Кто был первым князем варягом на Руси? Князь Рюрик – первый князь Что мы узнали.

  • Дата: 19.07.2023
Учебник русской истории Платонов Сергей Федорович

§ 7. Варяжские князья

§ 7. Варяжские князья

О деятельности полусказочного Рюрика (по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все эти предания.

По смерти Рюрика (879) княжить в Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря (по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь - Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров правильные торговые сношения Руси с Византией ; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь , по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§ 2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.

Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи.

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Появление торговых городов с тянувшими к ним пригородами нарушило прежнее разделение восточных славян на племена. Торговые города возникали там, где это было удобнее для торговцев и промышленников: на большой реке, близко к Днепру, в такой местности, куда было удобно свозить свою добычу семьям и задругам различных племен. А это привело к тому, что отдельные семьи различных племен отставали от своих, соединялись с чужими и привыкали к такому соединению.

К XI веку почти забываются старинные племенные названия - древлян, полян, кривичей, северян, и славяне начинаюсь называть себя по городам, в которые ездят торговать: киевляне, смольняне, новгородцы, полочане…
Вся страна восточных славян стала, таким образом, распадаться не на племенные земли, а на городские области, или волости. Во главе каждой стал большой город. Мелкие города, находившиеся в волости крупного, назывались пригородами и во всем зависали от „великих «, старинных городов, самых богатых и сильных. Не во всех землях славянских племен одновременно образовались городовые волости. Возникновение их происходило постепенно; в то время, как в одних частях населенной славянами страны появлялись большие города и образовали вокруг себя волости, собирая людей торговым интересом и выгодой, в других краях славяне продолжали жить по-прежнему разбитыми на мелкие общества, около своих маленьких городков, „пашуще нивы своя». .
Возникновение городов и образование городских волостей в стране славян положило начало разделению славян на горожан и сельчан гили смердов, как тогда называли земледельцев. Главным занятием первых сделалась торговля, смерды же занимались лесными промыслами и земледелием, доставляли, так сказать, тот материал, тот товар, которым торговали горожане с иноземцами.
Большому торговому городу было, конечно, очень важно, чтобы на его рынок доставлялось как можно больше товару. Поэтому обитатели городов издавна стремятся привлекать к себе и лаской и оружием население своей округи, чтобы оно только в их город свозило и приносило для продажи плоды своих трудов. Не довольствуясь естественным тяготением окружного населения к городу, как к месту сбыта товара, добываемого в лесу и на пашне, горожане начинают силой обязывать смердов, „примучивать" их платить известную дань или оброк городу, как бы в уплату за ту защиту, какую дает им город в минутуопасности, пряча их за своими стенами или ограждая мечом, и за ту выгоду, которую обеспечивает смердам город, давая возможность верного сбыта всего, что они добудут в своих лесных угодьях.
В целях наилучшей защиты главному занятии жителей- торговле и промыслам, весь город устраивался, как укрепленный торговый склад, и обитатели его являлись сберегателями и защитниками этого лагеря-склада.
Во главе большого города, а следовательно и всей его округи, стояло вече, т.-е. сходка всех взрослых горожан, которые и решали всё дела по управлению. На вече выбирали и всю городовую старшину, „старцев градских “, как называешь их летопись. Торговля, разделив людей на богатых и бедных, отдала малоимущих в услужение более состоятельным или поставила в денежную зависимость от них. Поэтому болыпим значением в городе и на вече пользовались те, кто были богаче, самые богатые. Они держали в руках всю сходку, из их среды выбиралось все начальство города, они воротили, как хотели, городскими делами. Это и были „старцы градские", старейшины города, наиболее богатые и сильные горожане..
Отправляясь торговым караваном в далекие страны, купцы тех времен снаряжались как в военный поход, составляли целое военное товарищество-артель, или дружину, и шли походом под начальством выбранного вождя, какого-нибудь опытного воина-купца., К торговому каравану славянских купцов охотно примыкали направлявшиеся в Византию большие и малые партии северных купцов -воинов варягов, или норманнов. Военная помощь и сотрудничество варягов стали особенно важны для славянских городов с начала IX века, когда хазары, не справившись с уграми, а потом с печенегами, должны были пропустить их чрез свои владение в черноморские степи. Степняки и засели по торговым путям: по Днепру ниже Киева , по побережью Черного моря от днепровских устьев до дунайских, и своими нападениями сделали не- безопасным путь „в Греки".


