Одиночество Чацкого – это явление современное? Почему Чацкий обречен на одиночество? "Горе от ума" А.С. Грибоедов Одинок ли чацкий

  • Дата: 20.03.2024

Комедия «Горе от ума» была написана в те далекие времена, когда люди, такие как Чацкий А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», приносили в общество новые настроения, идеи.

Человек, в образе которого был Чацккий хотел показать человека, воодушевленного высокими идеями, поднимающего бунт против общества в охрану свободы, разума и художества, воспитывающего в себе абсолютно новую мораль, создающего новый взгляд на мир и на человеческие взаимоотношения.

Александр Андреевич Чацкий - это человек в расцвете сил, дворянин. Родители Чацкого умерли довольно рано, и он был вынужден воспитываться в доме Фамусова - товарища его покойного отца. Чацкий был очень умен. Он защищал право человека на свободу выбора занятия: путешествовать, отдыхать в деревне, читать умные книжки или посвятить себя «искусству творческому, которое он считал высоким и прекрасным», поэтому Фамусов считает, что Чацкий — опасный человек, не признающий никаких властей.

Чацкий не любит всё пошлое, также как и рабское преклонение перед всем иностранцами, угодничество, низкопоклонство и прочий бред. Его стремление — служить Отечеству, труду, а не выборочным лицам. Будучи истинным патриотом, Чацкий больше всего хотел оплатить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно из-за этого он покинул Софью и отправился в город Петербург. С этим и оборвалась блестяще начатая карьера: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». А государству, как не странно, требуется прислуживание. Чацкий думает, что вокруг него лишь люди, которые ищут лишь высоких чинов, крестов, денег, не любви, а выгодного брака. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их цель — «забрать все книги что бы сжечь».

Одно из самых важных свойств Чацкого - полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и, в не меньшей мере, в том, как он злится и ненавидит. Во всем он проявляет страсть, часто бывает пламенен душою. Он пылок, остр, умён, красноречив, нетерпелив и, тем не менее, полон жизни. Все эти качества делают из него открытого для ошибок и уязвимого человека.
Чацкий, без сомнения, — единственный положительный герой в комедии Грибоедова.

Чац­кий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, пре­следуются. Он оди­нок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, звонкий и неудержимый смех, искренняя не­жность, от сердца, и пылкое негодование, которые совсем неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонима­ние, перерастающее затем в раздражение. Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Чайкий одинок. В своем одиночестве он сам виноват. Ему не хватает гибкости ума и хитрости, чтобы приспособиться к обществу, в котором он живет. Его не совсем красивое поведение и манера себя вести и высказываться на балу, настроила общество против него. Своим поведением он прослыл не умным человеком, а сумашедшим. Я бы не назвала Чацкого абсолютно положительным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Чацкий - это молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме Фамусова - друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим, что это человек просвещенный.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания, вопросы:

Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
В Москве!..

Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:

Он малый с головой
И славно пишет, переводит...

Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний...

Образ Чацкого - это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь - святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.

Большинство имеет важное значение в жизни общества, ему противостоять крайне трудно, особенно находясь в одиночестве.

В этом и заключается особый трагизм образа Чацкого, противостоящего толпе. Из двух десятков персонажей, представленных в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», только Чацкого, бесспорно, можно считать отчасти героической фигурой, бросающей вызов фамусовскому обществу, но и поэтому бескрайне одинокой.

Стремление к независимости главного героя

Главный герой наделен внутренней независимостью и стремлением к свободе. Он пытается бороться с несправедливостью, которой полна окружающая его действительность. У него есть собственное мнение, и он яростно его защищает. Он искренне любит свою страну и свой народ, желает разрушить систему, основанную на крепостном праве и унижении человеческого достоинства. Искренность его чувств и стремлений не вызывает сомнений.

Одинокий Чацкий в фамусовском обществе

Чацкого по праву считают примером того, как трудно донести до масс новые мысли. Особую сложность вызывает поражающая воображение косность взглядов фамусовского общества. Их почти невозможно изменить, поэтому главный герой обречен на изгнание и одиночество. В комедии лишь один человек говорит о морали, социальных преобразованиях и духовности. Остальным нет до этого дела. Они стремятся лишь к собственному благополучию. Служение делу - принцип, который провозглашает Чацкий, противоречит образу мыслей Фамусова и его окружения.

