Новый Завет: еврейский перевод, толкование и комментарии. Новый Завет: еврейский перевод, толкование и комментарии Трактовка 1 коринф 3 17

  • Дата: 22.04.2024

1-Кор. 3:1-4 . Однако не все коринфские верующие были духовными. Когда Павел проповедовал в Коринфе, многие уверовали. По вере они получили оправдание и примирились с Богом (Рим. 3:1-2). Несомненно Павел рассказал им обо всех благословениях, которые делаются их достоянием о принятием Христа, и это-то он называет молоком. В то время их образ мыслей и ЖИЗНИ ТОЛЬКО начинал изменяться (Рим. 12:2). Мир, с характерными для него помыслами и поведением, продолжал оказывать на них большое влияние они все еще были младенцами во Христе

Но "слово о кресте" (1-Кор. 1:18) содержит нечто большее, чем учение об оправдании. Оно говорит и об освящении, В нем содержится призыв к обновлению самого подхода к вещам и соответственно - поступков и действий - в ответ на Божие откровение. Оно зовет к праведности в помыслах и делах (Евр. 5:11-14). И вот эта часть проповеди о "Христе распятом" (1-Кор. 2:2) является твердою пищею (3:2), которой многие коринфяне пренебрегали.

Поэтому они и оставались плотскими (стих 3). Им не свойственны были качества зрелых, "взрослых" христиан, такие как: смирение, забота о других и покорность Богу; вместо этого, коринфяне вели себя, подобно капризным, эгоистичным детям; потому и ссорились между собою (стих 4 сравните с 1:12). Они стремились "царствовать" (4:8), а жизнь смирения и отвержения себя не прельщала их (4:9-13), поскольку они не понимали, что весть о "Христе распятом" предполагает не только оправдание, но и освящение (сравните Фил. 2:1-8). Корень их разделений был и в этом непонимании (сравните 1-Кор. 1:10; 3:4), и Павел хотел помочь им исправить положение.

2. НЕПОНИМАНИЕ СМЫСЛА И НАЗНАЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЯ (3:5 - 4:5)

Подход к служению был второй и связанной с первой причиной разделений в Коринфской церкви. Коринфяне видели центр служения в людях, тогда как только Бог был источником всех благословений (3:5-9), а церковные служители являлись лишь слугами Его, подотчетными Ему (3:10-17). А раз так, то им с опаской следовало относиться к возвеличению себя (что, по-видимому, не вполне понимали некоторые руководители коринфской церкви; 3:18-23), но верно трудиться для Бога и тем снискать похвалу от Него (4:1-5).

1-Кор. 3:5-9 . И Павел и Аполлос были поставлены на служение Христом (Еф. 4:11). Они были лишь орудием, а не первопричиною того, что коринфяне уверовали (сравните 1-Кор. 2:4-5). Первопричина же и полученный результат были в Боге, Который произвел в них веру. Взращивает "семя" Бог (3:6). А поэтому славу следует воздавать лишь Ему (стих 7). Как слуги Божий, Павел и Аполлос не конкурировали между собою, но дополняли служение друг друга (стих 8). Оба они преследовали одну и ту же цель - привести Коринфскую церковь к духовной зрелости, к истинному христоподобию (Еф. 4:12-13).

И каждого из них ожидала награда - в зависимости от их верности и ревностности в исполнении порученного им Богом дела (сравните 1-Кор. 4:2-5). Потому что, хоть пастырь и служит церкви, ответственность он несет перед Богом. По отношению друг ко другу Аполлос и Павел были соработниками у Бога и трудились для Него на Его "ниве", в Церкви (3:9).

1-Кор. 3:10-17 . Сравнив Церковь с нивой, апостол сравнивает ее и со строением. Эту метафору Павел по-разному прилагает к христианам по отдельности и в целом, называя их зданием, храмом, в котором обитает Бог. Сам Иисус Христос называл Свое физическое тело храмом (Иоан. 2:19-22). В одном из своих посланий Павел применяет тот же образ по отношению к духовному телу Христа, т. е. ко вселенской Церкви (Еф. 2:21). И тело каждого христианина в отдельности называет Павел храмом (1-Кор. 6:19). А тут речь идет о поместной церкви, уподобляемой строению Божию, храму, в котором обитает Дух Господень (3:16).

Павел продолжает развивать мысль об ответственности духовного пастыря за работу, исполняемую им в церкви (стих 8). Хотя все члены Коринфской церкви имели, по крайней мере, какой-то один духовный дар или способность, которыми они могли служить другим в этой церкви (12:11), более всего был озабочен Павел служением старших братьев в их среде, которым, подобно Аполлосу или ему самому, были даны большие возможности (3:5,21-22).

