Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Анализ главы «Помещик Положительные образы крестьян

  • Дата: 24.10.2023

Ни в ком противоречия,

Кого хочу - помилую,

Кого хочу-казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт - Обол-дуев.В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привыч-ки и взгляды:

Закон - моё желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловоррот!..

Отмена крепостного права "ударила одним концом по барину, другим по мужику". К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не жела-ет, - неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как "по кир-пичику" разбираются господские дома. Сати-рическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт - Оболдуев, Утятин - "Последыш". Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина- "Последыша". Это ба-рин, который "весь век чудил, дурил". Жес-токим деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная сво-их крестьян, "Последыш" отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на "вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо-ва, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!" Мужики хохотом встречают этот приказ, так как "той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!" Глухонемого дурака "Последыш" назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мыча-нием не будили барина. Нелепы не только приказы "Последыша", ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий при-мириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И -разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, "воинскою силою" покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём "настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!" - говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, ключевая идея поэмы – идея неизбежности крушения несправедливого и жестокого самодержавно-крепостнического строя. Поэма должна была привести читателя к выводу о том, что счастье народа возможно лишь без Оболт-Оболдуевых и Утятиных, тогда, когда народ станет подлинным хозяином своей жизни. Некрасов определил словами крестьян основное содержание реформы:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим – по мужику!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал два мира - мир господ, помещиков и мир крестьянства. В основу характеристики помещиков писатель кладет точку зрения мужика.
Один из них – Оболт-Оболдуев. Уже имя помещика является своеобразной характеристикой. По словарю Даля, обалдуй значило: «невежа, неотесанный болван». В Оболте-Оболдуев е воплощены типичные черты крепостников. Герою 60 лет. Он пышет здоровьем, у него «ухватки молодецкие», его отличает страстная любовь к земным радостям, к ее утехам. Он неплохой семьянин, не самодур. Его же отрицательные черты («кулак – моя полиция», «кого хочу – того казню») Некрасов изображает как классовые черты помещиков-крепостников. Всё, чем хвалится помещик, обесценивается, приобретает другое значение. Насмешливое, враждебное отношение, возникшее между мужиками и помещиком, – признак классовой розни. При встрече с мужиками помещик хватается за пистолетик. Оболт-Оболдуев ссылается на свое честное дворянское слово, а мужики заявляют: «Нет, ты нам не дворянское, дворянское с побранкою, с толчком да с зуботычиной, то непригодно нам!». Оболт-Оболдуев с насмешкой относится к освобождению крестьян, а мужики разговаривают с ним в независимом тоне. Два мира интересов, два непримиримых лагеря находятся в состоянии не утихающей борьбы и «выверяют» свои силы. Дворянин еще упивается «родословным деревом», гордится отцом, выросшим в близкой к царской фамилии семье. А мужики понятию «родословное дерево» противопоставляют будничное, юмористическое: «Видели древо всякое». Писатель строит диалог мужиков с помещиками так, чтобы для читателя стало предельно ясным народное отношение к дворянству. Мужики в результате разговора поняли главное: что значит «кость белая, кость черная» и почем «им разный и почет». Словам барина: «Любил меня мужик» - они противопоставляют рассказы крепостных «про трудные их промыслы, прочужедальны стороны, про Петербург, про Астрахань, про Киев, про Казань», куда «благодетель» посылал крестьян на заработки и откуда «поверх барщины, холста, яиц и живности, всего, что на помещика сбиралось искони гостинцы добровольные крестьяне нам несли!». Торжественный рассказ помещика о «хорошей» жизни обрывается неожиданно страшной картиной. В Кузьминском хоронили жертву пьяного разгула – мужика. Странники не осудили, а пожелали: «Покой крестьянину и царствие небесное». Оболт-Оболдуев похоронный звон принял иначе: «Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят!» Он живет в трагическое для своего класса время. Нет у него духовного, социального родства с кормильцем. Порвалась цепь великая, и «… мужик сидит – не двинется, не гордость благородную – желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий, звучит – топор разбойничий».
В главе «последыш» ценителями событий продолжают оставаться крестьяне. Странники на Волге увидели необычную картину: «вольный» народ согласился играть «комедь» с князем, поверившим, что крепостное право возвращено. Именно розыгрыш помогает поэту обнаружить несостоятельность старых отношений, смехом покарать прошлое, которое еще живет и надеется, несмотря на внутреннее банкротство, быть восстановленным. Выморочность Последыша особенно выразительно выступает на фоне здорового вахлацкого мира. В характеристике князя Утятина вопрос о дальнейшем упадке помещичьего класса приобретает особый смысл. Некрасов подчеркивает физическую дряблость и моральное оскудение помещика. «Последыш не только немощный старик, он дегенеративный тип». Писатель доводит его изображение до гротеска. Выживший из ума старик тешится забавами, живет в мире представлений «нетронутого» феодализма. Члены семьи создают для него искусственное крепостное право, и он куражится над рабами. Анекдотические его приказы (о женитьбе старухи-вдовы на шестилетнем мальчугане, о наказании владельца «непочтительной» собаки, залаявшей на барина) при всей кажущейся исключительности создают реальное представление о том, что самодурство безгранично в своей нелепости и может существовать только в условиях крепостного права.
Образ Последыша становится символом смерти, символом крайних форм выражения крепостного права.
Народ ненавидит его и ему подобных. Презирая, крестьяне смекнули: а может, выгоднее дотерпеть, «помалкивать до смерти старика». Сыновья Утятина, боясь лишиться наследства, уговаривают крестьян разыгрывать глупую и унизительную комедию, сделав вид, что крепостнические порядки живы.Величайшее наслаждение доставляют Утятину вопли крестьян, подвергаемых за малейшую «провинность» мучительным истязаниям. Беспощадно разоблачает Некрасов все бесчеловечие и нравственного безобразие этого «последыша» крепостнических времен. Крестьянская ненависть к помещику, к барину отразилась и в тех пословицах, которыми крестьяне характеризуют барина-помещика. Староста Влас говорит:
Хвали траву в стогу,


