаны теория
стоимости и теория
прибавочной стоимости.
2. К.Маркс различал
потребительную и
меновую стоимость.
41.
Школы, ихОсновные идеи
представители и
период Формирования
- Неоклассическое
на- правление.
- Альфред
Маршалл (18421924), англичанин
-- С конца XIX в.
1.Частнопредпринимательская
рыночная система, способная к
саморегулированию и
поддержанию экономического
равновесия.
2. Государство создает
благоприятные условия для
функционирования рыночной
экономики
42.
Школы, ихпредставители и
период
Формирования
Основные идеи
- Кейнсианство.
- Джон Кейнс (18831946),
англичанин
- С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а
также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать
экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать
социально-экономическую стабильность
общества
3. Государство должно через бюджет и кредит
регулировать экономику, устраняя кризисы,
обеспечивая полную занятость и высокий рост
производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и
теория эффективного инвестирования
43.
Школы, ихпредставители и
период
Формирования
Основные идеи
- Неоклассический
синтез. Джон Хикс
(1904-1989),
- Пол Самуэлсон
(1915), американцы
- С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики
предлагается использовать либо кейнсианские
рекомендации государственного регулирования,
либо рецепты экономистов, стоящих на
позициях ограничения
государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные
методы.
3. Рыночный механизм способен сам
устанавливать равновесие между спросом и
предложением, производством и потреблением
44.
Школы, их представители ипериод Формирования
Основные идеи
- Монетаризм.
- Милтон Фридман (1912),
американец
- С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную
теорию национального дохода
и новый вариант
количественной теории денег.
2. Главный способ
воздействия на экономику -
государственное
регулирование через эмиссию,
кредитный процент, налоговые
ставки, таможенные тарифы
{ Франция XX века Франция XX века
Франция во второй половине XX века
Средняя и мгновенная скорость
Мудрые фразы о жизни и любви
Сказка снежная королева - ганс христиан андерсен Кай м герда снежная королева