Тишайший царь. Забытый великий царь

  • Дата: 12.12.2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Основная часть………………………………………………………………….5

3. Заключение……………………………………………………………………...8

Список используемой литературы……………………………………………….9

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что многие правители России получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Например, Князь Владимир Святой – “Красное солнышко”, князь Дмитрий Иванович – “Донской”, князь Александр Ярославич – “Невский”, князь Иван I – “Калита”, царь Иван IV – “Грозный”, царь Александр I – “Победитель”, царь Александр II – “Освободитель”.

Всегда ли были верны эти народные прозвища? В своей работе мы провели исследование, просвещенное царю Алексею Михайловичу, а именно присвоенному ему прозвищу “Тишайший”.

Более чем тридцатилетнее царствование второго царя из рода Романовых было ознаменовано бунтами, войнами и мятежами, из-за которых весь XVII век получил название «бунташного века». Однако, несмотря на это, Алексея Михайловича прозвали «Тишайшим». Так кто же он: "тишайший" царь, стремившийся к миру и справедливости, или тиран, непрерывно воевавший все свое долгое царствование - с поляками, шведами, малороссийскими гетманами, крымскими татарами, турками, Стенькой Разиным и даже с монахами Соловецкого монастыря?

Существование данной проблемы определяет актуальность нашего исследования.

Проведённый нами опрос школьников 5-7 классов, показал, что прозвище «Тишайший» все они связывают либо с личностью царя Алексея Михайловича, либо с тем, что во время его правления не было войн. Правы ли они? Это и стало объектом данного исследования.

Цель работы: на основе различных источников о личности, правлении и деятельности выяснить, почему Алексея Михайловича называют Тишайшим.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать интернет-ресурсы и литературу об Алексее Михайловиче.

2. Сопоставить оценки современников и историков о личности царя.

3. Узнать, с чем связано прозвище Алексея Михайловича.

Гипотеза: если Алексея Михайловича называют «Тишайшим», то связано ли это с его личностными качествами.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие методы: изучение и анализ литературы и документов, обобщение, сравнение, опрос.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший».

Считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостью», как и его отец, Михаил Федорович. Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, малоспособным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам» . К.Ф. Валишевский пишет, что «несмотря на свою мягкость и добродушие,… Алексей любил злые шутки» , кроме того наказывал «сурово и беспощадно за невинные провинности», однако, по мнению автора, на него «нельзя не обратить внимания как на одного из наиболее высоконравственных монархов всех времен и народов».

Таким образом, Алексей Михайлович, по мнению историков, вовсе не был «тишайшим» - ни по своей натуре, ни по делам.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной? Сами современники называли XVII век - «бунташным веком». В реальной жизни царь был человеком жестокого XVII века. В делах государственного управления он был самодержавным монархом, не признававшим ограничения своей власти. Это был русский царь-феодал, именно при нем разгорелись и были очень жестоко подавлены многие бунты – Соляной, Медный, Псковский, грандиозное восстание Степана Разина, при нем завершилось закрепощение крестьян, начался процесс подчинения церкви государству.

Однако, в житейском, в бытовом плане, это был совершенно иной человек. Жесткий во власти, в быту царь Алексей предстает как образованный, весьма эмоциональный, очень живой характером и любознательный человек, местами мягкий, даже нерешительный и боязливый. Он любил всякие новости и диковинки, был очень теплым и искренним к своим друзьям и родственникам. К разным иностранным вещам царь относился или благожелательно, или, по крайней мере, не мешал им, а то и не брезговал использовать сам. В то же время, бывал он вспыльчив и скор на гнев, несмотря на внешнее добродушие и действительную доброту. Алексей Михайлович нередко давал волю своему неудовольствию, гневался, бранился и даже дрался. Причем, доставалось и боярам. В одном из заседаний Думы государь обругал, побил и пинками выгнал из комнаты своего тестя Милославского. Впрочем, Алексей Михайлович быстро остывал и никогда долго не хранил зла.