Варяги были жителями Скандинавская края, нынешних Швеции, Норвегии и Дании. Суровый край рано заставил варягов искать средств для жизни на стороне. Прежде всего они обратились к морю и занялись рыболовством и грабежом поморских жителей. На легких судах, с малолетства привыкшие к борьбе с бурями и к тягостям военно-морской жизни, варяги дерзко налетали на побережья Балтийского и Немецкого морей.
Еще в VI веке грабили они берега Галлии. Карл Великий не мог справиться с отважными пиратами; при его слабых потомках норманны держали в страхе и осаде всю Европу. С начала IX века не проходило года без норманнских походов в Европу. На сотнях судов, реками, впадающими в Немецкое море и Атлантический океан, - Эльбой, Рейном, Сеной, Луарой, Гаронной, - даны, как еще называли в Европе норманнов, пробирались в глубь той или иной страны, опустошая все вокруг, не раз жгли Кельн, Трир, Бордо, Париж, проникали в Бургундию и Овернь; они знали дорогу даже в Швейцарии, грабили Андалузию, овладели Сицилией, опустошали берега Италии и Пелопоннеса.
В 911 году норманны овладели северо-западной частью Франции и заставили французского короля признать этот край его государства своим владением, герцогством; эта часть Франции и до сих пор известна под именем Нормандии. В 1066 году норманский герцог Вильгельм покорил Англш. Отдельные дружины норманнов завладели Исландией, а оттуда проникали даже до берегов Северной Америки.
На легких парусных и гребных судах забирались они в устья больших рек и плыли вверх, пока было можно. В разных местах они высаживались на сушу и жестоко грабили прибрежных жителей. На мелях, перекатах, порогах они вытаскивали свои суда на берег и волокли их посуху до тех пор, пока не миновали препятствие. Из больших рек они вторгались в меньшие и, перебираясь из реки в реку, забирались далеко в глубь страны, всюду неся с собой смерть, пожары, грабеж. В устьях больших рек они занимали обыкновенно острова и «укрепляли их. Это были их зимние квартиры, сюда сгоняли они пленников, сюда же сносили все награбленное добро. В таких укрепленных местах они водворялись иногда на много лет и грабили окрестную страну, но чаще, взяв с побежденных откуп, сколько хотели, шли с огнем и мечом в другую страну, заливая кровью и уничтожая пожарами все на своем пути. Известны случаи, когда одна какая-нибудь норманская шайка, хозяйничавшая по одной реке Франции, обязывалась франкскому королю за известную плату прогнать или перебить соотчичей, грабивших по другой реке, нападала на них, грабила и истребляла, или соединялась с ними и вместе отправлялись грабить дальше. Норманнов очень боялись в Западной Европе, потому что двигались они необыкновенно быстро и сражались так храбро, что устоять против их стремительных натисков казалось невозможным. На своем пути они ничего и никого не щадили. Во всех церквах Западной Европы возносилось тогда одно моление к Богу: „От свирепости норманнов избави нас, Господи!»
На запад отправлялись большею частью норманны-обитатели Дании и Норвегии. Норманны же Швеции нападали преимущественно на побережье Балтийского моря. Устьями Западной Двины и Финским заливом проникали они в страну восточных славян, Невой плыли они в Ладожское озеро и оттуда Волховом и Ильменем доходили до Новгорода, который назывался у них Голмгард, т. е. островной город, может быть, по тому острову, который образует Волхов при выходе из Ильменя- озера. Из Новгорода, пользуясь великим водным путем, норманны пробирались до Киева. Они знали хорошо Полоцк и Ладогу, и названия этих городов встречаются в их сказаниях - сагах. Упоминают саги и о далекой Перми, Пермском крае. Что норманны часто и большими отрядами проникали в страну славян, говорят и надгробные памятники, встречающееся в юго-восточных провинциях Швеции и относящееся к X и XI вв. На этих памятниках древним норманским письмом, рунами, стоят надписи, гласящие, что покойный пал „в битве на Востоке", „в стране Гардар «,. или „в Голмгарде“.
Добираясь до верхней Волги, норманны спускались вниз по реке, торговали и воевали с камскими болгарами и доходили до Каспийского моря. Apa6cКиe писатели впервые отмётили их появление на Каспии в 880 г., В 913 году норманны появились здесь целым флотом, будто бы в 500 кораблей, по сотне воинов на каждом.
По свидетельству арабов, которые именовали норманнов руссами, это был народ в высшей степени деятельный, неутомимый и до безумия отважный: они рвутся наперекор опасностям и препятствием в отдаленный страны Востока и являются то мирными купцами, то кровожадными воинами, нападают врасплох, с быстротой молнии, грабят, убивают и уводят пленников.


В отличие от других воинственных племен, руссы никогда не передвигались по суше - но всегда водой в ладьях. Попадали они на Волгу и из Черного или Азовскогоморей, поднимаясь по Дону; около нынешнего Калача перетаскивали они свои суда в Волгу и плыли по Каспию. „Руссы производят набеги на славян,-рассказывает арабский писатель Ибн -Даста,-подъезжают к их поселениям на лодках, высаживаются, забирают в плен славян и отводят пленников к хазарам и болгарам и продают их там … пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у кого из них родится сын, отец берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: „Не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что обретешь себе сам этим!»