А барина в гробу!
Сложнее и в то же время как-то проще, чем Оболт-Оболдуев и князь Утятин, выступили перед мужиками Шалашниковы – отец и сын, а также их управляющий, немец Фогель. О них рассказывает Матрена Тимофеевна со слов богатыря святорусского Савелия. Перед нами действует нами Фогель. Если Шалашников, по словам Савелия, побоями выколачивал из мужиков оброк, то немец Фогель «пока не пустит по миру, не отойдя, сосет!» Некрасов углубляет характеристику дворянства и форм рабства Шалашниковы – русские крепостники. Сын может отдавать приказания: «подпаска малолетнего» Федора простить, а Матрену Тимофеевну «примерно наказать». Но вот крепостное право в руках немца – это нестерпимая вещь. Немец, «не торопясь, пилил», пилил ежедневно, не уставая и не давая голодным мужикам передохнуть от непосильного труда. В третьей части поэмы – «Крестьянка» Некрасов противопоставил торжествующему деспотизму помещиков богатырство народа, познакомил нас с рядом представителей из крестьян, указал на слабости, являющиеся причиной того, что победа еще не наступила. Крупным планом изображаются два новых представителя народа – Матрена Корчагина и дед Савелий. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов решительно выступает за сознательную и активную борьбу с помещичьим произволом, за возмездие угнетателям. В этом сказался новый, демократический гуманизм поэта, который отрицал возможность «примирения» и требовал отмщения за преступления господствующих классов.

В поисках народного счастья





Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.



Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

А вот Гриша Добросклонов - совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Что будет жить для счастия

...Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.






В поисках народного счастья

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.
Путешествие семерых странников в поэме - это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней Мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.
Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим - поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее - с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"
Странники надеются найти на своей земле райский уголок - Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков - отчаянные спорщики, они часто "кричат - не образумятся". Но ведь именно споре и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" - все, что видят они, мотают на ус, примечают.
Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи," свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.
Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.
Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая - душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными/как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".
Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",
Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.
Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.
Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою.., с большущей бородой, дед на медведя смахивал”. Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное - он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней - сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.
Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке - Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"
К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" - матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:
Матрена Тимофеевна - Осанистая женщина,
Широкая и плотная, Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну, важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.
“Сердце гневное ношу...” - подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.
А вот Гриша Добросклонов - совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.
Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:
...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка.
Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца"". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.
Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова: происхождение, пепекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь - чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного “спуская его на землю” и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову. Грише судьба готовила
...Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся передним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В.минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", - в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" и идет - согласно ее призыву - к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".
Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.
Выть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.
Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".


В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н. А. Некрасова. В ней поэт полно и многосторонне показывает жизнь русского народа в горе и в «счастии».

Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!

Помещик Оболт-Оболдуев, которого искатели счастья встречают по дороге, «барин кругленький, усатенький, пу-затенький... румяненький», но трусливый и лицемерный. Из его рассказа можно понять, что помещичье счастье ос-талось в прошлом, когда его грудь дышала «свободно и легко», когда «все веселило барина», поскольку все принад-лежало ему одному: и деревья, и леса, и поля, были свои актеры, «музыка». Никто не мешал Оболту-Оболдуеву про-являть свой властный, деспотичный характер в собствен-ных владениях:

Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!

