Кто является потомками хазар: русские или украинцы. Какие народы являются потомками хазар  Хазары жиды

  • Дата: 06.03.2024

В VII - X веках государство кочевых тюрков-хазар занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Хазарский каганат, как и большинство других огромных империй, напоминал собой колосса на глиняных ногах. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: савиры, булгары, гунны, тюркюты, угры, хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии. На определенной стадии развития государственности (мы не можем уверенно сказать когда точно - возможно в 740 г., а, возможно, позже, в конце VIII - начале IX в. или, по другим предположениям, ок. 860 г.), правящая верхушка Хазарии объявляет иудаизм государственной религией каганата. Тем не менее, на территории каганата исповедовались и другие веры: ислам, христианство и шаманизм.

Развал хазарского государства и развитие научного интереса к нему в XIX веке

В 965-968 годах сильнейшее поражение Хазарии наносит киевский князь Святослав. После этого государство хазар, они сами и даже их имя практически полностью исчезают с политической карты средневековой Европы. Захватывающий сюжет об исчезновении огромной могущественной империи, разрушении ее городов и поселений и почти полном растворении хазар среди народов соседних государств, стали предметами горячих споров и дискуссий, начиная, наверное, с еврейского писателя и поэта XII века Иегуды Галеви и заканчивая востоковедами, богословами, историками, националистами и идеологическими лидерами нового и новейшего времени.

По утверждению Х. Френа (1823) история средневековой Руси была настолько тесно связана с хазарами, что последние стали важным объектом изучения в дореволюционной России . Классическим примером растущего интереса к хазарской теме в России в начале XIX века является известная поэма Александра Пушкина, в которой вещий Олег собирается «отмстить неразумным хозарам». Эта фраза позднее станет известной каждому советскому школьнику. Помимо «Песни о Вещем Олеге» поэт обратится к хазарской теме еще раз - в поэме «Руслан и Людмила», одним из героев которой является соперник витязя Руслана, «полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир».

Среди российских историков в то время существовало две основных тенденции трактовки истории хазар. Консервативные историки (Татищев, Карамзин, Нечволодов) рассматривали освобождение от уплаты дани хазарам и успешный поход князя Святослава как решающие события в процессе становления древнерусского государства и русского народа. Эти исследователи говорили о хазарском иге, о противоборстве леса и степи, и представляли хазар опасными врагами Киевской Руси. Либеральные историки, наоборот, писали о позитивной стороне отношений Хазарии с Русью, об их симбиозе.

Хазария в науке и политике ХХ века

В 80-ые годы XX века, на волне интереса к беллетристической книге «Хазарский словарь» - довольно талантливому экскурсу в средневековую хазарскую тематику, написанному известнейшим сербским писателем Милорадом Павичем , внимание широкой публики к хазарам и хазарской истории стало еще сильнее.

Теории о потомках хазар

Парадоксально, но факт: чисто научная проблема - история средневекового Хазарского государства - стала серьезной темой в политических играх европейских националистов XX-ХХI веков. Одни из них пытались (и пытаются) применить историю хазар для легитимизации своих политических требований, другие объявляют себя «единственными» и «реальными» потомками хазар, третьи стараются переписать средневековую историю русского, украинского и еврейского народов, используя «хазарский миф».

Особенно часто предметом различного рода псевдо-исторических спекуляций становится о вопрос о том, куда же собственно пропали исчезнувшие в Х-XI веках хазары и кто, соответственно, является наследниками их культуры и государственности. Этот вопрос породил огромное множество абсолютно псевдо-академических и, порой, совершенно абсурдных теорий, маскирующихся под исторические исследования. К примеру, на основании фонетического сходства между словами казак/козак и хазар/хозар о своем происхождении от хазар заявляли идеологи украинского казачества XVIII века. Так, в 1710 году казацкий атаман Иосиф Кириленко написал в письме гетману о том, что московские цари никогда не являлись природными правителями «казацкого народа» начиная еще со времен правления «казацких каганов». [С-BLOCK]

Еврей Артур Кестлер считал хазар «тринадцатым коленом Израиля », от которого произошло все ашкеназское (т.е. европейское) еврейство. Лев Гумилев полагал, что потомками хазар являются славяне - бродники и донские казаки. Романтический караимский националист Авраам Фиркович создал караимскую версию обращения хазар в иудаизм, тем самым стремясь показать превосходство караимов над евреями-рабанитами. Другой караим, Серая Шапшал, пошел еще дальше и стал утверждать, что караимы являются прямыми - и единственными - потомками хазар. Впрочем, караимы - далеко не единственная этническая группа, заявлявшая о своем хазарском происхождении. Вторым наиболее значимым претендентом на хазарское наследие являются, пожалуй, современные крымские евреи-крымчаки. Как и караимы, они отказываются от своего еврейского происхождения и заявляют о том, что они - потомки хазар.

Однако и среди европейских евреев также были претенденты на «хазарское наследство»! В 20-ые-30-ые гг. XX в. польско-еврейские историки, наряду с караимскими, начинают изучать историю хазар, в особенности историю основания еврейских поселений на территории Польши . Некоторые из них (прежде всего, М. Гумплович и И. Шиппер) сделали вывод о том, что хазары сыграли важную роль в формировании европейского еврейства и, более того, что хазарские прозелиты-иудеи могли составлять значительную долю средневекового еврейства Польши и Восточной Европы. [С-BLOCK]

В последнее время большой шум наделала книга «Когда и как вы стали евреями» профессора Тель-авивского университета, историка Шломо Занда. Израильский ученый утверждает, что такой нации, как евреи, попросту не существует, а утверждения евреев об их происхождении с Ближнего Востока - всего лишь миф для оправдания существования государства Израиль. Европейские же евреи, по словам - это потомки тюрков-хазар.