1-Кор. 3:10 . Но, созидая храм, не все служители трудятся с одинаковой отдачей. Придя в Коринф со "словом о кресте", Павел положил там основание "храму". Аполлос тоже успешно потрудился в этом городе (Деян. 18:27-28). По-видимому, трудился в Коринфе и Петр, которого Павел называет здесь "Кифой" (1-Кор. 1:12; 3:22). Однако из контекста 10 стиха следует, что и другие трудились и трудятся в Коринфе; их-то и предостерегает апостол: …каждый смотри, как строит.

1-Кор. 3:11 . Ибо не может быть другого основания у церкви, другого основания для спасения, кроме Иисуса Христа (Деян. 4:12). Между тем, в Коринф пришли люди, проповедовавшие "иное благовестив" (2-Кор. 11:4). Возможно, один из этих людей как раз и находился там, когда Павел писал это послание.

1-Кор. 3:12 . В стихах 12-17 Павел описывает три рода служителей или "строителей": "мудр" (стих 14, сравните стих 10), немудрых (стих 15) и тех, которые не строители в сущности, а разрушители (стих 17).

Материал, употребляемый ими для строительства, - это метафора, которую можно истолковать по крайней мере в четырех смыслах: а) Золото, серебро и драгоценные камни - подразумевают отменное качество работы строителей, а дерево, сено или солома символизируют труд, результаты которого - временны, а, значит, и труд этот бесполезен.

В пользу этой точки зрения говорит слово "дело" в 13 стих и фраза из 14 стих - "дело, которое он строил… ", б) Три дорогих материала символизируют верную доктрину, которую строитель внедряет в сознание и жизнь людей, а три непрочных материала - лжедоктрины, в) Первые три материала подразумевают достойные побуждения и намерения строителя, а три других - недостойность мотивов, которыми он руководствуется (сравните 4:5). г) Золото, серебро и драгоценные камни - это верующие, составляющие Церковь (в пользу такого мнения говорит употребление схожей метафоры в Еф. 2:22; 2-Тим. 2:20 и 1-Пет. 2:5), а дерево, сено, солома - невозрожденные люди в церкви (греческое слово "хортой", переведенное как "сено" в 1-Кор. 3:12, употреблено по отношению к неверующим в Иак. 1:10, где оно переведено как "цвет на траве").

1-Кор. 3:13 . Речь тут идет о дне, когда Христос будет рассматривать качество работы своих служителей (2-Кор. 5:10). В тот день не вопрос спасения будет решаться, которое является Божиим даром (Рим. 6:23), и не о поведении и поступках верующих пойдет речь (Еф. 2:8-9), а именно о служении их Господу, о котором Он станет судить по качеству его, а не по "количеству". Человеческими усилиями и мудростью может быть достигнут известный и как будто бы видимый успех (1-Кор. 2:4), однако, если духовный труд не направляется силою Божией и не совершается в соответствии с Его планом, результаты его не будут прочными и продолжительными (Пс. 126:1).

1-Кор. 3:14-15 . Образ огня, ассоциирующийся с пришествием Христа на землю, встречается и на других страницах Нового Завета (2-Фес. 1:7 и Откр. 18:8). Какой именно награды будет удостоен "мудрый" строитель, не уточняется, хотя о похвале, которую он получит (1-Кор. 4:5), апостол говорит с уверенностью. А вот неумелый "строитель" потерпит у рои, впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня (подобно головне, выхваченной из огни; Ам. 4:11; Иуд. 1:23). А до дня упомянутого суда "различные строительные материалы" могут сосуществовать и даже казаться неразличимыми на взгляд (сравните Матф. 13:30).

1-Кор. 3:16-17 . Однако поместная церковь (здесь под "вы" подразумевается именно она) может настолько ослабеть духовно, что распадется вовсе или будет существовать лишь номинально, что равносильно разрушению. Павел не желал, чтобы подобное случилось в Коринфе (2-Кор. 11:3,13). Но коль скоро это случилось бы, повинных в этом неверных служителей покарал бы Бог (сравните 2-Кор. 11:15). Печальная участь ожидает разрушающих церковь (Матф. 13:41-42).

Выражение: Разве не знаете (1-Кор. 3:16) - первое из десяти аналогичных оборотов в этом послании (5:6; 6:2-3,9,15-16,19; 9:13,24); каждый раз им вводится какое-то неоспоримое заявление.

