Пунктуация - это:
- Система знаков препинания
- Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме
Пунктуационное правило
Пунктуационное правило - это инструкция, в которой указывают условия выбора знака препинания (т.е. его употребления или неупотребление). Условия выбора знака препинания - это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.
Примечание.
Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:
- морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
- синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, ввоных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
- звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
- смысловые: выражение причины и др.
Функции знаков препинания
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).
Отделительные знаки препинания
К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:
- для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
- для оформления отдельного предложения как законченного.
Знаки препинания в конце предложения
Правила:
- В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
- В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
- В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
- Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.
Разделительные знаки препинания
К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящий в его состав.
Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Выделительные знаки препинания
Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Случаи, когда пунктуационный знак не ставится
- Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как .
- Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
- Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве ».
- После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
- Перед наречиями, образованными из деепричастий.
- Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
- Между однородными придаточными, соединенными союзом и .
- Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.
Часто вызывает трудность сочетание знаков конца предложения с кавычками . Все случаи рассмотреть не возьмемся, оставим учебникам, а вот несколько ориентиров дадим.
Когда предложение заканчивается кавычками, встает вопрос, куда ставить последний знак препинания - до или после закрывающей кавычки ? Алгоритм такой:
- Определяем, что именно выделяют кавычки - прямую речь или просто название какое-нибудь.
- Если прямую речь , то применяем регулирующие ее оформление правила, (не)добросовестно заучиваемые каждым школьником. Напоминаем основные из этих правил в отдельной статье: .
- Если вы уверены, что содержание кавычек (чем бы оно ни было - цитатой, парой-тройкой чужих слов, названием книги, организации, выражением в переносном значении, девизом, криком «ура!»…) НЕ прямая речь (отсутствуют ее формальные признаки - слова автора и предваряющее двоеточие), то после кавычек ставим тот знак конца предложения, который нужен для завершения этого предложения : точку, если предложение повествовательное, знаки «!» или «?», если предложение восклицательное или вопросительное.
Последнее правило просто применять, когда закавыченные слова НЕ ИМЕЮТ своих знаков препинания Например:
Читаю книгу «Обрыв».
Ты слышал, что нас просили не обижать «этого милого пупса»?
Уверяю, она с компьютером на «ты»!
Если знак стоит внутри кавычек
Сложности начинаются, когда вопросительный или восклицательный знак есть внутри кавычек (но, напомним, это не прямая речь!). Здесь два варианта:
- Всё предложение повествовательное - ставим в конце его точку несмотря ни на что. Прочитал роман «Кто виноват?». Двор всколыхнуло громкое «Наших бьют!». Должны же мы завершить предложение.
- Всё предложение вопросительное или восклицательное. Уф, это самое трудное. Говоря в целом, разные знаки ставятся, одинаковые - не повторяются
.
Как это? Вот так (примеры взяты из академического справочника):
Вы читали романы «Что делать?» и «Кто виноват?»
Кто не знает великолепных слов А. Блока: «Сотри случайные черты. И ты увидишь – мир прекрасен...»?
Неужели вы не прочитали роман «Что делать?»!
В каком стихотворении М. Ю. Лермонтова есть слова: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!»?
