Правление ярослава мудрого. Ярослав мудрый Киев был обнесен высокой каменной стеной

  • Дата: 24.02.2024

Яросла́в Влади́мирович (в поздней историографической традиции Яросла́в Му́дрый; . 978- 20 февраля 1054, Вышгород) - князьростовский (987-1010), князь новгородский (1010-1034),
великий князь киевский (1016-1018, 1019-1054).
Ярослав Владимирович - сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой
княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был
наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти
- 20 февраля (4 марта) в високосный год или 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права,
который вошёл в историю как «Русская правда».

Ростовский период

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич
посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав,
который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно
условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что
Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года.
В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на
стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер,
историческая достоверность их мала.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках
посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в
летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был
ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения
ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время
ростовского княжения.

Новгородский период

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался
Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен
Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын,
Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически
лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в
Новгород поставил Ярослава.
Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское и все
другие, за исключением киевского. Новгородский князь ежегодно выплачивал в Киев
дань в 2000 гривен, что составляло 2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему
землях дани. 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер
которой уступал только размеру дружины киевского князя.
Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях,
как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда
уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава
новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около
Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был
значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова,
место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась
ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Восстание против отца

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру
Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти
действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из
младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к
себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание
Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын
Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти
известия могли побудить Ярослава выступить против отца. Для того чтобы противостоять
отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с
Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел
«требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года
вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была
вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении
Бориса, повернули обратно. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на
бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. В результате новгородцы, не
выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время
находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе
представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а
когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе
1015 года. Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она
сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя
Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого
убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Борьба за киевский престол

15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить
мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком,
которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В
этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на
наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

Русь во времена Ярослава Мудрого

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев.
Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Победа
под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с
печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком,
разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху
Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам
сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины,
начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка
военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать
«за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его
суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали
деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной
1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве
на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал

Киевский период

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили
земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036
года (времени смерти Мстислава).
В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту,
Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр. В 1031 году
Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали
польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый,
король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был
со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.
В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на
киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу (поруб). Только после этих событий
Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев.
В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в
Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем
большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич.
В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь,
причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в
1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава
- Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с
Польшей.
В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в
поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в
1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на литву.
В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо
сгоревшего деревянного.
В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей.
В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни
Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою
жену Ингигерду и на два года - старшего сына Владимира. Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Профессор Виктор Зиборов датирует это событие 17
февраля 1054 года. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве.

Внешняя политика

Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию,
чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий
авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем
«евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских
государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре
Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в
жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой
царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король
Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский
король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был
женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены
Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.

Внешняя политика

Внутренняя политика

Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и
укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил
правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый
свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» ,
или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе
русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс –
уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного
порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе.
Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за
повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство. Важным шагом в духовной и политической
жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах.
В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион –
блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и
прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .
Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая
повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное
употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел
большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» . С этого
времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их
грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице
Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.
Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только
политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые
и серебряные монеты – златники и сребреники.

Внутренняя политика

Мудрость Ярослава

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы
книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по
их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в
Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости
Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав
объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о
мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного
Соломона.

Cлайд 1

Правление Ярослава Мудрого Презентацию выполнила ученица 10 М класса Гимназии №22 Петриева Анастасия

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Внешняя политика Ярослава Мудрого В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в земли прибалтийской “чуди” и построил к Западу от Чудского озера город Юрьев (сейчас Тарту), Юрий – имя данное Ярославу при крещении. В 1036 г. Войско Ярослава нанесло сокрушительное поражение печенегам под Киевом, от которого они не смогли оправиться. На смену печенегам в XI в. придут половцы. В бою были задействованы силы новгородцев, варяг и киевского ополчения. В 1038 г. усмирил ятвягов. В 1040 г. ходил в поход на Литву и Мазовию. В 1043 г. воевал с Византией. Но неудачный: Ярослав послал в поход старшего сына (Владимира), разыгралась буря, корабли переворачивало, а выплывших на берег византийцы брали в плен, иногда ослепляли. Только в 1046 г. по мирному договору русские пленные были возвращены. При заключения мирного договора, Константин Мономах отдал в жены сыну Ярослава, Мстиславу, свою дочь, от которой в последствии родится Владимир Мономах. В 1047 г. покорил Мазовию для своего союзника – Казимира I. В 1030-1031 гг. объединенное войско Мстислава и Ярослава нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города (Белез, Червень, Перемышль) снова отошли к Руси.

