Что символизировала двойная корона египетских фараонов? Атрибуты власти. Нижний Египет и Красная корона

  • Дата: 07.03.2024

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти.Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.


Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера

в Древнем Египте двойная корона фараона, украшенная символами Верхнего и Нижнего Египта - коршуном и змеей-уреем.


А после того как в 3200 г. до н.э. объединились Нижний и Верхний Египет, у фараонов появилась бело-красная сдвоенная корона. Еще один головной убор фараона назывался “клаф-ушебти”, его составляющими были ленты, большой кусок полосатой ткани и обруч с уреем (змеей).






Фараон в белой короне Юга

Короны могут иметь различную форму: шапки, венцы, обручи венчающиеся листьями, зубцами или пластинками.


Friedrich_III король Австрии.


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.



Jean_Paul_Laurens_Le_Pape_Formose_et_Etienne_VII_1870


Richard_II_of_England

В зависимости от титула их владельца короны делятся на:

императорские,
королевские,

КНЯЖЕСКАЯ КОРОНА
(нем. Fürstenkrone), открытая корона, изображавшаяся на монетах нем. феодальных княжеств (см. Князь) и состоявшая из золотого, украшенного драгоценными камнями обруча с 5 видимыми зубцами (3 листа, 2 шарика) и 3 видимыми украшенными жемчугом дужками, соединенными наверху державой и охватывающими пурпурную шапку.
герцогские,
графские и т. д.

1) Мономаховская,
2) Царства казанскаго,
3) Михаила Федоровича,
4) Петра I Алексеевича,
5) Ивана V Алексеевича,
6) Елизаветы Петровны,
7) Екатерины I,
8) Анны Ивановны,
9) Большая императорская корона,
10) Корона императрицы.
Есть также папская корона — тиара.


Tiara

Появление относят к государствам Древнего мира (Древний Египет, Древний Рим, Шумер). Были очень распространены в государствах Европы в период развитого феодализма (с XI века). На Руси в качестве короны Великого князя, позднее царя использовалась шапка Мономаха, при императорах — Большая императорская корона.

Шапка Мономаха. Рисунок начала 1830-х годов, Ф. Г. Солнцев


Рисунок Большой императорской короны


Корона́ция, коронова́ние — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). Не совпадает с моментом начала царствования (смерти или отречения предшественника, избрания). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения).

Жан Фуке. «Коронация Карла VI Безумного в Реймском соборе (4 ноября 1380 года)»


В Средние века монархи некоторых стран короновались практически немедленно, в пределах дней, или редко недель, после начала царствования. Причиной этому было то, что некоронованный монарх считался во многих средневековых странах незаконным, безблагодатным; истинный король Франции должен был быть коронован в Реймском соборе и помазан из специального сосуда (ampoule).


Людовик IX - король Франции


Феодосий Великий

В Византии коронация императоров-соправителей приурочивалась к Пасхе. В Новое время после смерти предшественника стал объявляться многомесячный или годовой траур, препятствовавший немедленной коронации. Из соображений благоприятных предзнаменований коронацию с этого времени приурочивали к весне или лету.


Франц II - последний император Священной Римской империи

В христианских странах, начиная с V века (Византия, а затем западные королевства) возложение короны на голову монарха обычно производил высший церковный иерарх, но многие монархи (почти все российские, Наполеон I, некоторые британские) только брали у иерарха корону и возлагали её на себя сами.

Наполеон в полном императорском облачении


Регалии российских императоров


Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства, указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.


Карл Рейхель-портрет ИмператрицыАлександрыФёдоровны

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.


Портрет Людвига I, короля Баварии

В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II, содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т.н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом.


Портрет императрицы Екатерины II

Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных Типов в соответствии с дворянскими титулами.


Портрет Императора Николая Второго

С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же года.


Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.


Портреты Императора Николая Александровича

Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.


Портреты императрицы Евгении

Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны).


МАРИЯ ФЁДОРОВНА

Российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II.


Мария -королева румынская

После убийства её мужа Александра в 1934 году Мария стала регентшей при своём несовершеннолетнем сыне короле Югославии Петре II.


Мария -королева румынская

В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, монархическое семейство отправилось в Лондон. Там Мария и умерла 22 июня 1961 года.


Элеонора

Алиенора (Алиенор, Альенора) Аквитанская

В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Элеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции.


Элеонора Аквитанская

После расторжения брака с Людовиком Элеонора 18 мая 1152 года вышла замуж за графа Генриха Анжуйского, который 25 октября 1154 года стал королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Элеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Элеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — пять сыновей, среди которых — король-рыцарь Ричард Львиное Сердце.