Некоторые исследователи и националисты писали о хазарском происхождении горских евреев Кавказа, славянских иудаистов-субботников и казахов.

Так кто же в действительности является потомками хазар?

На наш взгляд, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как отметил М. И. Артамонов, «поиски потомков хазар остаются безуспешными» в основном из-за того, что хазары были ассимилированы кочевниками-половцами (куманами) в XI-XIII веках. Таким образом, вряд ли какой-либо современный народ может реально претендовать на происхождение от хазар. Беспримерное разнообразие своекорыстного использования хазарской истории, проводившееся в разное время представителями различных политических течений и этнических групп, помноженное на запутанный клубок тюрко-еврейских историко-религиозных мотивов, делает хазарскую тему уникальным образцом идеологического искажения средневековой истории.

Принесет ли ХХI век новые образцы использования истории хазар в политических и идеологических целях? Не вызывает сомнения, что изменения в высших идеологических сферах могут также повлиять и на трактовку хазарского мифа, и кто знает, может быть уже в ближайшем будущем исследователи с некоторым изумлением обнаружат пред собой новых «наследников» пушкинских неразумных хазар.

ХАЗАРЫ, ов, мн. Т. н. «лица южной национальности». Все базары купили хазары. назв. древнего народа, жившего в 7 10 вв. от Волги до Кавказа … Словарь русского арго

Современная энциклопедия

Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат … Большой Энциклопедический словарь

ХАЗАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. Древний народ, образовавший в 710 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья. | жен. хазарка, и. | прил. хазарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Хазары - ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, переселившийся из Зауралья в Восточную Европу после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали государство Хазарский каганат, после разгрома которого князем Святославом Игоревичем … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на… … Энциклопедия Кольера

Зар; мн. Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. после гуннского нашествия и кочевавший в Западно Прикаспийской степи (с середины 7 в. образовал Хазарский каганат). * Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… … Энциклопедический словарь

хазары - ХАЗАРЫ, ар, мн (ед хазарин, а, м). Древний тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия в IV в., кочевавший в Западно Прикаспийской степи, живший по реке Терек и в дельте Волги (с середины VII века образовал Хазарский… … Толковый словарь русских существительных

Кочевой тюрко язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60 х гг. 6 в. Х. были покорены Тюркским каганатом (См. Тюркский каганат). С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хазары (изд. 2017 г.) , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары один из самых загадочных народов раннего Средневековья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их…

К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Чёрные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, чёрные хазары – это представители жёлтых народов с примесью чёрных. У них были чёрные смоляные волосы, чёрные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – чёрные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень тёмными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой Белые и Жёлтые мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шёлковый Путь , именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты . В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дёшево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев - византийская».

Иудейский хазарский каганат

Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шёлковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Приближалась очередная Ночь Сварога – желанное для иудеев время, когда легко можно «нажимать» на нужные «кнопки» животной природы человека и, манипулируя этим, добиваться своей заветной цели – накопление капитала. Именно поэтому к VII веку н.э. в Хазарию «случайно» пришли сначала иудеи-маздакиты, а затем и иудеи-антимаздакиты. «Бедные» скитальцы без Родины приступили к выполнению своего очередного грандиозного плана.

Первым «эшелоном» в иудейском наступлении на ещё ничего не подозревающую Хазарию был институт иудейских невест . Иудеи отдавали своих самых красивых сестёр, дочерей, а порой и собственных жён, высшей знати Хазарии в качестве жён, наложниц или сексуальных рабынь. Женщины-иудейки рожали для хазарской знати детей, которые по иудейским законам были иудеями, воспитывались своими матерями, как иудеи, ПО ИУДЕЙСКИМ ТРАДИЦИЯМ, но положение в социальной системе Хазарии наследовали от своих отцов. В Хазарии, как и везде на землях Славяно-Арийской империи, национальность определялась по отцу. Таким образом, в хазарской знати рождались от иудеек дети, которые получали после своих отцов не только имущество, но и ИХ ПОЛОЖЕНИЕ. Именно это и было необходимо сионским «мудрецам». Дети, родившиеся от смешанных браков с иудейками, занимали высокое положение в хазарской иерархии, и способствовали своим сородичам в получении прав на торговлю.

Постепенно иудеев по матери среди высшей знати Хазарии стало столь много, что они начали напрямую вмешиваться в хазарские традиции. Сначала в Лето 6239 от С.М.З.Х. (730 год н.э.) один из вождей по имени Булан восстановил иудаизм среди своих соплеменников-иудеев, а затем в Лето 6308 от С.М.З.Х. (799 год н.э.) прямой потомок Булана хазарский военачальник Обадия произвёл государственный переворот и превратил кагана в послушную марионетку. Власть полностью перешла в руки царя-иудея (бека), а иудаизм стал государственной религией Хазарии. Обадия с помощью наёмников — печенегов и гузов — развязал кровопролитную гражданскую войну. После долгой гражданской войны с захватчиками хазарские тюрки были разбиты. Часть из них была вырезана вместе с жёнами и детьми, другая часть покинула Родину и осела на территории современной Венгрии. После победы, хазарские иудеи обложили простых хазар тяжёлой данью , превратили в настоящих безправных рабов, запретили под страхом смерти иметь оружие и обучаться владению оным. В очередной раз иудеи весьма своеобразно «отблагодарили» народ, предоставивший им убежище.

«Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII-IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шёлк. За шёлком и шли еврейские караваны в Китай… Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караваны уходили дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивали долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии…»
* Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

В Лето 6472 (964 год н.э.) князь Святослав разбил Иудейский хазарский каганат . Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной России. Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории , которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Святославу, Тёмные Силы не смогли поработить полностью Рускую землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг Левашова Н.В.