1-Кор. 3:18-23 . Исходя из высказанного им, Павел предостерегает служителей (стихи 18-20) и всю церковь в Коринфе (стихи 21-23). Служители избегнут самообольщения, если трезво оценят собственное служение и осознают, что в мудрости мира сего отражается сатанинский ум (Еф. 2:2), и что она есть безумие перед Богом (1-Кор. 3:19).

В подтверждение этого апостол цитирует из книги Иова (5:13) и из Пс. 93:11. Членам церкви следовало понять, что "хвалиться человеком" (1-Кор. 3:21), т. е. теми или иными служителями Божиими (Павлом, Аполлосом и т. д.), было схоже с самовосхвалением. А потому хвалиться нужно только Господом (сравните 1:31), Которому они принадлежат (3:23; сравните 1:2; 15:28) и Который есть источник каждого их благословения (1:30).

ГЛАВА 3
1. Я же, братья, не мог говорить с вами, как с духовными людьми, но только как с мирскими, как с младенцами в том, что касается опыта в Мессии.
2. Я давал вам молоко, а не твёрдую пищу, поскольку вы ещё не были готовы для неё. Но и сейчас вы по-прежнему не готовы,
3. так как вы ещё мирские! Разве не видно по тому, как зависть и ссоры, царят среди вас, что вы мирские и живёте по обычным человеческим нормам?
Стихи 1-3. «Мирские» в ст. 1 - эквивалент греч. саркинос , а в ст. 3 оно переводит слово саркикос . Оба являются прилагательными, образованными от слова саркс («плоть»; см. ком. к Рим. 7:5). Первое прилагательное относится к буквальной, физической плоти; второе имеет образное значение. Поймите эти стихи в таком ракурсе: «Я не мог говорить с вами как с людьми, воспринимающими духовные истины на духовном уровне. Вместо этого, мне приходилось разговаривать с вами как с младенцами, состоящими из одной плоти, которые способны понимать сказанное только в буквальном смысле. Надеюсь, некоторые возрастут со временем духом, но тогда, на том этапе духовного развития вы всё ещё не были способны воспринимать духовное. Да и сейчас я должен продолжать говорить с вами так же, поскольку вы всё ещё мирские, размышляете только о мире и о том, что принадлежит ему. Хотя вы в принципе достаточно возросли, чтобы понимать духовное, вы всё ещё неразвиты; ваши интеллектуальные показатели сносны, но ваши духовные показатели ниже уровня из-за того, как вы живёте». 

4. Ведь, если один из вас говорит: "Я следую за Шаулем", а другой: "Я следую за Аполлосом", не свидетельствует ли это о том, что вы мыслите по-человечески?
5. В конце концов, кто такой Аполлос? Кто такой Шауль? Они всего лишь служители, через которых вы поверили. На самом же деле, сам Господь, используя того или иного из нас, сделал так, что вы начали верить.
6. Я посадил семена, Аполлос поливал их, но взрастил их Бог.
7. Поэтому и сажающий, и поливающий - ничто, но только Бог, взращивающий всё.
8. Сажающий и поливающий - одинаковы. Тем не менее, каждый получит вознаграждение в соответствии со своим трудом,
9. поскольку мы сотрудники Бога; вы - Божье поле, Божье строение.
10. По милости, данной мне Богом, я положил основание, подобно умелому и опытному строителю; а другой человек строит на этом основании. Пусть же каждый будет внимателен в том, как он строит.
11. Ибо никто не может положить иное основание, отличное от уже положенного однажды, которое есть Мессия Йешуа.
12. Некоторые строят на этом основании, используя золото, серебро или драгоценные камни, тогда как другие берут дерево, траву или солому.
13. Труд же каждого будет оценён должным образом: придёт День, в который всё станет ясно. Поскольку в огне откроется всё - огнём будет испытано качество всякого труда.
В День Суда, День Адоная, Бог в огне откроет и очистит всё то, что будет достойно Его Царства, и уничтожит всё, что недостойно его. 

14. Если труд какого-либо человека, строившего на этом основании, устоит, он получит награду;
15. если же сгорит, тогда человек потерпит урон; он всё же спасётся, но спасётся, словно из огня.
Стихи 8-15. Этот отрывок говорит о суде над верующими. Несмотря на то, что все люди, доверившиеся Йешуа, будут избавлены от окончательного суда над неверующими (Отк. 20:11-15), вознаграждение на Небесах будет зависеть от дел, которые они произвели на благо Царства (5:5, 9:25; Мат. 16:27, 25:14-30; Лук. 14:13-14; Рим. 14:10-11; 2 Кор. 5:10; Еф. 2:10; 2 Тим. 4:8,14; 1 Кеф. 5:4; 2 Йн. 8). 

