Конспект логопедического занятия словосочетание с глаголами. Конспект фронтального занятия на тему: "Приставочные глаголы" план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

  • Дата: 02.11.2023

Юлия Флоренская
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы»

Тема : Приставочные глаголы . «Помоги Незнайке»

Цели :

1. Коррекционно-обучающие :

Учить образовывать приставочные глаголы ;

Практически использовать приставочные глаголы в речи ;

2. Коррекционно-развивающие :

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Развивать навыки словообразования;

Активизировать и расширять глагольный словарь ;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать воображение;

Учить детей координировать речь и движения.

3. Коррекционно-воспитательные :

Поощрять стремление к грамматической правильности речи;

Прививать умение слушать друг друга;

Выполнять задания по речевой инструкции.

1. Организациооный момент.

Ребята, сегодня утром мне пришло письмо. Как Вы думаете от кого оно могло прийти?

Не знаете? Тогда отгадайте.

В этой шляпе голубой

Узнает меня любой!

Я шалун и непоседа,

От меня сплошные беды!

Но зато для всех вокруг

Я вернейший в мире друг!

Поиграем в угадайку!

Как зовут меня? (Незнайка)

Ребята! Незнайка, как и вы, готовится к школе . Он не может справиться с заданиями, которые ему предложил Знайка. Поэтому он просит вас о помощи. Незнайка по почте прислал все задания ! Поможем ему?

Добрый день, ребята! Как здорово, что вы согласились мне помочь! Ведь вы тоже скоро пойдете в школу и благодаря совместным усилиям вы справитесь со всеми заданиями. Буду ждать от вас ответа! До свидания!

Ребята, покажем Незнайке, какие мы смышлёные?

2. Образование приставочных глаголов по демонстрируемому действию.

1 Задание. «Найди похожее действие»

Картинки на столах (вышивает, пришивает, шьёт; Наливает, выливает, поливает;)

Посмотрите на картинки и составьте предложения.

Молодцы, ребята! А теперь выйдете дети , у которых на картинках изображены похожие действия.

Дети показывают, повторяют предложения. Выделяя приставочные глаголы .

Ребята обращаю ваше внимание на то, что во всех словах – действиях начало разное.

3. Понимание употребления приставочных глаголов .

Задание 2. «Исправь ошибку»

А теперь мы должны исправить ошибки Незнайки. Начальные частички слов, такие как на, при, по, вы, пере, за, под, от, с и т. д) Незнайка перепутал между собой. Получились разные неверные действия. Давайте попытаемся исправить эти ошибки.

Мама поливает суп в тарелку. (Наливает)

Садовник наливает цветы на клумбе. (Поливает)

Машина переехала к гаражу. (Подъехала)

Лодка подплыла от берега. (Отплыла)

Девочка вложила книгу на стол. (Положила)

Мальчик отошёл в школу . (Пришёл)

С дерева вылетел листок. (Слетел)

Молодцы, ребята! Мы справились с Вами еще с одним заданием.

4. Практическое образование приставочных глаголов .

Задание 3. «Собери цветик – семицветик»

Ребята, сейчас я предлагаю выполнить Вам следующее задание. Нам нужно собрать цветик – семецветик. Этот необычный, волшебный цветок поможет нам и Незнайке образовывать новые слова – действия. Посмотрите в середине цветка слово – действие, а на лепестках – маленькие частички слов (приставки , и когда они соединяются со словом, получается новое слово – действие.

Давайте соберём цветок и у нас получатся новые слова. Слово БЕЖАТЬ.

Приставки : ПЕРЕ, ПО, ПРИ, ДО, ЗА, ПОД, У, В.

5. Физкультминутка. «Девочки и мальчики» .

6. Подбор слов-антонимов

Задание 4. «Скажи наоборот»

Незнайка очень часто делает все наоборот. Скажут Незнайке : «Смотри, мальчик залез под стол, а он ответит : Нет, мальчик из-под стола вылез.

Залезть – вылезть Въехать - выехать

Отойти – подойти Заходить - выходить

Открыть – закрыть

Приходить – уходить

Налить – вылить

Подплыть – отплыть

7. Пересказ рассказа, составленного по серии картинок.

А сейчас я Вам расскажу историю о том, как Незнайка пошел в гости.