Хаза́ры араб. خزر ‎‎ (хазар ); греч. Χαζαροι (хазарой );ивр. כוזרים ‎ (кузарим ); др.-рус. козаре ; лат. Gazari, Cosri ) — тюркоязычный народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.

Имя является самоназванием , его этимология до конца не ясна. Высказаны предположения, что оно восходит:

  • к персидскому слову «хазар» — тысяча (А. П. Новосельцев).
  • к титулу кесарь (А. Поляк , А. Рона-Таш ),
  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
  • к чеченскому идеоматическому выражению «хаз аре» - буквально «территория с благоприятным климатом».

Хазарским назывались Чёрное, реже Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. . На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер ), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары ). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры , берсилы , савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе, что однако не помешало хазаров изгнать барсилов из их родных земель.

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

  • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
  • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп ).
  • Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг ).
  • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден , М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев).

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда назывались потомками колена .

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазары

ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII в. под именем восточных турков. В этом веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII в. - овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат (середина VII — конец X вв. См. ) во главе с каганом. Столица — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г.Итиль (в дельте Волги). Смешанности племен, составлявших Хазарский каганат, соответствовало смешение религий: языческой, магометанской, христианской, еврейской.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия.

После смерти Мухаммеда в 632г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск (635г.), изгнали византийцев из Александрии (642г.), в 667 году оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в711 году вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 году.

Наконец в 733 году после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г.Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы.

Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Ни война, ни идеологические разногласия не отменили объективной необходимости экономических связей между Западом и Востоком, который был заинтересован в получении железа и мехов, зерна и др. В регионе Средней Азии боевые действия арабов против "неверных" закончились сравнительно быстро, что способствовало формированию стабильного торгового обмена между ним и Европой, возникновению в Восточной Европе новых путей крупномасштабной транзитной торговли в обход охваченного войной Средиземноморья. К концу VIII века в Восточной Европе оформилась система трансконтинентальных коммуникаций с торговыми центрами и промежуточными пунктами, связывавшая Европу с Кавказом и Средней Азией и далее на восток.

В рассматриваемое время отношения руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало "серебряного пути" вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей .

Внешняя политика Руси в течение длительного времени характеризовалась стремлением обойти Хазарию в географическом плане, т.е. в попытках найти альтернативу Волжскому торговому пути, на котором терялась существенная часть торговых барышей в виде пошлины хазарам. Археологические данные позволяют утверждать, что по крайней мере с середины VIII века по первую треть IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу по Северскому Донцу до водораздела на территории нынешней Белгородской области. Отсюда через реки Сейм и Свапу открывался проход на Оку, по ней же в районы, находившиеся под властью руси, а по Десне на Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами, датируемые периодом с 786-833гг. По всей вероятности, перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в Причерноморье пусть не самым удобным, но неохраняемым маршрутом по хазарским землям. Во всяком случае, создается впечатление, что Тмутараканское княжество на Тамани существовало задолго до его первого упоминания в летописи.

В 830-х годах византийскими инженерами построена хазарская кирпичная крепость Саркел (Белая Вежа), которая располагалась, по предположению В.И.Паранина, на территории нынешнего Харькова (сравните форму Саркел-Харьков с учетом характерного для древнеславянского языка чередования л/в и с/х). То обстоятельство, что здесь позже располагался главный город , как будто подтверждает это предположение. Крепость Саркел блокировала "контрабандный" торговый путь, который позднее потерял свое значение в связи с началом разработки в 964-969 годах крупных Раммельсбергских серебряных рудников в Гарце.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

Подробная библиография хазарского вопроса имеется по адресу: .

Были такие веротерпимые-веротерпимые...

ХАЗАРЫ, кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на западе до реки Днепр. Хазары построили важные в торговом отношении города и занимались торговлей с Русью и Византийской империей. Правитель хазар, именуемый каганом, был одновременно духовным лидером своих подданных. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм и сменил свое имя на Обадию. Тем не менее Хазарский каганат продолжал придерживаться принципа веротерпимости. Он был окончательно разгромлен в 965 объединенными усилиями Руси и Византии. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"

Не сгинули, а рассеялись

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, но лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки.

Доведенные до отчаяния славяне, под начальством киевского князя Святослава и с финансовой помощью Византии, которой хазары также причиняли много неприятностей, сделали в 965г. «глубокий рейд» на Хазарию, сожгли и разграбили главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер, и с богатой добычей вернулись к себе домой.

Невозможно предположить, что против закона и обычаев тех времен, славяне не отплатили своим мучителям-хазарам той же монетой и не угнали к себе в полон после набега столько хазарских пленников, сколько можно было поймать и захватить. Если тащить на плантации Америки черных рабов из Африки было делом сложным, то перегнать толпы хазарских преемников, посадив их на их же собственные арбы и коней, через степи Южной России было делом самым простым и легко выполнимым. Надо полагать, что и «заем», сделанный у Византии Святославом, был уплачен той же монетой, т.е. хазарскими рабами, выброшенными на рынок в громадном количестве после блестящего набега.

Больше, чем 80 процентов всех иудеев, проживающих в мире, принадлежит к так называемым «ашкеназим", группе восточных иудеев, которые во многом отличаются от их западной группы — «сефардим» не только обычаями, но и обликом.

Как некоторые русские историки давно предполагали, большинство «восточных» иудеев не являются семитами, но тюрко-татарами, потомками тех хазар, которые сперва были разгромлены Святославом, а потом добиты Чингиз-ханом и бежали в восточную Европу под натиском его орд.
Даже в самом Израиле есть сейчас небольшие группы лиц, которые убеждены в правдивости этой истории. Так как поголовно все видные деятели Иудаизма и Сионизма принадлежат к числу «восточных» иудеев, то, по вполне понятным причинам, эта историческая правда не пользуется среди них большой популярностью.

