Проект русские скороговорки. Сборник скороговорок "веселые скороговорки"

  • Дата: 30.10.2023

Сборник скороговорок "Веселые скороговорки"

Скороговорка – жанр устного народного творчества.

Это специальная подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научат хорошо говорить.

В этом пособии собран самый лучший речевой материал: скороговорки.

Детские скороговорки на проработку простых звуков: Б-П, Г - К, Д-Т В-Ф

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.
У бабы бобы, у деда дубы.
До города дорога в гору,

От города - с горы.
У Бобы винт, У Вити бинт.
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт
У пеньков опять пять опят стоят.
Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик. Кипу пик купи.
Пик кипу купи.


Пекарь испек спозаранку.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Детские скороговорки на проработку звуков: З-С, СЬ, ЗЬ

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
Оса боса и без пояса.
Вез на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане - сани
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.
Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Евсей, Евсей, муку просей.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Детские скороговорки на проработку звуков: Ц, С




Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.
Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.


Перешахматит, Перевышахматит.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.





На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.


Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.

Детские скороговорки на проработку звуков: Р, Л, РЬ, ЛЬ

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш полкан попал в капкан.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Детские скороговорки на проработку звука: Ш

Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, перевышахматит.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.

Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Маша под душем моет шею и уши.

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Детские скороговорки на проработку звука: Ж

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.
Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.
Хорош пирожок - внутри творожок.
Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.
На крыше у Шуры жил
журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Детские скороговорки на проработку звуков: С + Ш, З + Ж

Шесть мышат в камышах шуршат.
Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.
Саша шапкой шишки сшиб,

Получил на лбу ушиб.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.

Слишком много ножек у сороконожек.

Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.

Шашки - на столе,
Шишки на сосне.
Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.

У крошки матрешки пропали сережки.

Сережки Сережка нашел на дорожке.
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Детские скороговорки на проработку звуков: Ч, Ч + ТЬ

Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
На верхушке каланчи день и
ночь кричат грачи.

День и ночь кричат грачи
на верхушке каланчи.
В горячей печи пекарь пек калачи.
Течет речка, печет печка.

Печет печка, течет речка.
Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.
У черепашьего черепашонка

На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Четыре чёрненьких чумазеньких
чертёнка чертили чёрными
чернилами чертёж.

Детские скороговорки на проработку звуков: Щ, С

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

У осы не усищи, а усики.
У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.
Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Веселые скороговорки:

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Вот так Ермак - посеял мак,

Расцвел мак. Вот так Ермак!
Пожал мак, смолотил мак,
Продал мак - вот так Ермак!
Саша любит сушки, Соня ватрушки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.


В огороде Фекла ахала и охала,
Уродилась свекла не на грядке - около.
Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,

Жаловалась Фекла: - Заблудилась свекла.
Дарья дарит Дине дыни.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Четыре утайки у девочки Тайки,
Мчатся за Тайкою девочки стайкою.
Пятки стучат, глазки блестят:
Нынче девчонки ребят обхитрят.

Тень-тень-потетень, весь день, где пень -
Заплетаю плетень, и прирасплетываю.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Черезвычайно чисто!
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.

Белой даже не была.
Косарь косил, косу носил,
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,
Лопатка песочек, косец - пирожочек.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:

Грабь граблями гравий, краб.
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:

«В кармане Макара корова пропала!»
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,

До поры остры топоры, до времени.
Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, кован колокол, да не
по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да
перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать,
да перевыколоколовать.
Пошел Игнат лопаты покупать,
купил Игнат пять лопат.

Шел через пруд, зацепился за прут.
Упал в пруд Игнат, пропали пять лопат.
Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.
Красный краб кричит «УРА!» .
Резать торт пришла пора.

Грянул гром - гроза в разгаре.
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.

Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.

Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.

Принц принцессу пригласил прогуляться
по проспекту.
Четыре черепашки учились пить из чашки
Чашку чая заварили на четыре поделили.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
Снова Грека через реку перебраться захотел,
Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.
Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.

Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?
На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
Саша шапкой шишку сшиб.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил -
что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
Наш голова вашего голову головой
переголовал, перевыголовил.

