Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке. Презентация - спряжение глагола Презентация по теме глаголы спряжение

  • Дата: 06.08.2023

Слайд 2

Спряжение глагола

Глаголы I и II спряжения Изменение глагола по лицам и числам (личные формы лагола)

Слайд 3

Какие термины будут сегодня нашими помощниками?Какие вопросы глагола?

1. Инфинитив I и II спряжение. Что делать? Что сделать? 2. Личные формы глагола; Настоящее время, будущее простое время; лицо, число. Что делает? Что делают? Что сделает? Что сделают?

Слайд 4

Слайд 5

Глаголы II спряжения

Ко II спряжению относятся все глаголы НА-ить брить, стелить КРОМЕ

Слайд 6

Когда-то, ребята, Во времечко оно Второе спряженье Имело шпиона.

Слайд 8

Вот они, спешите ВИДЕТЬ: От связного не ЗАВИСЕТЬ, Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ, Побольнее их ОБИДЕТЬ. Стойко трудности ТЕРПЕТЬ, Над собой лассо ВЕРТЕТЬ, Через щелочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ. По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ, Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ, Совершенно не дышать.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Глаголы I спряжения

К I спряжению относятся брить, стелить, зиждиться И все остальные глаголы

Слайд 12

Для чего нужно знать спряжение глагола?

Чтобы правильно писать личные формы глагола - формы настоящего и будущего простого времени, именно они изменяются по лицам.

Слайд 13

Местоимения-подсказки

Единственное число 1лицо Я 2 лицо ТЫ 3 лицо ОН, НА, ОНО Множественное число 1лицо МЫ 2 лицо ВЫ 3 лицо ОНИ

Слайд 14

Образование личных форм глагола

Личные формы образуются путем присоединения к основе наст. вр. особых окончаний, которые указывают не только на лицо (I,II, III), но также и на число глагола. Поэтому у глаголов имеется шесть личных окончаний

Слайд 15

Личные окончания глаголов I и II спряжения

Окончания первого спряжения: -у(ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), I- Е -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут(-ют) Пример: читать создать Окончания второго спряжения: -у(-ю) -ишь, -ит, II -И -им, -ите, -ат(-ят) Пример: любить ненавидеть

Слайд 16

А если окончание безударное?

1.Задаю вопрос к глаголу (что делает? что сделает?). 2. Установив видовое соответствие, нахожу инфинитив (что делает? -что делать? что сделает? - что сделать? 3. Смотрю, на что оканчивается инфинитив - ?ть. 4. Вспоминаю, не является ли глагол исключением 5. Определяю спряжение, выбираю гласную – I спр. →Е IIспр. →И

Слайд 17

Спишите текст, найдите глаголы в личной форме, графически обозначьте личные окончания глаголов

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!

Слайд 18

Проверяем! Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!

Слайд 19

ОН, она, оно что делает? Что сделает?

распил_т -______________________________ слыш..т -________________________________ гре..тся-________________________________ скач..т -_______________________________

Слайд 20

ОН, она, оно что делает? колыш..т -______________________________ ре..т -________________________________ осво..т-________________________________ посе..т -_______________________________

Учитель начальных классов

МОУ Беломечетская СОШ № 7

Дементьева Н.В.

Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

4 класс

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки.

для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока.

Ι. Организационный момент. (слайд 2) – ( дети записывают клас. работа и число )

ΙΙ. Минутка чистописания. (слайд 3)

ΙΙΙ .Повторение.

    Словарная работа. (слайд 4)

Работа проводится в виде теста (слайд 5)

Проверка выполнения словарного теста (слайд 6)

Молодцы (слайд 7)

2.Синтаксический разбор предложения.

Яркий луч солнца пригрел бабочку на лесной полянке .

(Дополнительные вопросы для постановки отметки)

Какие части речи ты знаешь?

3. Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите правильное утверждение.

Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке и выбирает правильный, по его мнению, ответ .(слайд 8)

Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.

ΙV. Новая тема.

Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)

Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 9)

по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола

Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 10) . Выделите окончания (для проверки – щелчок ). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?

(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика (слайд 11).

Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)

Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

- Откройте учебник на с. 79 , изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!

Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора (слайд 12).

V. Физминутка.

А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём) (слайд 13).

Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней! (слайд 14 - 17).

3. Закрепление. .

А теперь задание для закрепления (слайд 18). Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)

Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).

Похвалите себя, кто выполнил все правильно.(слайд 19).

А теперь вы выполните задание еще труднее. Теперь вам нужно самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 20). Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?

Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения в правописании слов, поднимите руку. Когда закончите, проверьте друг друга.

VΙ. Повторение пройденного материала (слайд 21 – 26).

Молодцы (слайд 27)

VΙΙ. ТЕСТ №1 «Глагол» (слайд 28).

Проверка выполнения теста (слайд 29).

VΙΙΙ. Итог урока (слайд 30).

Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

ΙX. Домашнее задание (слайд 31).

На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.79 - 80, вы можете опираться на схему, дома также оформите ее красиво, чтобы она могла вам служить долго.

А дома вы выполните упражнение 439, выделите окончания и укажите тип спряжения глаголов.

«СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (слайд 32).


Языковая разминка 1.Сделать синтаксический разбор предложения, расставить пропущенные знаки препинания. -Нес..тся Терек волнами точ..т дикий берег клокоч..т вокруг огромных скал. клокоч..т вокруг огромных скал. - Ноч.. стел..т тень и влажный берег студ..т ночь тян..т свой невод золотой. ночь тян..т свой невод золотой. От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?


Повторение Что такое глагол? Что такое глагол? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Что такое переходность- непереходность, возвратность- невозвратность глагола? Что такое переходность- непереходность, возвратность- невозвратность глагола?








Внимание Ко II спряжению относятся следующие глаголы: -на –ить (кроме брить и стелить – I спр.) -на –ать (гнать, дышать, держать, слышать) -на – еть(смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) обидеть) Все остальные глаголы относятся Все остальные глаголы относятся к I спряжению! к I спряжению!


Лингвистическая справка Давайте поговорим с Вами о исконно русских глаголах. 1.Глагольные близнецы- одеть и надеть - « покрыть одеждой» и « снабдить одеждой» - Гл. + сущ. с обозначением лица. - «укрепить что-то на чем-нибудь» и «целиком или частично покрыть одеждой» - Гл. + сущ. с обозначением неодушевленного предмета. - Одеть-раздеть и надеть-снять. - Шуба одеванная; И одевъ одежды свои; Он чулочки одевает.


Лингвистическая справка 2.Два глагола обуять. - « охватить, объять, овладеть» об + уяти (у + яти) в значении « брать, хватать» об + уяти (у + яти) в значении « брать, хватать» Пример: Такая меня тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, все бы на свете отдала. - «охваченный, объятый» Пример: Виновен я; гордыней обуянный,обманывал я бога и царей. - «лишить рассудка, сделать безумным» - «лишить рассудка, сделать безумным» Приставка О + суффикс –ати от прил. Буи « глупый, безумный» Пример: Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?


Закрепление -Задание 1 Проспрягать глаголы, выделить окончание, определить спряжение. Просить, сказать, тереть, брить. -Задание 2 Переписать, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончание. 1.Сосны вершинами(махать) приветно. 2.Лиловая занавеска чуть-чуть(колыхаться) от ветра. 3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. 4.Не пенится море, не (плескать) волна. 5.Мороз слегка (щипать) за щёки.


Подведение итогов урока Итак, какую тему мы сегодня изучили? Что такое склонение и спряжение? Какие глаголы относятся к I и II спряжению? Сегодня на уроке мы провели лингвистический анализ исконно русских глаголов, дали историческую справку. Закрепили полученные знания на практике.

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Нам пора начать урок.


Тучи вис ят низко. Весь день ид ёт дождь. Свищ (и,е)т ветер. На палубу не выход (и,е)м , целый день сид им в каюте, скуча (и,е)м . Меркн (и,е)т день, а море бурл ит всё злей и злей. Ваш Незнайка.


Спряжение глаголов .