От жестокого помещика крестьяне каждую весну от-прашивались «на чужую сторону», а воротясь осенью, дол-жны были принести ему «поверх барщины» «гостинцы доб-ровольные», радующие не только Оболта-Оболдуева, но и его жену, детей.

Печальны слова помещика о временах, наступивших после отмены крепостного права: «Теперь не та уж Русь!» Тунеядца и лицемера беспокоит, что помещик потерял власть над крестьянами, от которых уже не дождаться былого уважения к барину. Жалуется он и на то, что бедняки стали меньше и хуже работать:

Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа!

Однако сам работать спесивый, ленивый и самодоволь-ный помещик не намерен:

Сословья благородные У нас труду не учатся.

Плачет помещик от горя и безысходности, потому что не умеет жить по-другому. Чувствует, что времена парази-тизма и бессовестной эксплуатации крестьян проходят.

Яркая картина произвола помещиков над крестьяна-ми после их «освобождения» изображена на примере помещика Больших Вахлаков Утятина, который был безмерно богат, что давало ему право на самовольство, самоуправство: «весь век чудил, дурил». Настолько он был уверен в незыблемости своего положения и силы, что даже после реформы отстаивал «права свои дворянские, веками освященные». От всего сердца ненавидели поме-щика крестьяне, но после выхода «на волю» им выдели-ли неудобные земли, в которых «не осталось то выпасов, то лугов, то леса, то водопоя». Поэтому, поверив обеща-нию наследников Утятина отрезать им после смерти отца луг, так им необходимый, они согласились разыг-рывать из себя крепостных. Много обид и страданий перенесли они за этот срок от больного, умирающего помещика, но после его смерти им не то что луга не отдали — спасибо не сказали! Материал с сайта

Совсем по-другому заканчивается легенда «О двух ве-ликих грешниках», где действует богатый, знатный, беско-нечно жестокий и беспощадный к крепостным пан Глуховской. Издеваясь над крестьянами, он не испытывает никаких угрызений совести:

Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!

Пана Глуховского убивает атаман разбойников Кудеяр, совершивший за свою жизнь множество злых и грязных дел, однако за это убийство Кудеяр получает прощение всех своих прошлых грехов. Революционный смысл ле-генды в том, что помещиков нужно уничтожать, а не тер-пеливо исполнять их капризы.

Через всю поэму Некрасов проводит мысль, что после реформы, какой бы кабальной для крестьян она ни была, все же наступили долгожданные изменения в жизни рус-ского народа. И это стало ясно не только крестьянам, но и помещикам:

Ой, жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • легенда о двух великих грешниках пересказ
  • образ царя в поэме кому на руси жить хорошо
  • образ графа путятин кому на руси жить хорошо
  • образы помещиков в поэме "кому на руси жить хорошо"
  • порно пристрастия помещиков на руси фильм

Было бы неверно говорить, что каждая встреча делает героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо» мудрее. Так, встречая «барина кругленького» - помещика Оболта-Оболдуева , крестьяне ведут прежнюю речь:

Скажи ж ты нам по-божески,
Сладка ли жизнь помещичья?
Ты как - вольготно, счастливо,
Помещичек живешь?

Поведение и реакция странников на рассказ помещика свидетельствует о том, как трудно протекает процесс действительного освобождения - уже нравственного - русских крестьян: их робость перед помещиком, нежелание сидеть в его присутствии - все эти детали складываются в характеристику «деревенских русских людей», привыкших к тому, что они люди «низкого рода».

В сущности, вся глава представляет собой «мерочку господскую» - здесь в основном представлено мнение помещика о помещичьем сословии и о крестьянах. И в то же время мужики - не безмолвные свидетели рассказа: не осмеливаясь возражать помещику, они вольны в своих мыслях. И эти мысли позволяют сопоставить «мерочку господскую» с «мерочкой крестьянской», увидеть оборотную сторону нарисованной Оболт-Оболдуевым идиллической жизни помещиков и крестьян при крепостном праве и одновременно постичь душу крестьянскую.

Глава обнаруживает пропасть, сложившуюся за годы рабства: помещик и крестьяне говорят на разных языках, одно и то же событие ими воспринимается по-разному. То, что помещик считает «хорошим» для крестьянина, странникам не кажется «счастьем». У крестьян и помещика разное понимание и «почета», что и открывает разговор о родословной. Автор не случайно начинает разговор о «счастье» помещика с истории его рода. История предков Оболта-Оболдуева обнаруживает, при всем сатирическом заострении, реальные черты жизни России: вершители судеб крестьянских получали дворянство за умение потешить русского государя. «Почет» для помещика - древность рода, а не его подлинные заслуги перед государством, перед народом.

