Патриархальный тип семьи. Что такое патриархальная семья Патриархальная семья как принимаются решения

  • Дата: 23.12.2023

Времена меняются, вместе с ними преобразуются общественные отношения. В древности неоспоримым авторитетом в племени являлась женщина, такой союз называется матриархальным. Сейчас особенно популярным является эгалитарный тип отношений, где оба партнера равны.

Однако наибольшее распространение во всем мире получил семейный уклад патриархального типа. Возникает вопрос: патриархальная семья – что это, каковы признаки и особенности подобных межличностных отношений?

Традиционная патриархальная семья – это ячейка общества, где главенствующее место занимает мужчина. В переводе с греческого «патриархат» означает «отцовская власть», это определение описывает не только отношения внутри семьи, но и в обществе.

В данной форме социальной организации мужчина является моральным авторитетом и лицом, обладающим политической властью.

Женщина в союзе патриархального типа является ведомой, она полностью подчиняется мужу, следит за бытом, обустраивает домашний очаг.

Мужчина обеспечивает домочадцев, не позволяет жене работать ни при каких обстоятельствах. Дети воспитываются очень строго, им с раннего возраста прививается глубокое уважение к старшим.

Исходя из этого, вытекает определение патриархальной семьи – это союз, состоящий из мужа, жены, детей, внутри которого создаются крепкие родственные отношения между поколениями. Право последнего слова принадлежит исключительно представителю сильного пола.

Признаки

Отличительные признаки патриархальной семьи помогут понять, что это такое. На самом деле подобный уклад просуществовал с древности до недавних пор, в некоторых культурах следы этого влияния обнаруживаются и сейчас. Что такое патриархальная семья – ясно, это подчинение женщины своему мужчине, но каковы ее характерные черты?

  1. Патрилинейность. Эта характерная черта заключается в том, что наследование социального статуса, имущества происходит только от отца к сыну. Отец имеет право распоряжаться детьми по своему усмотрению.
  2. Ответственность мужчины. Глава семейства полностью отвечает за благосостояние дома, честь рода. Он ответственен за женщину, детей, обеспечивает их всем необходимым. При том, что общество не осуждает право мужчины на «владение» женщиной, он относится к ней с огромным уважением. Она отвечает ему взаимностью.
  3. Моногамия. Русский семейный клан патриархального типа обязательно моногамен, то есть у мужа одна жена, и у жены, соответственно, один муж. В мусульманском обществе допускается многоженство, однако не может быть такого, чтобы у одной женщины было бы несколько мужей. Многомужество, или полиандрия, не допускается.
  4. Сосуществование нескольких поколений. Легко понять, что такое патриархальная семья, если обратить свое внимание на один из главных признаков. Основной характеристикой является то, что несколько поколений проживают под одной крышей. Сыновья, вступая в брак, приводят домой своих жен. Все члены такого большого клана беспрекословно подчиняются старшему мужчине.
  5. Многодетность. Наличие богатого потомства только приветствуется. Женщина, как правило, рожает, пока обладает физической силой, не имеет право прерывать беременность. Мать посвящает свою жизнь воспитанию детей, с юного возраста их учат быть ответственными за свои поступки, трудолюбивыми.
  6. Подчинение строгим правилам. Что такое патриархальная семья – это следование канонам, правилам, которые, безусловно, ведут к всеобщему благополучию и процветанию. Собственные интересы домашних отходят на второй план, первостепенными являются семейные ценности, обычаи, традиции.
  7. Заключение браков по расчету. При выборе партнера руководствуются его финансовым состоянием, выгодой для благосостояния всего семейства. Браки по любви обычно не заключаются.

Патриархальному укладу свойственна и такая характеристика, как консервативность. Крайне нежелательны различные переезды, смены места жительства, рабочего места. Все изменения принимаются исключительно самым старшим мужчиной, обладающим наибольшим авторитетом.

Нужно знать! Патриархат обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Преимуществом такой формы семейного уклада является то, что согласно статистике, в таких браках встречается крайне малое количество разводов.

Существует несколько типов подобных союзов в зависимости от степени контроля, осуществляемого мужчиной.