Двоеточие
Этот знак хоть и появился значительно позже точки, но вошел в русскую грамматику еще в конце XVI века. Его использовал Лаврентий Тустановский, составитель одного из первых учебников славянской филологии. Чаще всего двоеточие ставится перед перечислением или при оформлении прямой речи (), но встречаются и такие сложные случаи его постановки, как использование двоеточия вместо союза. Например, между предложениями при описании ощущений: «Дошли мы до реки, видим: плывет, а в ней - никого».Многоточие
Знак паузы, незаконченности, речевой заминки - многоточие - описано в «Грамматике церковно-славянского языка» пушкинского современника Александра Востокова, однако некоторые исследователи отмечают, что многоточие встречалось и ранее, а Востоковым было лишь закреплено в научном труде, причем в «Грамматике» оно еще называется «пресекательным знаком»...Запятая
«Точка с закорючкой» спорит с точкой за первое место среди наиболее часто встречающихся в русском языке знаков препинания. В средней сложности тексте на 1000 знаков может не быть ни одного тире, ни одной пары кавычек или скобок, но запятые будут обязательно. А если автор окажется любителем оборотов и вводных слов, то запятая станет чемпионом. Слово «запятая», по мнению советского языковеда Павла Черных, происходит от «запяти» («зацепки»), но сам знак заимствован из итальянского языка.Точка с запятой
Еще одно итальянское изобретение, перебравшееся в русский язык вместе с книгопечатаньем. Этот знак придумал и ввел в письменную речь еще в середине 15 века типограф Альд Мануций. С помощью точки с запятой он разделял части предложений, соединенные смыслом, но имевшие независимый синтаксис. В русском языке применяется с той же целью, а также в сложных перечислениях.Тире
О происхождении тире нет никаких точных данных. Примерно соответствующие ему по смыслу «черточки» встречаются во многих древних письменных артефактах. Современным своим названием оно обязано Франции (tiret от tirer, тянуть), а в русском языке, как полагает большинство исследователей, популяризовано Карамзиным, во времена которого этот знак называли «молчанкой». Используется во многих случаях, самые известные из которых - когда подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, а также при оформлении реплик и диалогов. В русской типографике используется длинное тире (-), и оно всегда отделяется от предыдущего и последующего слова пробелами, за исключением его применения в интервалах (1-8 августа), хотя все чаще в таких случаях ставят короткое, «английское» тире (1–8 августа).Вопросительный и восклицательный знаки
Оба знака появились в русском языке примерно в одно и то же время, в середине 2 тысячелетия н.э. Оба - из латинского языка, где вопросительный знак раньше был графическим сокращением (лигатурой) букв Q и O (от quaestio, вопрос) и использовался в случаях, когда надо было указать на сомнение, а восклицательный от возгласа удивления lo. Постепенно обе лигатуры стали самостоятельными небуквенными знаками пунктуации, а первоначальное название получили от точек: «вопросительная точка» и «точка удивления».Скобки
Парный знак, сегодня именуемый скобками, когда-то имел очень красивое название «вместительный» или «вместный знак». В языки, в том числе и в русский, скобки пришли из математики, а конкретно - из записи, введенной итальянцем Никколо Тарталья для подкоренных значений. Позже математики предпочтут для разных нужд квадратные и фигурные скобки, а круглые так и останутся в письменной речи для записи пояснений и ремарок.Кавычки
Еще один парный знак, пришедший в язык... из нотной записи, а свое русское название получивший, по всей вероятности, от малороссийского глагола «кавыкать» («ковылять по-утиному», «прихрамывать»). И действительно, если писать кавычки так, как принято от руки („“), они очень похожи на лапки. Кстати, пара кавычек „“ так и называются - «лапки», а обычные типографские кавычки « » именуются «елочки».Знаки... но не знаки
Дефис, который по аналогии с тире многие принимают за знак препинания, таковым не является. Вместе со знаком ударения он относится к небуквенным орфографическим знакам. А часто встречающийся амперсанд (&) хоть и похож на знак препинания, но на деле является лигатурой латинского союза et.Спорным моментом считается пробел. По своей задаче отделять слова, он может быть отнесен к знакам препинания, но можно ли пустоту назвать знаком? Разве что технически.
Источники:
- Русская пунктуация
- Основы русской пунктуации
Точка с запятой является отделительным знаком препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием, использовавшим ее для разделения противоположных слов, а также независимых частей предложений. С тех пор точка с запятой (не только в этом назначении) стала широко использоваться в обычной письменности разных народов.
Точка с запятой в Европе
В Европе точку с запятой впервые в конце XIV века ввел итальянский издатель и типограф Альд Мануций, который жил и работал в Венеции.