Но, к их большому огорчению, очень известный в кругах европейской интеллигенции писатель Артур Кестлер, сам по происхождению восточный иудей, выпустил недавно свою новую книгу под заглавием «Тринадцатое Колено», в которой он ясно и убедительно доказывает, что он сам и все его сородичи иудеи -«ашкеназим» никак не могут быть семитами, но являются прямыми потомками хазар. Как Кестлер справедливо утверждает, такое сильное и жизнеспособное племя, как хазары, никак не могло исчезнуть с лица земли совершенно бесследно. Как кочевники, они просто передвинулись на запад под натиском монголов и осели в центральной Европе, увеличив число своих сородичей, уведенных насильно Святославом. Известные в Польше и на Украине, как «ЖИДЫ», эти переселенцы с низовьев Волги и были как раз теми «жидами», о которых упоминают наши былины.

Как это часто бывает, неофиты, приняв новую веру, стали выполнять все ее обряды с еще большим усердием, чем делали сами иудеи семитского происхождения, добавив к этим обрядам и свои, хазарские обычаи, Трудно предположить, конечно, что у восточных иудеев нет примеси семитской крови. Много иудеев-семитов жило в Хазарии, и часть западных иудеев, спасаясь от крестоносцев, перебралась в восточную Европу и сменялась со своими единоверцами, хазарами. Но тюрко-татарская кровь осталась доминирующей у так называемых «ашкеназим»-иудеев.
Сам того, конечно, не подозревая, Кестлер своими историческими изысканиями приоткрыл уголок той завесы, которая скрывала до сих пор от глаз непосвященных некоторые странные «обычаи» хазарских владык Кремля.

Так, на странице 54 его книги есть такая фраза: «Арабские и современные историки согласны, что хазарская система управления носила двойственный характер: Каган был представителем религиозной власти, а Бек гражданской»

(былина из Собрание народных песен )

class="eliadunit">

В середине четвертого века новой эры на Восточную Европу обрушились гунны‚ видом своим поразившие европейцев. Историк того времени описывал их: коренастые‚ безбородые‚ "безобразные‚ похожие на скопцов"‚ "приросшие к коням"‚ они постоянно "кочуют по разным местам‚ будто вечные беглецы"‚ и "сокрушают всё‚ что попадается на пути". Гунны заняли прикаспийские и донские степи‚ опустошили Причерноморье‚ ворвались в Центральную Европу. Их повелителем стал Аттила; это была огромная гуннская империя‚ которая распалась после его смерти‚ в 454 году. Племена и народы восточноевропейских степей освободились из-под власти гуннов и стали развиваться самостоятельно‚ а их имена появились в исторических хрониках тех времен: акациры‚ барсилы‚ сарагуры‚ уроги‚ савиры‚ авары‚ болгары‚ утугуры с кутугурами.

С шестого века новой эры появляются в сирийских‚ армянских‚ византийских‚ латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе‚ который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века имеется много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их "ал-хазар"‚ армяне называли их "хазирк"‚ в "Начальной русской летописи" они названы "козаре"‚ в еврейской средневековой письменности они появились под именем "кузар"‚ "кузарим". В современном русском языке этот народ называется хазары.

Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и арабские писатели‚ хотя были среди них и такие‚ что относили хазар к грузинам или к армянам; в армянском источнике их связывали с китайцами‚ в грузинской летописи – со скифами; арабский географ десятого века Абу-Абдалла ал-Мукаддаси писал: "В наружном виде... в хазарах есть сходство со славянами". На самом деле название "хазары" охватывало племена различного происхождения‚ многочисленные кочевые и полукочевые народы‚ остатки прошедших через южнорусские степи гуннов‚ и тюркские элементы там преобладали.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья‚ то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом‚ еще в шестом веке – в составе других тюркских племен – они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению‚ а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями. Армянский историк седьмого века Мовсес Каганкатваци описывает их как "безобразную‚ гнусную‚ широколицую‚ безресничную толпу"‚ которая "в образе женщин с распущенными волосами" устремилась в Закавказье.

Хазарский каганат образовался в середине седьмого века‚ и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана‚ а затем Итиль в устье Волги. В седьмом веке хазары оттеснили на запад болгар и захватили приазовские степи‚ Северное Причерноморье и часть степного Крыма. "Хазары‚ великий народ... – писал византиец Феофан Исповедник. – Овладели всей землей вплоть до Понтийского моря". Так возникла федерация разных племен‚ которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом‚ а все племена и народы‚ что входили в нее‚ пользовались достаточной свободой‚ вплоть до того‚ что могли самостоятельно ходить в походы‚ заключать договоры и принимать ту религию‚ которую они желали. В период наивысшего расцвета территория Хазарского каганата простиралась от Дуная до Аральского моря, от Верхней Волги и до Кавказа.

В Хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них – главный царь‚ каган‚ который принадлежал к фамилии знатного происхождения; обычай его избрания описал арабский географ Истахри: "Когда они желают поставить кого-нибудь каганом‚ то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому‚ чтобы испустить дух‚ говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" Он отвечает: "Столько-то и столько-то лет..." Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье – засуха‚ разорение‚ поражение в войне‚ то этого кагана убивали‚ потому что в нем иссякла божественная сила‚ и вместо него выбирали нового кагана‚ которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю – каган-бегу, который стоял во главе войска и вершил государственные дела.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне‚ северяне‚ вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Хазары вели долгие войны с Арабским халифатом‚ и – как отмечают теперешние историки – Хазария сыграла важную роль в истории восточноевропейских народов‚ заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий.