16. Разве вы не знаете, что вы Божий храм, и что Божий Дух живёт в вас?
Вы, будучи Телом Мессии, - Божий Храм... Божий Дух живёт в вас. В понимании евреев Бог живёт в Своём Храме; то есть там, где покоится Его слава, Шхина (ком. к Ме. 1:2-3), Его Дух. Женщина-самаритянка знала, что Иерусалим - это место поклонения евреев (Йн. 4:20), место, где находится Храм; но Йешуа ответил, что наступит время, когда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Йн. 4:23). Судя по этому стиху, такое время уже настало. Слово «храм» употреблено Шаулем в 6:19 ниже, где оно приобретает другой смысл; там оно подразумевает физическое тело верующего человека. 

17. Поэтому, если кто-либо разрушит Божий храм, Бог уничтожит такого человека, поскольку Божий храм свят, а храм этот - вы сами.
18. Пусть никто не обманывается. Если кто-то среди вас полагает, что он мудр (по нормам этого мира), пусть лучше станет "глупцом", чтобы стать действительно мудрым,
19. поскольку мудрость этого мира - бессмыслица в глазах Бога, как сказано в Танахе: "Уловляет мудрствующих их же лукавством ",
20. a также: "Адонай знает мысли мудрых, что суетны они ".
21. А потому пусть никто не хвалится человеком, так как всё ваше –
22. будь то Шауль, или Аполлос, или Кефа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее. Всё это принадлежит вам,
23. вы же принадлежите Мессии, а Мессия - Богу.

Причина, по которой Ап. не возвещал в Коринфе Евангелие, как премудрость (1–4). Положение проповедников по отношению к христианскому обществу (5–20). Положение христианского общества по отношению к проповедникам (21–23)

1Кор.3:1-4. Коринфяне, по обращении своем ко Христу, оставались долго в положении младенцев, и потому Апостол предлагал им питание, подобающее их возрасту (духовному). Доказывает он и правильность такого взгляда на коринфян, упоминая об их ссорах из-за учителей веры.

1Кор.3:1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

1Кор.3:2. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,

Апостол, как человек духовный, хорошо понимал, что коринфские христиане не способны к воспринятию высшей мудрости Евангельской. Они были «плотские» (σαρκικοί – по Textus Receptus или, лучше σάρκινοι – «плотяные», по тексту Александрийскому и нашему славянскому). Этот эпитет – менее резкий, чем эпитет «душевный» (ψυχικός). Душевный человек – это человек в его естественном состоянии, а коринфяне были люди, возрожденные св. крещением, и имели уже дарования Духа (1Кор.1:5, 7). Человек же плотской или плотяный – это просто обозначение известной, необходимой стадии развития христианина, которая тут же обозначается как «младенчество во Христе». Дурного в этом состоянии собственно ничего нет – человек, со временем, с этой стадии перейдет на другую, высшую. Ап., след., здесь не обличает коринфян, а только констатирует тот факт, что их христианское развитие несколько приостановилось на первой своей ступени. Коринфяне, если они и плотяные, – еще не «рабы плоти»: они только слишком чувствительны к приятным и неприятным впечатлениям. Так некоторые из них приходят слишком быстро в восторг от того, что слушают говорящего языками (1Кор.14:20), – это, по апостолу, люди, похожие на младенцев, живущих еще часто плотскою жизнью. Точно также под эту категорию справедливо подводит здесь Ап. тех, кто пленяется внешними приемами проповедника-учителя веры и из-за привязанности к нему унижает других проповедников. – «Молоком». Здесь разумеется простая проповедь о распятом Христе и о последствиях Его смерти для человечества. Это необходимо было знать каждому человеку, обращавшемуся в христианство. – «Твердою пищею», – т. е. высшею Евангельскою мудростью, которая дает уразумение планов Божественного домостроительства. – «И теперь не в силах». Этому как будто противоречит то обстоятельство, что Ап. в ХV-й гл. нашего послания говорит с коринфянами по вопросам христианской эсхатологии так, как бы он мог говорить только с людьми опытными в христианском познании. Но, собственно говоря, в ХV-й главе нет ничего такого, что не было бы доступно и пониманию простых христиан. Притом, там было уже необходимо апостолу вдаться в разъяснения, более обстоятельные, в виду отрицания возможности всеобщего воскресения. Наконец, заявление Ап. Павла о плотском состоянии коринфян нельзя понимать как относящееся ко всем, без исключения, коринфским христианам...

