Конспект занятия перелетные птицы в средней группе. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Перелетные птицы

  • Дата: 21.02.2024

Лилия Шкода

тема НОД: «Перелетные птиц

Образовательная область: познание.

Программная область: формирование целостной картины мира.

Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о птицах

обучающая: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, (познавательное развитие, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями (речевое развитие). Дать знания о том, какие птицы являются перелетными.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения (Речевое развитие, познавательное развитие) .

Воспитательная: Воспитывать в детях чувство уважения к живой природе.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

формы реализации детских видов деятельности: игра с речевым сопровождением, игра подвижная.

оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, мягкая игрушка вороны.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за поведением птиц, рассмотреть с детьми как выглядят птицы, чем они похожи, чем отличаются, какое оперение, покормить с детьми птиц, насыпать в кормушку корм, прослушать с детьми записи с пением птиц, чтение стихотворений и рассказов о птицах.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня я пришла в садик очень рано, прошла по нашей площадке. Было очень тихо. Только птицы щебетали.

"Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам! "

Я думаю птицы со мной здоровались. Дети как вы считаете какие птицы со мной здоровались?

(Ответы детей)

Познакомьтесь, к нам в гости пришла ворона Каркуша (игрушка, она хотела бы послушать про птичек. Разрешим Каркуше остаться у нас в гостях? (ответы детей). Присаживайся Каркуша вместе с нами и послушай, что наши дети знают о птицах.

2 основная часть.

Воспитатель: Давайте сегодня с вами поговорим о перелетных птицах. Дети, как вы думаете, какие птицы называются перелетными.

(Ответы детей)

Воспитатель: Птицы, которые на зиму улетают от нас в теплые края называются перелетными, весной они вновь возвращаются к нам, чтобы радовать нас своим пением.

(карточка 1)

Посмотрите, кто узнал эту птицу?

(ответы детей)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад- вперед по пашне вскачь.

А зовется птица… (грач)

Грач- крупная птица с черным оперением. Его можно встретить на всей территории России. В средней полосе России прилет грачей – признак наступившей весны. На ночь грачи устраиваются в ветвях деревьев. Место их ночлега называют грачевником. Их соседями становятся другие птицы: вороны, галки, сороки. Грачи обычно занимают ветки самых высоких деревьев.

Эти птицы уничтожают множество насекомых, среди которых немало вредителей сельскохозяйственных культур. Но часто грачи не помогают полеводам, а вредят им, выклевывая молодые всходы пшеницы, кукурузы, подсолнечника. Огромные стаи птиц приходится отпугивать, устанавливая на поля пугала.

(карточка 2)

А вот еще птица, с который вы хорошо знакомы, кто ее узнал?

(ответы детей)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (скворец)

С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Самка скворца дважды за лето откладывает зеленоватые яички, из которых выводятся птенцы. Родители приносят им в гнездо пойманных насекомых и червяков.

Осенью скворцы собираются в большие стаи. Они отправляются на зимовку в южные страны, чтобы следующей весной снова вернуться в родные места.

Физкультминутка Перелетные птицы

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

И на место сели (улетают», садятся)

(карточка 3)

Кто узнал эту птичку?

(ответы детей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины.

(ласточка)

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тепло. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки на лету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

3 Итоговая час

Дети, но ведь не все же птицы от нас улетают в теплые края, очень много птичек остаются и с нами зимовать. Как вы думаете, и трудно у нас зимой? (ответы детей). Конечно трудно и даже очень. Им и холодно, и голодно, ведь еда которой они питаются остается под снегом и птицам тяжело ее добывать. А как вы думаете, человек может помочь птицам в это время года? (ответы детей) А как? (Ответы детей). Люди делают для птиц различные кормушки, которые наполняют зернами и хлебными крошками, благодаря этому птицам легче найти себе пропитание. Вот и мы с вами сегодня на прогулке заполним кормушку хлебными крошками, и к нам в гости прилетят много разных птиц.

Ну а нашей гостье пора возвращаться к себе в гнездо. Каркуша, тебе понравилось у нас в гостях? Прилетай к нам еще в гости, и мы с детьми обязательно тебе расскажем что-то еще новое и интресное. До свидание!

Публикации по теме:

Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.

Конспект НОД «Перелетные птицы весной» в средней группе Видео Воспитатель: Гресс Т. П ГБДОУ№34 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы. Задача:.

