История возникновения тарелок. Конспект занятия «История создания посуды

  • Дата: 05.02.2024

Ольга Корелякова
Конспект занятия «История создания посуды»

Программное содержание.

Познакомить детей с историей посуды , с процессом её преобразования человеком,

Активизировать познавательную деятельность детей,

Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением посуды , Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского, беседа о посуде , дидактические игры «Что было до…» , «Эволюция общих вещей» .

Активизация словаря : посуда металлическая , деревянная, глиняная, чайная, столовая.

Материал : проектор; экран; компьютер. Нож (деревянный, пластмассовый, железный, тарелка (деревянный, пластмассовый, железный, чугун, кастрюля. Бумажные тарелки, краски, кисточки .

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья!

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Мы совершим путешествие в мир удивительной посуды .

Давным – давно человек жил в пещере,

Он на огне варил обед.

Ну а как он ел?

Человек пищу ел руками,

Вы представьте сами,

Как же трудно было.

Есть жидкий суп руками.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Ели, в основном, жареное мясо, растения и ягоды. Ели руками. Однажды взял человек в руки очень горячее мясо. И выронил его из рук.

Оно упало на палочку, палочка воткнулась в мясо. Взял человек мясо на палочке и понял, что так есть удобнее. И пальцы не жжёт. Так появилась ложка.

Отгадайте загадку :

1. Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако это не река. (тарелка)

2. Сами не едим,

А людей кормим. (ложки)

3. Варю я пищу вашу

К обеду - суп и кашу. (Кастрюля)

4. Ш-ш-ш, - шипит картошка, -

Подлейте маслица немножко».

Вот это жар, вот это да!

Раскалена (сковорода) .

Как одним словом можно сказать о предметах из загадок? (посуда )

Первобытные люди научились делать посуду из глины . Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной , в ней могли находиться только сухие продукты.

Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды . Люди научились обжигать посуду из глины в печи , чтобы она была прочная.

Теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

- Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки.

Чугунную посуду использовали для приготовление пищи в печках, так как она очень прочная.

Чугунной посудой пользуются и в наше время.

Как вы думаете, где и когда?

Знаменитые русские самовары. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой .

Со временем появилась стеклянная посуда

Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины .

Русские мастера создавали красивую посуду , которую знают во всем мире.

Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей

Пластиковая посуда изготовлена из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется?

Чем она удобна?

Из пластмассы делают разную посуду , например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая.

Физкультминутка «Моем посуду »

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)

И посуду перемыли

(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли

(те же движения, но левой рукой по правой)

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

(Развести руки в стороны) .

Посмотрите. У меня на столе лежит посуда .

Дети подходят к столу для экспериментирования.

Как вы думаете, удобно деревянным ножом резать?

Как вы думаете, удобно пластмассовым ножом резать?

А таким ножом удобно резать?

Кто хочет попробовать? (дети пробуют отрезать кусок сыра или хлеба, деревянным и пластмассовым ножом).

Как вы думаете, какая тарелка лучше и почему : деревянная, пластмассовая, железная, глиняная, фарфоровая?

В чем удобней варить суп : в чугуне или в кастрюле? Почему?

Пальчиковая гимнастика : "Посуда »

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли :

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалили,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть- чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Воспитатель показывает детям бумажные тарелки.

Что бы мама сильно не расстраивалась, давайте дл не украсим тарелочки красивым узором.

У меня есть кисточка (показывает, с помощью её превратимся в мастеров.

Воспитатель предлагает закрыть глаза.

Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.

(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки , подставки, тряпочки).

Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)

Рефлексия :

Вот мы с вами побывали в прошлом посуды .

По своему назначению посуда бывает разной .

На какие группы ее можно разделить?

Для чего нужна кухонная посуда ?

Столовая посуда ?

Чайная посуда ?

Какая посуда безопасна для нашего здоровья?

Публикации по теме:

«Капля реку бережёт» История создания мультфильма Существует много проектов, участие в которых предлагает нам город. Педагоги нашего.

Конспект игры-занятия по социальной адаптации детей третьего года жизни «Мытьё посуды» Программное содержание: 1. Формировать знания о процессе мытья посуды: 2. Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе.

Ход НОД: Воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришло аудиописьмо, но чтобы узнать, от кого это письмо и что в нем, необходимо.

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с названиями предметов посуды) в средней группе «Встреча с Федорой» Конспект познавательного развития детей в средней группе. Интеграция областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие",.

КОНСПЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Познавательная деятельность (Окружающий мир) Тема: «Путешествие в увлекательный мир посуды». Цели:.

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до Рождества Христова и попадает на начало Бронзового Века. Родиной тарелки является Азия (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.

Само слово сymbal происходит от латинского cymbalum, в свою очередь заимствованного из греческого (kumbalom — небольшая чаша).

Эволюция тарелок

Со временем тарелки в Турции видоизменились и стали выделяться в особый вид — западные (турецкие). Нынешняя современная «западная» форма тарелки утвердилась в начале XIX века, с тех пор ее форма радикально не менялась.

Тарелки китайского типа имеют типичную конусообразную форму колокола с кольцевым изгибом по внешнему радиусу, который уменьшает вибрации и придаёт ей характерный звук. Изначально их торчащий колокол выполнял функцию ручки, так что музыкант мог держать тарелки руками и бить их друг о друга, как сейчас играют оркестровыми тарелками.

Согласно истории музыки, тарелки сначала применялись в маршевой музыке, затем в симфонических оркестрах, затем в небольших оркестрах — на танцах, а после в джазе и биг-бэндах.

В самом начале, в маршах и оркестровой музыке, тарелки использовались парами. Позднее, в процессе модернизации их функций появились так называемые «подвешенные» тарелки: тарелку, висящую на струне, «разгоняли» к акцентам мягкими маллетами. Обычно такие тарелки были большими и тонкими.

Позднее, в танцевальной музыке появились два типа тарелок: крэши (использовались для акцентов) и райды (использовались для аккомпанемента).

История Paiste начинается на стыке веков




Россия (1901-1916)

Михаил Томас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и музыкант, чей отец приехал в Россию из Эстонии на службу в Царскую Гвардию, открывает издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Дело, в которое также входило скромное производство и ремонт музыкальных инструментов, процветало в течении многих лет, пока перемены, сопровождающие Великую Революцию, не вынудили всё закрыть.

Эстония (1917-1939)
Михаил Томас возвращается на родину своих предков и возобновляет своё дело в Таллине. Именно здесь он начинает разрабатывать и производить тарелки для концертных и маршевых бэндов вместе со своим сыном Михалом, который быстро становится идеологом и берёт бизнес в свои руки. Стараясь удовлетворить быстро растущие запросы «современной» музыки и становление ударной установки, сын начинает разрабатывать собственную концепцию тарелок турецкого типа, которые тогда он предпочёл китайским. Тогда же он разрабатывает первые гонги. Получившиеся в результате инструменты завоёвывают награды и мировое признание в процессе распространения в Европе, Штатах и других странах.

Польша (1940-1944)
Тяготы Второй Мировой Войны вынудили Михаила Пайста уехать из Эстонии в Польшу, где он снова открывает семейный бизнес. Из-за военных ограничений компания испытывает трудности с поставками сырья и поддержанием международных отношений, но ей удаётся остаться на плаву.

Германия (1945-)
К концу войны Михаил Пайст со своей семьёй бежит из Польши в Северную Германию, где, уже в третий раз, открывает дело по производству тарелок и гонгов. Безупречная репутация инструментов помогла восстановить деловые связи и обеспечить устойчивое развитие экспорта в пятидесятых годах.

Швейцария (1957-)
Михаил Пайст основывает производство в Швейцарии и подключает к делу уже третье поколение Пайст, своих сыновей Роберта и Томаса, что способствует дальнейшему развитию компании. Следующим этапом становится перенос головного офиса в швейцарское отделение. С 2003 года компанию возглавляет сын Томаса Эрик.

США (1981-)
С открытием отделения Пайст Америка, компания получает твёрдую точку опоры на крупнейшем в мире рынке музыкальных инструментов.

Эстония и Испания (1995-2005)
В 1995 Paiste буквально возвращается на родину, вновь открывая представительство компании в Эстонии после почти пятидесяти лет отсутствия. В том же году открывается представительство в Испании.

Философия Paiste

Основной принцип семейного бизнеса Paiste в том, чтобы постоянно искать новое звучание тарелок, гонгов и другой перкуссии из бронзы в соответствии с творческими потребностями современных барабанщиков и перкуссионистов. Основой для этого является сочетание воображения музыканта и новаторского духа производителя музыкальных инструментов. А той искоркой, что поддерживает этот принцип, является сама музыка во всей своей красоте, сложности и бесконечности новых путей самовыражения.

Секреты звучания Paiste — это результат векового опыта, глубоких знаний о самом звуке и музыкальных сплавах, кропотливого мастерства и постоянных экспериментов. Cлучайных результатов не бывает. Тщательность разработки гарантирует постоянное качество и характер звука каждой тарелки, перкуссии или гонга. Благодаря этим преимуществам достигается полный спектр уникальных и характерных звуков, которые отвечают персональным запросам музыкантов для успешной реализации музыкальных идей.

Разработка инструментов

В разработке инструментов задействованы члены семьи Пайст, ключевой производственный персонал и опытные работающие барабанщики. Такая команда, из людей с различным опытом за спиной, собирает воедино свои знания для создания нового инструмента. Изучают отзывы и пожелания барабанщиков со всего мира, собирают их в единую концепцию и формулируют общую задачу. Согласно сформированной идее звучания создаются первые прототипы, которые вновь и вновь пересматриваются, пока не достигается соответствие изначальной идее звука. Затем полученные прототипы попадают в руки лучших артистов Paiste, которые оценивают их пригодность и степень актуальности в рамках поставленной задачи. После чего могут быть внесены очередные изменения, пока не появится конечный прототип, который и станет мастер-тарелкой (их в итоге будет сделано несколько для производственных нужд).

Также подразделение по разработке инструментов занимается и полностью инновационными продуктами, в основе которых лежит исключительно их фантазия. В своих креативных изысках и регулярных экспериментах они изобретают новые сплавы, формы и методы производства.

Неполный список достижений Paiste

1930-ые — Первая компания, определившая и спланировавшая конкретные модели в производстве

1947 — Первая компания, производящая более одного класса качества

1949 — Первая тарелка чайна для ударной установки

1963 — Впервые использован сплав 8% бронзы (CuSn8). Первый овальный колокол на чайне

1967/68 — Изобретение хай-хета с волнистой нижней тарелкой (Sound Edge). Изобретение флэт райда

1980 — Изобретение необточенных кованых тарелок (Rude)

1983 — Изобретение вывернутой наизнанку чайны (Novo China)

1984 — Первые крашеные тарелки

1989 — Изобретение бронзового сплава Signature

1996 — Первые в разработке и воссоздании исторических звуков тарелок (Traditionals)

2001 — Запатентованный радикально новый способ обточки, улучшающий звук тарелки (Sonic Texture Formula)

2005 — Благодаря новым цифровым технологиям, Paiste совершает прорыв в передаче знаний формы, структуры и звука швейцарского подразделения на немецкий завод «Paiste Sound Technology»

2007 — Подлинная турецкая бронза и швейцарское качество объединяются вместе для создания новой традиционной серии тарелок (Twenty)

Тарелка

Известно издавна русское слово «плошка» - то есть посуда с плоским дном.

На Руси долгое время цари награждали «тарелями» своих верных слуг, как орденами, за особые заслуги. Такая посуда украшалась вензелями и ставилась на виду. Впервые слово «тарель» (переделанное немецкое «талер») встречается в завещании одного из московских князей в 1509 году , оно пришло на смену древнему слову «миска ». Eще в XVI веке тарелку называли талера, тарель, торел. Первое письменное упоминание о пользовании индивидуальными тарелками относится ко времени царевича Лжедмитрия . В «Домострое » говорилось, что в час обеда следует «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати». Только с XVII века индивидуальная посуда (тарелки, ложки) на Руси стала входить в быт наиболее состоятельной части населения. В "Букваре" Кариона Истомина (1692 г.) различается посуда "торель" и парадное наградное блюдо "тарель": "Торель на столе тарель пред тобою".

Лишь в XVIII веке столовая тарелка стала незаменима при употреблении пищи. Но продолжилась и декоративная история тарелки, появились сувенирные тарелки - они не используются для еды, а вполне конкурируют с видами изобразительного искусства.

Виды тарелок

По использованию

  • глубокие столовые или суповые - глубокие тарелки для супов
  • мелкие столовые для горячих «вторых» блюд
  • мелкие закусочные
  • мелкие пирожковые
  • десертные
  • блюдца - тарелочки, на которые ставят чашки или стаканы

По материалу изготовления

  • керамические
  • стеклянные
  • фарфоровые
  • деревянные
  • металлические
  • пластиковые (одноразовая посуда)
  • бумажные (одноразовая посуда)

Пословицы и поговорки

  • Не смотри в чужую тарелку
  • В чужой тарелке кусок всегда больше

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

? Что такое пирожковая тарелка? И вообще, какая специальная посуда бывает?