Иностранных свидетельств, которые рассказывают об Алексее Михайловиче известно сравнительно много: остались записки, дневники, донесения людей, побывавших в России, в том числе и в составе посольств, сохранились рассказы европейцев, приезжавших в «Московию» на почетных правах специалистов в различных областях. О царе писали его современники - Патрик Гордон, Бальтазар Койэт, Адольф Лизек, Августин Майерберг, Андрей Роде, Иоган де Родес. Рассмотрев в общих чертах сведения современников об Алексее Михайловиче, прежде всего иностранцев, вряд ли можно составить исчерпывающий образ правителя. И все же их сочинения дают возможность познакомиться с незаурядной личностью русского царя,

увидеть его, как реального человека с его интересами и увлечениями, с определенным мировоззрением, образом жизни, отношением к себе и к людям.

Эпитет «тишайший» не используется современниками, как характеристика царя. Мы нашли этот эпитет только у протопопа Аввакума, но не в качестве прозвища, а в составе неофициального титула, который он считает не соответствующим личным качествам Алексей Михайловича. Аввакум обличает: «И царя тово враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго , самодержавнейшаго государя нашего - больше всех святых от века! - да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков... Но как раз это высказывание и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», что символизирует благоустроенное и благополучное государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший , самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак не заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

Мнения историков об Алексее Михайловиче -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования, мы познакомились с характеристиками царя, документами той эпохи, основными его деяниями, чтобы согласиться или усомниться с данным царю Алексею прозвищем «Тишайший». Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что Алексей Михайлович не был тишайшим ни по натуре, ни по своим делам. Был он вспыльчив, иногда выходил из себя и даже давал волю рукам. Он любил быстроту и в мыслях, и в поступках, любил энергичных и деятельных людей. Почему же его назвали тишайшим, то есть смиренным и кротким? Дело в том, что Алексей Михайлович был подателем «тишины», то есть умел поддерживать порядок, при нем не было смуты, а слово «тишайший» было одним из царских титулов того времени. Таким образом, наша гипотеза, не подтвердилась. Прозвище «Тишайший» лишь отчасти связано с личными качествами Алексея Михайловича и в большей степени относится к его неофициальному титулу, свидетельствующему о его государственной политике.

Мы надеемся, что наше исследование поможет школьникам избавиться от стереотипов и по новому взглянуть на личность Алексея Михайловича, задуматься о его роли в истории России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Валишевский К. Первые Романовы, Москва, «Советский писатель», 1990, с. 25, 116

2. История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.П.Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, К.Ф. Валишевский 1990, с. 270-298

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991, с. 151-170

4. Ключевский В.О О русской истории (Сост.авт. Предисл. и примеч. В.В Артёмов) , М., 1998

5. Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

6. Рыжков К.В 100 великих россиян – М. : Вече, 2008.- с.177-178

7. Энциклопедия «Аванта +» Великие люди мира, М., 2005, с. 167-178

8. Я познаю мир «История».(Ф.Платонов, В.О.Ключевский). Автор составитель Н.В. Чудакова. Издательство «АСТ» Москва, 2001.

Список используемых интернет-ресурсов:

Сын первого царя династии Романовых Михаила Федоровича от брака с Евдокией Стрешневой, родился 29 (19, по другим источникам 10 по старому стилю) марта 1629 года.

Воспитывался под надзором "дядьки" боярина Бориса Морозова. В 11 12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди ее книг — лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, космография. Алексей отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы.

Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет , после избрания Земским собором.

В 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол.

По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище "Тишайший".

Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям — соляному бунту в Москве в 1648 году. Восставший народ требовал "выдачи" боярина Бориса Морозова. Своего "дядьку" и родственника (Морозов был женат на сестре царицы) Алексею Михайловичу удалось спасти, отправив в Кириллов монастырь. Пошлина на соль была отменена. Во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам), которые подавили восстание.

Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения — новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.

Закрепленная Соборным уложением отмена "урочных лет" для сыска беглых крестьян укрепила позиции дворян. Существенно изменилось и положение посадских низов: все городские слободы были отныне "поверстаны в тягло", то есть должны были нести полное налоговое бремя.

Ответом на эти изменения в системе налогообложения были восстания 1650 году в Пскове и Новгороде. Их подавлением руководил новгородский митрополит Никон, ранее заслуживший доверие царя. Еще в 1646 году, будучи игуменом Кожеезерского монастыря, приехав за сбором милостыни в Москву, он поразил Алексея Михайловича духовностью и обширными познаниями. Молодой царь назначил его сначала архимандритом Ново Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых, а затем новгородским митрополитом. В 1652 году Никон был посвящен в патриархи. В 1650 х 1660 х годах проводилась церковная реформа, которую на первых порах возглавлял патриарх Никон, приведшая к расколу Русской православной церкви и отлучению старообрядцев. В 1658 году в результате конфликта с царем Никон оставил патриаршество. В 1666 году по инициативе Алексея Михайловича был созван церковный Собор, на котором Никон был низложен и отправлен в ссылку .

