Ход дидактической игры времена года. Мультимедийная дидактическая игра «Времена года

  • Дата: 10.01.2024

Участники выставки:

Арапова Наталья Олеговна,

Клинкова Марина Зинуровна

воспитатели

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

дидактическая игра «Времена года» для детей 4 – 5 лет

Цель: Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Задачи:

Учить определять время года по его характерным признакам;

Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

Упражнять детей в составлении короткого рассказа о времени года, историй по сюжету («Весна в лесу», «Лето в деревне» и др.);

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;

Находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Материалы:

Макет – основа с 3D - деревом;

Карточки, предметные фигурки, ткань для моделирования (речка, поляна, земля, грядка и др.).

Правила игры:

Вариант 1. Игра «Составь и объясни!»

Ход игры: Дети делятся на две команды по 3 – 4 человека. Одна команда задумывает время года или сюжет и составляет его на макете. Другая команда отгадывает задуманный составленный сюжет и составляет по нему рассказ. Вторая команда проверяет правильность ответа, дополняет рассказ.

Вариант 2. Игра «Что не так?»

Ход игры: Одна группа детей размещает несколько несоответствующих картинок или фигурок в разных секторах макета и предлагает другим детям поставить их туда, где они должны находиться, объяснив свой выбор.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.


3. Е. АГРАНОВИЧ
ВРЕМЕНА ГОДА






Художник Е. М. Воробьева

Агранович 3. Е.

А251 Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа / Худ. Е.М. Воробье-ва. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 8 с. вкл.

18ВМ 5-89814-102-2

Пособие включает методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа. Реко-мендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и срав-нительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — массовых и компенсирующего вида, — а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми. Та-кие занятия будут способствовать расширению и уточнению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в жи-вой и неживой природе, помогут активизировать речевую деятельность.

УДК 376.3 373.2 ББК74.3 74.102я Санкт-Петербург:< ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по разви-тию речи (составление описательных и сравнительных расска-зов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в до-школьных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Советуем также родителям использо-вать его в индивидуальных занятиях и играх с детьми. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению пред-ставлений дошкольников о временах года, о сезонных измене-ниях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.

Пособие включает настоящие методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа.

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связ-ную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу рече-вого развития детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием мыш-ления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи — речь ста-новится более связной.

Учеными установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений, но испытывают значительные трудности при овладении различ-ными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Малыш 4—5 лет, не закончив одной части высказывания, мо-жет перейти к другой, с совершенно новым содержанием; смыс-ловые связи между фразами в его речи или слабо выражены, или совсем отсутствуют. Хотя дети в общем успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целое вы сказывание, умение отражать в рассказах различные виды свя-зей, выделять и объяснять взаимную зависимость предметов и явлений у них надо целенаправленно формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладе-вать монологической речью, поэтому нуждаются в своевремен-ной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связно-му и последовательному изложению своих мыслей, педагог по-могает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения. Выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладе-ния языковыми средствами, способствует совершенствованию всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетичес-кой.

Наибольшие затруднения обучение связной монологической речи вызывает у дошкольников с речевой патологией (общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития различной этиологии). Монологическая речь данной категории детей ха-рактеризуется рядом типичных недостатков: бедностью слова-ря (малым количеством обобщающих понятий, преобладанием глаголов и существительных и недостаточным количеством прилагательных, наречий); неточностью понимания значений слов и неправильным словоупотреблением; пропуском смысло-вых звеньев; нарушением логической последовательности пове-ствования; длительными паузами; большим количеством оши-бок в построении предложения и согласовании его членов (так называемые падежные и предложные аграмматизмы).

Рассказ-описание для детей с тяжелой речевой патологией практически недоступен. Они обычно ограничиваются перечис-лением отдельных предметов и действующих лиц на сюжетной картинке. Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.

У данной категории детей отмечается также значительное сни-жение речевой активности, что обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Обучение рассказыванию занимает важное место в общей си-стеме логопедической работы и проводится в соответствии с ин-дивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляе-мость, недостаточную переключаемость, логопед при построе-нии занятий соответствующим образом подбирает речевой ма-териал, создает такие ситуации, которые актуализируют по-требность ребенка в речевых высказываниях.

Таким образом, овладение связными формами высказыва-ний (особенно в случаях речевой патологии) — сложный и дли-тельный процесс, требующий умелого педагогического воздей-ствия и руководства.

Важную роль в занятиях с детьми (как имеющими нормаль-ное речевое развитие, так и логопатами) играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Вы-готский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть ха-рактерные признаки представленных на них объектов, расска-зывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняе-мые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, разви-тию логического мышления.

На занятиях по развитию речи часто используется фланелеграф. Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, пред-меты можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную по-требность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная сме-на видов деятельности с включением двигательного анализато-ра активизирует внимание детей, поддерживает интерес к за-нятию.