В образе главного героя мы видим нового человека эпохи, отличающегося от большинства. Этот человек не подстраивается под условности света, поэтому обречен на то, чтобы быть непринятым окружающими его людьми. Чацкий является ярым проповедником новых, реформаторских идей, он осуждает мораль московского дворянства, нравы, лежащие в основе их существования. Его мужество, бесспорно, заслуживает уважения.

Его новаторские взгляды не находят отклика среди представителей фамусовского общества. Он вредны для консерваторов. Его идеи нарушают привычный ход вещей, удобный для большинства. Главный герой стремится к переменам, но сталкивается с трудностями.

Решившись на борьбу, Чацкий восстает один против всех. Московская аристократия не может простить его вольнолюбия, распространив слух о безумии главного героя, таким образом полностью отвергая его.

В чем же одиночество главного героя?

Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с консервативным большинством. Их ценности и стремления противоречат друг другу. Аристократы не принимают его идеи, так как следование им потребует от них изменить удобное устройство мира. Это и становится причиной одиночества Чацкого.

Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество, является основополагающим для понимания не только характера этого героя, но и смысла всей комедии «Горе от ума» в целом. Данный персонаж с самого своего начала появления на сцене приковывает внимание читателей, зрителей, а также всех окружающих своим незаурядным, язвительным и острым умом, необычным чувством юмора и смелостью суждений. Этим он резко выделяется среди представителей старого патриархального московского общества. В данном обзоре будет показано, чем именно отличался этот персонаж от остальных действующих лиц комедии, что в конце концов и определило тот факт, что у него так и не оказалось ни одного единомышленника или сторонника.

Характер

Для того чтобы понять, почему Чацкий обречен на одиночество, сначала нужно обратить внимание на его личность. Этот молодой человек весел, остроумен и общителен.

Он чрезвычайно наблюдателен, сразу подмечает малейшие недостатки в окружающих и тотчас зло их высмеивает. Кроме того, Александр Андреевич не только наблюдает, но и рассуждает обо всем увиденном и услышанном. Он анализирует не только поступки окружающих людей, но выносит суждения о целых явлениях социальной жизни. Уже хотя бы одна эта причина показывает, почему Чацкий обречен на одиночество. Никому из окружающих не нравилась его критика дворянского уклада жизни.

Но самое главное различие героя от других персонажей заключалось в том, что он был слишком активен, эмоционален и предприимчив, в то время как остальные действующие лица представлены как люди, ведущие достаточно размеренный образ жизни.

Образование

В воспитании Александра Андреевича следует искать причины того, почему Чацкий обречен на одиночество. С самого первого его появления читатели и зрители понимают, что этот человек начитан и очень образован.

Герой внимательно следит за общественно-политическими событиями, он явно интересуется литературой и философскими учениями, которые и развили в нем критический ум и наблюдательность. Представители же фамусовского общества считали, что чтение книг вредит формированию личности. Герой очень скептически отзывается об образованности современного ему общества.

Поведение

Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество по комедии «Горе от ума», наверное, волновал всякого, кто прочитал данное произведение Грибоедова. Ответ можно найти в поступках главного героя. Так, он с самого начал держится слишком самоуверенно, что мешает ему разглядеть перемену к нему Софьи, которая единственная из всего фамусовского общества могла бы его понять. Но Чацкий слишком зло высмеял Молчалина, к которому девушка была неравнодушна, что и настроило ее против него. Герой с самого первого своего появления начинает язвить и критиковать образ жизни не только старого, но и молодого поколения, что и привело к финальному конфликту.

Сравнение с обществом

Отвечать на вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество (с цитатами учащиеся лучше смогут раскрыть данную проблему), следует в контексте сопоставления его с остальными действующими лицами произведения. Высказывания героя наглядно показывают его отличие от старого московского общества.

Те, кого он так зло высмеивает на протяжении всего произведения, жили по старинным традициям, которые предполагали безусловное подчинение начальству. Эта привычка безусловного повиновения и послужила причиной знаменитой фразы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Представители фамусовского общества - консерваторы по натуре: они не любят никаких перемен и стараются сохранить старые обычаи. Никто из них не принимает тех взглядов, которые излагает герой. Их даже пугает стремительный полет его мысли, они предпочитают оставаться на своей родной, привычной почве, что также вызывает насмешку у героя, который выражается о них так: «Дома новы, а предрассудки стары». Таким образом, автор подчеркивает принципиальную разницу между своим персонажем и окружающими людьми. То же самое можно сказать про отношения героя с Софьей, которая явно выделяется среди других действующих лиц своим незаурядным умом и независимостью мышления. Однако девушка оказалась не готова к слишком смелому характеру своего поклонника и его чересчур дерзким взглядам.