Варяжская ладья

Варяги стройны, как пальмовые деревья; они рыжи; не носят ни курток ни кафтанов; мужчины надевают грубую ткань, которую накидывают с одного боку, и одну руку выпускают из -под нее. Каждый из них имеет при себе всегда меч, нож и секиру. Мечи же их широки, волнообразны, с клинками франкской работы; на одной стороне их, от острея до рукоятки, изображены деревья и различные фигуры"…
Арабские писатели рисуют нам норманнов теми же чертами, как и европейские летописи, т.-е. как речных и морских воителей, которые живут тем, что зарабатывают мечом.
По Днепру норманны спускались в Черное море и нападали на Византию. „В 865 г., - сообщает летописец, - норманны осмелились напасть на Константинополь на 360 кораблях, но, будучи в состоянии нанести вред самому непобедимому городу, они храбро повоевали его предместья,-перебили народа, сколько могли, и затем с торжеством вернулись домой".
Кремонский епископ посетил Константинополь в 950 и 968 гг. В своем рассказе о Греческой империи он упоминает и норманнов, которые незадолго до него сделали большое нападете на Константинополь. „На севере, - говорить он, - живет. народ, который греки называют русью, мы же норманнами. Царем этого народа был Ингер (Игорь), который пришел к Константинополю более чем с тысячью кораблей".
В славянских землях, по Волхову и по Днепру, норманны - варяги появились сначала, так сказать, мимоходом; здесь они сперва мало застаивались, а больше направлялись по великому водному пути в богатые южные страны, преимущественно в Греции, где не только торговали, но и служили за хорошее вознаграждение.
При их воинственном характере и пиратских наклонностях, варяги, по мере того, как их все больше скоплялось в славянских городах, стали, конечно, определенно клонить к тому, чтобы сделаться господами славянских городов и овладеть великим водным путем. Араб Аль-Бекри около половины X века писал, что „племена севера завладели некоторыми из славян и до сей поры живут среди них, даже- усвоили их язык, смешавшись с ними". Вот тогда-то и произошло то событие, о котором упоминает наша лётопись перед повестью о призвании князей.
„В лето 6367 (859 г.) имаху дань варязи из заморья на чуди и на словенех, на мери и на весех и на криви- чех «, т. е. с новгородских славян и их ближайших соседей, славян и финнов. Утвердились, значит, на северном конце великого водного пути. В то же время хазары брали дань с полян, северян и вятичей, т. е. с обитателей южного конца водного пути.
Новгородские славяне не вытерпели и года через два, как читаем в лётописи, „изгнаша варяги за море и не даша им дани, почаша сами в собе володети». Но тогда начались в стране ссоры и раздоры из -за властвования, и „не бе в них правды и в ста род на род,- читаем в летописи,-и быша в них усобице и воевати почаша сами на ся". И вот тогда все северные племена „реша сами в собе: пошцем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море к варягом, к Руси: сице бо варязи звахуся русь, яко же друзи зовутся cвеи (шведы), друзи же урмане (норвежцы), англяне (англичане), друзи те (готы), тако и си". Посланные от славян, чуди, кривичей и веси сказали варягам руси: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да пойдете княжити и володети нами". Но, несмотря на такой зазыв, „едва из брашеся три брата с роды своими, взяли с собой всю русь и пришли" (862 год). То были три брата-конунга, так назывались по-варяжски князья, Рюрик, Синеус и Трувор.
Братья-князья, прибыв в страну, стали „города рубить и воевать всюду", т. е. начали оборонять славян от врагов их, для чего всюду воздвигали укрепленные городки и часто ходили в походы. Князья и поселились по краям страны: Рюрик -в Ладоге, Синеус -на Белоозере, а Трувор -в Изборске. Немного времени спустя умерли братья.


