Рассказывание по схеме катаев грибы. Урок-путешествие Тема: В

  • Дата: 27.01.2024

Урок-путешествие

Тема: В. Катаев Грибы

Цели: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя В. Катаева, с содержанием рассказа «Грибы».

2. Учить осознанному и правильному чтению вслух целыми словами, соблюдению нужной интонации и знаков препинания; расширить понятия о грибах.

3. Способствовать коррекции недостатков развития речи путём применения разных видов чтения; развития эмоций на основе чтения по ролям; инсценировки части рассказа.

3. Воспитывать мотивацию к учению путем проведения урока в нетрадиционной форме.

Ход урока:

1. Организационный момент

Психологический настрой.

Осень, осень, красота

Что же нам ты принесла?

Ты подумай, не спеши

И приметы расскажи.

Дети называют приметы осени по очереди.

У нас сегодня необычный урок чтения – урок-путешествие «Окно в природу». Мы будем думать, читать, правильно говорить, познакомимся с новым произведением. В пути мы узнаем много нового, интересного, полезного.

Рефлексия: закрыли глазки, отправляемся на лесную полянку. Куда мы с вами попали? (картина осеннего леса)

В лесу воздух чистый и свежий, давайте вдохнём чистого воздуха.

Дыхательная гимнастика: вдыхаем воздух через нос и поднимаемся на носочки, выдыхаем через рот и наклоняемся до земли.(5 раз)

2. Речевая разминка

Что это там у пенёчка? Посмотрите внимательно. Да это же на пенёчке опята - дружные ребята. А что это написано?

1. Чтение скороговорки:

Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.

Чтение глазами (про себя);

Чтение учителем;

Чтение учащихся с ускорением, индивидуальное чтение.

2. Жужжащее чтение стихотворения «Осень»:

Осень в гости к нам пришла

И подарок принесла.

Кто стихотворение прочитает,

Тот многое узнает.

Дети читают стихотворение «Осень» Н. Некрасова.

Жужжащее чтение;

Чтение хором;

Чтение парами;

Чтение девочек (чтение мальчиков).

3. Проверка домашнего задания

Что же мы видим в лесу?

Листья желтеют и опадают, лежат под ногами. Тихо в лесу. Птицы улетают в тёплые края. Часто идут дожди. На улице стало холодно.

Какие птицы улетают в тёплые края? (стрижи, ласточки, журавли, кукушки и многие другие)

Рассказ «Улетают журавли».

Тест по чтению к рассказу «Улетают журавли»

У каждого из вас есть карточки с тестами. Вы должны выбирать правильный ответ и назвать его. Контролируют ответы сигнальными карточками.

1. Тест по разделу «Улетают журавли»:

1) Когда улетают журавли:

в) весной

г) осенью.

2) Почему улетают журавли:

а) холодно;

в) не интересно.

3) Как они готовятся к отлёту:

а) собираются стаями в косяк;

б) прощаются с болотом;

в) готовят зимние вещи.

4) Где журавли останавливаются на отдых:

а) в лесу;

б) на краю болота;

в) в гостинице.

4. Сообщение темы урока

Давайте соберём грибы, которые вы видите возле деревьев. Расставьте найденные грибы от самого большого к маленькому. Прочитайте полученное слово (грибы)

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Катаева «Грибы»

Ученик делает сообщение биографии писателя (Евдокия)

Какие рассказы вы читали?

- «Дудочка и кувшинчик», «Грибы», «Цветик - семицветик», «Сын полка» и другие.

5. Подготовка к восприятию

- На нашей полянке растёт очень много разных грибов.

Какие грибы вы знаете? (подберёзовик, лисички, подосиновик, сыроежки, опята и т. д.)

Как нужно собирать грибы?

Грибы нужно срезать у корешка. Корешок оставлять в земле. Иначе гриб здесь не вырастет. Эти правила нужно соблюдать при сборе грибов.

6. Основная часть урока

Вот послушала я вас,

Чтение рассказа учителем.

1. Словарная работа.

Собачьи грибы – это поганки, несъедобные грибы.

Какие несъедобные грибы вы знаете? (поганки, мухомор, ложные опята, ложные лисички и многие другие) Картинка на доске.

3. Беседа по первичному восприятию.

Что вам было непонятно в рассказе?

Как зовут детей?

Куда ходили дети?

Ребята, давайте и мы прогуляемся в лес.

7. Физкультминутка

1. Упражнение с движением.

Идём в лес по грибы. Встали рано утром. Потянулись. Сделали зарядку.упражнения). Умылись (имитация), оделись. Взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие. Раздвигаем ветки (имитация). Чтоб найти гриб, надо наклониться. Увидели, присели, срезали, положили в корзинку. Пошли дальше.

Ещё гриб. Наклонились, присели, срезали, положили в корзинку. Полная корзинка.

8. Работа с книгой

Учитель: Мы по лесу гуляли

И немножечко устали.

3. Гимнастика для глаз на расслабление.

Закройте глаза, послушаем звуки леса. (Аудиозапись «Звуки леса»).

Как вы думаете, в какое время года вы слушали звуки леса?

1. Чтение учащимися рассказа:

Шёпотом.

2. Беседа на закрепление по содержанию рассказа:

Какие грибы собрал Павлик?

Какие грибы собрала Женя?

Какие грибы собрала Инночка?

Кто из ребят лучше всех умел собирать грибы?

3. Чтение по ролям.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем рассказ «Грибы», 2 часть по ролям.

(Чтение учащимися произведения по ролям).

9. Закрепление

Наше путешествие подходит к концу,

Ребята, а сейчас мы повторим, какие грибы съедобные, какие несъедобные. Дидактическая игра «Грибы»

(Учащиеся расставляют картинки-грибы под карточками «Ядовитые», «Съедобные».