План

В заключение следует подвести итоги причин одиночества главного героя. Лучше всего их перечислить по пунктам, так как подобная форма изложения позволяет школьнику систематизировать пройденный материал.

Причины разлада Чацкого с фамусловским обществом:

  1. Независимый характер героя, смелость его суждений, критический взгляд на окружающий мир.
  2. Образование главного героя, которое разительно его отличало от представителей старого поколения.
  3. Смелое поведение персонажа в свете.
  4. Расхождение во взглядах с представителями московского общества.

Итак, тема «Почему Чацкий обречен на одиночество», план которой представлен выше, является ключевой в изучении комедии Грибоедова.

Понятие «одиночество» всегда шло рядом с такими словами как «особенный», «уникальный» или «новый». Всему виной наша жизнь в обществе, а вернее – сила этого общества. С одной стороны, быть частью большого организма – это защита, которая так важна для каждого из нас. Но, с другой стороны, именно в обществе мы «застываем», перестаем развиваться. Ведь очень важно быть таким, как все. Если начнешь выделяться, то поставишь под сомнение свою репутацию. Именно эти вещи пытается донести до нас Грибоедов в своем произведении «Горе от ума».

Эта «общественная» комедия показывает нам, на примере Чацкого, как сложно принести в мир что-то новое.

Автор преподносит нам главного героя, как идеальную личность. Он наградил Чацкого всеми теми чертами характера, которые непременно должны присутствовать в каждой личности. Это и свое мнение на все происходящее в мире, и желание бороться за новый порядок. Герой пропитан чувством любви к народу и жажде идти против крепостнической системы, которая травит людей. Чацкий – это человек с большой и щедрой душой, которая способна любить так искренне и чисто, как это бывает в самых восхитительных рассказах.

Грибоедов создал «нового человека». А это уже означает, что он не такой, как те люди, которые находятся в обществе. Следовательно – это «чужак» и ему нет места.

Главная идея произведение – показать противостояние Чацкого и фамусовского мира. Герой приходит в этот мир не для того чтобы стать частью его, но для того чтобы обличить старые порядки, которые так сильно укоренились в сердцах людей. Чацкий осуждает нравы, ставшие основой жизни, крепостные порядки. Автор показал его сильным человеком, мужественным, готовым бороться до конца за свои идеалы и принципы.

Чацкий одинок, потому что просо несовместим с тем обществом, которое его окружает. Он пытается что-то изменить, но порой есть вещи, которые не так просто свергнуть и создать по-новому. Чацкий и фамусовское общество… Здесь не может быть компромисса. Для Чацкого отказаться от своих убеждений – это отказаться от самого себя и стать серой личностью в такой же серой толпе. А для фамусовского мира – это просто безумец, которому не придают особого значения.

Как и любой человек, решивший пойти против системы, наш герой остается совершенно один. Его никто не понимает. Путь изгоя – это единственный выход. Ведь два таких разных мира просто не могут существовать бок обок.

Слов.

27. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?

Любовь к родине - особое чувство, оно присуще каждому чело­веку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, по­ложительные черты, свойственные его стране и народу.

Любовью к Родине наполнены и многие произведения М. Ю. Лермонтова. Его чувство к Родине неоднозначно и даже мучительно, так как есть вещи, которые противоречат его человеческой природе. Любовь Лермонтова искренна, но в то же время противоречива. Так, в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, он признается: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем же эта «странность»? Поэт холодно говорит о царской славе, купленной кровью народа. Он любит в родине её природу, её широту и безбрежность. Любит современную ему деревню, потому что в ней ещё есть любезная его сердцу патриархальность, которая сохранилась, может быть, ценой бедности. А если и есть достаток («полное гумно», «изба, крытая соломой»), то это вызывает в поэте чувство отрады. Здесь живут простые работящие люди, неравнодушные к красоте («с резными ставнями окно»), умеющие не только работать, но и веселиться. Простые люди умеют всецело отдавать себя и работе, и празднику. Поэт любит деревню, потому что в ней люди живут в согласии с природой, друг с другом и с Богом. Этот уклад почти исчез из городской жизни, где так мало настоящих людей, умеющих работать и радоваться жизни.

Свою любовь к Родине Лермонтов передает эпитетами:

… Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям,

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень.

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень…

Эти эпитеты неброские и простые, но сколько в них глубоко чувства и смысла, сколько изобразительности. Этот пейзаж, данный в начале стихотворения, предстает как бы с высоты птичьего полета. Такова сила творческого воображения Лермонтова.