Семьи, где практикуется полный контроль, встречаются крайне редко в современном мире, разве только в мусульманских или религиозных семьях, однако позволяет наилучшим образом понять, что такое патриархальная семья и как происходит взаимодействие сторон.

Без участия мужчины в ней не происходит ничего. Тотальный контроль распространяется на все жизненные сферы, только муж принимает решения по любому вопросу.

Православной церковью пропагандируется почитание мужчины. Женщина полностью подчиняется мужчине, однако она уважаема и уважаема им. Мужчина оберегает свою спутницу от невзгод, доверяет ей и интересуется ее мнением. Это гармоничный союз, где доминирует уважение и любовь. Дети воспитываются спокойно, им прививается уважение, доверие, забота друг о друге.

Существует частичный патриархат, где власть представителя мужского пола распространяется только на одну из следующих сфер:

  1. Финансовую часть.
  2. Воспитание детей.
  3. Защиту чести жены и всех членов семьи.

Патриархальной русской семье присущи некоторые особенности. В отличие от семей Древнего Рима, где право обладания женщиной приравнивалось к рабовладению, то есть глава распоряжался женщиной как какой-либо вещью или рабом, у славян дело обстояло иначе – мужчина абсолютно не вмешивался в женские дела. В России союз патриархального типа состоял из нескольких пар, состоящих в браке.

Они владели общим имуществом и совместно занимались ведением хозяйства. Большак, то есть самый зрелый и опытный мужчина, всеми руководил, ему помогала советница, однако она не обладала высоким статусом.

Интересно! На Руси вдовы после смерти мужа не пользовались правом наследия.

К девятнадцатому столетию русская семья объединяла два или три поколения родственников. Однако в низших сословиях такое семейство состояло из отца, матери и детей. Изменения в укладе семейной жизни произошли накануне двадцатого века, вместе с переменами в экономике.

Во многом этому способствовали кризисы, происходящие внутри семьи. В шедеврах классической литературы того века можно проследить эту тенденцию неподчинения главе семейства. Вскоре ситуация в корне изменилась, а к восьмидесятым годам прошлого столетия женщины повсеместно взяли на себя функцию управления финансами. Тем не менее, влияние патриархата чувствуется и сегодня.

Полезное видео

Вывод

Патриархальный тип семейного уклада изжил себя во многих европейских странах, однако встречаются единичные случаи беспрекословного подчинения мужчине. Психологи утверждают, что в нем могут существовать только неуверенные в себе личности, обладающие низкой самооценкой.

Все же не стоит пренебрегать теми преимуществами, которые гарантирует эта форма отношений: отсутствие брошенных детей, обездоленных стариков, уважение и почитание старших, ответственность за свои действия, взаимопомощь.

Вконтакте

Большая патриархальная семья имеет в литературе и другие названия: семейная община, домовая община, домашняя патриархальная община. Это - хозяйственная группа, включающая в себя три-четыре поколения самых близких сородичей, потомков единого отца, вместе с женами их и детьми, порою с зятьями и прочими родными, принятыми в семью. Численность ее достигает ста иногда больше человек. Классический образец патриархальной семьи — югославянская задруга. В России такая группа именовалась в различные эпохи и в разных местностях - «огнище», «печище», «дым», «дом» и пр.

В основе хозяйства патриархальной семьи лежит коллективное землевладение и использование основных производственных орудий. Тогда, как в индивидуальном обладании находятся только предметы личного использования. Как само производство, так и потребление ведется всем коллективом.

Большая семейная община дифференцируется в составе рода, становится основной производящей и потребляющей ячейкой развитого патриархального общества, в большой мере замкнутым натуральным хозяйством, вырастает в самостоятельную, экономически прочную силу, приобретает все растущее общественное значение. Управление патриархальной семьей формируется изначально на демократических основаниях. Глава ее - «старший» мужчина, старший по возрасту, иногда и моложе - выборный. Только он лишь организатор и руководитель хозяйства. В процессе своей деятельности «старший» строго считается с мнением всех взрослых членов семьи. Совместно со «старшим» мужчиной патриархальная семья, как правило, имеет во главе и «старшую» женщину, обыкновенно жену «старшего». В семейном хозяйстве она управляет всеми женскими работами. Довольно стойко переживаются , и «старшая» обладает немалой властью не только в среде женской, но и среди мужчин молодого возраста дома. Женщина все-таки надолго остается «хозяйкой дома». С разрастанием патриархальной семьи, управление всем домашним хозяйством претерпевает определенные затруднения или становится и вовсе невозможным. Это в большей степени сказывается в области потребления. Готовка пищи, например, на очень многочисленную семью становится все более затруднительной. Это хорошо выражает старинная осетинская формула: «огня не хватает на всех». Семья делится на несколько частей, причем раздел совершается между старшим поколением.