С помощью фланелеграфа можно подвести ребенка к пони-манию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием фла-нелеграфа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню рече-вого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше воз-можности самостоятельно действовать с картиной. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной карти-ны двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наибо-лее активизирующему речевую деятельность детей. -

Таким образом, использование наглядно-дидактического по-собия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу четырех задач, стоящих перед логопедом, воспитателем, родителями:


  1. обогащение словаря ребенка и формирование у него грам-матических категорий;

  2. развитие связной речи в процессе обучения рассказыва-нию;

  1. развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

  2. формирование пространственно-временных представле-ний.

Работа по обучению рассказыванию (составление расска-зов-описаний и сравнительных рассказов) состоит из двух эта-пов:

  • подготовительного, цель которого — познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить
    понимать последовательность изображенных на картине собы-тий, установить причинно-следственные связи между предме-тами и явлениями;

  • основного, цель которого — научить детей составлять рас-сказ (развернутость рассказа будет зависеть от уровня речевого
    развития и этапа обучения).

Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению отдельных предме-тов и явлений.

Взрослый может предложить ребенку в качестве помощи план рассказа. Например:

«Зима»

  1. Какое время изображено на картинке?

  2. Назови первые приметы этого времени года в природе.

  3. Назови зимние месяцы.

  4. Назови признаки зимы.

  5. Расскажи о жизни птиц и зверей зимой.

  6. Назови зимние забавы и развлечения.

Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую оп-ределенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу (см. образцы сюжетных картин на цветной вкладке), но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. Это повышает его заинтересо-ванность в выполнении задания, стимулирует речевую актив-ность и произвольное внимание.

В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это спо-собствует развитию мышления, памяти, внимания.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры.

«Чего не стало?» Взрослый убирает какую-нибудь сущест-венную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший пред-мет.

«Что изменилось?» Взрослый меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что измени-лось.

Примечание. При выполнении этих заданий ребенок не должен видеть манипуляций взрослого.

«Нелепицы». Взрослый составляет из деталей игры различ-ные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на фланелеграфе (например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.).

Формирование пространственно-временных представлений нередко вызывает значительные трудности, особенно у детей-логопатов. Между тем недостаточная сформированность этих мыслительных категорий в дальнейшем может стать одной из причин нарушений чтения и письма, что подтверждается ре-зультатами обследований младших школьников, имеющих та-кие нарушения. Действия с пособием помогут детям усвоить та-кие понятия, как верх низ, вправо влево, перед за по-сле между, над под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность).

^ КАК ПОДГОТОВИТЬ

ПОСОБИЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

  1. На лист плотного картона или оргалита (размер произ-вольный) натянуть однотонную фланелевую ткань или кусок
    коврового покрытия.

  2. Вырезать все детали пособия по контуру.

  3. На обратную сторону каждой детали наклеить кусочекбархатной бумаги (ворсом наружу) или «липучки».

Подготовленные таким образом детали будут хорошо дер-жаться на фланелеграфе, в то же время их легко снимать и пе-редвигать.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Жукова Н.С., Масткжова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоле-ние ОНР у дошкольников. — М. : Просвещение, 1990.

  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Се-ливерстова. — М.: Просвещение, 1981.

  3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском са-ду. — М.: Просвещение, 1978.

  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопеди-ческих занятиях. — М.: Просвещение, 1990.

  5. Савченко А. Фланелеграф на занятиях по развитию речи// Дошкольное воспитание, 1976, № 2.

  6. Соломенникова Л. Об использовании наглядности дляформирования связной монологической речи // Дошколь-ное воспитание, 1999, № 4.


На вкладке — образцы сюжетных картин: Осень. Зима. Весна. Лето.
ЗАГАДКИ

Летом гуляет, зимой отдыхает.

(Медведь)


Всех перелетных

Птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)


Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)


Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

(Заяц)


Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...

(снегири)


Лежал, лежал, да в речку побежал.

(Снег)


Бел, да не сахар Ног нет, а идет

(Снег)


Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)


Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

(Дерево)


Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза — угольки, руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба)


Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)


Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

(Заяц )


Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.

(Гриб)


Зимой и летом одним цветом.

(Елка)


Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает?

(Осенью




Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.

(Елка)

А.Рождественская


Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)


Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?

(Летом)


Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)


Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)


Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(Солнце)


Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются.

(Дождь) Л. Ульяницкая


По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой...

(тучи)


Синенька шуба покрыла весь мир.

(Небо)


Кручу, урчу,

Знать никого не хочу.

(Вьюга)


У нас под крышей гвоздь висит. Солнце взойдет — гвоздь упадет.

(Сосулька)


Оно как синее стекло: скользко, весело,светло.