Слушая идиллический рассказ помещика о прошлом «благоденствии», крестьяне по-своему воспринимают это «благоденствие», особенно когда рассказ касается «вотчины». Они не спорят с помещиком, не возражают ему. Но переданные автором мысли мужиков обнаруживают подлинный смысл «идиллии», за которой стоят все те же унижения крестьян и насилие над их душами. Так, когда помещик рисует картину «духовного родства» помещиков и крестьян, вместе молившихся в господском доме во время «каждого почитаемого двунадесятого праздника», крестьяне, соглашаясь вслух, про себя недоумевают:

«Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?..»

Что же составляло «счастье» помещика в еще недавней жизни? Первое, чем так гордится помещик, что называет он «почетом», - покорность крестьян и даже самой природы:

Пойдешь ли деревенькою -
Крестьяне в ноги валятся,
Пойдешь лесными дачами -
Столетними деревьями
Преклонятся леса!

Его рассказ действительно убеждает: «жил он, как у Христа за пазухой»: праздники, охота, вольная и праздная жизнь составляли «счастливую» жизнь помещиков. Но «счастлив» был и народ, уверяет помещик. «Счастье» его, как полагает Оболт-Оболдуев, заключалось - в ласке помещика, в угождении помещику. Вспоминая о недавнем еще прошлом, когда он был безраздельным хозяином вотчины («Ни в ком противоречия, / Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню. / Закон - мое желание! / Кулак - моя полиция! <...>»), он искренне убежден, что прежде он «хорошо жил» со своею «вотчиной».

Но «господская мерочка» не совпадает с крестьянской. Соглашаясь с тем, что «житье» помещика и впрямь было завидное, крестьяне-странники весьма скептически выслушивают его рассказы о «счастье» вотчины. Не случайно на вопрос Оболт-Оболдуева: «Так вот как, благодетели, / Я жил с моею вотчиной, / Не правда ль, хорошо?..», крестьяне в своем ответе «хорошей» признают только жизнь помещика: «Да было вам, помещикам, / Житье куда завидное, / Не надо умирать!»

Однако нынешние несчастья помещика не кажутся странникам ни надуманными, ни смешными. За жалобами помещика действительно встает очень важная проблема российской жизни. Целые поколения русского дворянства, жившие за счет чужого, дарового труда, оказались абсолютно не способными к иной жизни. Оставшись хозяевами земли, но лишившись даровых рабочих, они и принадлежащую им землю воспринимают не как мать-кормилицу, а как «мачеху». Труд несовместим для них с «чувствами деликатными» и «гордостью». Перефразируя Некрасова, можно сказать, что «привычка и над помещиком сильна», - привычка к праздной жизни. И потому упреки устроителям реформы, звучащие из уст помещика, не столько смешны, сколько исполнены драматизма, - за ними определенное отношение к жизни, которое формировалось в течение столетий:

А если и действительно
Свой долг мы ложно поняли,
И наше назначение
Не в том, чтоб имя древнее,
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью
И жить своим трудом,
Так надо было ранее
Сказать... Чему учился я?

Не случайно в центре главы - символическая картина колокольного похоронного звона. Похоронный звон по умершему крестьянину помещик воспринимает как прощание с помещичьей жизнью: «Звонят не по крестьянину! / По жизни по помещичьей / Звонят!.. Ой, жизнь широкая! / Прости - прощай навек! / Прощай и Русь помещичья!» И, что важно, эту драму помещика признают и крестьяне: их мыслями о всеобщем неблагополучии и завершается глава:

Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..

Сочинения по литературе: Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо» Сюжетной основой поэмы "Кому на Руси жить хорошо" становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься "счастливо, вольготно на Руси".

Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, "воинскою силою" покорявший собственных крестьян. Жесток "жадный, скупой" господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается.

В главах "Помещик" и "Последыш" Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России. Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы "Помещик", начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А.

В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды: Закон - мое желание! Кулак - моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот! Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. "Теперь не та уж Русь!

" - с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила "одним концом по барину, другим по мужику..." Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем. Глава "Помещик" подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н.

А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе "Последыш" Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам - привычка покоряться. Князь Утятин - барин, который "весь век чудил, дурил". Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года.

Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества: Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И - разные глаза: Один здоровый - светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар: Известно, не корысть, А спесь его подрезала, Соринку он терял. И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. "Последыш" становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крестьян, "Последыш" отдает нелепые распоряжения: приказывает на "вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!" Мужики хохотом встречают этот приказ, так как "той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!" Глухонемого дурака "Последыш" назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы "Последыша", еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава "Последыш" уточняет смысл главы "Помещик".

От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности.

Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется: Русь не шелохнется, Русь - как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая... "Легенда о двух великих грешниках" подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника: Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю вешаю, А поглядел бы, как сплю! -становится способом очистить от грехов свою душу.

Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.