Конспект НОД по ФЭМП у детей по лексической теме «Перелётные птицы». Средняя группа Конспект НОД по ФЭМП у детей по лексической теме «Перелётные птицы». Средняя группа Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: закреплять знания детей о перелетных птицах Задачи: -обобщить представление.

Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе. Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме:

«Перелетные птицы» средняя группа

воспитатель: Орлова Н.В.

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах.

Материалы и оборудование: фонограмма с шумом леса и пением птиц, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц и их гнезд, материал для гнезд: веточки тонкие и потолще, соломинки, пух; мяч.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, послушайте звукозапись, что вы слышите (ответы детей)

А как вы догадались, что это лес?

Каких птиц вы знаете?

Почему некоторых птиц зовут зимующими, а некоторых перелетными? Сегодня мы с вами познакомимся с перелетными птицами. Посмотрите внимательно на картинки, каких птиц вы здесь узнали? Давайте я вам немножко подскажу с помощью загадок.

Загадки о перелётных птицах:

    На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(Скворец)

    Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Так важно она по болоту шагает!

Червяков, жуков находит. (Грач)

    Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

    Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

Воспитатель: Молодцы ребята, всех птичек мы с вами отгадали. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными) Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. А вы знаете, у каких птиц, какие птенцы? Давайте с вами поиграем в игру «Чей детёныш? Упражнение «Чей детёныш» (с мячом) на образование супплетивных форм существительных. У грача - грачонок и грачата. У скворца - скворчонок и скворчата. И так далее.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему весной птицывозвращаютсякнам? Как вы думаете, почему птицы улетают на зиму в теплые края?

Воспитатель : Посмотрите внимательно на птиц, из каких частей тела они состоят? (голова, туловище, ноги, крылья, клюв) А теперь давайте попробуем описать всех наших птичек. Кто хочет описать грача? Какой он? Игра «Опиши птицу». (Дети по желанию выходят и описывают птиц).

Хорошо запомнили перелетных птиц? Сейчас мы это проверим. Выходите все ко мне и мы поиграем в игру «Перелетные птицы»

Физминутка: подвижная игра «Зимующие и перелетные» проводится под фонограмму веселой музыки.

Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. Дети идут под музыку и поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать». (Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей). Присаживайтесь на свои места. Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики, на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).

Воспитатель: Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? Давайте попробуем для наших перелетных птиц свить гнезда. Что нам для этого нужно? (на столы выкладываются карточки с изображением 4-х перелетных птиц, дети выбирают материал из общей корзины : для грача – ветки потолще, для ласточки - глину и пух, для скворца – тоненькие веточки, а кукушке …;). Молодцы, ребята, свить гнездо очень тяжелая работа, но вы с ней справились, теперь птичкам есть, где жить.

Итог занятия: Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями?

Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

Что случится, если птицы исчезнут?

За что вы любите птиц?

Марина Хмелева

Конспект итогового занятия по теме «Перелетные птицы » в средней группе .

Задачи :

Образовательные : закрепить знания детей о перелетных птицах , умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности ; уточнить знания детей о признаках весны.

Развивающие : активировать в речи названия птиц и их птенцов , развивать самостоятельность, активность.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, к птицам ; умение выслушать товарища.

Предварительная работа : наблюдение за птицами ; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах ; заучивание стихов; рассматривание иллюстраций с изображением птиц ; просмотр презентаций.

Материал к занятию :

Картинки с изображением весны, птиц ; репродукция картины «Грачи прилетели» А. К. Саврасова; аудио записи с голосами птиц и звуками весны ;карточки с заданием;мешочек;клей;заготовки для аппликации;картина на мольберте.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под звуки весеннего леса и голоса птиц .

Воспитатель : Ребята, что вы слышите?

(журчат ручьи, поют птицы )

Воспитатель : А когда все это происходит?

(весной)

Воспитатель : А по каким признакам вы узнали что наступила весна?

(проталины, ручьи журчат, почки набухают, птицы прилетели )

Воспитатель : А какие птицы к нам прилетают весной?

(журавль, аист, скворец, ласточка, соловей, кукушка, грач)

Воспитатель : Ребята, а как все эти птицы называются одним словом?

(перелетные )

Воспитатель : А,что вы знаете о перелетных птицах ?

(они улетают в теплые края осенью и возвращаются к нам весной)

Воспитатель : Молодцы! А расскажите мне птички вы где летали?

Физкультминутка : Мы летали высоко (тянемся руками вверх)

Мы летали низко (присели на корточки)

Мы летали далеко (руки вытянуть вперед и помахать )

Мы летали близко (помахать руками скрещенными и прижатыми к груди) .