Человек этот занимался изданием трудов древних (преимущественно греческих) ученых и философов. До Мануция Европа писала тексты без какого-либо разбиения на смысловые части (не используя не только привычные нам точки или , но зачастую даже не ставя пробелы между словами). Поэтому в целях удобства восприятия издаваемых им книг, Альд Мануций нуждался в разработке системы пунктуации (которая до сих пор используется в большинстве языков мира).
В частности, была разработана и точка с запятой. Новый знак предназначался для разделения слов, противоположных по значению.
Через несколько веков точка с запятой стала использоваться по всей Европе, но уже с привычным нам значением - разделением предложений со сложным составом. Исключением здесь стал греческий (соответственно, и церковнославянский) язык, в котором точка с запятой и поныне используется как вопросительный знак.
Точка с запятой в России
В древности в русском языке какие-либо знаки препинания, как и в Европе, не использовались. Буквы писались слитно, однако русичи над буквами или под ними с целью разделения слов иногда использовали различные смысловые символы. Непреодолимая потребность в знаках препинания, исполняющих отдельные функции, возникла с развитием книгопечатания.
Пунктуация в Древней Руси на начальном этапе своего развития ориентировалась на греческую.
Первым знаком препинания стала точка. Она появилась в 1480-е годы. Собственно, от нее годами позже произошли и все остальные знаки, что в частности отразилось в их названиях.
В 1515 году по поручению Великого князя Василия III ради перевода греческих книг в Москву был направлен Максим Грек (в миру его звали Михаил Триволис). Этот человек действительно был греком, он не понимал по-русски, однако с помощью русских переводчиков и писцов сперва удалось перевести на русский язык Псалтырь. Именно тогда и появилась точка с запятой (Максим Грек называл ее «иподиастоли»). Но тогда данный знак Грек рекомендовал использовать для обозначения вопроса (привычного нам вопросительного знака в письменности тогда еще не существовало).
Чуть позже, после того, как был придуман вопросительный знак, точка с запятой стала использоваться в привычном нам значении, как разделительный символ в больших
Сегодня мы поговорим о существующих знаках препинания
.
Узнаем, какие существуют знаки препинания
, для чего они служат и откуда взялись.
Начнем с того, что сформируем определенное понимание предназначения знаков препинания. Зачем же нам нужны эти самые знаки?
Наша речь крайне разнообразна, не только по содержанию в ней слов, но и по интонационным особенностям. Мы можем что-то многозначительно спрашивать, делать паузы, восклицать, подводить речь к логическому завершению. Делить свой рассказ на части. Цитировать кого - то, использовать множество других приемов в речи.
Чтобы отразить эти самые интонационно- смысловые особенности на письме, на помощь нам приходят знаки препинания.
Перечислим все существующие знаки препинания и дадим кратко описание каждому.
« » - Пробел
служит для отделения слов друг от друга.
«. » - Точка позволяет нам разделять текст на предложения. Предложение- это своего рода законченная мысль в рамках какого-либо повествования. Также точка служит для сокращения длинных слов (пример « кв. 97» - сокращение от квартиры 97) .
«, » Запятая позволяет нам расставить акценты, отделить слова друг от друга внутри предложения. Знаменитый пример: «Казнить, нельзя помиловать.» и «Казнить нельзя, помиловать.» показывает насколько важны запятые в создании смысла предложения.
«? » Знак вопроса позволяет нам сделать предложение «спрашивающим».
«! » Восклицательный знак приходит к нам на помощь тогда, когда нужно придать более выраженный эмоциональный окрас предложению.
«…
» Многоточие
(три точки) мы используем, когда хотим обозначить паузу или недосказанность в повествовании. Еще многоточие используется в технических целях для сокращения текста обычно в цитатах.
Пример.
В строчках стихотворения Горького: “Над седой равниной моря…Гордо реет буревестник.”, мы можем встретить призыв к революции.
«”” » Кавычки . Как вы могли заметить, они в этой статье используются достаточно часто. Ими мы выделяем цитаты, прямую речь, названия, слова в переносном значении. Они своего рода выделители слов в общем контексте.