MARIA THERESIA

Мари́я Тере́зия (нем. Maria Theresia, 13 мая 1717 — 29 ноября 1780) — эрцгерцогиня Австрии, король Венгрии (именно так, потому что Венгрией в принципе не может править женщина) с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству) и императрица Священной Римской империи (как супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745). Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов.


Коронационный портрет Елизаветы I

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), королева Бесс — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Она унаследовала престол после смерти сестры, королевы Марии I.

Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Анна Ярославна 6-я королева-консорт Франции

старшая из трех дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.


Император Китая. Гуансю


Пу И,


Эдуарда III, правившего в Англии в XIV веке


Портрет испанского короля


Портрет короля (Волхв)


Король Англии Ричад I Плантагенет


Ян Матейко запечатлел Мешко


Бонапарт Жозеф

Сейчас, как правило, монархи носят короны лишь в особо торжественных случаях.

Как называлась двойная корона на фараоне? и получил лучший ответ

Ответ от Alrami[гуру]
Атев - двойная корона, украшенная символами Египта - коршуном и змеей (уреем) . Как знак власти фараона, существовала уже в 30 в до н. э.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называлась двойная корона на фараоне?

Ответ от Капля Дождя [гуру]
пшент


Ответ от Withstand [гуру]
пшент
Костюм Древнего Египта
Головные уборы
Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.
Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта (хеджет) , напоминающая по форме кеглю или бутылку; 2) красная корона Нижнего Египта (дешрет) , которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью; 3) двойная корона (пшент) , сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны; 4) синяя с красными лентами «боевая корона» ; 5) «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними; 6) корона атеф; 7) «тростниковая корона» (хемхемет) - сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков; и др.
Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла). Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей - золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна - знаком Нехебт, богини Верхнего Египта.
Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса - в виде головы шакала, и т. п.


Кадр из х/ф "Фараон" (1966г. Режиссёр Ежи Кавалерович)

Многие фараоны эпохи Древнего царства изображены в схенти, парике и сандалиях из тросника или босыми. Первые отступления от общепринятого схенти появились именно в костюме фораона. Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые сверх обычной набедерной повязки.



Знаками царского могущества фараона были золотая подвязанная борода, корона и посох. В эпоху архаики, до объединения Верхнего и Нижнего Египта (ок. 3200 г. до н.э.), властитель каждого из них имел свою корону. Согласно списку фараонов Манефона – 2900 г. до р. х. Верхним Египтом правил фараон Мен , возможно тот же самый, которого в др. источниках называют Нармером . Мен с большим войском двинулся на север и захватил дельту Нила. Так образовалось единое египетское царство, простиравшееся с севера на юг примерно на 1000 км, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории, однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные предлагают этот период называть Ранним царством ). Корона Верхнего Египта – белая , в виде кегли, корона Нижнего Египта – цилиндрическая красная , с высоким закруглённым выступом сзади. После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены. Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась она – пшент (па-схемти) . Атеф - белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам, которую носил древнеегипетский бог Осирис. Между двумя страусиными перьями (они символизировали две истины – жизнь и смерть) расположена похожая на вытянутую луковицу белая поверхность короны. Перья страуса пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Корона атеф на голове у Осириса, является своего рода символом управления загробным миром. Перья олицетворяют истину, справедливость и баланс. По внешнему виду корона атеф похожа на корону хеджет , которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне хеджет не было перьев по бокам. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета(хепреш ) . Хемхемет (также известна как «тройная корона атеф») - ритуальная древнеегипетская корона. Хемхемет состоит из трёх корон атеф, каждая из которых раскрашена разноцветными полосами жёлтого, синего, зелёного и красного цвета; с обеих сторон хемхемет увенчана страусиными перьями; также корона может быть украшена солнечными дисками Ра; в основании короны разветвляются два закрученных по спирали бараньих рога; иногда, особенно в тех случаях когда подобные короны носили фараоны, с рогов хемхемет могли свисать большие уреи. В зависимости от контекста, бараньи рога являлись символом бога солнца Амона, создателя всего живого Хнума и лунного бога Яха.Подобную корону иногда надевали поверх Немеса. Название короны можно перевести как «вопль» или «военный клич».


Роскошь, которую позволяла себе знать – ничто по сравнению с пышностью, которой окружали себя царственные особы. Фараон считался сыном самого бога солнца Ра, его особа обожествлялась. На божественное происхождение и неограниченную власть указывала особая символика - обруч со змеёй-уреусом, укус которой приводил к неизбежной смерти. Золотая змея-уреус обвивала царственный лоб так, что голова страшной змеи находилась в центре. Изображениями змеи и коршуна украшались не только головная повязка фараона, но и корона, пояс и шлем. Все атрибуты власти обильно украшались золотом, цветной эмалью и драгоценными камнями.