По распоряжению Алексея Михайловича было проведено государственное реформирование — учреждены новые центральные приказы (органы центрального управления): Тайных дел (1648), Монастырский (1648), Малороссийский (1649), Рейтарский (1651), Счетный (1657), Литовский (1656) и Хлебный (1663). При Алексее Михайловиче началось первое в XVII веке реформирование русской армии — введение наемных "полков нового строя".

Особое внимание Алексей Михайлович уделял внешней политике государства. Крупным достижением русской дипломатии во времена его правления было воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 года Переяславская Рада утвердила .

В 1667 году победоносно закончилась 13 летняя война с Польшей, и России были возвращены Смоленск, Киев и вся левобережная Украина. При этом Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил дипломатическими переговорами, контролировал деятельность русских послов.

На востоке страны трудами русских первопроходцев Семена Дежнева и Василия Пояркова к России были присоединены земли Сибири . Были основаны города Нерчинск (1656), Иркутск (1659), Селенгинск (1666).Успешно велась при Алексее Михайловиче борьба за безопасность южных границ России с турками и татарами.

В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая ее от конкуренции иностранных товаров. Этим целям служили Таможенный (1663) и Новоторговый (1667) уставы, содействовавшие росту и внешней торговли.

Просчеты в финансовой политике — выпуск медных денег, приравненных к серебряным, что обесценило рубль, — вызвали недовольство населения, переросшее в 1662 году в Медный бунт. Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги отменены. Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666). На юге России возникли народные волнения под предводительством донского казака Степана Разина (1670-1671).

До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.

Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. По завещательным документам 1674 года наследником престола был назначен его старший сын от брака с Марией Милославской Федор.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

Царь Алексей Михайлович Романов, как и его отец, принял престол в возрасте шестнадцати лет. Все детство и юношество будущего царя готовили к царству. Главным образом этим занимался Б. Морозов, воспитатель царя. Этот человек впоследствии имел огромное влияние на Алексея и фактически мог управлять государством.

Царствование Алексея Михайловича началось в 1645 году. Однако, совсем скоро в стране начали происходить новые восстания, могли ослабить царскую власть. Справедливо будет заметить, что поводы для большинства восстаний подавал сам царь Алексей Михайлович Романов. Так 1 июня 16448 года в Москве вспыхнул «соляной бунт». От неимения денег в казне, царь, через главу Земского приказа Плещеева, ввел новый большой налог на соль. Граждане возмутились, поднялось восстание настолько сильное, царь Алексей Михайлович Романов был вынужден выдать Плещеева народу, а своего воспитателя, Морозова, выслать из страны. Следующим был «медный бунт». Страна находилась в тяжелом финансовом положении из-за войн. Тогда царь решил чеканить деньга не из серебра, как то делалось раньше, а из меди. В результате деньги обесценились фактически в пятнадцать раз. Купцы отказывались подавать товар за новые деньги. Армия перестала получать жалование. В июле 1662 года поднялось восстание, которое направило к дому царя. Там они были встречены вооруженной армией, которая подавила восстание и жестоко наказала восставших. Многим участника восстания были отрублены руки, ноги, язык. Таким был приговор суда. Несмотря на это, хождение медных денег, было отменено.

Реформы царя


В 1670 году царь Алексей Михайлович Романов столкнулся с новой опасностью внутри страны. В стране весной того года вновь вспыхнуло мощное восстание, руководил которым Степан Разин . Это восстание удалось подавить уже к концу 1671 году. Большинство армии Разина было уничтожено, а сам Степан был арестован царскими войсками вблизи городка Кагальницкий.