1Кор.3:3. потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

1Кор.3:4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

Поведение Коринфян обозначает здесь Ап. как поведение людей «плотских» (в большинстве кодексов здесь стоит слово σαρκικοί). Это уже не только состояние слабости, которое продолжается несмотря на полученное возрождение, но прямое противление новой жизни. – «Не по человеческому ли обычаю..». Ап. имеет здесь в виду обычай греков разделяться на партии, носившие имена разных философов (сократики, платоники, пифагорейцы) – «Я Павлов... Я Аполлосов». Ап. уже здесь ставит Аполлоса рядом с собою, показывая этим, что Аполлос был к нему очень близок. Ясно отсюда, что и предшествующая полемика апостола против мирской мудрости имела в виду вовсе не Аполлоса и его партию.

Изображая нелепость деления коринфян на партии, Ап. говорит, что проповедники Евангелия, из-за которых коринфяне спорили, суть только служители Божии на ниве Божией или на Божественном строении. Все, весь успех дела, зависит не от них, а от Бога. В частности, апостол Павел положил основной камень в построении Церкви коринфской, другие проповедники должны продолжать его дело, но продолжать с большою осторожностью, опасаясь, чтобы в постройку не было внесено неподходящего материала. Они должны помнить, что строят храм «Божий» и потому не должны привносить в него «человеческой» мудрости, которая пред лицом Божиим является безумием.

1Кор.3:5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

«Кто Павел?» Вместо этого чтения Textus Receptus другие кодексы читают: «что Павел?», т. е. что он такое по своему призванию? – «Они только служители», т. е. не начальники школ, не основатели религиозных обществ, действующие в свое имя, а просто работники, состоящие на службе у другого. – «Чрез которых». Это выражение указывает в Павле и Аполлосе только орудия. – «Поскольку каждому дал Господь». Их дарования личные обязаны своим происхождением произволению Господина или Владыки, – т. е. Христа, Который в Новом Завете часто так называется.

1Кор.3:6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;

1Кор.3:7. посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

«Я насадил», т. е. основал Церковь в Коринфе. – «Аполлос поливал», т. е. содействовал расширению и утверждению Церкви. Ап. говорит о таком служебном значении по отношению только к себе и Аполлосу не присоединяя сюда Ап. Петра, потому что иудействующие могли бы в противном случае сказать, что он намеренно унижает Ап. Петра, авторитет которого они часто противопоставляли авторитету Ап. Павла. – «Есть ничто» правильнее: не есть что-то (особенное).

1Кор.3:8. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

В противовес стремлению коринфян установить какую-то противоположность между деятельностью Павла и деятельностью Аполлоса Ап. указывает здесь на единство своих целей с целью, какую имел в виду Аполлос. Оба возделывают одну и ту же ниву Божию, – «но каждый получит награду по своему труду», т. е. по мере того, насколько он был верен в исполнении своих обязанностей, какие возложил на него Господь. Коринфяне сравнивают одного проповедника с другим и, след. могут только сделать сравнительную оценку их деятельности, а Бог вознаградит каждого сообразно с тем, насколько каждый использовал данные ему от Бога способности.

1Кор.3:9. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

Три раза упоминает здесь Ап. имя Божие. Этим он хочет показать, что Бог один только может быть судией работников. – «Соработники у Бога» – правильнее: соработники Бога, т. е. трудимся с Богом в одном деле (ср. ст. 6-й). – «Нива» представляется у апостола еще возделываемою, а «строение» – еще продолжающимся.

1Кор.3:10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, кáк строит.

Апостол сравнил Церковь со строением. Теперь он сравнивает себя со строителем и утверждает, что свое дело он сделал как следует. – «Как мудрый строитель». Мудрость свою Ап. показал тем, что проповедовал в Коринфе только то, что нужно было узнать коринфянам для того, чтобы уверовать во Христа. Он не хотел прежде времени раскрывать пред ними глубины христианского умозрения (ср. 1Кор.2:1-5). – «Другой... каждый». Ап. разумеет здесь различных учителей веры и простых христиан, не имевших особые дарования Св. Духа, которыми они служили делу христианского развития своих собратий (ср. Рим. 12 и сл.).