Норманн Рюрик решил переехать на житье в Новгород. Составился даже заговор среди новгородцев с целью прогнать Рюрика с его варягами обратно за море. Но Рюрик убил вождя этого заговора, „храброго Вадима", и перебил многих новгородцев. Это событие резко изменило взаимные отношение Рюрика и новгородцев. До того Рюрик был только призванный новгородцами князь-охранитель новгородской торговли и третейский судья в различных новгородских недоразумениях, и за это новгородцы платили, ему условленную дань. Он и жил на границе новгородской области, в Ладоге; после победы над восставшими Рюрик переселился, на житье в Новгород. Теперь Новгород сделался его военной добычей. Рюрик княжил в Новгороде „сильно", как князь-завоеватель, требовал дани, сколько хотел, и множество новгородцев бежало от него на юг.
А на юге, в Киеве, в это время тоже утвердились варяги. Как можно думать, в одно время с Рюриком нахлынуло в славянские земли много этих пришельцев с севера. Быть может, подражая Рюрику, они стремились тверже основываться в славянских городах. В Полоцке вокняжился тогда Рогволод, у племен, обитавших по Припяти, образовалось княжество некоего Тура, или Тора.
О занятии южного конца водного пути варягами наша летопись повествует так: „Были у Рюрика два мужа, не племени его, но боярина; и они отпросилися ко Царю-городу с родом своим. Пошли по Днепру, на пути увидели на горе городок и спросили: „Что се градок е" Им объяснили, что городок прозывается Киев и платит дань хазарам. Аскольд и Дир, так звали этих Рюриковых бояр, предложили киевлянам освободить их от хазар. Те согласились, и Аскольд с Диром остались в Киев княжить: „Много варягов собрали и начали владеть Полянской землей. Рюрик же княжил в Новгороде".
Во второй половине IX века на обоих концах великого водного пути возникли княжества. Варяжские князья - Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге - заняты одним делом строят крепости, берегут землю. До прихода Аскольда и Дира в Киев, киевлян обижали древляне и другие племена. Аскольд и Дир, утвердившись в Киеве, предприняли борьбу с древлянами и избавили от них Киев. Когда греки обидели славянских купцов, Аскольд и Дир сделали набег на греческую землю. Все это, конечно, вызывало сочувствие населения и способствовало утверждению князей в занятых ими городах.
Но оба конца великого водного пути находились в руках разных князей. Неудобства от этого могли происходить немалые, и рано или поздно должна была возгораться борьба северных князей с южными за обладание великим водным путем.
Для северных князей и горожан было очень неудобно то, что исходный конец великого водного пути, Киев, находился не в их руках. Киев стоял почти на границе славянских земель, п южнее его начиналось царство степи. Через Киев шли сухопутные пути с Запада на Восток и в Тавриду. Ни одного сколько-нибудь крупного, текущего по населенной стране притока не впадает в Днепр южнее Киева. Все большие реки„ протекающие по населенным местам, впадают в него севернее Киева. От Киева начиналась прямая дорога к морю. К. Киеву, следовательно, по бесчисленным рекам и речкам, притокам самого Днепра и притокам его притоков, сплавлялись богатства славянских земель. Обитатели всех городов, лежавших по северным притокам Днепра, направляя свои товары в Византии, должны были плыть мимо Киева. Следовательно, кто владел Киевом, у того в руках находились и главный ворота внешней русской торговли того времени, а кто держал в своих, руках торговлю славянских городов - их главное занятие, тот, естественно, владел и всей славянской страной. Стоило задержать у Киева торговые ладьи с севера, и все города от Любеча до Новгорода и Ладоги несли огромные убытки. Таким образом центр и перекресток сухопутных и речных торговых путей, каким был Киев, естественно должен был стать и политическим центром страны, объединявшейся варяжскими князьями. Это значение Киева, как средоточие государственной жизни, выросло из его значение, как центра народно-хозяйственной жизни, тянувшей к Киеву и только из Киева имевшей выход на широту и простор международная обмана.
Рюрику не пришлось пробиться к Киеву. Овладел Киевом родич и преемник Рюрика - Олег. Из Новгорода, по издавна проторенному пути, по Волхову, Ильменю и Ловати спустился он до верховьев Днепра и овладел здесь, в стране кривичей, городом Смоленском. По Днепру добрался он до Любеча и захватил этот город. Подплыв к Киеву, он выманил из города Аскольда и Дира и убил их, а сам остался в Киеве - „матери городов русских «, как он, по предании, назвал этот город. Утвердившись здесь, Олег продолжал дело Аскольда и Дира; строил вокруг Киева новые городки-крепостцы для защиты Киевского края от набегов со стороны степи, ходил в походы против хазар и других соседей Киева. Соединив под своей рукой ополчение всех занятых им славянских городов, Олег пошел на Царьград и, по предании, пригвоздил свой щит на воротах великого города в знак победы над греками.
Следовавшие за Олегом князья - Игорь, вдова его Ольга, сын Игоря Святослав -с успехом продолжали объединение славянских городов и областей. Олег захватил всю страну древлян, северян и радимичей; Игорь продолжал захваты Олега и забрал под свою руку весь средний Днепр; Ольга окончательно „примучила» древлян, Святослав захватил вятичей.
К половине X века большинство славянских племен и городов собралось около Киева и киевского князя.
Земля Киевских князей занимает к этому времени обширное пространство. С севера на юг подвластная им земля простиралась тогда от Ладожского озера до устьев речки Роси- степного притока Днепра, а с востока на запад -от впадение Клязьмы в Оку до верхнего течение Западного Буга. В этом обширном крае жили все племена восточных славян и некоторые финские: чудь прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская, а по средней Оке и мурома. Среди этих племен князья строили городки-крепости, чтобы из стен этих городков держать вооруженной рукой в повиновении инородцев и собирать с них верную дань.