Однажды Незнайка решил пойти в гости к Знайке, чтобы он помог решить ему задачи. Давайте дальше вместе рассказывать, как Незнайка шёл в гости.

Добавляйте словечки.

Незнайка из дома (вышел… и по дороге (пошел…яму Незнайка (обошёл) …и к реке (подошёл, на мостик Незнайка зашёл, с мостика (сошёл… и дальше по дороге (пошёл… Шел, шел и в гости к Знайке (Пришёл) .

Молодцы, ребята!

8. Пескотерапия

Посмотрите, перед Вами тарелочки с песком. Нужно нарисовать пальчиком дорожку, по которой шёл Незнайка в гости к Знайке. Не забывайте по ямку, речку, про мостик.

Нарисовали?

Кто хочет рассказать нам рассказ о путешествии Незнайки?

Ну вот и все, заданий больше нет.

Как вы считаете ребята, вы справились со всеми заданиями?

Какие задания больше всего запомнились вам?

Какие задания были легкими, а какие трудными?

10. Оценка деятельности детей .

Вы молодцы! Вы проявили сегодня смекалку, сообразительность, внимание. Совсем скоро вы пойдёте в школу , и все эти качества вам пригодятся в школе .

Все выполненные задания я отправлю Незнайке по почте, и думаю, что он обязательно пойдёт в школу !

Публикации по теме:

Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект интегрированного логопедического занятия «Игра-путешествие для детей подготовительной группы с ОНР» МБДОУ №234 г. Ростов-на-Дону Учитель-логопед Багаева С. В. 2018г. Цель: обобщение знаний детей по темам транспорт, лесные звери, животные.

Конспект комплексно-логопедического занятия в подготовительной к школе группе с ОНР «Домашние животные. Звук [К] и буква К» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района "Детский сад №14 "Теремок" Конспект.

Тема: "Мебель». Цели и задачи: расширение и активизация словаря по теме «Мебель», упражнять детей в подборе родственных слов, в образовании.

Тема: «Семья» Цель: Активизация словаря на тему «Семья» Задачи: активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства.

Доброго времени суток,уважаемые коллеги,представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной.

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группы «В гостях у осени» Цель занятия: систематизация знаний детей по теме "Осень". Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей выделять первый.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Продукты питания» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Продукты питания" Учитель- логопед Запащикова Ю. И. Цель занятия: Расширить.

Это первое занятие проводится перед изучением новых морфологических признаков глагола (изменение по лицам. спряжение глаголов). Материал занятия может быть использован и для обобщения знаний о глаголе.

Форма: Групповое занятие

Состав: Учащиеся 4 класса (обучение по СКО VII вида) (дизорфография)

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.

Развивающе-коррекционные:

Развивать слухо-речевую память, зрительное восприятие;
развивать аналитические способности при дифференциации глагола среди других частей речи по его существенным признакам.

Образовательные:

Уточнять словарный запас (терминологическая лексика);

Воспитательные:

Воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
учить соблюдать речевой этикет;

Здоровьесберегающие:

Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания, тестовое задание).

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ход занятия .

Вводная часть:

1. Организационный момент.

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.

Основная часть:

2. Введение в тему занятия

а) Задачи: Учить выбирать правильный ответ из предложенных.

Инструкция: Вспомните, какие признаки глагола как части речи вам известны. (Ответы детей: выбор правильного ответа)

В конце занятия выполнение теста.

б) Развивать умение обобщать знания о существенных признаках глагола, как части речи.

Инструкция: обобщите признаки глагола как части речи.

3. Подбор глаголов к именам существительным.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.

Задачи: Учить давать определение, аргументировать свой ответ.

Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.


На доске:

К.тёнок (что делает?)…

Мяч (?) (что делает?)…

Врач (?) (что делает?)…

Со.нце (что делает?)…

Ч.сы (что делают?)…
Объясните правописание орфограмм.

Ответы детей:

Безударная гласная в корне слова;
Ь на конце существительных после шипящих;
Сочетание ЧА;
Непроизносимая согласная)

Подберите к каждому существительному по 3 глагола.

Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

4. Определение синтаксической роли глагола.

Задачи: Упражнять в установлении синтаксических связей в предложении.

Инструкция:

Спишите предложения.
Подчеркните грамматическую основу в каждом.
Найдите глаголы.
Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол.

Выполнение детьми упражнения.


Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

5. Динамическая пауза.