Хазария помогла и Византии‚ потому что оттягивала на себя арабские силы‚ которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. Славяне осели в Приднепровье в конце седьмого – начале восьмого века‚ и хазары защищали их с востока от нападений кочевников. К восьмому веку Хазарское государство стало могущественной политической и военной силой Восточной Европы‚ и за этой защитительной оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь. Не будь Хазарии‚ которая противостояла на Кавказе мощному арабскому проникновению‚ история Восточной Европы, да и‚ возможно‚ всей западноевропейской цивилизации могла бы сложиться иначе.

Хазары были поначалу язычниками‚ одним из многих языческих народов Восточной Европы‚ приносили жертвы огню и воде‚ поклонялись луне‚ деревьям‚ наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану‚ – и мы бы не упомянули о хазарах в этом повествовании‚ если бы не одно обстоятельство. В первой половине восьмого века часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем Буланом приняли иудаизм. В тех местах жили тогда евреи‚ ушедшие из Сасанидского Ирана во времена насильственного насаждения чужой веры‚ – от них-то‚ скорее всего‚ пришла к хазарам еврейская религия.

Легенда рассказывает‚ что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: "О‚ Булан! Твои намерения угодны Творцу, но действия твои не угодны". Ангел пообещал Булану власть и славу‚ если он примет еврейскую религию; после этого Булан отправился походом на Кавказ и выиграл несколько сражений. Из многих источников известно‚ что в 730-731 годах хазары одержали крупные победы в Кавказской Албании (нынешний Азербайджан)‚ – принятие Буланом иудаизма приурочивается примерно к 740 году.

Но прежде чем он это совершил‚ император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и отправили ученых мужей‚ чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут‚ в котором участвовали христианин‚ мусульманин и еврей‚ но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: "Как ты думаешь‚ какая религия лучше – израильтян или исмаильтян?" На это священник ответил: "Вера израильтян лучше веры исмаильтян". Затем Булан спросил мусульманского кадия: "А ты как думаешь‚ какая вера лучше – христианская или израильская?" Кадий ответил: "Израильская лучше". После этого Булан сказал: "Если так‚ то вы сами признали‚ что религия израильтян самая лучшая‚ и потому я выбираю веру Израиля‚ которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!"

Эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы Хасдай ибн Шапруту.

2

Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра бен Шапрут – или Хасдай ибн Шапрут – жил в десятом веке в испанском городе Кордове. Это был образованный человек‚ покровитель наук; он знал прекрасно еврейский‚ арабский, греческий и латинский языки, изучал медицину и открыл "всеисцеляющее" средство – корень "фарук"‚ который славился у арабов. Хасдай ибн Шапрут был личным врачом и тайным советником халифа Кордовы Абд ал-Рахмана‚ вёл дипломатические переговоры халифата с другими странами и добивался успехов в переговорах "очаровательной речью‚ сильным умом‚ большой ловкостью и тысячами хитростей". Он посылал богатые подарки в вавилонские академии‚ собирал вокруг себя и поддерживал еврейских ученых‚ скупал на Востоке еврейские книги; как говорили тогда, "Хасдай бен Ицхак был среди выдающихся знатоков-законоведов. Он открыл андалузским евреям врата к познанию законов".

В те времена испанские евреи чрезвычайно гордились своим высоким положением и многочисленными успехами в торговле‚ политике и культуре. Но вместе с тем они зависели от чужих правителей‚ они были представителями рассеянного по миру и угнетенного народа‚ у которого нигде не было политической самостоятельности‚ – да и католическое духовенство постоянно подчеркивало‚ что евреи – презираемый Богом народ‚ а все их былые преимущества давно уже перешли к христианам. Поэтому испанские евреи с большим волнением воспринимали любые слухи о существовании в неведомых краях независимых еврейских государств.

В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад‚ который утверждал‚ что происходит из колена Дана‚ одного из десяти пропавших колен Израиля. Он сообщил‚ что четыре колена – Дан‚ Нафтали‚ Гад и Ашер – живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния), за легендарной рекой Самбатион.

Это известие поразило испанских евреев и привело в неописуемое возбуждение. Каждому было известно‚ что десять пропавших колен составляли население Израильского царства‚ а когда оно было разрушено ассирийцами в 722 году до новой эры‚ всех угнали в плен – в Ассирию и Мидию‚ и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли. Их искали‚ о них создавали легенды‚ время от времени появлялись странные люди‚ полуавантюристы‚ полуфантазеры‚ которые уверяли всех‚ что приехали из тех мест‚ где эти пропавшие колена живут самостоятельно под властью справедливого еврейского царя‚ – и им верили‚ этим людям‚ потому что очень хотели поверить‚ что не все сыны народа живут под чужой властью-прихотью. Эльдад из колена Дана сообщил также о том‚ что "колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и собирают дань с двадцати пяти царств..."

Хасдай ибн Шапрут знал о рассказах Эльдада из колена Дана и – как все испанские евреи – ожидал этому подтверждения. В середине десятого века он узнал от заезжих персидских купцов‚ что где-то на востоке‚ в далеких степях‚ существует могущественное иудейское государство. Поначалу он не поверил этим купцам‚ но вскоре посланцы из Византии подтвердили это сообщение: есть такое государство в пятнадцати днях пути от Византии‚ имя ему – ал-Хазар‚ и правит там царь Йосеф. "Корабли приходят к нам из их страны‚ – сообщили посланцы‚ – и привозят рыбу, и кожу, и всякого рода товары... Они с нами в дружбе и у нас почитаются... Между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами. Они располагают военной силой‚ могуществом и войсками‚ которые выступают на войну по временам".