«-
» Тире или дефис
. Границы применения этого знака препинания довольно широкие. Используется, как короткое тире без пробелов в словах типа «когда-либо, кто-то, как-нибудь», так и длинное в предложениях. Например: «Учение – свет! ». Тире служит своего рода мостом между словами или предложениями, обозначая их взаимосвязь. Приведем еще несколько примеров, чтобы вы уловили суть и многообразие использования этого знака.
Со мной книга – мой верный помощник.
В лесах, полях, морях и океанах – везде гармония.
– Как ты сегодня спал?
– Сон – чудо!
“Ко мне!” – произнес команду хозяин.
Я куплю два ведра – одно домой, другое на дачу.
Мне очень жаль и на Восток.
Я улечу Москва - Владивосток.
«: » Двоеточием мы обозначаем принадлежность последующей части предложения к предыдущей. Например, когда в предложении у нас есть обобщающее слово, а после него идет перечисление слов к нему относящихся. В лесу живут разные звери: волк, лиса, медведь и другие. Двоеточие может разделять 2 части предложения, если вторая вытекает по смыслу из первой. Я доволен: сегодня день прошел не зря. Также двоеточие активно используется в предложениях с прямой речью и цитатами в случаях, если сначала идут слова автора. К примеру. Эйнштейн сказал: “Все относительно!”
«;
» Точка с запятой
. Этот знак мы используем обычно с той же целью, что и запятую. Стоит сказать о том, что если запятая – это своего рода интонационная пауза с целью разделения, то точка с запятой – это интонационная пауза, но чуть длиннее и значительнее.
Используется она в сложных предложениях, а также перечислениях списком.
Приведем пару примеров.
Нужно купить:
1) яблоки красные;
2) огурцы маринованные;
3) помидоры.
Витя не поймал рыбу; но, несмотря на это, он весь вечер рассказывал, какая интересная была рыбалка.
«()
» Скобками
мы отделяем подразумевающийся текст, который не согласуется с другими частями в предложении. Обычно в скобках пишутся: уточнения, какие - то подробности и детали. В речи такие моменты мы обычно обозначаем словами: точнее, в смысле, имею ввиду и др.
Примеры:
Зимой (в конце декабря) я собираюсь поехать в Австрию.
Знаки пунктуации (англ. Punctuation marks) – удобные инструменты для создания более понятного и насыщенного текста.
«’ » Апостроф . Этим знаком, как правило, отделяют одну часть слова от другой в сложных фамилиях (Жанна д’Арк, д’Артаньян) а также в словах с частью слова на латинице (я иногда пользуюсь E-mail’ом и skype’ом). Это своего рода верхняя запятая, дающая нам понять что при произношении нужно сделать микро-паузу на месте апострофа.
«Абзац » - знак препинания, обозначаемый абзацем, – это, по сути, переход на новую строку. Используется он для целей смыслового или интонационного деления текста на части. С перехода на новую строку обычно начинают новую мысль. Активно переходы используется при написании стихотворений и диалогов.
Мы перечислили и раскрыли все знаки препинания
в русском языке существующие на сегодняшний день. В заключении, хочется обратить внимание на несколько фактов из истории.
Знаете ли вы, что до конца 15 века на Руси слова писались слитно без пробелов?
Точка появилась только в 1480-х годах, запятая в 1520-е. А первый парный знак (скобки) – в 1619 году.
Сегодня мы с успехом пользуемся всеми перечисленными знаками, как по их прямому предназначению, так и создавая из них причудливые смайлы.
На этой всё.
Удачи;)
Точка ставится:
- в конце законченного повествовательного предложения: Стоял солнечный день.
Точка может ставиться:
- в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания (Ну что ж, иди.);
- перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение, т. е. предыдущее предложение интонационно закончено (сравните: Ливень продолжался несколько часов. Но вот солнце опять заблестело. - Ливень продолжался несколько часов, но вот солнце опять заблестело );
- в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение, например: Вот что произошло вчера утром (дальше следует развернутое повествование) .