Cлайд 7

Внешняя политика Ярослава Мудрого Развивал внешние отношения посредствам династических браков: его сестра Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сестра короля за сыном Ярослава, Изяслава. Дочь Ярослава была замужем за французским королем Генрихом l. Другая дочь – Елизавета – жена викинга Гарольда Смелого, впоследствии короля Норвегии. Анастасия вышла замуж за Венгерского короля Андрея l. Все его сыновья были женаты на принцессах Польши, Германии, Византии.

Cлайд 8

Смерть Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 года Ярослав Владимирович скончался в Киеве на руках у сына Всеволода. Похоронили великого князя в мраморной раке в любимом им Софийском соборе, на стене которого в знак уважения к покойному от имени народа была сделана надпись о смерти «царя нашего».

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Армия Ее ядром была старшая и младшая дружины, которыми командовал сам великий князь. В XI в. У киевского князя насчитывалось до 500-800 дружинников. Войско выступало в поход под княжескими стягами. Впереди ехал князь, за ним гарцевала конная дружина, далее двигался полк.

Cлайд 12

Города Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось уже около 42 крупных городов. В городе прежде всего находился кремль или детинец. Кремль, как правило, находился в центре города, обнесенный высокой стеной. Перед стеной вырывался глубокий ров, наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. В центре кремля возвышалась местная святыня – главный городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове – храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, чинил суд и расправу. Туда свозились дани, захваченная на войне добыча. Здесь собирались судебные и торговые пошлины.

Cлайд 13

Торговля С течением веков набрала силу торговля. В XI – XII вв. в русских городах купечество составляло значительную часть населения. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран, германских земель. Немало в русских городах было торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока – Персии, Хорезма. И русские купцы были желанными гостями на рынках Византии, Польши, германии. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси. На торгу звенели монеты разных стран. Расчеты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в восточных дирхемах, в западноевропейских денариях. В качестве денег использовали и шкуры зверей и скот. Церковь Церковная религиозная жизнь создана была по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из митрополий. В крупных городах церковную власть осуществляли епископы. Князья не только поддерживали церковь организационно, но и оказывали ей всяческую материальную поддержку. В 1051 г. Митрополитом всея Руси на совещании епископов и при поддержке Ярослава Мудрова был избран Иларион – образованный священник княжеской церкви – летней резиденции великого князя. Раннехристианская церковь XI века

Слайд 1

Слайд 2

Внешняя политика. Внутренняя политика В итоге….

Чупров Л.А МОУ СШ №3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Внешняя политика.

Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.

Слайд 6

Внутренняя политика

При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В Киеве при Ярославе было построено около 400 церквей и 8 рынков. Киев был обнесен высокой каменной стеной, Был выстроен парадный въезд в Киев - Золотые ворота.

Слайд 7

Софийский Собор

В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников.

Слайд 8

Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.

Слайд 9

С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные: изображения святых, изображения Иисуса Христа, изображения Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.

Слайд 10

При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли"

Слайд 11

Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили: письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.

Слайд 12

При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.

Слайд 13

Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда".

Слайд 14

При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Слайд 15

Эпоха Ярослава Мудрого имеет непреходящее значение: Благодаря усилиям Ярослава началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура. Позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению. Скончался Ярослав 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе.

В итоге….

"В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20-го успение царя нашего…".






Внешняя политика. Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.


Внутренняя политика При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В Киеве при Ярославе было построено около 400 церквей и 8 рынков. Киев был обнесен высокой каменной стеной, Был выстроен парадный въезд в Киев - Золотые ворота.


Софийский Собор В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников.


Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.


С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные: изображения святых, изображения Иисуса Христа, изображения Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.


При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли "


Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили: письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.


При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево- Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.


Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда".


При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.


Эпоха Ярослава Мудрого имеет непреходящее значение: 1. Благодаря усилиям Ярослава началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура. 2. Позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. 3. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению. Скончался Ярослав 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. В итоге…. "В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20- го успение царя нашего…".