Вторым по значению головным убором фараона был большой платок из ткани в полоску. Он служил защитой от солнца и пыли, назывался «клафт-ушерби» - атрибут культа бога Амона - и также относился к древним символам царской власти. Клафт состоял из большого куска полосатой ткани, ленты и диадемы с «уреем» - скульптурное изображение кобры, хранительницы власти на земле и небе. Поперечную сторону ткани накладывали на лоб горизонтально, укрепляя лентой, сверху надевали диадему со скульптурным изображением раздувшей капюшон змеи. Материю, свисающую сзади, на спине, собирали и туго обвивали шнуром, создавая подобие косы. Боковые части клафта округляли, чтобы спереди на плечах прямые куски ткани подали чётко прямо. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных действий, изысканный и простой синий шлем с уреями и с двумя лентами на затылке – хепреш. Немес – специальный царский платок, был достаточно велик, чтобы срыть небольшой круглый парик. Он сооружался из ткани, опоясывал лоб, спускался с двух сторон лица на грудь и образовывал сзади остроугольный карман. Немес, как правило, был белого цвета с красными полосами. Его готовили зарание. Он закреплялся на голове золотой лентой, что было просто необходимо, когда фараон возлагал поверх «немеса» двойную корону, корону Юга или корону Севера. Кроме того, на немес устанавливали два пера либо корону «атеф»: колпак Верхнего Египта с двумя высокими перьями, помещёнными на рога барана, между которыми сверкал золотой диск, обрамлённый двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками.


К числу ранговых знаков, используемых в официальном костюме представителей верхушки власти относился также полосатый воротник-ожерелье , скроенный по кругу – солярный знак. Знаковую роль выполняли также цвета полос : жёлтый - у светских сановников, синий - у жрецов, красный - у военачальников. Голубые (широкие и узкие попеременно) полосы по жёлтому фону на клафте и воротнике были привилегией фараона. Помимо урея – главного символа царской власти, фараону принадлежали трёххвостая плеть и скипетр с загнутой крючком верхней частью. Скипетр тоже было несколько: простой посох – символ земледелия и скотоводства, жезл в рост человека, который внизу оканчивался двузубцем, а на верху был украшен остроконечным изображением головы шакала. Не мене важным ранговым знаком у фараона во время всех торжественных церемоний была накладная искусственная борода – символ владения землёй. Бороды, как и парики, делались из разных материалов, в том числе из золота. Они имели различну форму: вытянутые в виде заплетённой косички с завитым кончиком; удлинённые, совершенно плоские и гладкие; завитые маленькими локонами поперечными рядами; в виде небольшого кубика или лопатки. Бороду также украшали маленьким уреем. Крепилась она обычно двумя подвязками.

Одеяния царских особ отличалось от одежды знати дороговизной материала и тончайшей выделкой. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу повязывали передник в форме трапеции. Этот передник был полностью из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обех сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Завершают это убранство драгоценности и украшения. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади. Классическое ожерелье состояло из целого ряда бус и весили несколько килограммов, но перечень необходимых украшений на этом не заканчивался. На шею, на двойной цепи, надевали нагрудное украшение в форме фасада храма и не менее трёх пар браслетов: одну на предплечье, вторую – на запястья, третью – на щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений фараон надевал длинную прозрачную тунику с короткими рукавами и таким же прозрачным поясом, завязанным спереди.





Фараон и его жена носили сандалии с позолоченными и золотыми украшениями. Носок таких сандалий заворачивался кверху. Сами сандалии крепили к ноге длинными пёстрыми ремешками, обматывая их вокруг ноги до самого колена. На подошвах изображали бытовые и военные сцены. На официальных приёмах нельзя было появляться не обутым. Но поскольку это был знак привилегированного положения, их очень берегли. Даже фараоны ходили босиком в сопровождении слуги, который нёс сандалии. Вообще, Египет единственная цивилизация Древнего Востока, о которой мы знаем достаточно много. В силу своей закрытости от соседних государств, за три тысячелетия своего существования, был создан разнообразный мир правил, традиций и предпочтений. Особо жёсткими правилами этикета был связан фараон. Ни он, ни его подданные не могли ни на йоту отойти от раз и навсегда определённой роли в общем «государственном спектакле». Сакральный смысл лежал во всех словах и поступках фараона – живого бога, от которого зависло благополучие «земли Кемет». Даже в семейном кругу фараон носил парик и особые атрибуты власти, которые вместе с положенными браслетами и ожерельями весили несколько килограммов.