Вопросительный знак ставится:
- в конце простого вопросительного предложения (Разве тебе не стыдно? );
- в конце сложносочинённого предложения, если вопрос содержится в обеих его частях (Ты идешь или мне идти одному? ) или в одной (Сам пришел, а Наташа-то где? );
- в конце сложноподчинённого предложения, если вопрос содержится в главном предложении (Неужели не ясно, что задача решена правильно? );
- в конце бессоюзного предложения, если последняя часть его содержит прямой вопрос (сравните: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - Как она могла тебя укусить - я не понимаю ).
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Ах, какая это была девушка! ).
Так как восклицательными становятся предложения, произносимые с усиленной эмоциональностью, то в зависимости от
оттенка значения и от интонации возможна двоякая пунктуация (Что за человек? - Что за человек! ).
При равноправии вопроса и восклицания встречается сочетание двух знаков - вопросительного и восклицательного (Да что же это такое?! ).
Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, для указания на перерывы в речи, на неожиданный переход от одной мысли к другой и т. д. (Слушай, отпусти ты меня... ). Многоточие ставится и в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца, например: “Первоэлементом литературы, - указывал Горький, - является язык... ”.
В конце законченного повествовательного предложения ставится точка.
- С середины неба глядит месяц.
- Ветер стал холодный.
- Навстречу солнцу ползет свинцовая туча.
- Слышны далекие раскаты грома.
- Теплый ветер гуляет по траве.
- В комнате совершенно темно.
- Луна скрылась за лесом.
- Роща спит над темной рекой.
- Мы отправились в лес и долго бродили там.
- Кругом сверкала вода, по которой едва заметно шла рябь.
- Рассвет был сырой, холодный.
- В небе грозно сверкает молния, гремит гром.
- Дети пили чай на кухне, взрослые о чем-то спорили, сидя за столом в гостиной.
- В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
- Накануне выпал небольшой снежок, подморозило.
- Что написано пером, не вырубишь и топором.
- Что мне неприятно, то его всегда радует.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Что ты не виноват, мне давно и хорошо известно.
- Наступила осень, и журавли потянулись на юг.
- Небо снова покрылось тучами, и посыпался дождь.
- Воздух дышит осенним светом, и вся природа оживляется.
- Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
- Ни я не послал ему письма, ни он мне не написал.
- Мать решила никуда не ездить, да и мне не хотелось.
В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания, может ставится точка.
- Дедушка, тебе бы полечиться.
- Позвольте мне прийти еще раз.
- Ты меня не учи.
- По пути в окна не высовываться.
- К этой двери не прислоняться.
- Тебе бы на юг поехать, например, в Сочи.
- Ох, отдохнуть бы часа два.
- Отправить этого лодыря с глаз долой, в деревню к бабушке.
- Ровно к часу ребятам всем быть на пустыре позади школы, в зарослях.
- Так, а теперь идти быстро и тихо, не оглядываясь по сторонам.
- Короче, дети, к вечеру переодеться, причесаться, умыться и сидеть чинно, как в гостях.
- Пусть колдунам не удается морочить правоверных.
- Лишь бы лета нам дождаться.
- Улететь бы вольною птицей от всех вас, от ваших сонных физиономий, от разговоров.
- Перебраться бы скорее на новую квартиру.
- Всем бы прочитать эту книгу.
- Конечно, мне бы сказать ему сразу: "На меня не надейся".
Точка ставится перед союзами, если они начинают собой новое предложение.
- Программа грандиозная. И вполне реальная.
- На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены.
- Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге - гиблое дело...
- Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он молчал и молчал.
- Ждали малоснежную зиму. И не угадали.
- Осип надеялся на добросердечие барина. Однако просчитался.
- У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.
- Гроза бушевала над опустевшим городом. Но вот раскаты грома стали стихать.
- Для такой работы нужно предельное внимание. И терпение.
- Мама твердо решила соблюдать диету. Однако выдержала только два дня.
