Слайд 2
Спряжение глагола
Глаголы I и II спряжения Изменение глагола по лицам и числам (личные формы лагола)
Слайд 3
Какие термины будут сегодня нашими помощниками?Какие вопросы глагола?
1. Инфинитив I и II спряжение. Что делать? Что сделать? 2. Личные формы глагола; Настоящее время, будущее простое время; лицо, число. Что делает? Что делают? Что сделает? Что сделают?
Слайд 4
Слайд 5
Глаголы II спряжения
Ко II спряжению относятся все глаголы НА-ить брить, стелить КРОМЕ
Слайд 6
Когда-то, ребята, Во времечко оно Второе спряженье Имело шпиона.
Слайд 8
Вот они, спешите ВИДЕТЬ: От связного не ЗАВИСЕТЬ, Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ, Побольнее их ОБИДЕТЬ. Стойко трудности ТЕРПЕТЬ, Над собой лассо ВЕРТЕТЬ, Через щелочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ. По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ, Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ, Совершенно не дышать.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Глаголы I спряжения
К I спряжению относятся брить, стелить, зиждиться И все остальные глаголы
Слайд 12
Для чего нужно знать спряжение глагола?
Чтобы правильно писать личные формы глагола - формы настоящего и будущего простого времени, именно они изменяются по лицам.
Слайд 13
Местоимения-подсказки
Единственное число 1лицо Я 2 лицо ТЫ 3 лицо ОН, НА, ОНО Множественное число 1лицо МЫ 2 лицо ВЫ 3 лицо ОНИ
Слайд 14
Образование личных форм глагола
Личные формы образуются путем присоединения к основе наст. вр. особых окончаний, которые указывают не только на лицо (I,II, III), но также и на число глагола. Поэтому у глаголов имеется шесть личных окончаний
Слайд 15
Личные окончания глаголов I и II спряжения
Окончания первого спряжения: -у(ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), I- Е -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут(-ют) Пример: читать создать Окончания второго спряжения: -у(-ю) -ишь, -ит, II -И -им, -ите, -ат(-ят) Пример: любить ненавидеть
Слайд 16
А если окончание безударное?
1.Задаю вопрос к глаголу (что делает? что сделает?). 2. Установив видовое соответствие, нахожу инфинитив (что делает? -что делать? что сделает? - что сделать? 3. Смотрю, на что оканчивается инфинитив - ?ть. 4. Вспоминаю, не является ли глагол исключением 5. Определяю спряжение, выбираю гласную – I спр. →Е IIспр. →И
Слайд 17
Спишите текст, найдите глаголы в личной форме, графически обозначьте личные окончания глаголов
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!
Слайд 18
Проверяем! Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!
Слайд 19
ОН, она, оно что делает? Что сделает?
распил_т -______________________________ слыш..т -________________________________ гре..тся-________________________________ скач..т -_______________________________
Слайд 20
ОН, она, оно что делает? колыш..т -______________________________ ре..т -________________________________ осво..т-________________________________ посе..т -_______________________________
Учитель начальных классов
МОУ Беломечетская СОШ № 7
Дементьева Н.В.
Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
4 класс
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Оборудование и материалы:
для учителя: компьютер, проектор, экран, колонки.
для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока.
Ι. Организационный момент. (слайд 2) – ( дети записывают клас. работа и число )
ΙΙ. Минутка чистописания. (слайд 3)
ΙΙΙ .Повторение.
Словарная работа. (слайд 4)
Работа проводится в виде теста (слайд 5)
Проверка выполнения словарного теста (слайд 6)
Молодцы (слайд 7)
2.Синтаксический разбор предложения.
Яркий луч солнца пригрел бабочку на лесной полянке .
(Дополнительные вопросы для постановки отметки)
Какие части речи ты знаешь?
3. Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите правильное утверждение.
Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке и выбирает правильный, по его мнению, ответ .(слайд 8)
Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.
ΙV. Новая тема.
Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)
Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 9) –
по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола
Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.
А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 10) . Выделите окончания (для проверки – щелчок ). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?
(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика (слайд 11).
Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)
Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).
- Откройте учебник на с. 79 , изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?
Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.
В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!
Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора (слайд 12).
V. Физминутка.
А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём) (слайд 13).
Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней! (слайд 14 - 17).
3. Закрепление. .
А теперь задание для закрепления (слайд 18). Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)
Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.
Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).
Похвалите себя, кто выполнил все правильно.(слайд 19).
А теперь вы выполните задание еще труднее. Теперь вам нужно самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 20). Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?
Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения в правописании слов, поднимите руку. Когда закончите, проверьте друг друга.