1Кор.3:11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Дело Апостола, собственно, было простое: он имел пред собой основание, уже положенное Самим Богом, – именно, дело, совершенное Христом. Ему нужно было только – это Божественное дело перенести в сердца слушателей, как основу для их христианского развития, и он это сделал. Продолжателям его дела предстоит более сложная задача.

1Кор.3:12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –

1Кор.3:13. каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

Дома богатых людей на востоке строились из драгоценных материалов (золота, серебра, драгоценных камней). Дома бедняков – из дерева, земли с тростником и из соломы, которая шла на покрышку кровли. Бог, владыка Церкви, которая должна стать Его жилищем, представляется здесь под образом Господина, который заключил договор с известным числом строителей, которые должны каждый отстроить порученную ему часть здания. Понятно, что они должны употреблять на постройку самые лучшие и прочные материалы. Что же такое Ап. разумеет под «золотом, серебром» и проч.? Всего естественнее здесь видеть указание на религиозные и нравственные плоды, какие приносит проповедь того или другого проповедника в Церкви. Плоды эти могут быть хорошие и дурные. Первые являются результатом проповеди, идеи которой осуществляются их автором в своей собственной жизни, вторые – появляются там, где проповедник говорит блестящие речи, но сам не убежден глубоко в истинности того, что говорит. Последний может привлечь к себе множество слушателей, но все это движение будет внешним и поверхностным. Паства такого проповедника или пастыря будет иметь веру, но лишенную деятельной силы, любовь – без готовности на самопожертвование, надежду – без радости, которая освещает жизнь. К сожалению, как видно из XII-XIV-й гл. 1 Кор, продолжатели дела Павла и Аполлоса в Коринфской Церкви большею частью действовали в последнем направлении.

«Каждого дело обнаружится». Прежде чем принять постройку, Господин захочет испытать ее, и это испытание ее прочности совершится чрез употребление огня. – «День покажет». Это день 2-го пришествия Христова на землю для суда над миром (ср. 1 Кор.1:8, 4:3). – «В огне открывается». Так как строение, подвергающееся испытанию, есть только «образ» Церкви, то и «огонь», очевидно, нужно понимать в переносном смысле, образно. Ап. хочет сказать этим, что суд Господень будет вполне справедлив по отношению ко всякому поступку человека и деятельность дурного пастыря подвергнется строгому осуждению. Не напрасно и Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит, что Сын Божий – Судия Церквей – имеет «очи, как пламень огненный» (Апок IÏ18). Перед огненным взором такого судии ничто не укроется в деятельности того или другого пастыря. – «Открывается». Это выражение нужно понимать как безличное т. е. чрез огонь вещи обнаруживаются такими, какие они в действительности.

1Кор.3:14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

1Кор.3:15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но тáк, как бы из огня.

Здесь Ап. изображает двоякий результат этого испытания огнем. – «Награду». Это – не может быть спасение, потому что верный работник уже во время своей работы обладал этим благом. Лучше разуметь здесь особую награду – особенное, высокое положение в будущем царстве Христовом (ср. Лк. 19:17). – «Дело сгорит». Под этим делом, которому суждено сгореть, нужно разуметь христианство без смирения, самоотречения, без личного общения со Христом. Оно исключительно основано на временном возбуждении чувства речью пастыря и не обновляет ни ума, ни воли слушателей. – «Урон». Работа такого пастыря, который заботится только о внешнем успехе, будет признана бесполезною, и сам он будет обойден наградою, которой удостоятся пастыри противоположного направления. – «Впрочем сам спасется». По толкованию И. Златоуста и других древних церковных толкователей, вместо «спасется» нужно читать: «сохранится» или «удержится» (именно – в аду, чтобы испытывать постоянно мучения). Но местоимение «сам» дает ясный намек на то, что в этом предложении содержится мысль, противоположная высказанной в предыдущем предложении. Если там речь шла об «уроне», или о наказании, то здесь, очевидно, говорится уже о противоположном. Затем глагол «спасать» (σώζειν) употребляется всегда в смысле: благоприятствовать, помогать. Наконец, выражение «огнем» (διά πυρός) не одно и то же с выражением: «в огне» (εν πυρί). Поэтому всего лучше это выражение: «впрочем сам...» понимать так. Пастырь или проповедник, строящий здание Церкви на едином для всех Церквей основании – Христе, но употребляющий для этой постройки негодные материалы, не будет на последнем суде осужден Христом, но за то ему предстоит самому видеть, как негодны те средства, какими «он» пользовался для построения Церкви. Он увидит, что его духовные чада не в состоянии выдержать последнего испытания на Суде Христовом, и его совесть скажет ему, что это именно он виновник их погибели. Огонь, так сказать, пройдет тогда по костям его... Какими глазами он взглянет на нелицеприятного Судью?