- Девочка неожиданно рассмеялась. И мальчик улыбнулся.
- Мы договорились встретиться днем. Но встретились только поздним вечером.
- Он меня не слышит. И я его не слышу.
- Раздался чей-то голос. Или мне так только показалось?
Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение.
- Отец рассказал следующее. На дорогу перед машиной внезапно выскочила маленькая собачонка, мокрая и жалкая. Шофёр резко нажал на тормоз, машина завертелась на мокром асфальте и едва не свалилась в кювет. К счастью, всё обошлось.
- Вот как это случилось. Пёс погнался за котёнком и опрокинул шаткий столик. Бабушкины очки, которые лежали на столике, упали на пол, одно стекло треснуло, дужка отломилась.
- Я, пожалуй, сделаю вот как. Аккуратно выкопаю этот розовый куст и пересажу его под самое окно. И тогда в спальне по утрам будет пахнуть розами.
- Немного отдышавшись, Петя рассказал вот что. Лодка с ребятами опрокинулась на самой середине речки. До берега дети добрались вплавь, а лодку унесло течением.
- Представьте себе такую картину. В комнату вбегает Антон в сопровождении огромного лохматого барбоса. Тот вертится и подпрыгивает, пытаясь лизнуть мальчика в лицо. Антон отталкивает собаку, падает на пол и разражается громким рёвом.
- Вот что у нас случилось сегодня утром. В открытую форточку влетела синица, заметалась по комнате, а потом стала биться об оконное стекло. Петя бросился ее спасать, споткнулся и разбил коленку.
В конце простого предложения, заключающего в себе вопрос, ставится вопросительный знак.
- Это кто стучал?
- Что это вы пишете?
- Хотят ли русские войны?
- Как ваше здоровье?
- Что может краткое свиданье мне в утешенье принести?
- Может с Тёркиным беда?
- Знаете ли вы украинскую ночь?
- Случалось ли вам хоть однажды заблудиться в лесу?
- Куда же мне теперь деваться?
- Как бы мне повидаться с Петром Петровичем?
- Который теперь час?
- Во сколько ты приедешь?
- Какое сегодня число?
- Сколько стоит эта книга?
- Ты откуда взялся, Фёдор?
Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится в одной или в обеих его частях. При этом следует помнить, что, если оба предложения содержат вопрос и соединены соединительными или разделительными союзами, запятая между ними не ставится.
- В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слез прошла пора?
- Где ты была и кто разрешил тебе так поздно приходить домой?
- Куда он едет и когда вернется сюда?
- Во сколько мы встретимся и где ты меня будешь ждать?
- Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?
- Зачем ты это сказал и что нам теперь делать?
- Он сможет разобраться с этим или нам сделать самим?
- Маша приедет к нам или нам поехать к ней?
- Ты позвонишь в магазин или мне заехать туда?
- Антон вымоет посуду или мне попросить Катю?
- Вы купите хлеб или послать в магазин Диму?
- Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
- Книга такая толстая, а сколько ты уже прочитал?
- Вот раздались чьи-то шаги, или мне только показалось?
- Я виноват перед тобой, но ты когда-нибудь простишь меня?
- На дворе уже апрель, но когда же наконец станет тепло?
- Комната очень большая, но понравится ли она Вашему мужу?
Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится в главном предложении.
- Разве кто-нибудь из вас понял, о чем они спорили?
- Неужели ты не представляешь, сколько времени потребуется для выполнения этой работы?
- Разве кто-то может знать, как сложится дальше его жизнь?
- Неужели ты не помнишь, как он оказался на чердаке?
- Разве трудно понять, что детям не следует слушать подобные разговоры?
- Кто-нибудь из вас знает, какой дорогой лучше пройти к церкви?
- Разве дети не знали, чьи книги лежали на столе?
- А за кого же я могу вас принимать после того, как вы отказались помочь мне уничтожить предателя?
- Тебе не было страшно, когда из окна повалил дым?
- Не было ли тебе обидно, что работу твою не оценили?