Жена фараона, как и все женщины носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба – символ богини Исиды, который своими крыльями укрывал её головку, а в когтях держал перстень с печатью. Вторым ранговым головным убором царицы была разукрашенная шапочка с небольшим, похожим на колпачёк, выступом, к которому крепили цветок лотоса. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.



Предметы окружающие фараона и его семью имели, как правило, символическое значение, что обуславливало их форму и украшение. Царский трон – наиважнейшая принадлежность власти, сохранил с древнейших времён простую форму равностороннего куба, но пышностью своего убранства превосходил всю остальную утварь. Сам стул был обит золотыми листами, сидение расписано разноцветной финифтью, на котором лежала богато вышитая подушка. Тронное кресло украшалось иероглифическими надписями, объясняющими божественное происхождение фараона. Царский трон стоял на роскошно отделанном широком возвышении. Над ним возвышался плоский балдахин, который поддерживали четыре колоны, капители которых изображали священный цветок лотос. Всё убранство трона должно было символизировать могущество фараона.
Не менее роскошно украшались тронные носилки , в которых восседал фараон во время торжественных процессий. Носилки несли знатнейшие сановники государства. Сделанные из золота, они были украшены символической фигурой ястреба – эмблемы мудрости, сфинкса с двойной короной – эмблемой владычества над обоими мирами, льва – эмблемы мужества и силы, уреями и т.д. Над сидением устанавливали опахало, которое заменяло балдахин.


В египтологии традиционно считается, что короны дешрет и хеджет символизируют, соответственно, Нижний Египет и Верхний. Также предполагается, что в Додинастическую эпоху в долине Нила упомянутые царства существовали отдельно друг от друга, но первые фараоны объединили их в одно, положив начало истории Древнего Египта:

Карта деления Древнего Египта на Верхний и Нижний.

Соединили и короны, получив одну на оба царства:


Птолемей VIII в короне пшент (объединённого царства).

Казалось бы, всё просто и понятно, но известные факты рушат эту красивую легенду. Так, хорошо известны статуи основателя Среднего царства Ментухотепа II, на которых он изображён только в одной короне Нижнего царства - дешрет:

Сразу возникает вопрос: означает ли это, что Ментухотеп II правил только Нижним Египтом, а страна вновь разделилась на два царства? Ведь не может быть так, что фараон забыл про свои владения, не отразив их на своей короне? Обычно правители поступали ровно наоборот - приписывали себе лишнее.

На следующем изображении ситуация меняется на противоположную:


Рельеф из заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри. Ритуальная казнь пленника фараоном.

На голове Ментухотепа II теперь корона Верхнего Египта - хеджет, - а про корону Нижнего он, выходит, "забыл". Странная забывчивость Ментухотепа II объясняется, скорей всего, тем, что символизм корон дешрет и хеджет иной, нежели принято в академической среде.

Приведу ещё характерные примеры из разных эпох Древнего Египта:


Фараон Рамзес III в одной короне Нижнего Египта дешрет.



Фараон Снофру.

Следует отметить, что чаще всего фараоны в короне хеджет встречаются в период Древнего царства.


Скульптуры фараона Хуфу в двух разных коронах: дешрет (слева) и хеджет (справа).


Фараон Пиопи I.


Фараон Менкаура.

В III династии даже был фараон с именем Кахеджет - "образ [короны] хеджет":


Фараон Кахеджет (слева).

Это далеко не все примеры, когда фараон объединённого царства носит корону одного из них, "забывая" про другое. Попробуем разобраться, в чём тут дело. Начнём с наиболее простой и понятной красной короны дешрет:


Красная корона дешрет, украшенная завитком.

Первое, что она напоминает - кресло или трон. У людей Древности абстрактное мышление было развито плохо, следовательно они ничего не выдумывали, а изображали то, что есть. Если предмет похож на трон со спинкой, то это и есть оный трон. Корона, изображающая престол, позволяет однозначно идентифицировать его обладателя, т.е. верховного правителя.

Трон правителя и сегодня остаётся непременным атрибутом любого вождя африканского племени:


Конго. Ньими Кок Мабинтш III, король Куба.

Корона в виде трона - простейшее решение для идентификации: если встречается человек с троном - под ним или на голове, - то это несомненно вождь.

Красный цвет короны обусловлен тем обстоятельством, что в Африке почва нередко имеет яркий кирпично-красный оттенок:


Уганда.


Кения.