Задачи: Снять зрительное напряжение.

Инструкция: следите глазами за движущимся предметом.

Дети выполняют движения для глаз.

6. Упражнение «Выпиши глаголы с вопросами»

Задачи: Упражнять определению частей речи по главному признаку – вопросу.

Инструкция:

Назовите глаголы.
Выпиши их с вопросами.

Бежать, бег. (Что делать? бежать)
Строительство, строить.
Чтение, читать.
Летать, полет.
Решать, решение.
Дружить, дружба..

Выполняют задание.

7. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Определение грамматической категории «число глагола». Упражнять в изменении глаголов по числам.


Инструкция: Запишите предложения. Подобрав подходящий глагол.

Объясните выбор.

Как изменяются глаголы?

Дети выполняют задания.


Инструкция: Выписать глаголы с вопросами. Определить время глаголов.

Артур прочитал повесть об Алисе Селезнёвой.

Лера читает эту повесть.

Денис читает эту повесть.
Дети выполняют задание.

Вывод: Глаголы изменяются по временам.

9. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Рассказ о себе с использованием глаголов в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Изменение глаголов по временам.

Инструкция: Расскажи о себе в настоящем (будущем) времени.

10. Изменение глаголов по родам.

Задачи: Определение рода у глаголов в единственном числе прошедшего времени.

Инструкция: Составь цепочки объясни выбор.

Составь цепочку.

Яблоко (что сделала?) поспело.

Клубника (что сделали?) поспели.

Апельсин (что сделал?) поспела.

Фрукты (что сделало?) поспел.

Выполнение заданий.

Итоговая часть .

11. Синтезирующая беседа. Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии.

Тест по теме «Глагол»

Обведи правильный ответ.

Глагол это

часть предложения

часть слова

часть речи

Глаголы отвечают на вопросы

Что делать?

Что сделать?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глаголы обозначают

признак предмета

действие предмета

В предложении глагол бывает

подлежащим

сказуемым

второстепенным членом предложения

Глаголы изменяются

по падежам

по числам

по временам

по родам в единственном числе прошедшего времени.

Тема: Приставочные глаголы

    Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.

    Учить детей практически использовать в речи приставочные глаголы.

    Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

Ход занятия

    Предварительная беседа с детьми:

    кто в детском саду готовит для детей еду?

    Что вы едите на первое в обед? (суп, борщ, рассольник, свекольник)

    А что пьете на третье? (компот, кисель, какао, чай)

    оргмомент. Сядет тот, кто запомнит за мной слова:

чай, кисель, компот;

сок, кофе, какао;

молоко, кефир, кофе;

борщ, щи, свекольник;

какао, сок, кисель.

    Сообщение цели занятия.

Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Настя. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

Ребенок: Воду.

Логопед : А теперь вылей воду. Что делает Настя?

Ребенок: Настя выливает воду.

Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе

Логопед: подойди ко мне, Никита. Налей воду. Что делает Никита?

Ребенок: Никита наливает воду.

Предложения повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе.

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполняли Настя и Никита?

Налить – это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку.

Вылить – это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить?

Иди, … налей молоко. А ты, …, налей компот.

Дети составляют предложения про этих детей.

Логопед : а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Ответ : повар наливает щи, рассольник, борщ и т. д.

Логопед : а что наливает шофер?

Ответ : шофер наливает бензин.

Логопед: а что наливает доктор?

Ответ: доктор наливает лекарство.

Логопед: ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит эти действия и расскажет нам о нем?

Ребенок: Маша выливает воду, чай.

Логопед: послушайте, как маленькие части НА, ВЫ помогают называть разные действия (выливать, наливать).

Дети идут в природный уголок .

Логопед: Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, полей цветы. – что делает …?

Ответ : … поливает цветы.

Логопед : а что поливает садовник?

Составление предложений:

    садовник поливает цветы,

    садовник поливает клумбу.

Логопед обращает внимание детей на то, что в слове появляется новая часть ПО, выражающая другое действие.

    Игра «Кто самый внимательный?» Работа с деформированной фразой.

Мама поливает суп. Садовник выливает клумбу. Паша поливает молоко дворник выливает улицу.

    Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол.»

    Цель: закрепить знания учащихся о глаголах.