Евреи с восторгом приняли известие о существовании на востоке царства‚ которое живет по законам Моисея. Сразу же решили‚ что хазары – это потомки Иегуды и таким образом осуществилось библейское пророчество: "Не отойдет скипетр от Иегуды". Даже когда впоследствии выяснилось‚ что хазары – перешедшие в иудаизм идолопоклонники‚ это не поколебало симпатий к неизвестному народу. Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века‚ существовала разнообразная еврейская литература на эту тему‚ и переписка Хасдая ибн Шапрута с царем Йосефом занимает в ней почетное место.

Хасдай ибн Шапрут написал письмо хазарскому царю: "От меня‚ Хасдая‚ сына Ицхака‚ сына Эзры‚ из потомков иерусалимской диаспоры в Сфараде (Испании)‚ раба моего господина‚ царя... чтобыон долго жил и царствовал в Израиле..." Это письмо он направил сначала с особым посланцем через Византию‚ но тамошний император полгода продержал у себя посланца и затем вернул его назад‚ ссылаясь на невероятные опасности‚ которые подстерегают на пути в Хазарию. Скорее всего‚ в христианской Византии не желали способствовать сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

Настойчивый Хасдай ибн Шапрут решил переправить письмо через Иерусалим‚ Армению и Кавказ‚ но в этот момент подвернулась оказия‚ два еврея из Загреба‚ которые отвезли его письмо в Хорватию‚ оттуда его переслали в Венгрию‚ а затем через Русь – к хазарам.

Хасдай ибн Шапрут писал в своем письме‚ что если сведения о еврейском государстве верны‚ то он бы и сам "пренебрег своим почетом и отказался от своего сана‚ оставил бы свою семью и пустился странствовать по горам и холмам‚ по морю и суше‚ пока не пришел бы к месту‚ где находится господин мой‚ царь‚ чтобы увидеть его величие‚ его славу и высокое положение‚ чтобы повидать‚ как живут его рабы и как служат его служители‚ и покой уцелевшего остатка Израиля... Как я могу успокоиться и не думать о разрушении нашего великолепного Храма... когда нам говорят каждый день: "У каждого народа есть свое царство‚ а о вас не вспоминают на земле". В своем письме Хасдай ибн Шапрут задавал царю много вопросов: о размерах государства и его природных условиях‚ о городах‚ о его войске‚ но самые главные вопросы – "из какого он колена"‚ этот царь‚ "сколько царей царствовало до него и каковы их имена‚ сколько лет царствовал каждый из них и на каком языке вы говорите".

Хазарский каган Йосеф получил послание из Кордовы‚ и до наших дней дошли два ответа: краткая и пространная версии его письма. Оно было написано на иврите‚ и‚ возможно‚ писал его не сам каган‚ а один из его приближенных-евреев. Йосеф сообщал‚ что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей‚ и одного из них звали Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала‚ сообщал Йосеф‚ хазары были малочисленны‚ "они вели войну с народами‚ которые были многочисленнее и сильнее их‚ но с помощью Всевышнего прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения‚ пока не явился у них один царь‚ имя которого Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный‚ уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников, искал защиты и покровительства у Всевышнего".

Еще сказано в том письме: Булан "совершил над собой, своими рабами и служителями и всем своим народом обрезание... и доставил (к себе) изо всех мест мудрецов израильских..." После Булана‚ принявшего иудаизм‚ царь Йосеф перечислил хазарских каганов-иудеев‚ и у каждого из них было еврейское имя: Овадия‚ Хизкиягу‚ Менаше‚ Ханука‚ Ицхак‚ Звулун‚ снова Менаше‚ Нисим‚ Аарон, Менахем‚ Биньямин‚снова Аарон и‚ наконец‚ автор письма – Йосеф. Он писал, что в его стране "никто не слышит голоса притеснителя‚ нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна‚ состоит из полей‚ виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно".

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата‚ и когда он отправлял письмо в далекую Испанию – не позже 961 года‚ не знал еще‚ что дни его царства уже сочтены.

3

В конце восьмого – начале девятого века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно‚ на пустом месте: по-видимому, уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев‚ говоря сегодняшним языком – некая "критическая масса"‚ приближенные ко двору правителя‚ которые повлияли на принятие такого решения. С этого, очевидно, момента часть городского населения Хазарского каганата стала исповедовать еврейскую религию.

class="eliadunit">

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, евреи пришли в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследований мусульман. При Овадии‚ как отмечал арабский историк Масуди‚ "много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии)‚ потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи‚ чтобы совратить их в христианство". Евреи заселили целые кварталы хазарских городов‚ особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии – Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия "поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских‚ дал им серебро и золото‚ и они объяснили ему двадцать четыре книги (Священного Писания)‚ Мишну‚ Талмуд и весь порядок молитв".

Эта реформа Овадии‚ очевидно‚ не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги‚ а Овадия нанял кочевников-гузов. Византийский император и историк Константин Порфирородный писал об этом: "Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война‚ центральная власть одержала верх‚ и одни из восставших были перебиты‚ а другие бежали". Иудаизм продолжал оставаться государственной религией‚ и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата.

Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи‚ христиане‚ мусульмане и язычники. Арабский географ Истахри писал в "Книге стран": "Хазары – магометане‚ христиане‚ евреи и язычники; евреи составляют меньшинство‚ магометане и христиане – большинство‚ однако царь и его придворные – евреи... Нельзя выбрать каганом лицо‚ не принадлежащее к еврейской религии". Арабский историк Масуди отметил в книге "Промывальни золота": в столице Хазарского царства "семь судей‚ двое из них для мусульман‚ двое для хазар‚ которые судят по закону Торы‚ двое для тамошних христиан‚ которые судят по закону Евангелия‚ один же из них для славян‚ русов и других язычников‚ он судит по закону языческому‚ то есть по разуму". А в "Книге климатов" арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: "Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря‚ очень обширна‚ но суха и неплодородна. Много в ней овец‚ меду и евреев".