Однако на данном этапе раздел семейной общины бывает не полный. Каждая выделившаяся семья получает индивидуальное жилое помещение, находящееся смежно с основным домом, и живет в определенных отношениях, ведя отдельное хозяйство. Из имущества делится только движимость, земля же остается общей. Такая группа родственных, происшедших от размежевания одной семейной группы, семей, тоже разрастающихся в крупные семьи, образует в ряде отношений все же единый хозяйственный и общественный коллектив, получивший название патронимии.

— первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения — семейные отношения родителей и детей.

Семья — круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины — по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они. мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus — ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь се удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж — жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время — всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне се: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Многие люди мечтают иметь большую семью, в которой может объединяться несколько поколений родных людей. Патриархальная семья, как раз и является таким видом семейных отношений, где в одной семье объединены как близкая по крови родня, так и двоюродные, троюродные братья и сестры, дяди и тети, более пожилое поколение и юное.
В патриархальных семьях восточных арабских стран, до сих пор существующих в нашем мире, где официально разрешено многоженство, многочисленный состав родственников разбавляют многочисленные жены мужа. Наибольшая концентрация таких патриархальных семей сосредоточена именно там - на востоке. Имели широкое развитие такие семейные традиции во многих американских, европейских и восточных цивилизациях.
Мужчине в такой семье предоставляется намного больше свобод и прав, чем представительницам слабого пола. Мужчина здесь является главным кормильцем и добытчиком провизии и денежных средств. Его жены не работают, ведут домашнее хозяйство, воспитывают общих детей и беспрекословно подчиняются воле своего мужа. Дети воспитываются в строгости, и с самого раннего детства им прививается послушание и уважение к старшим родственникам. Специалисты в социальной области изучения современного общества считают, что такой вид отношений является для женщины особенным унижением, порабощением и дискриминацией.
Патриархальная семья является основой понятия семейного бизнеса, когда несколько поколений дела передаются от отца к сыну, а родственники работают во благо развития этого бизнеса.
В современном обществе патриархальная семья состоит, в основном, из родителей и их детей. Иногда сюда присоединяются бабушки и дедушки, но общая атмосфера имеет демократичный характер. Супруги все более часто спрашивают совета друг друга, но все же, основные решения остаются за мужчиной.
Часто выстроить уважительные и дружные отношения между членами патриархальной семьи, состоящей из проживающих под одной крышей братьев и сестер со своими семьями, а также более старшего поколения, является довольно сложно. Здесь вероятен конфликт интересов. Жить по одинаковым правилам является проблематичным, также ситуацию накаляют неравнозначные имущественные права на жилье, в котором вынуждены ютиться все члены одной большой семьи.
Именно поэтому можно сказать, что на практике патриархальные семьи являются далеко не идеальными. Скорее всего, в основе их лежат желание отдать дань традициям или невозможность молодых семей приобрести собственное жилье и жить самостоятельно. Данный тип семей для кого-то приемлем, а для кого-то и нет.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. Идеальный вариант воспитания, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения. «Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа .

Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, пассивность. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать развитие «женских» черт характера или, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения .

Личность самих родителей как субъектов воспитания является наиболее значимым фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей .

Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.

В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт данной стадии состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола. К преодолению кризиса, к складыванию зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование всех норм и ценностей .

Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей жизни. По его мнению, каждый индивид решает психосоциальные конфликты, преодолевая жизненные трудности. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности - базовое чувство доверия к миру, автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрение самостоятельных действий) .

Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.