Милости прошу к нашему шалашу:
я пирогов покрошу и откушать попрошу.
У четырех черепашек по четыре
черепашонка.

Скaзaлa со смехом соседке синицa: "Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!"
Идет козел с косой козой,
идет козел с босой козой,
идет козa с косым козлом,

идет козa с босым козлом.

Скок, соpокa, скок, соpокa,
слепa с окa, кpивa с бокa.
Павел Павлушку пеленовал,
пеленовал и распелёновывил.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
Полили ли лилию?
Видели ли Лидию? Полили Лилию,
видели Лидию.

Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
Рапортовал, да не дорапортовал,
дорапортовал, да зарапортовался.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Все скороговорки не

перевыскороговоришь.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Окола кола вьюн и хмель вьются

на плетень.
Вьются, плетутся, заплетаются,
расперезавиваются.
Прыгают в поле сорок сорок,

десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?
В нашей покупке - крупы и крупки.
Добры бобры идут в боры, а

дровоколорубы рубили дубы.
Купи кипу пик.
Кипу пик купи.
Пик кипу купи.

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
Копна под попом,
поп под колпаком.

Ткет ткач ткани на платки Тане.
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.

Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце
под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы
попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется

Литература:

  1. В.Даль. Пословицы русского народа: Том 2. - М.: Художественная литература, 1984.
  2. Русский фольклор/ Сост. В.Аникин. - М.: Художественная литература, 1986.
  3. Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ Сост. В.Аникин. - М.: Детская литература, 1975.
  4. М.Мельников. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки/ Сост. Г.Науменко. - М.: Детская литература, 1989.
  6. На Буяне, славном острове: Сборник русского фольклора/ Сост. и обраб. Н.Колпаковой. - М.: Детская литература, 1978.
  7. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор/ Сост. М.Новицкая, Г.Науменко. - М.: Просвещение, 1995.
  8. Хрестоматия по детской литературе/ Сост. М.Боголюбская, А.Табенкина. - М.: Просвещение, 1984.
  9. Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Елисеева. - М.: Просвещение, 1982.
  10. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи/ Сост. В.Лунин. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  11. Д.Тихомиров, Е.Тихомирова. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счёту для народных школ. - М.: Типография Т-ва И.Сытина, 1914.
  1. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Б – П, Г –К, Д –Т, В – Ф…………………………………3
  2. Детские скороговорки на проработку простых звуков: З – С, Зь – Сь……………………………………4
  3. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ц – С…………………………………………… 5
  4. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ш…………………………………………………6
  5. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ж…………………………………………………7
  6. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Р –Л, Рь –Ль……………………………………8
  7. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ш…………………………………………………9
  8. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ж……………………………………………… 10
  9. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ж+З, С+ Ш…………………………………… 11
  10. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Ч, Ч+Ть…………………………………………12
  11. Детские скороговорки на проработку простых звуков: Щ. С…………………………………………… 13
  12. Веселые скороговорки………………………………14
  13. Литература………………………………………… 24

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко» Составила: Наделяева Г.А воспитатель I квалификационной категории

«История пословиц и поговорок» - Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Цель: История появления пословиц. Ознакомиться с историей появления пословиц. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Первые пословицы появились очень давно. Задачи: В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

«Пословицы о добре» - Не разорвать, а склеить. Сделав добро, не попрекай. Добро помни, а зло забывай. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кричать, а выслушать. За добро добром платят. Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

«Пословицы и поговорки» - Один в поле не воин. Закрасить в одинаковые цвета начало и конец каждой пословицы. Отредактируйте содержимое файла. Как называются программы для обработки текстовой информации. Цели и задачи. Сравнения для вставки. Будет зима – будет и лето. Чему Ваня не научился, тому Иван не научится. Пословицы и поговорки.

«Русские и английские пословицы и поговорки» - Задачи. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы – поговорками. Well begun is half done. От малых ударов валятся большие дубы. Поговорка-часть суждения, отмечающее какое-либо качество или явление. Опрос учащихся нашей школы. Наблюдение анализ сравнение классификация перевод моделирование.