В старых и новых городах князья сажали своих наместников, „посадников « Еще Рюрик после того, как „,прие власть», „раздал мужем своим грады - овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро". Посадники должны были творить суд людям от имени князя, собирать дань в пользу князя и на прокорм себе, беречь землю, защищать ее от нападении врагов, и держать местное население в повиновении своему князю. Каждый год князь сам объезжал часть своей земли, собирая дань, творя суд и правду людям, „уставляя уставы и уроки", назначая новые дани и порядок их сбора.
Местные жители были обязаны свозить следуемую с. них дань в определенные сроки в раз навсегда установленный местности. Это называлось повозом. Так, „в лето 6455 (947) иде Ольга Новугороду и устави по Мете повосты и дани",-читаем в летописи. Когда князь сам отправлялся „в дань*, то это называлось „полюдье“.
Князь отправлялся на полюдье обыкновенно поздней осенью, когда станут заморозки и скуют невылазную грязь путей прочным ледком. Вся зима проходила в разъездах от города к городу, от погоста к погосту. Это было трудное, полное опасностей путешествие. В глухих диких лесах не было „дороги прямоезжие", приходилось пробираться по занесенным сугробами снега охотничьим тропинкам, с трудом разбирая „знаменья и места", которыми охотники обозначали направление своих троп. Приходилось отбиваться от дикого зверя, да и лесные жители далеко не всегда с покорностью и приветом встречали князя и его дружину.
Дань часто приходилось „вымучивать, т.-е. брать силой, а насилие встречало вооруженный отпор, и не всегда князю и его хорошо вооруженной и достаточно многочисленной дружине удавалось добиться своего, особенно когда князь допускал какую-либо несправедливость в сборе, хотёл взять больше, чем уставил сам или его предшественник.
Сыну Рюрикову, Игорю, пришлось жестоко поплатиться за свою жадность к дани. В 945 году, когда „приспе осень", обычное время полюдья, Игорь, как читаем в летописи, „нача мыслити на древляны, хотя примыслити большую дань". Кстати дружина Игорева указывала ему, что мало дани идет, что даже слуги Свенельда, воеводы Игорева, ходят наряднее княжеекпх дружинников.
„Отроци Свенельжи изоделися суть оружием и порты, а мы нази, - жаловались Игоревы дружинники, - поиди княже с нами в дань, да и ты добудеши и мы". Игорь послушал своих дружинников и пошел в землю древлян; собирая с них дань, он „примышляше к первой дани", т. е. брал больше установленного. Дружинники тоже не теряли своего и вымогали дань с древлян. Собрав дань, пошли домой. Дорогой Игорь „размыслив, рече дружинё своей: идете с данью домови, а я возвращу ся, похожу и еще. С малой дружиной Игорь вернулся к древлянам, „желая больше именья". Древляне, услыхав о возвращении Игоря, собрались на вече и порешили: „аще ся в вадит волк в овце, то выносит все стадо, аще не убьют его; тако и сей. Аще не убьем его, то вся ны погубить". А Игорю послали сказать: «Почто идеши опятье поимал еси всю дань!» Игорь не послушал древлян. Древляне напали на князя и «убиша Игоря и дружину его: бе бо их мало».
Собранная на полюдье и доставленная с погостов, привезенная туда данщиками дань поступала в княжескую казну. Дань собиралась преимущественно натурой, разным лесным продуктом, который добывали жители лесов. Эта дань, собираемая в очень большом количестве, делала князя самым богатым поставщиком лесного товара на тогдашний международный рынок. Князь был поэтому важнейшим и богатейшим участником торговли с Византией, с европейским западом и с азиатским востоком. В обмен на свои товары и рабов, которых он захватывал в борьба с ближайшими соседями, князь получал в Византии и на восточных рынках драгоценные металлы, пышные ткани, вино, оружие, ювелирные изделие, с Запада серебро, ткани и оружие.
В погоне за добычей князь стремился подчинять себе земли ближайших соседей и облагал их данью. Заинтересованный в скорой и безопасной доставке своих богатств на иноземные рынки, князь заботился об охрана путей, зорко смотрел, чтобы степные кочевники и свои разбойники не „засоряли" торговые пути, берег мосты и перевозы, устраивал новые. Так торговая деятельность князя тесно сплеталась с военной и обе вместе широко и далеко распространяли власть и значение варяжско-славянского князя, владевшего Киевом и всем великим водным путем из Варяг в Греки. Это была суровая, полная лишении и опасностей, служба князя и своим выгодам и выгодам всей подвластной ему земли. О князе Святославе летописец рассказывает, что этот князь „легко ходя аки пардус войны многи творяше. Ходя воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но по тонку конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядяше; ни шатра имяше, но под клад постлав и седло в головах; такоже и прочей вой его вси бяху"… Святослав сложил свою голову в бою с печенегами у порогов днепровских.
Объединив под своим мечом славянскую землю, приняв деятельное участие в торговле-главном занятш этой страны, варяжские князья от имени всей земли отстаивают торговые интересы, когда им грозит опасность от иноплеменников, и, полагаясь на свой меч и совокупную силу подвластных им племен, умеют особыми договорами обеспечить выгоды торговли и интересы своих купцов на чужбине.