По католическим толкованиям, здесь есть указание на так называемый чистилищный огонь , в котором души умерших очищаются от грехов, не очищенных во время земной жизни. Но такому толкованию противоречат следующие обстоятельства: 1) огонь, как и строение, суть только образы ; 2) здесь речь идет только о проповедниках или пастырях, а не о всех христианах; 3) испытание огнем не есть еще очищение ; 4) этот огонь зажжется только при 2-м пришествии Христа, а чистилищный огонь, по верованию католиков, горит и теперь; 5) спасение работника совершается не чрез огонь, а, как правильно переведено по-русски, «из» огня.

1Кор.3:16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

1Кор.3:17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Еще более навлекает на себя ответственность тот, кто портит уже выстроенное здание, которое есть не иное что, как храм или жилище Самого Бога. – «И дух Божий живет в вас». Эти слова Ап. прибавил для того, чтобы объяснить, каким образом верующие – каждый в отдельности и все вместе, как Церковь – стали жилищем Бога. Это сделалось, согласно обетованию Христа Спасителя, потому, что в них вселился Дух Божий (ср. Ин. 14:23, 26). – «Бог покарает» – точнее: разорить (φθερεῖ), как человек «разоряет» (φθείρει) храм Божий. – «Свят», т. е. посвящен и принадлежит Богу. – Кого так строго осуждает здесь апостол? В Коринфе большинство христиан были, по выражению апостола, люди «плотские», младенцы во Христе (1Кор.3:1-4). К таким людям Ап. не мог обращаться с таким строгим приговором. Но было там некоторое число людей, которых Ап. называет «душевными» (1Кор.2:14). Это были, так называемые, Христовы, увлекавшиеся мудростью века сего и привносившие ее в жизнь христианской общины. Этою мудростью они отравляли религиозно-нравственную жизнь коринфских христиан и портили так хорошо начатое Павлом и укрепленное Аполлосом дело устроения Церкви в Коринфе. – Почему Ап. не обращается прямо к виновникам разлада, а ко всей христианской Церкви? Потому, вероятно, что среди Церкви коринфской замечалось уже священное негодование против партии Христовых (ср. Флп. 3:2 «берегитесь псов, берегитесь злых делателей». Здесь Ап. не считает нужным употреблять подобных сильных фраз, потому что лжеучители имели менее успеха, чем в Филиппах).

1Кор.3:18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

1Кор.3:19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

1Кор.3:20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Источник только что указанного зла заключается в следующем. Некоторые люди, правильнее проповедники, выступают среди коринфян с мудростью этого века , тщеславясь своею способностью рассуждать как философы. Отсюда, разумеется, они заставляют своих слушателей отступать от того пути, на каком они были поставлены Ап. Павлом и Аполлосом. Ап. увещевает читателей не увлекаться этой светской мудростью, даже отказаться от нее, стать безумным во мнении мирских философов, чтобы сделаться действительными мудрецами в христианском смысле. Поступать так необходимо, потому что к этому призывает уже Св. Писание. В книге Иова (Иов.5:13) мудрецы представляются уже такими, которые попадают в свои собственные сети. След., здесь говорится о ничтожестве результатов чисто-человеческой мудрости. Далее (Пс. 93:11) говорится о том, что чисто-человеческая мудрость ничтожна и по самому своему существу . Конечно, Ап. имеет здесь в виду тот случай, когда мудрость человеческая берет на себя смелость найти средства к искуплению человечества и дать человеку спасение. Посильные же труды мудрости человеческой Ап. одобряет (Флп. 4:8).

1Кор.3:21-23. Показавши, каково должно быть отношение проповедников к христианскому обществу, Ап. говорит теперь о том, как христиане должны относиться к своим пастырям. Верующие не должны считать себя принадлежащими учителям веры – напротив, учителя веры принадлежат верующим, а верующие принадлежать Христу и Богу.

1Кор.3:21. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:

«Не хвались человеками» – см. 1Кор.1:12. – «Все ваше». Стоики говорили, что они всем владеют (omnia sapientis sunt). С еще большим правом эти слова могут повторить о себе христиане, потому что они принадлежат Богу, а Бог все отдает в пользование им, все направляется к их спасению.