«Пословицы» - Вражда не делает добра. У нашего свата ни друга, ни брата. Каков мастер, такова и работа. Наукой люди кормятся. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее. В здоровом теле – здоровый дух. Писать - не языком чесать. Зачем и клад, коли в семье лад? Своя земля и в горсти мила. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

«Пословицы разных народов» - Пословицы разных народов. Добро. Труд кормит. Родина. Слово голубит. Пословицы о Родине. Пословицы. Братство. Народы ценят трудолюбие. Планета увлечений. Дети.

Всего в теме 12 презентаций

МБОУ «НОВО-СНОПКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АЗБУКА

СКОРОГОВОРОК

Работу выполнили учащиеся 1 класса:

Акимова Дарья

Ашанина Ангелина

Березенко Ксения

Бокарева Мария

Елманов Евгений

Кадеркаев Егор

Комаров Иван

Малова Елизавета

Пустовой Николай

Раджабов Темурбек

Руководитель: учитель начальных классов

Прошина Валентина Витальевна

2015-2016 учебный год

ЧТО ТАКОЕ СКОРОГОВОРКА?

1.Быстрая речь.

2.Искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

(С.И. Ожегов)

Скороговорка - это набор слов, используемый для быстрого и чёткого прочтения, чтобы развить речевой аппарат.

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребёнка быстро и отчётливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СКОРОГОВОРКИ?

Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия – ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчётливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СКОРОГОВОРКИ

Начинать чтение любой скороговорки стоит по следующему принципу: все гласные звуки должны быть почти беззвучным, но согласные, напротив, необходимо произносить четко и звонко. После этого скороговорка уже должна произноситься в полный голос. При этом необходимо прислушиваться к себе, чтобы определить, при какой артикуляции голос будет звучать наиболее плавно и четко.

1. Вначале необходимо произнести скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку, произнося все звуки: и гласные, и согласные. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них.

2. После того, как этот этап успешно пройден, необходимо делать то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо.

Теперь нужно произнести текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, не торопясь. Можно поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Алёша Ульяне сигнал подаёт.

Ульяна услышит – Алёшу найдёт

Апельсин, арбуз, айва –

Аппетитные слова.

Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?

Архип осип. Осип охрип.

Белые бараны били в барабаны.

Бобр, будь добр, добудь кобр.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Баран-буян залез в бурьян.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

Бобры храбры идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

Белые гуси к ручейку идут.

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга.

Крикнули гуси: - Га-га-га!

Варвара караулила цыплят ,

А ворона воровала.

Вылили мыло в ванну

И вымыли мылом Ваню.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Возьми у белобородого мужика

Полкрынки кислого молока.

В ящике вещи – щипчики и клещи.

В живом уголке жили ужи и ежи.

В каше – мошка.

Спеши, кошка, есть из плошки

Кашу с мошкой.

В саду рос куст роз – куст роз рос в саду.

Громко гром прогрохотал,

Горожан гром разогнал.

Гром грохочет, гром гремит,

На кого же гром сердит?

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Где кисель, там и сел.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Дорогого друга деда

Буква Д зовёт к обеду.

Дед зовёт с собою Димку,

Димка – киску свою Дымку.

Дом у дуба, дуб у дома.

Дятел дуб долбил,

Да не додолбил.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Есть пирожки – есть и дружки,

А нет пирожков – нет и дружков.

Ежу на ужин мышонок нужен.

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Ёжику нужен жук на ужин.

Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

Ёршик буква Ё взяла,

Ёжику его дала.

Моет ёж себя ершом.

Дружит буква Ё с ежом

Ёжик жёлтой сыроежке

Рад, как белочка орешкам.

Жаба ждёт, раздув живот, -

Жук летит ей прямо в рот.

Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжёлый на жуке кожух.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

За посёлком у просёлка

В поле пела перепёлка.

Перепел прилетел,

Перепёлку перепел.

Змея шипит, а жук жужжит.

Забыл Панкрат дома домкрат.