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году знаменитый Кирилл – создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем‚ и хотя в его "Житии" написано‚ что он победил в споре‚ каган не переменил религию‚ и Кирилл вернулся ни с чем. "Наши глаза устремлены к Господу‚ Богу нашему‚ и к мудрецам израильским‚ к академии‚ которая находится в Иерусалиме‚ и к академии‚ которая в Вавилонии"‚ – писал каган Йосеф в своем письме. Узнав о том‚ что мусульмане в своих землях разрушили синагогу‚ хазарский каган приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзина. При этом он сказал: "Если бы я‚ право же‚ не боялся‚ что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги‚ то разрушил бы и мечеть".

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов‚ затем печенегов‚ а потом на них пошел киевский князь Святослав‚ который и победил хазар. Историки объясняют по-разному причины падения Хазарского каганата. Одни считают‚ что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют‚ что принятие хазарами иудаизма – миролюбивой религии – способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть и такие историки‚ которые объясняют это тем‚ что евреи со своей религией превратили хазар из "нации воинов" в "нацию торгашей".

Русская летопись пишет об этом просто‚ не вдаваясь в причины: "В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это‚ хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться‚ и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял..." Другими словами‚ Святослав взял хазарский город Саркел на Дону – он же Белая Вежа, захватил, очевидно, столицу хазар Итиль и Семендер на Каспийском море‚ а затем вернулся в Киев. "Русы разрушили и разграбили всё‚ что принадлежало людям хазарским"‚ – отметил арабский историк, а после этого несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись в разрушенную столицу‚ восстановили ее‚ но‚ как отмечают арабские историки‚ там жили уже не иудеи‚ а мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир опять пошел на хазар‚ овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены‚ столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен кагана Георгия Цулу‚ который был уже христианином.

Некоторые исследователи считают‚ что небольшие хазарские княжества продолжали существовать вплоть до нашествия монголов. В последний раз в русской летописи упоминается о хазарах как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского в 1079 году‚ а в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

Бывали случаи и до этого‚ когда значительная часть населения той или иной страны склонялась к иудаизму. Особенно это проявилось в первом веке новой эры: в Риме‚ в районе Черного моря и в Малой Азии – в Каппадокии. Женщины окрестных народов‚ которые жили бок о бок с евреями‚ чаще принимали иудаизм‚ нежели мужчины‚ потому что их привлекало почетное положение женщины в еврейской семье и в еврейском обществе под защитой законов и обычаев. Мужчин останавливала порой боязнь обрезания‚ но тем не менее сотни тысяч неевреев‚ так называемых "себоменой" – "почитателей"‚ соблюдали субботу‚ отвергали языческих богов‚ признавали единого Бога и основы еврейской веры‚ но не соблюдали всех религиозных предписаний.

В первой половине первого века новой эры иудаизм стал государственной религией в царстве Адиабена в Месопотамии‚ в верхнем течении реки Тигр. Перед восшествием на престол царь Изат принял иудаизм; вместе с ним это сделала его мать Елена‚ а затем‚ по утверждению еврейского историка Иосифа Флавия‚ и всё население Адиабены. Царь Изат строго соблюдал законы еврейской религии и отправил в Иерусалим своих сыновей‚ чтобы они изучили там еврейский язык и иудейское вероучение.

В голодные годы царь Изат посылал в Иерусалим значительные суммы денег‚ царица Елена закупала для голодающих зерно и финики‚ а царь Монобаз II израсходовал на это сокровища‚ собранные его предками. Царица Елена построила в Иерусалиме и Лоде великолепные здания и подарила Иерусалимскому Храму золотой светильник‚ который повесили над воротами Храма. Первые лучи восходящего солнца отражались на блестящей поверхности светильника‚ по всему Иерусалиму был виден его блеск‚ и это служило сигналом к началу утреннеймолитвы.

Во время Иудейской войны против римлян царская семья из Адиабены помогала восставшим‚ и Иосиф Флавий сообщает‚ что в "рядах евреев наиболее отличившимися и доблестными были Монобаз и Кенедай‚ родственники Монобаза‚ царя Адиабены". Царь Изат и его мать Елена похоронены в Иерусалиме‚ в "царских гробницах"‚ высеченных в скале и сохранившихся по сей день. Одна из улиц Иерусалима называется "Гелени га-малка" – царица Елена.

Существовало также иудейское царство в Южной Аравии‚ в Химьяре‚ на территории нынешнего Йемена: в начале шестого века царский дом и его подданные перешли в иудаизм и ревностно соблюдали заповеди. Это было царство‚ распространившее свою власть на обширные территории Аравии‚ и его царь Зу Нувас не пропускал через свои земли в Индию византийских купцов‚ потому что в их стране "угнетают евреев". Этот царь поддерживал связи с еврейскими законоучителями из Тверии‚ они были его посредниками в переговорах с христианами‚ – а христиане в отместку грозили сжечь синагоги в Тверии‚ если евреи не перестанут "посылать грамоты и знатных людей к царю Химьяра". Византийский император натравил эфиопов на царство Химьяр; Зу Нувас погиб в бою в 525 году‚ и с его смертью пришел конец иудейскому царству в Южной Аравии.