    Обучение постановки вопросов к глаголам;

    Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

    Работа по словоизменению;

    Развитие слухового внимания;

    Развитие и коррекция согласования;

    Развитие и коррекция управления;

    Развитие логического мышления;

    Формирование мотивации к обучению.

    Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

    Ход занятия .

      Организационный момент.

      Основная часть.

    1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

    Л. Читает загадки.

    За деревьями, кустами

    Промелькнуло быстро пламя.

    Промелькнуло, пробежало –

    Нет ни дыма, ни пожара.

    Какой зверек опасный

    Ходит в шубке прекрастной.

    Снег разгребает, мышек хватает?

    Посмотри она какая –

    Вся горит, как золотая.

    Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой.

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет.

    Л. О ком были наши загадки?

    У. О лисе.

    Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

    Файл с названием темы урока.

    Карточка №1.

    Л. читает каждое предложение.

    У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

    Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

    Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

    Л. К какой части речи они относятся?

    У. Это глаголы.

    Л. А что такое глагол?

    У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать?

    Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

    У. задают вопросы к каждому слову.

    Живут – что делают?

    Бегает – что делает?

    Прыгает – что делает?

    Видит – что делает?

    Лает – что делает?

    Роет – что делает?

    Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

    3.Л. Соберите слова из букв.

    Слова написаны на доске:

    а, л, и, с, и, ц

    и, л, с, я, а, т

    У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

    Л. Что общего в этих словах?

    У. У этих слов один корень.

    У. Эти слова родственные.

    У.Эти слова однокоренные.

    Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

    4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

    Карточка №2.

    У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

    Что делают?- воспитывают

    Что делает? – охраняет

    Что делает? – приносит

    Что делает? – не оставляет

    Что делают?- играют

    Что сделает? – обнаружит

    Что делает?- переносит

    У. читают текст целиком по цепочке.

    Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

    Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

    У. Лис, лисица, лисята.

    Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

    Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

    Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

    5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

    У. Лиса всегда хитрая.

    Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

    У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

    Л. Лиса семерых волков проведет.

    У. Что сделает?- проведет

    Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

    У. Что делает? – спит, щиплет

    Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

    Л. Каждая лиса свой хвост береги.

    У. Что делай? – береги

    Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

    6.Л. Возьмите карточку №3.

    Карточка №3.

    Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

    У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

    Л. Как лисята учатся охотиться?

    Л. Для чего нужно учиться лисятам?

    Л. А для чего нужно учиться ребятам?

    Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

    У. Лиса ловит мышей.

    Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

    6. Л. О ком мы говорили на уроке?

    У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

    Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

    У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

    7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

    Л. Что такое глагол?

    III. Организованное окончание урока.

    Карточка №1.

    В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

    Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

    Карточка №1.

    В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

    Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

    Карточка №2.

    Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

    Карточка №2.

    Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

    Карточка №3.

    Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

    Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

    Карточка №3.

    Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

    Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

    30.04 д/з выучить.

    Не шумит в реке камыш,

    Не шуршит под полом мышь.

    В этот час такая тишь!...

    Только слышно: « Спи малыш».

    У большого шалаша

    Слон качает малыша,

    А мамаша не спеша

    Шубку шьёт для малыша.

    30.04 д/з выучить.

    Не шумит в реке камыш,

    Не шуршит под полом мышь.

    В этот час такая тишь!...

    Только слышно: « Спи малыш».

    У большого шалаша

    Слон качает малыша,

    А мамаша не спеша

    Шубку шьёт для малыша.

    Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол».

    Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

      Расширение глагольного словаря.

      Развитие связной речи.

      Совершенствование навыка чтения.

    Наглядные пособия и раздаточный материал:

      Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.

      Распечатки текстов.

      Школьные принадлежности, компьютер.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент. (3 минуты)

    Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
    Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
    Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

    2. Основная часть:

    1. Подобрать антонимы к глаголам (устно).
    Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
    Бледнеть –
    Светать –
    Гасить –
    Помогать –
    Смеяться –
    Говорить –
    Любить –
    Мёрзнуть –
    Спасти –

    Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

    2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

    Ребёнок: глаголом.
    Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

    3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник»

    Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
    Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

    Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
    Мороз помог.

    Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

    5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

      Исходное положение – сидя, руки на поясе.

      Поворот головы направо.

      Исходное положение.

      Поворот головы налево.

      Исходное положение.

      Плавно наклонить голову назад.

      Исходное положение.

      Плавно наклонить голову вперёд.

      Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
      Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
      Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Собака пошла (взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

      Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

      7. Подбор глаголов к именам существительным.

      Что без меня предметы? Лишь названья.

      Но я приду – все в действие придёт.

      Летит ракета. Люди строят зданья, И рожь в полях растёт.

      Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

      На доске: К...тёнок (что делает?)…

      Мяч (?) (что делает?)…

      Врач (?) (что делает?)…

      Со.нце (что делает?)…

      Ч.сы (что делают?)…

      Объясните правописание орфограмм. Ответы детей: Безударная гласная в корне слова; Ь на конце существительных после шипящих; Сочетание ЧА; Непроизносимая согласная)

      Подберите к каждому существительному по 3 глагола. Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

      8. Определение синтаксической роли глагола.

      Инструкция: Спишите предложения.

      Подчеркните грамматическую основу в каждом.

      Найдите глаголы.

      Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол. Выполнение детьми упражнения.

      Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

      9. Заключительная часть.

      Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
      Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
      Синонимы – слова близкие по значению.
      Антонимы – слова противоположные по значению.

      Материал для учащихся.

      К заданию № 4.

      Мороз помог.
      В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

      Выпиши глаголы из текста:

      К заданию № 6.

      Охотник увидел на снегу следы зайца.

      Мороз помог.
      В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

      Выпиши глаголы из текста:

      1.________________________________________________________

      2.________________________________________________________

      3._______________________________________________________

      4._______________________________________________________

      5. ________________________________________________________

      6._______________________________________________________

      7.________________________________________________________

      8._____________________________________________________

      9._____________________________________________________

      10._____________________________________________________

      Мороз помог.
      В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

      Выпиши глаголы из текста:

      1.________________________________________________________

      2.________________________________________________________

      3._______________________________________________________

      4._______________________________________________________

      5. ________________________________________________________

      6._______________________________________________________

      7.________________________________________________________

      8._____________________________________________________

      9._____________________________________________________

      10._____________________________________________________

      К заданию № 6.
      Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

      За ним пошла ________________________________ собака Амур.

      Охотник увидел на снегу следы зайца.
      Собака пошла __________________________________ по следу.

      Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

      Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

      Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

      К заданию № 6.
      Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

      За ним пошла ________________________________ собака Амур.

      Охотник увидел на снегу следы зайца.
      Собака пошла __________________________________ по следу.

      Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

      Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

      Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

      и перескажи его.

      03.05 д/з. прочитай любой рассказ о Великой Отечественной войне

      Цель: Обобщение знаний детей о глаголах.
      Задачи:

      Дать понятие о глаголе как части речи;

      Формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

      Выяснить роль глаголов в речи;

      Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы;

      Развивать навыки формулирования вопросов;

      Развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; -развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи;

      Стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

      Оборудование:

      Раздаточные карточки в конвертах;

      Тетради, ручки;

      Презентация к логопедическому занятию.

      Ход занятия:

      Здравствуйте ребята! Мы рады всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Говорят, улыбка - это поцелуй души. Мы улыбаемся вам, а вы улыбнитесь нам и друг другу!

      Мы хотим пожелать вам, чтобы сегодняшнее занятие обогатило вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы и от общения друг с другом!

      (на доске ФОРМУЛА УДАЧИ: Улыбка - хорошее настроение - вера в себя - результат)

      1. Введение в тему занятия. Игра «Разгадайка»

      Сегодня у нас с вами необычное занятие. У нас занятие - путешествие в страну Русского языка. Для того, чтобы узнать тему занятия и город, в который мы отправимся, предлагаю вам сыграть в «Разгадайку».

      Посмотрите, пожалуйста на доску. Нам нужно убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, и разгадать тему занятия:

      П Х Г Л С Ш А Г К О Л (глагол)

      А для того, чтобы помочь вам в выполнении этого задания, сейчас на доске появится загадка:

      Интересная часть речи

      В русском языке живет.

      Кто что делает - расскажет,

      Чертит, пишет иль поет,

      Вышивает или пашет,

      Или забивает гол,

      Варит, жарит, моет, чистит,

      А зовут ее…

      Итак, какова же будет тема нашего занятия? (глагол) Правильно! С какой же целью мы с вами сегодня будем говорить о глаголе?

      Эпиграф нашего урока - слова Л.Н.Толстого:

      «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе». (на доске)

      Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% - глаголы.