чита ю

чита ешь

чита ет

чита ем

чита ете

чита ют

нес у

нес ёшь

нес ёт

нес ём

нес ёте

нес ут

ворч у

ворч ишь

ворч ит

ворч им

ворч ите

ворч ат

свеч у

свет ишь

свет ит

свет им

свет ите

свет ят


Ид ёт, ид ут - 1спряжение

Глаголы I спряжения имеют окончания

- у (-ю) , -ешь (-ёшь) , -ет (-ёт) , -ем (-ём) ,

-ете (-ёте) , ут (-ют) .


Лет ит, лет ят - II спряжение

Глаголы II спряжения имеют окончания

- у (-ю) , -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят).


Напиши неопределённую форму данных глаголов

I спряжение II спряжение

Пишем – Чертим –

рисуем – чиним –

полем – маним –

пляшем – просим


I спряжение II спряжение

Пишем – писать Чертим – черт ить

рисуем – рисовать чиним – чин ить

колем – колоть маним – ман ить

пляшем – плясать просим - прос ить


Запомни!

Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е- спрягать нельзя.


Платить

ужинать

сеять

ловить

играть

спешить

рыть

учить


Вставь пропущенные буквы

Шторм

Сегодня с рассвета

Бесну .. тся море,

Вороча .. т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен .. тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош .. т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос .. тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.


Шторм

Сегодня с рассвета

Бесну ет ся море,

Вороча ет камни,

Встаёт на дыбы.

И пен ят ся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош ит

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос ят ся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.


  • Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
  • Ла..т, се..т, чита..т, кле..т
  • Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся

  • Смотр и т, дыш и т, тревож и тся, та е т
  • Ла е т, се е т, чита е т, кле и т
  • Вид и т, пиш е т, завис и т, держ и тся

Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения - и составить с ними предложения на тему «В море».

Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить.


Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ ет ( I спр.) ветер. На палубу не выход им ( II спр.) , целый день сидим в каюте, скуча ем ( I спр.) . Меркн ет ( I спр.) , день, а море злей и злей бурлит.

Ваш Незнайка.


До свидания!

До следующего

путешествия

Прозвенел звонок,

Закончился урок!

Слайд 1

Тема урока: «Спряжение глагола» Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твердо знать глаголы. С. Шевцов

Слайд 2

Словарный диктант
Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображение, преодолевать, ненавидеть, недоразумение, прийти вовремя, Россия, помощник, гуманизм, знаменитый, просвещение

Слайд 3

Утро И.С. Никитин
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит – рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Слайд 4

Цель урока:
уметь определять спряжение глагола; знать алгоритм определения спряжения глагола; научиться изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы; знать перечень окончаний глаголов первого и второго спряжения

Слайд 5

Алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием:
Поставить глагол в инфинитив. Ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на ИТЬ (кроме стелить, брить, зиждется) Например: клеить – клеишь, клеит, клеим, клеите, клеят 2)Одиннадцать глаголов – исключений: 7 на ЕТЬ (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть) и 4 глагола на АТЬ (слышать, дышать, держать, гнать) Все остальные глаголы, включая стелить, брить, зиждиться, относятся к I спряжению.

Слайд 6

Образец рассуждения при выборе безударного личного окончания глагола
Серд…шься (что делаешь?) что делать? сердиться глагол на ИТЬ; значит, это глагол II спряжения, пишу - ишь – сердишься Наден…т (что сделает?) что сделать надеть глагол на ЕТЬ (не исключение): значит, это глагол Iспряжения, пишу – ет - наденет

Слайд 7

Спиши, вставляя в безударных окончаниях глаголов – е – или – и; укажи спряжение глаголов
Труд человека корм…т, а лень порт…т. Человек от лени боле…т, а от труда здорове…т. Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь. Словами, что листьями стел…шь, а стеблем в глаза кол…шь. Днем раньше посе…шь – неделей раньше пожн…шь. Хмурыми осенними днями не только не вид…шь, но и не чувству…шь солнца. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м

Слайд 8

Разноспрягаемые глаголы:
Хотеть, бежать

Слайд 9

Переписать, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончания глаголов. Определить спряжения
1.Сосны вершины (махать) приветливо. 2. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. 3. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. 4. Не пениться море, не (плескать) волна. 5. Мороз слегка (щипать) мне щеки.