Примечательны походы варяжских князей на Византии и договоры, каше они заключали с греками. За время с IX по XI века известно шесть таких больших походов: поход Аскольда и Дира, поход Олега, два похода Игоря, один Святослава и один Владимира, сына Ярослава Мудрого. Народное предание, записанное летописью, особенно запомнило поход Олега и разукрасило его легендарными сказаниями. „В лёто 907,-читаем в летописи,-пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собою множество варягов, славян, чуди, кривичей, мери, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулёбов и тиверцев, „си вси,-замечаешь летописец,- звахуться от грек Великая Скуфь".
С ними со всеми пошел Олег на конях и на кораблях; число же кораблей достигало 2.000. Когда Олег подошел к Царю-городу, греки заперли со стороны моря доступ к столице, а сами укрылись за стены. Олег, высадившись на берегу, начал воевать; множество греков было убито, многие палаты разрушены, церкви сожжены, из взятых в полон одних рубили, других мучили, иных разстреливали, иных бросали в море, и много другого зла причинили pyccкиe грекам, „елико же ратнии тво- рят “. И велел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. Попутный ветер надул паруса с поля, и суда двинулись к городу. Видя это, греки испугались и послали сказать Олегу: „Не губи города, дадим тебе дань, какую хочешь". Олег остановил своих воинов, и греки вынесли ему кушанье и вино, но Олег не принял угощение, „бе бо устроено с отравою".
И убоялись греки и сказали: „Это не Олег, а святой Димитрии послан на нас от Бога". И повелел Олег грекам дать дани на 2.000 кораблей по 12 гривен на человека, а было в корабле по 40 человек. Греки согласились на это и стали просить мира, чтобы не воевал Олег греческую зе:млю. Олег, отступив немного от города, „нача мир творити со царьма грецкими со Леоном и Александром, посла к нима в град Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и Стемида, глаголя: „имште ми ся по дань". Греки спросили: „Чего хощеши дамы ти".
И Олег предписал грекам свои условие мира, требуя не только выкупа для воинов, но и дани на pyccкиe города: „первое на Киев, таже на Чернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любеч и на пpoчие города, по тем бо городом седяху велиции князи под Олгом суще".
Затем были установлены, условие торговли славяно-русских купцов в Византии. Мирный договор был скреплен обоюдной клятвой. Цари греческие целовали крест на верность договору, а Олег и мужи его клялись по русскому закону-оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом. Когда мир был утвержден, Олег сказал: „Сшейте паруса из паволок (шелковые) руси, а славянам кропинные (тонкого полотна)".
Так и сделали. Повесил Олег свой щит на вратах, в знак победы, и пошел от Царьграда. Подняли русь паруса из паволок, а славяне кропинные, и разодрал их ветер, и сказали славяне: „примемся за свои холстины, не годятся славянам паруса кропинные"… Пришел Олег в Киев и привез золото, паволоки, овощи, вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, ибо люди были поганые (язычники) и невежественные".
В 941 г. князь Игорь напал на малоазиатское побережье Черного моря и разграбил всю страну за то, что греки обидели русских купцов. Но греки собрали достаточно войска и потеснили воинов Игоря. Русь отошла к своим лодкам и направилась в море. Но здесь Игоревы суда были встречены греческим флотом; греки „пущати нача трубами огнь на лодьи русские". Это был знаменитый греческий огонь. Почти весь флот Игоря погиб, и немнопе воины вернулись домой рассказать „о бывшем огни": „якоже молонья, рече, иже на небесех, греци имуть у собе и се пущающе жежагаху нас; сего ради не одолехом их «.
В 944 году Игорь, желая отомстить за поражение, „совокупив вой многи» снова двинулся на Византию. Греки, узнав об этом, предложили Игорю мир и дань, какую брал Олег. Дружина Игорева уговаривала князя согласиться, указывая, что лучше без битвы взять дань, „егда кто весть, кто одолеет, мы ли, они лие ли с морем кто советен е се бо не по земли ходим, но по глубине моря; обча смерть всем «. Князь послушался дружины, взял с греков дань и заключил с ними выгодный торговый договор.
Последний поход на Византии Русь предприняла в 1043 г. Князь Ярослав послал на греков сына своего Владимира и воеводу Вышату. До Дуная русские лодки дошли благополучно. Но когда двинулись дальше, то случилась буря „и разби корабли pyccкиe и княжий корабль разбил ветр и взя князя в корабль Иван Творимирич воевода Ярославль»; 6.000 русских воинов буря выбросила на берег. Эти воины должны были вернуться домой, но никто из воевод не хотел вести их. Тогда Вышата сказал: „Аз пойду с ними и выседе из корабля к ним и рече: Аще жив будус ними, аще погыну, то с дружиною". Греки, узнав, что русский флот разбит бурею, послали сильную эскадру, которая принудила Владимира отступить. Вышату и весь его отряд греки взяли в плен, привели в Царьград и здесь ослепили всех пленников. Через три года только отпустили они слепого воеводу с ослепленным войском домой.
Военные походы варяжских князей на Византии заканчивались мирными договорами. До нас дошло четыре договора русских с греками: два договора Олеговых, один Игорев и один Святослава.
По договорам Олеговым 907 г. и 911 г. греки обязывались:

  • 1) платить дань на каждый из старших городов
  • 2) давать корм тем русским, которые приходят в Царь-град, а купцам русским месячное содержание, причем полагалась и даровая баня.

От Руси греки потребовали:

  • 1) «чтобы pyсcкиe останавливались в цареградском предместье у монастыря Св. Мамонта,
  • 2) чтобы входили русичи в город только через определенные ворота и в сопровождении греческого чиновника;

По Игореву договору греки, очень опасавшиеся русских, добились некоторых ограничений в свою пользу. Пусть приходить Русь в Царьград,- гласят статьи Игорева договора,-но если придут без купли, то месячины не получают; да запретит князь своим словом, чтобы приходящая Русь не творила пакости в наших селах; входить в город разрешается не более пятидесяти человек за один раз; все приходящие в Грецию из Руси должны иметь особую грамоту от киевского князя, подлинно удостоверяющую, что pyccкиe пришли с „миром “; пришедшие торговать не имели права остаться на зиму и должны были осенью ехать домой.
Договоры варяжских князей с греками важны и интересны тем, что являются древнейшею у нас записью законов и судебных обычаев; они свидетельствуюсь о том первенствующем положении, которое занимали в тогдашнем обществе князья и их варяжская дружина; затем договоры очень важны тем, что сохранили черты торговых сношений и международных отношений; далее, в них мы имеем древнейшее свидетельство о распространены христианства; наконец, договоры хранят в себе черты бытового значение, когда описываюсь; например, присягу, или рассказывают об условиях суда над похитителями чужой собственности.
В тех же.торговых целях первые князья ходили войной на хазар и камских болгар. Торговля с этими народами была тоже значительна. В 1006 г. Владимир Святой, победив камских болгар, заключил с ними договор, в котором выговорил для русских право свободного проезда в болгарские города с печатями для удостоверения от своих посадников и предоставил болгарским купцам ездить на Русь и продавать их товары, но только в городах, а не по селам.