Безусловно, Лермонтов создает свой образ родины. В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве.

Любовь Лермонтова к Родине можно выразить одной строкой: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Да, его любовь и глубокая привязанность к отчизне «странная». Будучи человеком светским и по большей части общаясь с людьми из высшего круга, он, тем не менее, душой стремился к России народной, в ней видел могучие силы, нравственную основу.

Слов.

Плоды «злонравия» в комедии Д.И. Фонвизина и в наши дни

Когда драматург приступил к написанию «Недоросля», вынесенное в название слово не означало ничего дурного. Недорослями называли подростков, не достигших 15 лет, то есть возраста, определенного Петром1 для поступления на службу. В 1736 году срок пребывания в «недоросля» был продлён до 20-ти лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введённое при Петре1 обязательное обучение. Чему и как учить- вопрос оставался открытым.

Заглавный персонаж-Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)- недоросль, сын помещиков Простаковых. Ему 15 лет. Комедия Фонвизина –это пьеса о недоросли, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Митрофанушка учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.

Причина «злонравия» - моральное следствие екатеринского закона «О вольности дворян», опубликованного 18 февраля 1762 года. Некогда Петр1 узаконил обязательную службу дворян и это стало нравственно-юридическим оправданием для помещиком имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин-дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству. Екатерининский указ формально освободил дворянин от обязанности служить государству; и, хотя государева служба по- прежнему считалась почётным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина владеть крестьянами становилось сомнительным в отличие от дворян типа Стародума, Правдина и Милона и в противоречии с формальным смыслом указа, большинство дворянства поняло его в духе Простаковой- как полную и безотечественную власть над крепостными без каких либо нравственных, социальных, общественных и иных ограничений.

Таким образом причина «злонравия» Простаковой -превратное представление о «вольности» дворянской, неподчиненной моральным нормам. В развязке комедии Простакова повержена. Ее крах –поражение все прежней «системы» воспитания и залог победы новых идей, провозглашенных положительными персонажами. Последние слова Простаковой «стоят», как Сказал П.А. Вяземский, «На меже комедии и трагедии». Но с личной трагедией Простаковой Фонвизин связывал грядущие торжество новой нравственности, исключающей «злонравие» из-за обихода и основанной на пользе отечеству.

Слов.

29. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий)

Строчки, написанные В. Высоцким «Досадно… слово «честь» забыто…» сегодня, как никогда актуальны. Понятие «честь» утратило своё значение для современного человека.

Если начать издалека, то люди сначала придумали обмен товарами, таким образом, восполняя недостаток того, что им нужно было для ведения нормальной жизни. XVIII столетие ознаменовалось тем, что начался процесс разрушения стен между сословиями.

Количество денег стало увеличиваться, и постепенно всё стало превращаться в товар, на котором, в итоге, мир и замкнулся.

В обществе лидирующие позиции были отведены купцам любых видов и форматов. В результате «невинной» замены начала меняться нравственная установка членов нового социума в подавляющем их большинстве. В качестве примера рассмотрим некого Иванова в прежние времена публично хамившего Петрову, который, в свою очередь, должен был обидчика вызвать на дуэль, либо же прослыть трусом, облачившись в дурацкий колпак.

Сегодня дела обстоят иным образом. Условному Сидорову ничто не мешает оскорблять условного Петрова, так как гарантировано дуэли не будет. Что вообще поразительно, завтра не обязательно Сидорову и Петрову просыпаться врагами! Тем же Сидоровым на утро будет вполне вероятно предложена взаимовыгодная сделка. Так они превращаются из потенциальных врагов в партнеров! Бизнес-интерес сегодня ставится во главу угла. Такие понятия, как честь и достоинство автоматически превращаются в атавизм, а им на смену приходит чувство экономической целесообразности.

Но, возвращаясь к теме дуэлей, приведём в пример Пушкина и Дантеса. Дико выглядела бы ситуации, при которой Александр Сергеич в суде требует возместить ему моральный ущерб деньгами. Это значит, что собственную честь и достоинство он оценивает в денежном эквиваленте. Подобным образом поступают современные граждане демократического общества.

Мир изменился, и это следует признать. Подобное происходит независимо от человеческой воли. Человеческие взаимоотношения сегодня строятся на основе критериев - товар и деньги. Жить нужно в этом мире, придерживаясь его законов, чтобы стать успешным.