Воспитатель предлагает детям пройти к доске на которой прикреплены картинки с изображением перелетных птиц .

Воспитатель : Ребята,посмотрите на доску и скажите есть ли здесь лишняя птица ?

(голубь)

Воспитатель : А почему он лишний?

(он остается зимовать и не улетает в теплые края)

Воспитатель : А теперь ребята отгадайте про кого загадки?

Это старый наш знакомый :

Он живет на крыше дома-

Длинноногий,длинноносый,

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель : Найдите картинку с аистом и расскажите,что вы знаете об аисте?

(селится близко к людям,вьет гнезда на крыше либо на дереве рядом с домом,приносит счастье в дом,длинные ноги,шея)

Воспитатель : Хорошо,а сейчас нам Лиза прочтет стихотворение,а вы послушайте про кого оно.

Вот я-грач,

Проворный,черный,

Кричу : «Крак,крак»

Всем червякам-враг!

Я самый первый из птиц прилетаю зиму ломаю .

Воспитатель : О ком стихотворение? Покажите на картинке где грач?

Воспитатель : А,что вы знаете о граче?

(черного цвета,одним из первых прилетает,ходит по пашне червей высматривает)

Воспитатель : Хорошо,а вот вам еще одна загадка.

Эта маленькая птица

Петь большая мастерица

На березке средь ветвей

Трель заводит…. (соловей)

Воспитатель : Ребята,покажите соловья и расскажите все,что знаете о соловье?

(маленькая птичка,серого цвета,очень красиво поет)

Воспитатель : Какие вы молодцы,а сейчас Данил нам прочтет стихотворение,а вы ребята послушайте про кого оно.

А у нас в саду жилец-

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

От того,что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков,росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день.

Воспитатель : Ребята,про кого нам рассказал Данил?

(про скворца)

Воспитатель : Покажите скворца и расскажите,что вы знаете о этой птице ?

(так же как и грач прилетает одним из первых,селится в скворечниках)

Воспитатель : Хорошо, ребята, отгадайте последнюю загадку.

Не заботится о детках

Ищет гнездышки на ветках

Не путевая подружка

И зовут ее (кукушка)

Воспитатель : А,что же вы знаете о кукушке?

(живет в лесу,подкладывает яйца в чужие гнезда)

Воспитатель : Молодцы. Ребята, я не поделилась с вами одной новостью, дети старшей группы подарили нам весеннюю картину (вынести заранее приготовленную картину) ,но вам не кажется,что на ней чего-то не хватает? Как вы думаете чем можно дополнить картину?

(птицами )

Воспитатель : У меня есть волшебный мешочек в котором лежат карточки с заданием,сейчас каждый из вас вытянет из мешочка карточку и что будет изображено на вашей картинке к такому столу и подходите это и будет вашим заданием.

(на столах прикреплены картинки аналогичные вытянутым детьми -гнедо,скворцы,аисты)

Присаживайтесь за столы

Пальчиковая гимнастика : Летела кукушка мимо сада

Поклевала Всю рассаду

И кричала : «КУ-КУ!»

Раскрывай один кулак.

Воспитатель : Ребята,а чем покрыто тело птиц ? (перьями) А у наших птиц нет перьев поэтому я вам предлагаю украсить их перышками. Грачам какого цвета будете приклеивать перья? (черного) А аистам? (белого)

А делать мы это с вами будем уже известным нам способом обрывания, напомню,что вам необходимо рвать цветную бумагу на мелкие кусочки и приклеивать. Следите, чтобы ваши работы были аккуратными и тогда наши птички получатся красивым.

(звучит не громкая музыка во время работы)

Воспитатель : Ребята,посмотрите какая картина у нас получилась, теперь она по настоящему весенняя. Скажите,а как нужно относиться к птицам ?

(птиц не надо ловить ,разорять гнезда,зимою им помогать)

Воспитатель :Ребята,вы сегодня молодцы,хорошо поработали,а что вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель : А закончить я наше занятие хотела бы вот таким замечательным стихотворением Виктора Корболеева

Я начал птичку рисовать

С душой, ни как попало

Ведь птичек нужно охранять,

Их так на свете мало

Внизу хочу я написать :

По птицам не стреляйте

Не надо птичек убивать

И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют

И просто так летают,

Они ведь гусениц клюют

И мух уничтожают

Они для нас поют весной

Поможем им, ребятки

Чтоб сад сиял наш чистотой

И зеленели грядки!




Публикации по теме:

«Перелетные птицы» Конспект НОД в образовательной области «Познание» в средней группе Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный.