Своим мечом, заботами о внешней безопасности и устройстве внутреннего мира, участием в главной жизненной деятельности страны и охраной ея торговых интересов варяжскиe князья довольно прочно соединили в одно государство отдельные славянские волости и племена, тянувшие к Днепру. Это новое государство получило свое название по племенному прозвищу варяжских князей - Русь.
В договорах, как и в других местах летописи, повествующей о времени первых варяжских князей, „русь» почти всегда противопоставляется названию „словене"; для летописца это не одно и то же.
Самое слово „русь" загадочного происхождение. Ближайшие соседи словен ильменских и кривичей-прибалтийские финны называли норманнов ruotsi. От них, можно думать, и славяне стали называть русью норманских находников. Когда варяжские конунги утвердились в славянских городах, славяне называли русью дружину князей; когда варяжские князья со времен Олега утвердились в Киевё и отсюда держали всю землю, Русью стали называть Киевскую область, прежнюю землю полян.
Описывая расселение славян, летописец замечает: „тако разыдеся словеньский язык (народ), тем же и грамота прозвася словеньская". А далее, под 898 годом, рассказав уже о призвании князей и о походах на Царьград, летописец, точно желая предупредить какие-либо сомнения, говорит: „А словеньскый язык и русьскый одно есть, от варяг бо прозвашася русью, а первое беша словене".

Вооружение варяжских дружинников

Но было “время, когда умели различать оба языка. Различие между ними было еще очень заметно в X веке. И в летописи и в других памятниках нашей древней письменности славянские имена чередуются с „русскими" и отличаются, как слова чуждого один другому языка. Отмечает славянские и русские названия днепровских порогов в своем описании русской торговли и Константин Багрянородный. Среди имен первых князей и их дружинников насчитывается около 90 имен скандинавского происхождение; Рюрик, Синеус, Трувор, Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Ольга - это все Скандинавские, т. е. варяжские или норманские имена: Hroerekr, Signiutr, Torwardt, Hoskuldr, Dyri, Helgi, Ingvar, Helga.
Сами князья и пришлая с ними их дружина быстро ославянились. Арабский писатель Ибрагим „людей севера", т.-е. норманнов, называет руссами, отличает их от славян, но замечает при этом, что эти „люди севера", завладевшие славянской страной, „говорят по-славянски, потому что смешались с ними". Внук Рюрика, Святослав - истый варяг по всем своим поступкам и привычкам, носит чистославянское имя.
Пришедшие в страну восточных славян варяги, можно сказать, растаяли в славянском море, слились в одно племя со славянами, среди которых поселились, и пропали, оставив по себе незначительные сл^ды в языке славян. Так, от варягов сохранились в славяно-русском языке следующие слова: гридь (младший дружинник), кнут, ларь, лавка, стяг, хоругвь, ябедник (судебный чиновник), тиун (дворецкий из холопов), якорь, луда (плащ), витязь (викинг), князь (конунг) и некоторые другие.
{jcomments on}

Расставьте в хронологической последовательности правления первых древнерусских князей

Столица Древнерусского государства

При помощи карты соотнесите племена к территориям

Укажите лишнее слово

Восточные славяне не выращивали

К системам земледелия восточных славян не относится..

Основное занятие восточных славян

Восточные славяне заселили Восточную Европу в..

Балто- славянские племена выделились из индоевропейской общности

Народ, который не относится к индоевропейцам.

Б) германцы;

В) кельты;

Г) славяне

А) 6000 лет назад

Б) 4000 лет назад

В) 2000 лет назад

Г) 1000 лет назад

3. Славяне отделились от балтов в…

А) III – V вв.

Б) VI – IX вв.

В) VIII – X вв.

Г) VIII – X вв.

5. Народ, создавший Древнерусское государство…

Б) германцы

В) восточные славяне

А) земледелие

Б) скотоводство

Г) добыча руды

А) подсечно- огневое

Б) переложное

В) ирригационное

А) гречиху

Б) оливки

В) Мокошь

Г) Стрибог

А) Вятичи 1) Средний Днепр

Б) Северяне 2) Верхняя Ока

В) Радимичи 3) Десна

Г) Древляне 4) Верхний Днепр

Задания в тестовой форме к теме «Древнерусское государство»

1.Князь, который считается основателем правящей династии древнерусских князей:

Б) Аскольд

2. Варяжские князья правили в восточнославянских землях:

А) в результате завоевания

Б) по приглашению

В) по наследству

3. К главным государственным центрам восточных славян не относится:

А) Новгород

В) Смоленск

4. Образование единого Древнерусского государства произошло в:

5. Главная причина образования единого Древнерусского государства:

А) необходимость разрешения конфликтов между богатыми и бедными

Б) защита торгового пути «из варяг в греки» и контроль над ним

В) организация строительства плотин и каналов.