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Здесь ведь лужа, видишь, Луша?

Ты иди туда, где суша.

Перейди, где лужа уже!

Знай шагает в лужу Луша.

Ишак говорил: «Дорогие друзья!

Ириски и ирисы спутать нельзя.

Ириски жуют безо всякой причины,

А ирисы – с пользой.

В них есть витамины».

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки.

Иголка-иголка, ты остра и колка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Ищу для себя смирного робота,

Чтоб делал уроки мои он без ропота.

Краб забрался на трап,

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал,

Краба в лапы поймал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Кошка на окошке штанишки шьёт,

А мышка в сапожках избу метёт.

Коси, коса, пока роса.

Кол около стола,

Стол около кола.

Лара и Лера ели эклеры,

С кремом эклеры у Лары и Леры.

Летели лебеди с лебедятами.

Лена ела еле-еле.

Лена ела так от лени.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Лисята в гости шли к лисе.

Маша, ты нас не ищи,

Щиплем щавель мы на щи.

Мама мыла Милу с Мылом.

Масленичный блинок маслили

Маслицем из маслёнки.

Маше каша надоела,

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

Не мы ли на Ниле

Налима ловили.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.

Накроши в окрошку картошку и горошку.

Орёл на горе, перо на орле.

Гора под орлом, орёл под пером.

От топота копыт пыль по полю летит.

Около колодца кольцо не найдётся.

Отлежал бочок бычок.

Не лежи, вставай, бычок!

Около кола колокола.

Приучить сороку одна морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала –

Полосатой речка стала.

Поле, полное полыни,

Выпало полоть Полине.

По глади оконной стекла

Тяжёлая капля стекла.

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

Рыбу ловит рыболов,

В реку весь уплыл улов.

Рубили дроворубы

Сыры дубы на срубы.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

Сшила Саша Сашке Шапку.

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

Синичка, синичка воробью сестричка.

Стоит лодырь у ворот,

Широко разинув рот.

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

Тише, мыши!

Кот на крыше!

Зашумите –

Он услышит.

Трое трубачей трубили в трубы.

У ёлки иголки колки.

У четырёх черепашек

По четыре черепашонка.

У Ивашки – рубашка.

У рубашки – кармашки.

У киски в миске – рис и сосиски.

У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

Филя с Колей, Коля с Филей

Пилят, колют, колют, пилят.

Фараонов фаворит на сапфир менял нефрит.

Фаня в гостях у Вани.

У Вани в гостях Фаня.

Фрося в поле полет просо,

Сорняки выносит Фрося.

Хорош пирожок –

Внутри творожок.

Хороши цыплятки у хохлатки.

Хороши в дорожку

Пирожки с картошкой.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!

Циркач циркачке Зиночке

Подарил косыночку.

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: "Цыц!"

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Чики-чок, чики-чок,

Трещит за печкою сверчок.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

Чешуя у щучки,

Щетинки у чушки.

Чем чаще чищу,

Тем чашка чище.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шила шапку –

Сшила тапку.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Шла Саша по шоссе,

Несла соску на шесте

И сосала сушку.

Шишки на сосне,

Шашки на столе.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Щи да каша – пища наша.

Щенок жалобно пищит –

Тащит он тяжёлый щит.

Щипцы для клещи –

Вот наши вещи.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Эскимосы, эскимосы

Эскимо едят в морозы,

И за это эскимосов

Эскимосами зовут.

Эдуарду как-то раз

Подарил Эраст КамАЗ

Ну а Эдик, Эдуард

Этому совсем не рад.

Юла возле Юльки крутится, поет,

Юла Юльке спать не дает.

Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Юн вьюн, да находчив.

Зол козёл да отходчив.

Я хрюхрюшка, я хрюхрюша,

Я купаю в луже брюшко.

Для чего ходить под душ,

Раз на свете столько луж.

Ящерка на ялике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Я несу суп, суп, суп.

А кому?

Псу, псу, псу.