      Мы с вами сегодня отправимся в город Глагольск. Для того, чтобы вернуться в наш родной Санкт-Петербург, нам нужно будет выполнить несколько заданий.

      2. «Визитная карточка»

      И первым заданием будет рассмотреть визитную карточку Глагольска. Нам нужно ответить на несколько вопросов об этом удивительном городе. На некоторые вопросы вам уже предложены варианты ответов, на некоторые из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ.

      1. Глагол - это.............часть речи:

      а) самостоятельная;

      б) служебная

      2. Глагол отвечает на вопросы:

      а) какой? какая? какое?;

      б) кто? что?;

      в) что делал? что делает? что сделает?

      3. Глагол обозначает:

      а) предмет;

      б) действие предмета;

      в) признак предмета

      4. У глагола есть три времени:

      .......................,

      .................

      и........................ .

      5. В предложении чаще всего глагол бывает...........

      Ребята, все мы знаем, что один в поле - не воин. И для того, чтобы вам было проще и интересней путешествовать по Глагольску, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

      3. И следующей нашей остановкой будет исторический центр Глагольска - то место, где был заложен первый кирпичик этого удивительного города. Для этого нам с вами нужно вспомнить, что же такое начальная форма глагола? На какие вопросы она отвечает? (что делать? что сделать?)

      Давайте заглянем в конверты, которые лежат у вас на столах. В них лежат карточки с заданием. Посмотрите на таблички. В таблице спрятаны глаголы в начальной форме (по горизонтали и вертикали). Пожалуйста, первая группа, найдите и выпишите глаголы в начальной форме, которые спрятались по горизонтали, а вторая группа - те, которые спрятались по вертикали:

      По горизонтали: ловить, переходить (ходить),есть, петь, плыть.

      По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.

      4. Следующая остановка называется «Деревня». Здесь живут самые старые жители Глагольска. Жители этой части города разговаривают на устаревшем языке. И чтобы понять речь этих жителей, давайте снова заглянем в конверты. Нам нужно подобрать из двух столбиков похожие по смыслу глаголы (синонимы). Скажите, а как называются слова, которые перестали употребляться в нашей речи, потому что им на смену пришли новые названия? (архаизмы)

      5. Вы молодцы! Жители города советуют нам посетить «Музей», в котором хранятся фразеологизмы. Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологический оборот? (устойчивое сочетание слов).

      Давайте попробуем заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу. Например, была такова - убежала.

      Клевать носом-

      Зарубить на носу -

      Унести ноги -

      Надуть губы -

      Выходить из себя-

      Ломать голову-

      6. Теперь я предлагаю вам заглянуть на «Поэтическую улицу». И на ней мы с вами видим стихотворение Р.Рождественского

      Это в памяти остается,

      Повторяется как молва:

      Армия бьется,

      Сердце бьется -

      Одинаковые слова.

      Одинаковые глаголы-

      Не случайные наверняка.

      Одинаковые законы

      И у сердца, и у полка.

      Говорится, словно поется

      С интонацией вихревой:

      Бьется армия,

      Сердце бьется,

      Бьется знамя над головой.

      Пожалуйста, найдите и подчеркните в тексте глаголы.

      Почему поэт называет глаголы «бьется» одинаковыми? Одинаковы ли они по смыслу? Как мы называем такие слова? (омонимы) Как вы понимаете слова поэта «Одинаковые законы и у сердца, и у полка»?

      7. «Школа»

      Ребята, школьники Глагольска просят нам помочь, иначе ни не выпустят нас из города. На уроке литературы они сейчас проходят тему «Пословицы» и им задали задание - дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

      Человек от лени болеет, а от труда… (здоровеет)

      Лентяй ест - греется, а работает - … (мерзнет)

      Сумел завязать, сумей и … (развязать)

      Чем зря кричать, лучше … (помолчать)

      Легко друга потерять, но трудно… (найти)

      По одежке встречают, а по уму …(провожают)

      Итог урока

      Ребята, наше путешествие подошло к концу и настало время возвращаться и подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас глаголом закончить фразу «Сегодня на уроке я…»

      Поэт в плену возвышенных идей,

      Не интригуй же прозу средней школы!

      Чтобы глаголом жечь сердца людей,

      Необходимо знать глаголы!

      (на доске)

      Спасибо вам за урок! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!