А) Москва

Б) Новгород

7. Христианство на Руси ввел князь:

А) Святослав

Б) Владимир

В) Иван Калита

8. Крещение Руси произошло в:

9. Русь приняла христианство:

А) по западноевропейскому образцу

Б) по византийскому образцу.

А) Игорь Г) Олег

Б) Владимир Д) Ольга



В) Рюрик Е) Святослав

Задания в тестовой форме к теме «Киевская Русь. Первые русские князья»

Укажите один правильный ответ:

  1. Год образования Древнерусского государства:

А) Владимир;

Г) Святослав;

3. Киевская Русь просуществовала около 250 лет, ее распад произошел в…

Б) 1120 г;
В) 1132 г.

4.Назовите формационную ступень развития Киевской Руси:

А) Первобытнообщинная;

Б) Рабовладельческая;

В) Феодальная;

Г) Капиталистическая;

Д) Социалистическая.

5. Основой общественных отношений в Киевской Руси являлась….

А) Вотчина;

Б) Мануфактура;

В) Опричнина.

6. За пользование землями крупные собственники платили…

В) Феодальную ренту.

7. Первый сборник законов Киевской Руси назывался…

А) Судебник;

Б) Русская Правда;

В) Летопись.

8. Составителем первого сборника законов явился….

А) Ярослав Мудрый;

Б) Владимир Мономах;

В) Юрий Долгорукий.

9. Уроки – это…

А) Определенные места сбора дани;

Б) Установленное количество дани.

10 Именно этот князь крестил в 988 году Русь…

Б) Святослав;

В) Владимир.

Задания в тестовой форме к теме «Феодальная раздробленность Руси»

Укажите один правильный ответ:

  1. Съезд в Любече в 1097 г. признал….

А) Самостоятельность княжеских родовых владений;

Б) Объединение княжеств в единое Российское государство;

В) Начало войны с кочевыми племенами.

2. Победа над половцами привела этого князя в 1113 году к верховной власти:

А) Ярослав Мудрый;

Б) Владимир Мономах;

В) Юрий Долгорукий.

О деятельности полусказочного Рюрика (по-древнескандинавски Hroerekr) в Новгороде почти не сохранилось преданий. Рассказывали, что он первоначально жил не в Новгороде, а в Ладоге, на устье р. Волхов, в Новгород же перешел после смерти братьев. Правление его возбуждало будто бы неудовольствие и вызвало даже мятеж под предводительством какого-то Вадима Храброго; но Рюрик убил Вадима и одолел восставших. Недовольные им бежали в Киев, где сидели уже варяжские дружинники Аскольд и Дир, оставившие дружину Рюрика и основавшие в Киеве свое княжество. Трудно, конечно, сказать, насколько справедливы все эти предания.

По смерти Рюрика (879) княжить в Новгороде стал его родственник Олег (по-древнескандинавски Helgi). Он пользовался властью как опекун малолетнего сына Рюрикова Игоря (по-древнескандинавски Ingvarr). Олег не остался в Новгороде: вместе с Игорем он двинулся на юг, по великому пути «из варяг в греки», покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву. Обманом он захватил здесь и погубил Аскольда и Дира на том основании, что они «не князья и не княжеского рода», между тем как сам он князь, а Игорь - Рюриков княжич. Заняв Киев, Олег основался в нем и сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Так удалось Олегу объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это и была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собралися, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников, Аскольда и Дира, сделавших набеги на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу «дань», то есть откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Руси: Олега воспевали в песнях, и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и посуху на парусах «через поля» пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, «показуя победу», повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание «вещего» (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил путем договоров правильные торговые сношения Руси с Византией ; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

По смерти Олега (912) вступил во власть Игорь , по-видимому, не имевший таланта воина и правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на лодьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега. В походе Игоря против греков принимали участие и печенеги (§2), впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь окончил жизнь свою печально: он погиб в стране древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством. По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницею. Отношение к ней летописца - самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Цареграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома, на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием (в сочинении «Об обрядах Византийского двора»), повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотою и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он будто бы легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться православною церковью и княгиня Ольга была причтена к лику святых.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Сын Ольги Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с нею стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери, «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)», по выражению летописи.

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство , взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью у Азовского моря под названием Таматарха (позднее Тмутаракань, а теперь Тамань). Наконец, Святослав, проникнув на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в состав Хазарской державы. Главною силою в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на востоке, Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своею собственностью. «Хочу жить в Переяславце Дунайском, - говорил он, - там - середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед и рабы». Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгинею Ольгою и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и с просьбою о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание; но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад в Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война, и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Дористоле (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию. Войско Святослава, истомленное войною, на пути домой было захвачено в Днепровских порогах печенегами и рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

Памятник князю Святославу в Запорожье

После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли кровавые междоусобия, в которых погибли братья князя Владимира, и он остался единодержавным государем. Потрясенное усобицами, Киевское княжество являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы усмирить варягов, служивших у него, и подчинить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудач Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости; воевал также с волжскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году . Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.