Учащиеся 1 - А класса Донецкой общеобразовательной школы № 57

Детство каждого из нас неповторимо и уникально, но общие воспоминания есть у многих – игры, утренники, и, конечно же, скороговорки.

Скороговорки (в просторечии чистоговорки) были известны задолго до появления колеса. С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. И дети решили сами создать проект "Весёлые скороговорки".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Весёлые скороговорки» Подготовили учащиеся 1-А класса ДОШ № 57

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

У ежа ежата, а у ужа ужата. Смешные шутки у Саши и Мишутки.

У Сашки в кармашке шишки и шашки. Шесть мышат в камышах шуршат.

Жутко жуку жить на суку. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

У Маши на кармашке маки и ромашки. Шорох шорохом из шалаша не вышуршишь.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

НаделиПаше галоши и калоши. Тише мыши! Кот на крыше! Зашумите он услышит!

Шили шубку - сшили юбку! Шили шапку - сшили тапки! Хороша швея Наташа! Саше малышу - купили шубку, а Шуре сшили - шуршащую шапку.

Эльвира Лукьяненко
Педагогический проект «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»

Вид проекта : познавательный, коррекционный.

Продолжительность : долгосрочный (1 месяц) .

Выявление проблемы : недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности.

Цель : развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

Задачи :

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по артикуляции звуков, воспитывать красивую и правильную дикцию.

2 .Развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами .

3. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Интеграции областей : «Социально-личностное» , «Художественно-эстетическое» , «Познавательное» , «Речевое» .

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы :

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речевого аппарата.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших и подготовительных группах используют специальные и методы и приемы. Один из них – работа со скороговоркой .

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов оказывает негативное влияние на его эмоциональную сферу, на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.

Этапы реализации проекта

1 этап : подготовительный :

- опрос детей на тему : «Какие скороговорки вы знаете

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка ;

Беседа с родителями об актуальности создания проекта .

2 этап : основной (реализация проекта ) .

Для родителей :

Совместно детско-родительский конкурс рисунков «Моя любимая скороговорка » ;

Семинар-практикум для родителей «Веселые скороговорки » (творческая работа по скороговорке ) .

Подборка скороговорок для родителей ;

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » ;

Для педагогов детского сада :

Памятка «Методика работы со скороговорками » ;

Создание картотеки скороговорок ;

Для детей :

1. Заучивание скороговорок .

2. Посещение школьной библиотеки, беседа о скороговорках .

3. Экскурсия в мини-музей детского сада (знакомство с предметами русского быта) .

4. Придумывание рассказов по скороговорке .

5. НОД «Путешествие по русской ярмарке» .

6. Конкурс : «Быстрое чтение скороговорки » .

7. КВН «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь ».

4. Заключительный этап.

Ожидаемый результат проекта :

Улучшение состояния дикции у детей;

Повышение интереса к устному народному творчеству;

Активное участие родителей в развитии творческих и познавательных способностей детей;

Укрепление сотрудничества педагога и семей в нравственном воспитании дошкольников, базирующихся на исторически сложившихся народных традициях.

Продукты проекта :

проектная папка : конспект НОД, сценарий КВН, план семинара – практикума, план конкурса «Быстрое чтение скороговорки » .

Картотека скороговорок .

Памятка для педагогов «Методика работы со скороговорками » ;

Альбом «Любимые скороговорки » (рисунки детей и родителей, тексты скороговорок , детские рассказы по скороговорке ).

Информационный лист для родителей «Вместе учим скороговорки » .

Анкета для родителей «Зачем нужна скороговорка

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Мини-музей детского сада «Русская народная изба» .

2. Уголок развития речи группы.

3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» .

Литература :

1. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки . М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС» , 1997.

2. Смирнова М. В. Скороговорки для развития речи . – СПб.: Издательский дом «Литера» ,2013.-64с.:ил. -(Серия-«Радуга» ).

3. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ : Астрель : профиздат, 2007.

4. Мазнин Н. А. 500 скороговорок , пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков» . – Ярославль : Академия развития, 2006.

6. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС» , 2005.

7. Ресурсы сети Интернет.