Елена Михайловна З., Красноармейский район.

На вопрос отвечает Елена Крылова, продавец-консультант специализированного магазина.

Как ни странно, тарелки появились после вилок и ложек. Пирожковая тарелка не такая уж редкость, не исключаю, что в каждом доме она найдется, - говорит эксперт. - Наверняка, вы ими пользуетесь, просто не знаете, как они называются. Это плоские тарелки диаметром 16-18 см для кулинарных изделий (пирожки, булочки, фаршированные блины и др.) и хлеба. Однако строгая классика предписывает им конкретный размер - 17,5 см, и ни шагу в сторону. Диаметр позволит не спутать пирожковую тарелку с порционной, он у последних до 15 см. Пирожковые тарелки практически всегда являются составной частью посудных сервизов, могут быть различной формы и из различных материалов: стекла, фарфора, фаянса, пластика, керамики и др. Самый роскошный вариант - фарфоровый, но тонкая белая с красивой росписью посуда будет и самой дорогой.

Качество тарелочки можно определить, стукнув по краю деревянной палочкой, должен быть мелодичный, похожий на колокольный, звон. Это верный показатель того, что нет трещин, уплотнений и других дефектов.

Демократичный аналог фарфора - фаянс. Он толще фарфора, не просвечивается даже на самых тонких участках, но тоже выглядит нарядно и удобен в повседневном использовании.

У глиняной посуды есть свой плюс - экологична, на такой тарелке перед подачей на стол можно разогреть вчерашний пирожок или кусок пирога прямо в духовке, что, согласитесь, удобно.

Пластиковые изделия пригодятся на детском празднике. Покупать поштучно пирожковые тарелки не практично, лучше сразу приобрести штук шесть. Главные критерии - цена, практичность, качество. Цвет любой тарелки, и пирожковой в том числе, тоже имеет значение. Считается, что зеленый и синий - приглушают аппетит, а вот теплые цвета, например, желтый, увеличивает тягу к еде.

Что касается специальной посуды, то она редкий гость на нашем столе. Во-первых, мы привыкли к универсализму, солонку можем с легкостью использовать для соуса или хрена, в то время как есть и соусник, и хренница. Редкая посуда часто связана с редкими «гостями» в нашем привычном рационе. Скажем, как часто мы едим икру? Поэтому неудивительно, что изящная икорница, подчеркивающая изысканность продукта, нам дома особо не нужна. Тарелка или мисочка для мытья рук на столе, скорее, вызовет удивление. А между тем она должна присутствовать, если подаются раки, спаржа или фрукты. Редкую кухонную утварь, как правило, требуют импортные блюда. Например, из французской кухни перекочевали пашотница (подставка для яиц-пашот), кокильница (раковина на подставке для подачи на стол рыбы и морепродуктов), террин (керамическая прямоугольная емкость с крышкой для запекания). Специальной посудой является и кокотница, но в русских семьях у нее уже немало почитателей.

Наталья Хайрулина

История тарелки, как емкости, в которую накладывают пищу, началась еще в эпоху неолита. В то время для ее изготовления использовались глиняные жгуты. Постепенно навыки изготовления глиняной посуды совершенствовались, и в античном мире создание керамической посуды стало искусством.

Именно тогда появились парадные тарелки, используемые во время торжеств, и декоративные. Эти разновидности делались не только из глины, но также из золота и серебра.

На Востоке, в частности в Китае, керамические тарелки появились в VII веке нашей эры. Однако в Европу они попали лишь в XIV веке в качестве подарка французскому королю от китайского императора.

В Средние века в Европе пищу клали на большие куски очень твердого хлеба, которые к окончанию трапезы пропитывались маслом. Потом их либо съедали, либо отдавали собакам. Позднее стали использовать дощечки с выдолбленным посередине углублением, однако на них еда имела горький привкус из-за впитавшегося и прогорклого масла. Жидкие блюда тогда ели из одной большой миски или нескольких плошек поменьше, но всегда по нескольку человек из одной. В XIV-XV веках тарелки из олова, а также из золота и серебра, впервые начинают использовать во Франции. Они мало напоминали современные, так как имели четырехугольную форму.

На Руси история появления тарелок в обиходе начинается с XV века. До этого времени использовались глубокие миски из дерева или глины, размеры которых порой были весьма значительными. Из одной мисы могла есть сразу вся семья. Считается, что само слово тарелка произошло от немецкого «талер», которое сначала трансформировалось в «тарель», а позднее в «тарелка» или «тарелочка».