Началась тематическая неделя с рассматривания альбомов, картин о птицах. Итоговое мероприятие прошло викториной, где дети справлялись.

Итоговая образовательная деятельность по теме «Перелетные птицы» в средней группе «Встреча в весеннем лесу» Интеграция образовательных.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Задачи: Образовательная – знакомить с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; Развивающая.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-творческому развитию (аппликация) в средней группе «Перелетные птицы» Цели: 1. Уточнить, расширить представления детей о характерных признаках, особенностях перелетных птиц. Закрепить их названия. 2. Познакомить.

Цель. Развитие связной речи детей. Задачи. Развивать навыки описательной и диалогической речи детей. Продолжать развивать связную речь.

Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: Беседа о временах года. Весна. Перелетные птицы. Цель: Расширять словарный.

Конспект занятия «Перелетные птицы» Презентация на тему: "Перелетные птицы» составила учитель-логопед МАДОУ №117 Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна (старший дошкольный.

Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - повторить названия птиц; - расширять знания детей о перелетных птицах;.

Библиотека изображений:

Цель:

углубить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Задачи:

объяснить причину перелетов птиц.

учить отличать птиц от других животных.

познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

обогащать и активизировать речь детей.

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в средней группе
Тема: «Беседа о перелетных птицах»

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель:

Углубить и расширить представления детей о перелетных птицах.

Задачи:

объяснить причину перелетов птиц.

учить отличать птиц от других животных.

познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

обогащать и активизировать речь детей.

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • рассматривание иллюстрации с птицами;
  • разучивание подвижной игры «Птицелов»;
  • чтение художественной литературы о птицах.

Оборудование:

  • демонстрационный материал «Птицы»;
  • модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
  • перья разной формы, цвета, размера;
  • ножницы, стаканчики с водой;

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель: почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?

(Воспитатель выставляет модели - схемы птиц и других животных)

Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети: …

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

(дети хлопают)

Воспитатель: Что не правильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи – это кто?

Дети: насекомые.

Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

(дети хлопают)

Воспитатель: начинаем снова…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)

Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

(дети хлопают)

Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки – сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)

Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов» .

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Воспитатель: молодцы ребята! Скажите о каких птицах мы с вами говорили?

Дети: …

Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?

Дети: …

Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?

Дети: …

Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?

Дети: …

Воспитатель: спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Подготовила: воспитатель

Авилова Е.Е.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

«Перелетные и зимующие птицы»

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Время занятия: 20 минут.

Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

Ход занятия:

Дети находятся в группе с воспитателем.

I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

(демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

Ребята, а чьи это перья?

Дети:- Птичьи.

Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Предлагаю сесть на стульчики.

II.Актуализация знаний. (8 мин)

А как вы думаете, зачем птицам перья?

Ответы детей.

- (Обобщаю ответы) перья помогают сохранить тепло и придают птицам неповторимую окраску.

Где же можно встретить птиц?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

Расскажите, где живут птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

Кто скажет, чем похожи птицы?

Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

Каких из них вы знаете, назовите.

Ответы детей.

Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

Молодцы, правильно догадались.

Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков.

Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

III Затруднение ситуации (1 мин)

Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

Ответы детей.

Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

IV Введение нового (1 мин)

Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

У меня есть магнит. (Показываю детям).

Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

Дети предлагают разные варианты действия магнита.

Давайте попробуем.

V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц.

А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

Поиграем?

Дидактическая игра «Назови ласково».

Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

Воробей. Дети: - Воробышек.

Синица. Дети: - Синичка.

Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

Молодцы!

А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

Какие звуки вы услышали?

Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

Воробей?

Дети: - чирикает.

Ворона – каркает.

Дятел – стучит.

Кукушка – кукует.

Сова – ухает.

Сорока – стрекочет.

Соловей – поет.

Голубь – воркует.

Ласточка – щебечет.

А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

Физкультминутка. (1 мин)

Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

Разминка: Летели птички, птички невелички.

Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

Сели, посидели, взвились, полети.

Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

Молодцы!

Работа в командах. (2 мин)

Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

Ответы детей.

Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

Ответы детей.

Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. Я знала, что вы справитесь

Рефлексия. (3 мин)

Еще у меня для вас есть раскраски, которые я хочу вам подарить.

Как называется твоя птица? Она перелетная или зимующая?

V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали?

Зачем нужны птицы? Чем они полезны для людей? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением)

Что люди делают для птиц? Вот сейчас, поздней осенью, чем люди могут помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений.).

- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.