Известно еще‚ что берберские племена Северной Африки принимали иудаизм в доисламский период‚ и у них существовали еврейские княжества. Могущественное племя джарауа‚ исповедовавшее иудаизм‚ властвовало почти над всеми берберами Атласских гор‚ и в конце седьмого века во главе этого племени стояла еврейская правительница Дагия ал-Кагина. Во время нашествия арабов она разбила их армию и принудила к отступлению.

Через пять лет арабы снова напали на берберов‚ и Дагия ал-Кагина распорядилась разрушить все берберские города‚ чтобы неприятель погиб в опустошенной стране. Она пала в бою с арабами возле источника воды‚ который в память о ней стали называть "Бир ал-Кагина".

***

В девятнадцатом веке в Каирской синагоге‚ в ее генизе (в особом хранилище‚ куда складывали обветшавшие‚ поврежденные‚ не пригодные к употреблению Священные книги)‚ среди прочих старинных рукописей и документов была найдена– без начала и конца – историческая рукопись о Хазарии‚ написанная хазарским евреем. Самое интересное в этой рукописи заключается в том‚ что ее автор считает хазар-иудеев природными евреями‚ которые пришли на эти земли и ассимилировались с окружающим населением‚ сохранив лишь обряд обрезания‚ – но затем они вновь обратились к истинной вере:

"И бежали от них (армян) наши отцы... потому что немогли выносить ига идолопоклонников. И приняли их к себе (хазары)... Они породнились путем браков с жителями этой страны... научились делам их, всегда выходили вместе с ними на (войну), и стали они одним народом. Только заповеди обрезания они придерживались‚ и (некоторые из них) соблюдали субботу. И не было царя в стране хазар‚ а того‚ кто одерживал победу на войне‚ они ставили над собой военачальником. (Так это было) до того‚ как однажды евреи вышли вместе с ними на битву‚ как обычно. И один еврей одержал победу своим мечом и обратил в бегство врагов‚ выступивших против хазар. И поставили его люди хазарские над собой военачальником, в соответствии с древним обычаем. И оставались в таком положении долгое время‚ пока не смиловался Господь и не возбудил сердце того военачальника вернуться (к иудаизму)‚ и склонила его на это жена его‚ по имени Серах... и отец молодой женщины‚ человек праведный в том поколении‚ наставил его на путь жизни... И покаялись израильтяне вместе с людьми хазарскими полным раскаянием... А имя военачальника хазарского они изменили на Сабриэль и сделали его своим царем... "

***

Русский ученый-тюрколог В. Григорьев писал в девятнадцатом веке: "Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окруженный племенами дикими и кочующими‚ он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление‚ обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие‚ фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой‚ держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью‚ и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы..."

Подобное отмечал в двадцатом веке и русский академик Ю. Готье: "Историческая роль хазар не столько завоевательная‚ сколько объединяющая и умиротворяющая. Это обстоятельство выдвигает их из множества народов азиатского происхождения‚ последовательно сменявших друг друга на пространстве между Волгой‚ Доном и Кавказом... "

***

В девятнадцатом веке в Тамани обнаружили еврейские надгробные памятники‚ на лицевой стороне которых были выбиты традиционные еврейские символы – семисвечник‚ шофар‚ жезл Аарона‚ а на их обратной стороне – символы нееврейские. Они напоминают племенные знаки тюрок-степняков‚ выжигаемые обычно на телах их лошадей‚ знаки собственности – тавро. Около сорока процентов памятников на кладбище возле Тамани имели на оборотной стороне нееврейские символы‚ и можно предположить‚ что под этими памятниками были похоронены хазары-иудеи.

***

В 1976 году в Нью-Йорке вышла в свет сенсационная книга "Тринадцатое колено" английского писателя Артура Кестлера. В этой книге он утверждал‚ что теперешние ашкеназы не имеют никакого отношения к "сынам Авраама"‚ а являются тюрками по происхождению, потомками хазар‚ которые рассеялись по Европе после крушения каганата в десятом веке. По Кестлеру, ашкеназы "вышли не с Иордана‚ а с Волги‚ не из Ханаана‚ а с Кавказа‚ а это значит‚ что они намного ближе к таким народам‚ как гунны‚ уйгуры или венгры‚ чем к семени Авраама‚ Ицхака и Яакова". Еслиашкеназы – не семиты‚ заявлял писатель‚ то "само слово антисемитизм оказывается лишенным смысла и представляет собой прискорбный плод недоразумения‚ равно разделяемого и палачами и жертвами... Эпопея Хазарского каганата‚ встающая сейчас перед нами из глубины веков‚ выявляет‚ пожалуй‚ самую жестокую шутку‚ какую история когда-либо сыграла с человеком".

Эту теорию изобрел не А. Кестлер. В конце девятнадцатого века подобное предположение высказал в России Максимилиан Гумплович в очерках "Начало еврейской веры в Польше". Затем то же самое пытался доказать профессор Тель-Авивского университета А. Полак в научном труде "Хазария" (1951 г.). Однако современные ученые – на основании многочисленных данных – убедительно доказывают‚ что евреи расселялись по Западной Европе еще до распространения иудаизма в Хазарии, а во времена позднего Средневековья ашкеназские евреи начали переселяться из Центральной Европы в Польшу‚ Литву‚ Украину и Белоруссию и образовали там еврейские общины. Некоторое количество хазар‚ перешедших в иудаизм‚ стало‚ возможно‚ частью крымского‚ северокавказского и южнорусского еврейства и было поглощено ими.

Теорию о хазарском происхождении ашкеназских евреев использовали арабские лидеры в 1947 году, сопротивляясь разделу Палестины на арабское и еврейское государства. Эту теорию распространяют и антисионистские организации для доказательства того, что у еврейского народа нет исторического права на Эрец Исраэль.

Феликс Кандель
felixkandel.org