Назовите съедобные грибы?

Почему грибы называются ядовитые? Назовите их?

10. Итог урока. Рефлексия

- Звучит музыка. Закрыли глаза и возвращаемся в класс.

Где мы сегодня побывали?

Как нужно правильно собирать грибы?

Что нового вы узнали из рассказа?

Что вам понравилось на уроке?

Где вам пригодятся знания, полученные на уроке?

11. Домашнее задание

1.Чтение рассказа по ролям (Евдокия)

2. Ответить на вопросы по произведению (Марина)

3. Найти загадки, приметы о грибах (Алёша)

4. Нарисовать грибы (Денис)

Тема: развитие связной речи. Пересказ рассказа «Грибы» (по В.Катаеву).

Цели:

коррекционно-образовательные:

Обучать детей составлению пересказа с опорой на картинный план;

коррекционно-развивающие:

Развивать умение составлять пересказ с опорой на картинный план;

Развивать умение устанавливать логическую связь событий, изображенных на картине;

Расширять словарный запас детей за счет слов-синонимов;

Закреплять умение устанавливать последовательность в событиях;

Закрепить правильное использование в речи понятий «до», «после» («раньше», «позже»);

Развивать слуховую память, внимание.

Оборудование: сюжетные картины - иллюстрации к рассказу, предметные картины для словарной работы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

1. Отгадывание загадок.

1)Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы? (гриб)

2)Я родился в день дождливый под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый с ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

3)На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

4)Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый как Петрушка, ядовитый … (мухомор)

5)Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай! Это..(сыроежки)

6)Он родился в день дождливый под березкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой тонкой и прямой. (подберезовик).

7)В мягкой травке на опушке всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички называются... (лисички).

8)На грибы она сердита и от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка! Это - бледная... (поганка)

Ребята, вспомните названия съедобных/несъедобных грибов.

2. Чтение рассказа Катаева В. П. «Грибы».

3. Словарная работа.

Объяснение смысла незнакомых слов, словосочетаний, выражений.

Лукошко, кузовок, боровик, мухомор, двоюродная сестра, «нечего вам без дела сидеть».

4. Подбор слов-синонимов к глаголам, прилагательным и существительным, используемым при составлении рассказа.

II. Построение плана рассказа по сюжетной картине.

1. Рассматривание картин.

2. Установление временных и пространственных ориентиров:

Где происходит действие в городе, в деревне, в доме, на улице;

Когда установление времени года, части суток;

Что изображено на переднем плане, вверху, внизу, слева, справа?

3. Составление фраз-подписей к отдельным фрагментам картины.

4. Установление последовательности в изображенных событиях.

5. Чтение рассказа – построение картинного плана.

III . Физминутка.

На поляне толстячок Правая рука сжата в кулак.

Это-гриб-боровичок Ладонь левой руки накрывает кулачок.

А, под ним, собрав пожитки, Левая рука остается (как шляпка гриба)

В дождик прячутся …улитки Правая рука – «улитка» (под шляпкой)

IV. Составление пересказ по «цепочке» с опорой на картинный план.

V. Развитие воображения. Придумай, что было до изображенных событий? А после них? Придумай другой конец рассказа.

VI. Подведение итога занятия.

«Грибы в природе» - Как и для чего собирают грибы. Какие бывают грибы. Шляпка. Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. Сыроежка. Строение гриба. Молочай. Растения. Одноклеточные. Маслёнок. Отгадайте загадки. Ножка. Поганки. Грибы. Лесная физкультминутка. Боровик. Перечный гриб. Подосиновик. Животные. На какие группы можно разбить грибы?

«Грибы 2 класс» - Так что же такое грибы? Какие еще вы знаете загадки о грибах? Грибы. Стоит Антошка на одной ножке. Образовательные технологии на основе ИОС в практике учителя начального образования. А грибы похожи на животных? 1 группа «Растениеводы». Животные? Где живут грибы? Сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор.

«Шляпочные грибы» - В быстром вальсе на опушке кружатся, смеясь, волнушки. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые, червивые и испорченные грибы. Какие грибы вы положите в лукошко? Углубить и расширить знания о шляпочных грибах. Шляпочные грибы. Ядовитые грибы. Кто там в солнечном наряде шествует как на параде?

«Биология 6 класс грибы» - Многообразие грибов. Нити грибницы способны разрастаться, образуя сплошную сеть. Дрожжи пекарские ДРОЖЖИ - одноклеточные сумчатые грибы. Попав в тесто, клетки пекарских дрожжей начинают размножаться. Грибы-редуценты. Красно-бурый подосиновик. Грибы-хищники. Распространение спор грибов. Выполнила: учитель МОУ Кунашакской средней школы Носаченко Ольга Борисовна.

«Грибы в лесу» - Ежовик коралловидный. Растет на лесных полянах, по опушкам леса, в оврагах и канавах. Роль грибов в хозяйственной жизни человека. Не берите переросшие грибы, такие грибы содержат больше токсичных веществ. Начинает плодоносить в конце мая и до начала заморозков. Подосиновик. Встречается преимущественно колониями в сосновых борах.

«Грибы и их виды» - Частями мицелий осуществляется вегетативное размножение грибов. Шляпка зеленая или зеленоватая до белой, с белыми пластинками. Микология. Ок. 100 видов, распространены широко. ШАМПИНЬОНЫ, род шляпочных грибов из порядка агариковых. Оомицеты. Америки. Мицелий. Растут группами, преимущественно в березовых лесах; несъедобны.

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.
Мой сайт:

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
- Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
- Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
- Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
- Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
- Ага! - кричит Женя. - Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
- Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
- А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
- У меня совсем мало, - говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца - подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.
А сверх того ещё целое гнездо опят - удалых ребят.