- Разве не странно то, что ты совсем не помнишь меня?
- Не удивительно ли то, как Олег отреагировал на мою просьбу?
Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если его последняя часть содержит прямой вопрос.
- Хвалы приманчивы - как их не пожелать?
- Я шел и думал: что бы всё это значило?
- Он постоянно спрашивал себя: за что, за что такие мучения?
- А я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют?
- С изумлением глядел он на старый дом: неужели он жил тут когда-то?
- Иногда мне думается: нужно ли было так упорно настаивать на своем?
- Вот чего я никак не могу понять: как такое могло произойти?
- Лежу и думаю: как мы выберемся из этой передряги?
- А боюсь я вот чего: ну как зверь подкрадется незаметно?
- Печален я: где мой друг любезный?
- Он заволновался: как можно стрелять в безоружного человека?
- Мне совсем не хочется спать: неужели уже без четверти два?
- Сережка промолчал: к чему словесные клятвы и заверения?
- Саша боялся подойти к обрыву: а вдруг поскользнешься?
- Никто и не помышлял идти спать: как пропустить такое зрелище?
Восклицательный знак ставится в конце восклицательного (произносимого с усиленной эмоциональностью) предложения.
- О, вы не знаете украинской ночи!
- Божественная ночь!
- Очаровательная ночь!
- И какая сверкающая даль!
- Какая красивая и умная собака!
- Да, вот это гроза так гроза!
- Что за чудесный человек мой отец!
- Ах, как вы побледнели!
- Встань! Ступай в свою комнату!
- - Держи! - стонал старик, отпихивая баркас от берега.
- Чтобы я больше не слушал таких разговоров!
- Слушайте все! Чрезвычайное происшествие!
- Вот венец мой, венец позора!
- Как ярко светит солнце и как поют птицы!
- Какой красивый кот и какая у него белая грудка!
- Какой красивый лес и как тихо все вокруг!
- Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!
- Какое лето было тогда и как мы любили друг друга!
- Как вечер тих и как тиха река!
- Чего не знаю, того и не хочу знать!
- Что было между нами, того уж не вернешь!
Многоточие ставится в конце предложения для обозначения незаконченности высказывания.
- А, так ты... - Я без души лето целое все пела.
- - И кроме того... - подумалось мне, - и кроме того...
- В департаменте... Но лучше не называть, в каком департаменте.
- Пожалуй я... Да нет, лучше мне промолчать.
- На выставке представлены свыше 50 произведений Ренуара, Гогена, Дега, Сезанна, Моне...
- Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову...
- Фестивали... Конкурсы... Концерты...
- Горы, леса, ширь - конца-краю нет...
- Не бывал я в таких делах...
- Пропаду ведь я...
- Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы...
- Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет...
- Стоять я не могу... мои колени слабеют... душно...
- Жена его... Впрочем, они были совершенно довольны друг другом.
- Друг Моцарт, эти слезы...
- Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на "тягу"...
Многоточие ставится в конце цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца.
- Горький писал, что "Рудин - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев..."
- О Пушкине Гоголь писал так: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте..."
- "Нет сомнений, - говорил Тургенев о Пушкине, - что он создал наш поэтический, наш литературный язык..."
- И.С. Тургенев говорил: "Нет счастья вне родины..."
- Чернышевский писал, что "искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни..."
- "В "Онегине" все части органически сочленены..." - писал Белинский.
- Выступая в защиту устной речи, А.П. Чехов писал: "В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать..."
- М.В. Ломоносов писал, что "красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг..."
- "Надо уметь употреблять слова, которые наиболее тонко выражали бы мысли..." - написал А.А. Фадеев.
- "...Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа..." - писал Н.Г. Чернышевский
Денис аблязин - гордость российской гимнастики
Наталья суркова-дубовицкая и ее ведьмы
Характеристика состава преступления «торговля людьми Особо квалифицированный состав
Что значит грызть гранит науки фразеологизм
История фразеологизма манна небесная