Трон обладает тем же цветом, что и земля, которым владело племя во главе с вождём. Но как быть с тем, что в Египте грунт - это жёлтый песок, а не красная почва? Дело в том, что в доисторические времена долину Нила заселили выходцы из его верховьев, а точнее с берегов озера Виктория - они спустились по течению, принеся с собой символику и родоплеменные культы.

Таким образом, красная корона дешрет - это символ власти правителя, распространяющейся на определённую территорию безотносительно к месту её нахождения: в верхнем течении реки или в нижнем. Отсюда следует, что белая корона хеджет символизирует не Верхний Египет, а нечто другое, тем более, как мы уже понимаем, обе короны происходят из одного места - верховьев Нила.

Белая корона хеджет не менее древняя, нежели дешрет, и её происхождение также теряется в глубинах тысячелетий:


Белая корона хеджет.

Её форма сначала может привести в замешательство, т.к. она не напоминает ничего такого, что окружает человека в быту. Но не будем, однако, забывать, что корона появилась в Африке, следовательно она должна отражать быт африканцев, а не европейцев. Это соображение практически сразу приводит к ответу: корона хеджет изготовлена из плода тыквы рода Лагенария:


Плод тыквы лагенарии.

Лагенария наиболее распространена в тропических зонах, в том числе, в Африке. Её также называют посудной или бутылочной, что обусловлено её замечательными свойствами: из лагенарии и сейчас делают удобную посуду, различные сосуды - так называемые калебасы, - сувениры и даже музыкальные инструменты.


Современные сувенирные калебасы из лагенарии.

Изготовить из тыквы лагенарии корону хеджет не составляет никакого труда, тем более жителям тропической Африки, тысячелетиями использующими их для хозяйственных нужд. Таким образом, как и в случае с красной короной дешрет, древние предки египтян ничего не выдумывали, а воспользовались хорошо знакомым для них предметом.

Но с какой целью африканские правители стали носить на голове "бутылки"? Для ответа на этот вопрос следует указать на важное обстоятельство: корона хеджет - обязательный головной убор бога Осириса.


Сцена из погребальной камеры Аменхотепа II.

На приведённой фреске Осирис даёт вдохнуть жизнь покойному фараону, причём сюжет читается буквально. Осирис - бог возрождения, дающий вечную жизнь усопшим и продлевающий её живым . Связь между Осирисом и короной хеджет в том, что Осирис - это мумия, представляющая собой кокон с телом мертвеца внутри. В этом и заключается смысл древнеегипетского "возрождения", подсмотренного в природе, когда из кокона с замурованной "куколкой-мертвецом" рождается имаго:

Именно наблюдения фауны надоумили древних египтян и их предков заниматься мумификацией умерших, изготавливая для них своеобразные коконы.

По сути, корона Осириса хеджет служит продолжением его "кокона" - это его верхняя часть, - поэтому символизм хеджет читается следующим образом: это то, из чего появляется жизнь. Однако форма и цвет короны позволяет увидеть в ней и другую коннотацию: хеджет напоминает яйцо, отношение египтян к которому нашло отражение в мифологии. Так, согласно гермопольской космогонии, цитата: "Боги Великой Восьмерки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa" (И.В.Рак, "Египетская мифология").

На самом деле, с феноменологической точки зрения, разницы между яйцом и коконом нет - отличие только в свойствах: кокон соткан из нитей, а яйцо имеет цельную прочную оболочку. Поэтому не случайно, что в "Книге мёртвых" усопший именовался "космическим яйцом", яйцом назывался и гроб мумии, "в котором ждут входа в потусторонний мир" (Манфред Луркер, "Египетский символизм").

Из вышесказанного следует вывод, что архаичная символика короны хеджет указывала на того, кто давал жизнь . Им, безусловно, был вождь племени - он считался отцом всех своих соплеменников. Не в биологическом смысле, а скорее в религиозном, поскольку вряд ли люди глубокой древности понимали связь между соитием и рождением ребёнка.

В историческую эпоху Древнего Египта символизм короны хеджет приобрёл также эсхатологическую коннотацию: фараон давал своим подданным не только мирскую жизнь, но и вечную посмертную в царстве богов, демонстрируя таким образом сотерическую ипостась.

Корона хеджет имела более роскошный вариант - с двумя страусовыми перьями - и называлась атеф:


Бог Осирис в короне атеф.

Её символическое значение было аналогично короне хеджет.

Выводы

1. Красная древнеегипетская корона дешрет указывает на правителя территориями, которыми он обладает. В общем случае это правитель всего древнеегипетского царства.
2. Белая корона хеджет - это символ повелителя жизни. Он дарит её своим подданным и отнимает у врагов (см. выше рельеф из храма Ментухотепа II).
3. Двойная корона пшент объединяет как сами короны, так и их символизм.