Внешняя политика


В это время началось освободительное движение на территории современной Украины. Украинцы, под предводительством Богдана Хмельницкого воевали с поляками за независимость. Силы были неравны, и в 1652 году Хмельницкий обратился к русскому царю, чтобы тот принял Украину в состав России. Больше года царь Алексей Михайлович Романов колебался, понимая, что принять Украину будет означать войну с Польшей. Хмельницкий, видя колебание Москвы, в 1653 году выставил условие, что если в ближайшее время Россия не включит в состав страны Украину, то Хмельницкий отправится с тем же предложением в Турцию. Возможная в связи с этим русско-турецкая граница казалась худшим из возможных вариантов. 1 октября 1653 года Земский совет принял решение о присоединении Украины.

Сразу после этих событий началась война с Польшей . Она длилась 15 лет. Успеха попеременно добивались и те и другие. В самом начале войны в Украине умер Хмельницкий. Новым гетманом был избран Иван Выговский, который объявил о преданности Польше и направил польскому королю уведомление о том, что Украина желает вновь воссоединиться с Польшей. Таким образом, Украина, из-за которой Россия оказалась втянутой в войну с Польшей, предала Россию. Украинский народ польской власти не признал. Война истощила ресурсы Польши. В эти же годы они воевали си Шведами и Турками. В результате в 1667 году было заключено Андрусовское перемирие. Россия вернула в свой состав Смоленск и Северные земли, а также левобережную Украину.

Царь Алексей Михайлович Романов организовывал множество походов, направленных на освоение Сибири и Дальнего Востока. В результате этих походов, а также походов организованных приемниками Алексея, удалось расширить границы государства до берегов Тихого Океана.

В 1675 году царь Алексей Михайлович Романов умер.

1. Настоящей страстью монарха было чтение. В библиотеке царевича наряду с религиозными книгами хранились издания, описывающие устройство Вселенной, пособия по грамматике и арифметике. Для царя выписывали европейские газеты и журналы. Но основной массив чтения приходился на религиозную литературу. Он был глубоко верующим человеком, соблюдал пост и придавал большое значение соблюдению церковных обрядов. Известно, что Алексей Михайлович попробовал себя в поэзии.

2. Еще одним любимым занятием государя была соколиная охота. Из Сибири ему привозили лучших кречетов. Профессия сокольника считалась престижной и высокооплачиваемой. За хорошо выученного сокола сокольник получал не только деньги, но и дорогие ткани, а также земельные наделы. Алексей Михайлович распорядился о том, чтобы по случаю перехода рядовых сокольников в начальники организовывался торжественный обряд. Сборник «Урядник, или новое уложение и устроение сокольнича пути» сопровождался собственноручными заметками монарха.

3. В первые годы правления монарх был подвержен идеям религиозного совершенствования общества. В частности, он поддерживал «Кружок ревнителей благочестия». «Ревнители» требовали строгого следования постановлениям Стоглавого Собора 1551 года.

Охота. (wikipedia.org)

4. Прозвище «тишайший» царь получил в народе, в том числе, за щедрую благотворительность. Он посещал заключенных, распоряжался о финансовой помощи бедным и больным. Особенно крупными были раздачи в Великий пост и на Пасху.

5. Алексей Михайлович привлекал на службу в Россию большое количество иностранных специалистов.

6. Из-за политических интриг 17-летний царь отказался от выбранной им невесты — Евфимии Федоровны Всеволожской. В 1647 году был организован смотр невест, взору монарха представили 200 девушек. Алексей Михайлович остановил свой выбор на Евфимии. Когда девушку одевали в царскую одежду, она упала в обморок. Боярин Борис Морозов, советник русского правителя, объяснил потерю сознания падучей болезнью. Морозов опасался возможного влияния родственников Евфимии на царя. Алексей Михайлович сильно грустил и несколько дней не притрагивался к еде. В итоге он женился на Марии Милославской, а Морозов предусмотрительно взял себе в жены ее младшую сестру.


Смотр невест. (wikipedia.org)

7. Царь ослабил строгость придворного этикета. Он ездил в гости к своим придворным, интересовался их семейными делами, приглашал на вечерние трапезы.

8. Алексей Михайлович увлекался ведением хозяйства. В Измайлово он выращивал виноград, завел скотные и птичьи дворы. Почти каждое лето царь проводил в Коломенском.

9. Несмотря на добродушие и благожелательный нрав, в делах государственных монарх проявлял твердость. Так, патриарха Никона за стремление утвердить первенство церковной власти он сослал в монастырь под строгий надзор.