VΙ. Повторение пройденного материала (слайд 21 – 26).
Молодцы (слайд 27)
VΙΙ. ТЕСТ №1 «Глагол» (слайд 28).
Проверка выполнения теста (слайд 29).
VΙΙΙ. Итог урока (слайд 30).
Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
ΙX. Домашнее задание (слайд 31).
На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.79 - 80, вы можете опираться на схему, дома также оформите ее красиво, чтобы она могла вам служить долго.
А дома вы выполните упражнение 439, выделите окончания и укажите тип спряжения глаголов.
«СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (слайд 32).
Языковая разминка 1.Сделать синтаксический разбор предложения, расставить пропущенные знаки препинания. -Нес..тся Терек волнами точ..т дикий берег клокоч..т вокруг огромных скал. клокоч..т вокруг огромных скал. - Ноч.. стел..т тень и влажный берег студ..т ночь тян..т свой невод золотой. ночь тян..т свой невод золотой. От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?
Повторение Что такое глагол? Что такое глагол? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Что такое переходность- непереходность, возвратность- невозвратность глагола? Что такое переходность- непереходность, возвратность- невозвратность глагола?
Внимание Ко II спряжению относятся следующие глаголы: -на –ить (кроме брить и стелить – I спр.) -на –ать (гнать, дышать, держать, слышать) -на – еть(смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) обидеть) Все остальные глаголы относятся Все остальные глаголы относятся к I спряжению! к I спряжению!
Лингвистическая справка Давайте поговорим с Вами о исконно русских глаголах. 1.Глагольные близнецы- одеть и надеть - « покрыть одеждой» и « снабдить одеждой» - Гл. + сущ. с обозначением лица. - «укрепить что-то на чем-нибудь» и «целиком или частично покрыть одеждой» - Гл. + сущ. с обозначением неодушевленного предмета. - Одеть-раздеть и надеть-снять. - Шуба одеванная; И одевъ одежды свои; Он чулочки одевает.
Лингвистическая справка 2.Два глагола обуять. - « охватить, объять, овладеть» об + уяти (у + яти) в значении « брать, хватать» об + уяти (у + яти) в значении « брать, хватать» Пример: Такая меня тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, все бы на свете отдала. - «охваченный, объятый» Пример: Виновен я; гордыней обуянный,обманывал я бога и царей. - «лишить рассудка, сделать безумным» - «лишить рассудка, сделать безумным» Приставка О + суффикс –ати от прил. Буи « глупый, безумный» Пример: Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?
Закрепление -Задание 1 Проспрягать глаголы, выделить окончание, определить спряжение. Просить, сказать, тереть, брить. -Задание 2 Переписать, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончание. 1.Сосны вершинами(махать) приветно. 2.Лиловая занавеска чуть-чуть(колыхаться) от ветра. 3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. 4.Не пенится море, не (плескать) волна. 5.Мороз слегка (щипать) за щёки.
Подведение итогов урока Итак, какую тему мы сегодня изучили? Что такое склонение и спряжение? Какие глаголы относятся к I и II спряжению? Сегодня на уроке мы провели лингвистический анализ исконно русских глаголов, дали историческую справку. Закрепили полученные знания на практике.
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Нам пора начать урок.
Тучи вис ят низко. Весь день ид ёт дождь. Свищ (и,е)т ветер. На палубу не выход (и,е)м , целый день сид им в каюте, скуча (и,е)м . Меркн (и,е)т день, а море бурл ит всё злей и злей. Ваш Незнайка.
Спряжение глаголов .
чита ю
чита ешь
чита ет
чита ем
чита ете
чита ют
нес у
нес ёшь
нес ёт
нес ём
нес ёте
нес ут
ворч у
ворч ишь
ворч ит
ворч им
ворч ите
ворч ат
свеч у
свет ишь
свет ит
свет им
свет ите
свет ят
Ид ёт, ид ут - 1спряжение
Глаголы I спряжения имеют окончания
- у (-ю) , -ешь (-ёшь) , -ет (-ёт) , -ем (-ём) ,
-ете (-ёте) , ут (-ют) .
Лет ит, лет ят - II спряжение
Глаголы II спряжения имеют окончания
- у (-ю) , -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят).
Напиши неопределённую форму данных глаголов
I спряжение II спряжение
Пишем – Чертим –
рисуем – чиним –
полем – маним –
пляшем – просим
I спряжение II спряжение
Пишем – писать Чертим – черт ить
рисуем – рисовать чиним – чин ить
колем – колоть маним – ман ить
пляшем – плясать просим - прос ить
Запомни!
Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е- спрягать нельзя.
Платить
ужинать
сеять
ловить
играть
спешить
рыть
учить
Вставь пропущенные буквы
Шторм
Сегодня с рассвета
Бесну .. тся море,
Вороча .. т камни,
Встаёт на дыбы.
И пен .. тся волны
В широком просторе,
С разбега дробясь
О гранитные лбы.
Как будто бы вызов
Природою брошен,
И листья шуршат
На крутом берегу.
И ветер мохнатое
Небо ерош .. т
И гнёт кипарис
На бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо притихли.
Баркасы укрылись
За каменный мол.
По улицам города
Нос .. тся вихри,
И тополь стоит
Весь до веточки гол.
Шторм
Сегодня с рассвета
Бесну ет ся море,
Вороча ет камни,
Встаёт на дыбы.
И пен ят ся волны
В широком просторе,
С разбега дробясь
О гранитные лбы.
Как будто бы вызов
Природою брошен,
И листья шуршат
На крутом берегу.
И ветер мохнатое
Небо ерош ит
И гнёт кипарис
На бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо притихли.
Баркасы укрылись
За каменный мол.
По улицам города
Нос ят ся вихри,
И тополь стоит
Весь до веточки гол.
- Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
- Ла..т, се..т, чита..т, кле..т
- Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..тся
- Смотр и т, дыш и т, тревож и тся, та е т
- Ла е т, се е т, чита е т, кле и т
- Вид и т, пиш е т, завис и т, держ и тся
Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения - и составить с ними предложения на тему «В море».
Грохотать, гнать, крутить, выть, сверкать, катить.
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ ет ( I спр.) ветер. На палубу не выход им ( II спр.) , целый день сидим в каюте, скуча ем ( I спр.) . Меркн ет ( I спр.) , день, а море злей и злей бурлит.
Ваш Незнайка.
До свидания!
До следующего
путешествия
Прозвенел звонок,
Закончился урок!
Слайд 1
Тема урока: «Спряжение глагола» Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твердо знать глаголы. С. Шевцов
Слайд 2
Словарный диктант
Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображение, преодолевать, ненавидеть, недоразумение, прийти вовремя, Россия, помощник, гуманизм, знаменитый, просвещение
Слайд 3
Утро И.С. Никитин
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит – рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Слайд 4
Цель урока:
уметь определять спряжение глагола;
знать алгоритм определения спряжения глагола;
научиться изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы;
знать перечень окончаний глаголов первого и второго спряжения
Слайд 5
Алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием:
Поставить глагол в инфинитив.
Ко II спряжению относятся:
1) все глаголы на ИТЬ (кроме стелить, брить, зиждется)
Например: клеить – клеишь, клеит, клеим, клеите, клеят
2)Одиннадцать глаголов – исключений:
7 на ЕТЬ (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть)
и 4 глагола на АТЬ (слышать, дышать, держать, гнать)
Все остальные глаголы, включая
стелить, брить, зиждиться,
относятся к I спряжению.
Слайд 6
Образец рассуждения при выборе безударного личного окончания глагола
Серд…шься (что делаешь?) что делать? сердиться глагол на ИТЬ;
значит, это глагол II спряжения, пишу - ишь – сердишься
Наден…т (что сделает?) что сделать надеть
глагол на ЕТЬ (не исключение):
значит, это глагол Iспряжения, пишу – ет - наденет
Слайд 7
Спиши, вставляя в безударных окончаниях глаголов – е – или – и; укажи спряжение глаголов
Труд человека корм…т, а лень порт…т. Человек от лени боле…т, а от труда здорове…т. Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь. Словами, что листьями стел…шь, а стеблем в глаза кол…шь. Днем раньше посе…шь – неделей раньше пожн…шь. Хмурыми осенними днями не только не вид…шь, но и не чувству…шь солнца. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м
Слайд 8
Разноспрягаемые глаголы:
Хотеть,
бежать
Слайд 9
Переписать, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончания глаголов. Определить спряжения
1.Сосны вершины (махать) приветливо.
2. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра.
3. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок.
4. Не пениться море, не (плескать) волна.
5. Мороз слегка (щипать) мне щеки.
Тестирование возможностей
Тесты личностных характеристик и их примеры Индивидуально психологические свойства личности тест
Фбк опубликовал большое расследование про дмитрия медведева Расследование о коррупции медведева
По следам Моторолы. Боевой путь ГивиСюжет. После убийства гиви украину приравняли к "иг" Версии случившегося и последствия
Черчиля во Второй Мировой войне