Центральная проблема концепций социального научения - социализация как процесс превращения изначально асоциального существа в полноценного члена человеческого общества. Социализация представляет собой результат научения. Родительское поведение рассматривается как модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, характер супружеских взаимоотношений и другие. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений (неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком), что имеет серьезные, негативные последствия для психического развития ребенка. Семейные отношения, как правило, выступают для индивида как наиболее важные, чем служебные, учебные и т.д. Этим объясняется их ведущая роль в формировании психических нарушений и факторов, которые обуславливают психотравмирующее переживание .

Стиль воспитания - это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. Необходимо помнить, что пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей определяют стиль родительского воспитания.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению .

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представление о себе, самоотношение, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием его, с характером родительских установок и качеством привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери.

Исторически отношение к воспитанию детей было достаточно безразличным, дети рассматривались как неполноценные взрослые. Однако традиционная патриархальная семья предоставляла отцу без особых усилий влиять на взросление ребенка (особенно сына) в процессе осуществления совместной деятельности. Традиционная патриархальная семья, осуществляющая сельскохозяйственную или ремесленную деятельность была, по существу, основой воспитания как мужских, так и женских качеств .

Само понятие «патриарх» - глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) - характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи - не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти. Триада Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям .

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине. В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины .

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht - «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

Отношение отца к детям сильно отличается в зависимости от национального, культурного, классового типа семьи. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми - от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы - в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец - прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом .

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи. Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня» .

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью - тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» - эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна. Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла - будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии). Сейчас отец (рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа есть нечто непонятное ребенка. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын - наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания .

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок.

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви -- отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения. Современное западное общество, считает Э. Фромм, все в большей степени становится «безотцовым». Падение авторитета отца связано с крушением прочих авторитетов. Для современного «безотцового» молодого человека нет уже ни государства, ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах.

Преобладает «материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства не имеют значения. С наибольшей полнотой этот взгляд выражен в идеологии хиппи. Отсюда, по Э. Фромму, характерная для современного Запада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.

В настоящее время во многих зарубежных странах пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье.

Патриархальная семья в нашей стране обладала всеми достоинствами и недостатками патриархальной семьи. Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х - 30-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации требовались миллионы женских рабочих рук; женщина была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях стало (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханная по числу жертв война - все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения.

Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стала нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было .

История 20-40-х годов представляет широкий спектр разнообразных преступлений против отцов. На одном краю спектра - некто Успенский, сын священника, убивший своего отца, чтобы доказать верность атеистическим принципам новой власти; по данным А. Солженицына, отцеубийца стал заведующим культурно-воспитательной частью (!) Соловецкого концлагеря. На другом краю - десятки тысяч людей, отрекшихся от отцов. «Советские родители не лишены авторитета, - пишет американский исследователь Д. Линн, автор единственной в мире монографии, посвященной роли отца в семье, - но этот авторитет - лишь отражение мощи государства».

В настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой - лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. Не так уж мало семей, где отец - просто «чужой среди своих».

Психолог Т. Юферева провела исследование восприятия московскими подростками 13-14 лет положения мужчины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и мальчики воспринимали в первую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. «Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной», - сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих отзывах: «Мужчина - это три Т: тапки, тахта, телевизор»; «Мужчина - это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест».

Мальчики 8-9 лет на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?» чаще отвечают «На маму». Отец не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами (старостами, звеньевыми). Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье .

По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери чрезвычайно специфична для современной России (в связи с ее особыми историческими условиями) и редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения можно видеть в неблагополучных семьях. По данным ленинградского детского психиатра А. И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы - значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери часто носит жесткий характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери .

При этом положение отца становится еще более тяжелым. Вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей.

Таким образом, процесс отчуждения отца от детей в значительной мере представляется общим и для нашего, и для западного общества. И в том, и в другом случае в основе лежит распад патриархальной семьи с отцом-господином, послушной женой и беспрекословным подчинением младших старшим. И на Западе, и на Востоке действуют многочисленные факторы, ведущие к увеличению числа неполных семей, матерей-одиночек.