Считается, что Алексея Михайловича, отца Петра I, прозвали «Тишайший» за его мягкую доброту. Однако царь вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам. Он легко терял самообладание, давал волю рукам. Он умел браниться изобретательно и изощренно. Откуда же появилось это прозвище?


Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси. Попробуем разобраться, за что этот государь удостоился столь лестной оценки.

Детство. Воспитание


Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом.

Кроме того, в 11-12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам кушал один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод - все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам.
Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», - пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Почему - Тишайший?


Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы.

Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките». Таков был царь на язык.

Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это Тишайший царь? Вряд ли.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.


Уже в самом начале правления Алексея Михайловича вспыхнул первый крупный мятеж, - так называемый «соляной бунт».

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены - Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами - думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками - Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.


29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.


В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Трещина эта не срослась до сих пор. Так что же за клин расколол русский народ на две части - православных и старообрядцев?

К середине XVII века за 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» - Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение - в его соблюдении видели залог душевного спасения.

В правление Алексея Михайловича эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг - греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Исуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.
Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения - скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Скажем несколько слов о наиболее выдающихся из них.


Начнем с мучеников . Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, - говорил он сам о себе, - не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам - невежда словом, а не разумом».

Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, - рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, - видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».

По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей... Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем».
Он умер, верный себе, мученической смертью. По царскому приказу (Федора Алексеевича, сына Тишайшего царя), его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры - боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.


Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения - печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно - оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Патриарх Никон


Как рассказ о Людовике XIII невозможен без упоминания кардинала Ришелье, так и история Алексея Михайловича не может обойтись без имени Патриарха Никона - второго лица в государстве.

В 1648 году на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу явился игумен Кожеозерской обители Никон. Этот выходец из нижегородских крестьян оказался на удивление начитан, умен, благочестив. Беседы с ним запали в душу молодому царю, и между ними возникла искренняя привязанность. Алексей Михайлович оставил Никона в столице, приблизил к себе и стал называть своим «собинным» другом, то есть близким, задушевным.

Царский любимец быстро пошел в гору: был посвящен в сан архимандрита Новоспасского монастыря, потом стал митрополитом Новгородским, а в 1652 году церковный собор решил избрать его главой Церкви вместо умершего патриарха. Сам Алексей Михайлович в Успенском соборе на виду у бояр и народа поклонился Никону в ноги и со слезами умолил его принять патриарший сан. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного и дадут ли мне устроить Церковь?» - спросил Никон. Царь, священство и бояре поклялись ему в этом.

Получив от царя и собора неограниченную власть и титул «великий государь», новый Патриарх начал работу по исправлению богослужебных книг и самого церковного богослужения. Не имея достаточного образования и опыта для проведения таких реформ, Никон без оглядки ломал некоторые устоявшиеся веками традиции. Именно жесткая, самовластная политика Никона расколола русских людей на «Никониан» и старообрядцев.

Нажив себе множество недругов среди священства и бояр, Патриарх своими руками подготовил свое падение. Царь с годами охладел к собинному другу. На церковном соборе 1666 года Никона лишили патриаршего сана и сослали простым монахом в далекий Ферапонтов монастырь.

В 1676 году по царскому указу Никон был переведен под надзор двух старцев в Кирилловский монастырь. После смерти Алексея Михайловича, по ходатайству великой княжны Татьяны Михайловны и по просьбе многих духовных и светских лиц, новый царь Фёдор Алексеевич повелел в 1681 году перевести опального Патриарха в подмосковный Воскресенский монастырь. Но престарелый Никон не вынес тягот путешествия и умер 17 августа 1681 года под Ярославлем. Он был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Разинский бунт


«Бунташный» XVII век с духовной стороны полнее всего выразился в церковном расколе, а со стороны, так сказать, физической, материальной, - в разинском бунте.

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» - малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.

Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья - зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, - короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Их победа означала бы быстрый конец Российского государства. Всей этой взбунтовавшейся сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», - провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.


Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть - в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения


Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу. И чтобы не быть голословными, предлагаю вам краткий обзор европейских новшеств, появившихся в России во время царствования Алексея Михайловича.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.

В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.

Наконец, не кто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана.

Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии - признанной морской державы своего времени.

В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.

Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже - навсегда.

Приращение державы


В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.


Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ - польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у
Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.

В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.
На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVI века, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.

Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.
К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.


Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.