1Кор.3:22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше;

Коринфяне как-то принижали свое собственное достоинство, считая себя как бы слугами своих учителей. Ап. хочет возвратить им уважение к самим себе и для этого меняет только лозунг, какой они избрали себе. Они говорили: «я – Павлов, я – Аполлосов, я – Кифин!», а апостол советует им говорить обратное: «наш Павел, наш Аполлос, наш Кифа!» В самом деле, каждый проповедник служит обществу христианскому по-своему , своими особыми дарованиями, как служит благу христианского общества все на свете: «мир» или вся тварь, одушевленная и неодушевленная, которая подчинена Христу, а во Христе и Церкви (Еф. 1:22), «жизнь» и «смерть», т. е. все явления жизни – здоровье, творчество и др., и все явления смерти – болезнь, страдание, разрушение тела, – «настоящее» и «будущее» – словом все на свете, по воле Божией, служит на благо верующих во Христа. Тем более это должно сказать о проповедниках! – Почему Ап. не упомянул здесь о Христовых? Конечно, если бы «Христовы» были проповедниками истинного Христа Иисуса, то Ап. имел бы полное основание переделать и их лозунг на другой: «Христос – ваш!» но, как показано выше (см. 1Кор.1:12), «Христовы» видели во Христе совсем не то, что прочие верующие...

1Кор.3:23. вы же – Христовы, а Христос – Божий.

«Вы же – Христовы». Здесь можно видеть намек на нелепость существования особой партии «Христовых». Христу принадлежат все верующие, а не только те, что гордились своею собственною мудростью: это право всей христианской общины. – «Христос – Божий». Чтобы отнять всякую опору для человеческого самовосхваления, Ап. говорит, что и Тот, Кем справедливо могло бы гордиться все человечество, принадлежит, так сказать, не самому себе, а Богу, и след., вся слава и хвала принадлежать Богу же (1Кор.1:31). Древнейшие церковные толкователи относят это изречение к вечному рождению Сына от Отца; новейшие – к состоянию Христа по воплощении. Правильнее, кажется, соединять оба толкования и говорить, что Христос – вообще прославлял и прославляет Отца (Флп. 2:11).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

20 Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;

12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?

25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;

27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего‑то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.

30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!

32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?

33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.

34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,

2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;

3 и если кто скажет вам что‑нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:

5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:

7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13 и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали

16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;

22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,

32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;

44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,

46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому‑либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:

24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;

25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;

26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;

27 после же всех умерла и жена;

28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33 И, слыша, народ дивился учению Его.

34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель ‑Христос, все же вы – братья;

9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник ‑Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга:

12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

3:1 с духовными. См. ком. к 2,6.

как с плотскими. "Плоть", "плотское" - слова, которыми чаще всего Павел характеризует настоящий лукавый век. Поскольку коринфяне получили Духа, они духовны в самом глубоком смысле слова, но их поведение настолько несообразно этому званию, что Павлу пришлось обращаться с ними, как с людьми недуховными.

3:3 зависть, споры и разногласия. См. ком. к 1,10.

3:5 Аполлос. См. ком. к 1,12.

3:6 Я насадил. Цель Павла - "благовествовать не там, где уже было известно имя Христово" (Рим. 15,20).

3:9 соработники у Бога. Павел имеет в виду либо, что христианские труженики - сотрудники Божий, либо, что христиане, сотрудничающие друг с другом, принадлежат Богу. Мысль Павла уясняется из контекста: только Богу принадлежит успех христианской проповеди.

3:10 основание. Призванный благовествовать там, где о Евангелии еще не слышали, Павел проповедовал Христа распятого (2,2), что и является основанием благовестия о спасении.

мудрый строитель. Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости (1,17; 2,9.10 и ком.).

3:16 храм Божий. Как Бог проявлял Свое присутствие в храме, наполняя его облаком Своей славы (3 Цар. 8,10.11), так Он обитает в Своем народе, исполняя его Духом Святым. Павел говорит здесь о народе Божием как о едином целом; в 6,19 в центр внимания поставлен отдельный христианин.

3:17 того покарает Бог. Павел допускает, что некоторые "строители" в Коринфе не только употребляли "негодные материалы", но даже разрушали дело Божие. Им не будет пощады на суде.

3:18-20 Здесь апостол еще откровеннее говорит о различии между мудростью человеческой и божественной.

3:21 не хвались. См. ком. к 1,29.

все ваше. Этот великий принцип делает явными мелочность и абсурдность ссор в Коринфе (1,12). Если мы принадлежим Христу, то в Нем все принадлежит нам (Рим. 8,17.38.39; Евр. 1,2). Насколько мало коринфяне ценили свои привилегии как христиан, видно из слов Павла в 6,2.