(Лед)


Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(Гриб)

П.Расс-Серебряная


Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.(Бабочка)

























Учебное издание

Зоя Евгеньевна АГРАНОВИЧ

^ ВРЕМЕНА ГОДА

Наглядно-дидактическое пособие

для занятий по развитию речи с дошкольниками

с использованием фланелеграфа

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель - закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры:

Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель - учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры:

Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»

Цель - закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч

Ход игры:

Дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»

Цель - учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки «Времена года»

Ход игры:

Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Материал: картинки из пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры:

Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда это бывает?»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры:

Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года. Например: желтый — осень, голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель - формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры:

Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Материал: 4 домика разного цвета (красный - лето, желтый - осень, голубой - зима, зелёный - весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»

Цель - уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима - голубой, весна - зелёный, лето - красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.
Обращаем внимание на цвета секторов.
Затем педагог спрашивает у детей:
- Что вы сейчас называли? (Времена года) - Сколько всего времен года? («4 времени года»).
Задания для детей:
Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: - Когда идет снег?
- Когда снег тает? и т.д.

Игра с мячом «Что за чем?»

Цель - закрепление последовательности времён года.
Материал: мяч.

Ход игры:
Дети встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задаёт вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
- Зима, а за нею?
- Весна, а за нею?
- Лето, а за ним?
- Осень, а за ней?
- Сколько времён года?
- Назови первый месяц осени и т.д.
Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры:

По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Дидактическая игра «Времена года» прекрасно подходит как для одного ребенка, так и для небольшой группы деток в возрасте от 5 до 7 лет. В нее можно играть и на коррекционных занятиях, и дома в свободное время.

При помощи такой игры можно приобщить малыша и культуре. Еще одним ее плюсом является то, что в зависимости от дефектов речи ребенка можно варьировать при подборе материла.

Целью дидактической игры «Времена года» является обучение детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Описание игры для детей «Времена года»

Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.

Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал: как вариант, в домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)


Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я... (Осень).


Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)


Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (Зима).


Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. С. Маршак

В дети могут угадывать какое время года, помогая друг другу.

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет. Еще, как вариант, можно сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Оксана Корнеева

Представляю вашему вниманию разработанные мною дидактические игры по мнемотехнике.

Как я говорила, работаю в этом направлении второй год.

Накопилось очень много материала. Если кому-то интересно, могу передать по электронной почте.

Долго думала, как же мне разнообразить игры.

Не помню, где я увидела кубики в виде животных - для описания животного.

А я решила использовать кубики для составления рассказа о признаках времени года.

Достоинства:

1. Доступность

Пособие переводит учебную ситуацию в игру, поддерживает положительный эмоциональный фон на занятиях

2. Вариативность использования данного пособия позволяет индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить закрепление полученных навыков

3. Данное пособие осуществляет наглядно-образное мышление

Цели:

1. Систематизация знаний о временах года, их признаках

2. Развитие навыков составления описательных рассказов

3. Пополнение и активизация словарного запаса через органы чувств:

Осязание

Описание:

4 кубика (4 времени года,

размер 15х15см,

на гранях кубиков – 6 примет-признаков времен года.

Эти кубики рассчитаны на детей 3-6 лет.

Дети рассматривают и составляют рассказ о приметах и признаках времени года.

Первый кубик "ЛЕТО"

Второй кубик "ОСЕНЬ"


Третий кубик "ВЕСНА"

И последний четвертый кубик "ЗИМА"

Рассказ о признаках времени года в виде игры.


А ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (5-6 лет) я доработала небольшое усложнение:

КАРТОЧКИ "ВРЕМЕНА ГОДА":


Описание:

12 карточек: 4 времени года и к ним 6 признаков.

Дети принимали активное участие в их создании:

С карточками можно придумать очень много игр:

Например: "Собери время года"


Игра "Найди ошибку"

Дети играют с большим интересом.

Если кому-то пригодится, буду рада.

Как трудно бывает ребенку найти ответ на вопрос "Какое сейчас время года?". Я придумала игру,которая поможет детям разобраться в последовательности.

Я хочу познакомить вас с подвижно - дидактической игрой"Времена года"для детей старшего дошкольного возраста целью, которой является закрепление.

Дидактическая игра "Времена года"» прекрасно подходит как для одного ребенка, так и для небольшой группы деток. В игровой форме дошкольники.

Дидактическая игра «Времена года» для детей 3-4 лет Автор – составитель воспитатель Насрулаева Л. В (В игре участвует подгруппа детей) Цели:.

Дидактическая игра «Временна года. Березка». Совместно с родителями мы сделали многофункциональное дерево. С помощью этого дерева можно.

Дидактическая игра «Времена года» для средней группы Автор: Даниловская Оксана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ ДС№56, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск.