Икона святой мученицы императрицы александры. Когда именины у александра и александры Святая небесная покровительница супруги императора николая 1

  • Дата: 24.11.2023

Святые покровители носящих имя Александр

Святой благоверный князь Александр Невский
Празднества, установленные в честь святого благоверного князя Александра Невского: 23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых; 30 августа/12 сентября – Перенесение святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург; 23 ноября/6 декабря – День погребения.
Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель воинов и защитник всей Руси. Сотрудники ФСБ и ДОСААФ считают святого Александра Невского своим небесным покровителем. Чтобы служба была благополучной и успешной, икону Святого Александра Невского можно поместить в офисе. Тем же мужчинам, которые носят имя Александр, лучше держать святой образ дома, он поможет им сохранить крепкое здоровье, построить хорошую карьеру.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Александра Невского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Александр Константинопольский
Дни памяти установлены Православной Церковью 3/16 июля и 23 февраля/8 марта.
Преподобный Александр Константинопольский Акамит придавался молитвенному служению Богу. Получив откровение от Бога, он основал первую обитель «неусыпающих» – акамитов, основной особенностью служения которых было круглосуточное чтение Псалтири. Примерно с XII века об акамитах в летописях уже не упоминалось, но древняя традиция нашла свое отражение в чине чтения Неусыпаемой Псалтири, который можно заказать во многих монастырях Русской Православной Церкви.
Александр Адрианопольский, епископ, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 22 октября/4 ноября.
В III веке в Андрианаполе христианская вера только начала распространяться. Язычники стремились воспрепятствовать этому процессу. Они преследовали и уничтожали христиан. Не смотря на это, епископ Александр без страха проповедовал и вел людей к истинной вере. Он успел крестить многих язычников, прежде чем его схватили. Враги стали принуждать его отречься от Христа. Получив отказ, они подвергли его мучениям. Во время пыток воин Ираклий, пораженный терпением епископа, не захотел больше поклоняться идолам, за что немедленно был казнен. После этого палачи снова взялись за Александра, но были поражены, увидев его полностью затянувшиеся раны. Четыре женщины сразу поверили во Христа. Разгневанные язычники казнили их вместе с епископом. Так святой Александр Андрианапольский принял мученическую смерть.
Священномученик Александр Адрианопольский
Фрагмент миниатюры.
Константинополь. 985 год.

Александр Африканский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 апреля.

Святой Александр служил в дружине Терентия. Войско находилось при правителе Африки Фортунатиане. События происходили во времена правления римского императора Декия, который ненавидел христиан. От него в Африку пришел указ, заставить всех жителей принести жертву языческим богам, а тех, кто этого не сделает, предать страшным пыткам. Когда пришла очередь воинам поклониться идолам, Святой Александр и вся его дружина ответили отказом. Их предводителя и еще нескольких человек заперли в темницу, остальных же стали пытать, добиваясь от них отречения от веры.

Святой мученик Александр мужественно перенес все мучения, но продолжал проповедовать Христа. Когда его привели к языческому храму, он вместе с другими воинами обратился с молитвой к Богу, и попросил доказать истину, разрушив нечистое место. В тот же миг земля затряслась, идолы и окружающие их стены рассыпались на куски. Правитель Фортунатиан поспешил отдать приказ и святой Александр Африканский, а вместе с ним и другие мученики были казнены.

Александр, мученик, воин
Святой Александр жил в IVвеке в городе Кродамна (Малая Азия) и состоял на военной службе у правителя Фикса. Однажды во сне ему было видение Ангела, передавшего Божье повеление - спасти христианку Антонину, которую по приказу Фикса за отказ отречься от веры отвели в публичный дом на поругание воинам. Александр хитростью проник в комнату мученицы и предложил ей бежать, укрывшись его плащом. Когда через некоторое время туда пришли воины и обнаружили только Александра, они в ярости схватили его и повели на суд к Фирсу. Разгневанный его поступком, правитель повелел подвергнуть его жестоким истязаниям, чтобы добиться признания, куда скрылась Антонина. В это время святая мученица добровольно явилась во дворец, решив принять мученическую смерть за Христа. Вместе с Александром ее отдали палачам, и после пыток, не добившись раскаяния, их бросили в яму с огнем. Правитель Фирс жестоко поплатился за содеянное зло. Сразу после казни мучеников Александра и Антонины, его поразила неизвестная болезнь и, промучившись семь дней, он скончался. А мощи святых были перенесены в Константинополь и сохранены в Максимовом монастыре.

Александр Египетский, мученик, воин О нем известно лишь то, что он пострадал за Христа во время гонения при императоре Юлиане Отступнике (361-363).

Александр Египетский Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону

Принял смерть за христианскую веру примерно в 303 году. Согласно словарям, имя Александр Египетский Кесарийский (Палестинский) - это имя каждого второго христианина, пострадавшего в Кесарии Палестинской во времена гонения на христиан в период правления императора Диоклетиана.

Александр Иерусалимский, епископ, свяшенномученик
Священномученик Александр жил в III веке. Был принят в ученики к Клименту Александрийскому и стал другом Оригена. Позднее святой Александр стал епископом во Флавии, в Каппадокии. В гонение правителя Септимия за непреклонность в исповедании христианской веры святитель Александр был брошен в темницу, в которой он провел несколько лет. По освобождению святой отправился по святым местам в Иерусалим. Там по откровению свыше народ избрал его соправителем патриарха Иерусалимского Наркисса. Святой Александр прослужил в сане епископа 38 лет и много потрудился для духовного просвещения. Он основал при церкви значительную библиотеку христианской литературы, открыл в Иерусалиме богословскую катехизаторскую школу. В гонение правителя Декия святой Александр был брошен в темницу, где претерпел немало мучений и скончался, не изменив своей вере.

Александр Каталитский (Калитский), кузнец, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 сентября/11 октября.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он пострадал в период правления императора Диоклитиана, жестокого гонителя христиан. Александр был кузнецом в деревне Калита, его призвали для проведения пытки христианина Марка. Вместе со своими братьями Александр подчинился приказу, но при начале пытки они услышали голос Свыше и уверовали в Христа, после чего и сами были преданы мучениям.

Александр Команский, епископ, священномученик Александр жил в III веке. Он получил хорошее образование, был прекрасным философом, в совершенстве знал Священное Писание. Он добровольно принял на себя подвиг юродства, стал простым угольщиком. Люди часто видели его на площади в Комане, облаченного в нищенскую одежду и с лицом черным от угольной пыли.

Случилось так, что местный епископ умер, и нужно было назначить на его место нового. В то время претендента на эту должность выбирал один или два священника из соседних селений и миряне. В Коман прибыл святитель Григорий Неокесарийский. Горожане говорили, что будущего епископа следует выбирать из знатных и богатых людей. Святитель сказал, что не это главное. В толпе прошел смех, когда кто-то выкрикнул, что раз знатный человек не нужен, на должность епископа вполне подойдет Александр угольщик. Григорий Неокесарийский попросил привести к нему этого человека. Когда его воля была исполнена, он задал, представшему перед ним, мужчине несколько вопросов. Епископ был поражен, какие грамотные и осмысленные ответы он давал. В разговоре угольщик признался, что когда-то был ученым, но выбрал для себя нищету. Григорий Неокесарийский пригласил его в свой дом, там его вымыли и дали хорошую одежду. И вот миряне получили возможность взглянуть на него по-другому, им открылось, его доброе сердце, мудрость, прекрасное знание Писания. Они выбрали Александра Команского своим епископом. Он прекрасно служил, но через несколько лет власть сменилась. Языческий император приказал казнить святого, который погиб, отказавшись поклоняться языческим Богам.

Александр Константинопольский, патриарх День памяти установлен Православной Церковью 30 августа/12 сентября.
Свя-титель Алек-сандр до начала своего патриаршего служения был викарием при пер-вом пат-ри-ар-хе Кон-стан-ти-но-поль-ском, свя-ти-те-ле Мит-ро-фане, который потом назначил его своим преемником. Святой Александр всю жизнь боролся против язычества и арианства - ереси, искажающей суть Христова учения, возникшей в IV веке. Его споры с философами-язычниками оканчивались тем, что те принимали веру Христову, ибо во время них святитель, свидетельствуя об Истине, проповедовал и словом Господним, и чудом от Него, данным святителю в помощь по молитвам святого. Молитвенными трудами святителя Александра перед Господом волею Его был наказан Арий, основатель арианства. Чудотворец и провидец Святой патриарх Константинопольский Александр провел свою долгую жизнь в трудах во славу Божию и отошел к Господу в 340 году в возрасте 98 лет.

Александр Куштский, игумен До пострига Преподобного звали Алексей. В Спасо-Каменном монастыре, пройдя все виды послушания, он уже с именем Александр стал иеромонахом. Проводя свои дни в трудах и молитвах, заметил он, что братья смотрят на него, как на Ангела. Почитание тяготило его, поэтому Александр решил удалиться от людей и пожить в одиночестве. Он построил себе хижину в густом лесу, но и сюда стали приходить люди. Тогда повстречавшийся ему святой Евфимий уступил ему свою хижину в тихой пустыне на берегу реки Кушты. Там Александр поставил крест. Он молился и работал - сам копал землю и сеял рожь. Сначала к нему пришел старец и прожил рядом 5 лет, потом с ними остался еще один человек. Обитель стала расти. Александр решил воздвигнуть храм, и все тому способствовало. Татары не смогли его разорить, княгиня Мария пожертвовала обители село, каждый год был хороший урожай зерна.

9 июля 1439 года Александр умер в возрасте 68 лет. Его похоронили там, где он завещал, вне церкви у южной стороны алтаря. На этом месте выросла рябина. Ягоды ее были целебными, люди срывали их, что бы излечиться.

Александр Ошевенский, игумен
Святой Александр Ошевенский жил в XV веке в Белозерском крае. Он вырос в богатой семье, и родители видели в нем будущего хозяина их владений. Однако юноша избрал путь христианского подвижничества. В 18 лет он ушел из дома и стал иноком Кирилло-Белозерского монастыря.

Через несколько лет Александр отправился навестить родителей. Принявший его с радостью отец не хотел отпускать сына обратно и предложил ему помощь в устроении святой обители в месте поселения семьи, в Ошевенской слободе на реке Чурьюге. Александру эта идея понравилась. Он получил на это благое дело благословение настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря и архиепископа Новгородского, который поставил его игуменом новой обители. В построенном монастыре под началом преподобного Александра собралась братия. Он учил ее терпению в нелегких трудах монастырской жизни, смирению и любви к друг другу, твердости веры. Однако строгость общежительного устава, которую требовал игумен Александр, многие иноки не выдерживали и уходили из обители. От огорчения он заболел так, что не мог ни двигаться, ни говорить. Его исцелил явившийся ему в видении преподобный Кирилл Белозерский, который обещал помощь в выбранном пути.

В свой обители святой Александр Ошевенский неустанно трудился 27 лет, до самой кончины. Мощи преподобного в настоящее время находятся в Успенском храме основанного им монастыря.

Особенно почитается этот святой среди крестьян в Прионежском крае, поскольку сам он имел крестьянское происхождение и еще при жизни прославился духовно-просветительской деятельностью среди населения Каргополья.

Александр Пергийский (Памфилийский), земледелец, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 1/14 августа.

В городе Пергии жил земледелец Александр, крещенный еще в младенчестве. Во времена правления императора Диоклетиана (284-305) христиане подвергались гонениям. Александр совершил мученический подвиг вместе с Леонитем, Киндеем, Минсифеем, Минеоном, Катуном и Евклеем. Мужчины своими руками уничтожили капище - языческий храм Артемиды. Люди императора схватили их. Избитых мужчин бросили на арену цирка, где хищники должны были их растерзать. Мученики могли только молиться. Чудесным образом звери даже не прикоснулись к ним. Зрители были поражены. Отовсюду стали раздаваться голоса: "Велик Бог христианский". Загремел гром, с неба посыпались молнии. Господь призвал мучеников в Царство Небесное. Тогда Александр и другие святые склонил свою голову под меч. Так он принял мученическую смерть.

Александр Пересвет, воин, схимник Александр Пересвет и брат его Андрей Ослябя - герои знаменитой Куликовской битвы. Они происходили из рода бояр Брянского княжества. С детских лет воспитывались как воины, призванные защищать Родину и веру христианскую. Повзрослев, прославились как храбрые богатыри. Однако, устав от беспокойной жизни, братья решили избрать путь монашества и оказались в Троицкой обители под началом Преподобного Сергия Радонежского.

XIV век был особенно тяжелым для Руси. Татарское иго не только разоряло страну, но и калечило душу народа. Страх лишал русских людей воли, делал их угодливыми рабами. Еще одним бедствием была вражда русских князей, от междуусобиц которых лилось крови не меньше, чем от нашествия татар. Спасение было в одном - в объединении и противостоянии врагу.

В 1380 году хан Мамай собрал огромное татарское войско и пошел на Русскую Землю. Великий князь Дмитрий Донской решил собрать рать и дать отпор врагам на Куликовом поле. Решающей битве предшествовала встреча князя с Сергием Радонежским и полученное благословение на ратный подвиг. Преподобный сказал: "Иди против безбожных, и ты победиши…". Князь Дмитрий попросил Сергия Радонежского дать ему на битву двух воинов-монахов - Пересвета и Ослябя, которые могли бы служить примером для его ратников. Преподобный исполнил просьбу князя, хотя это было против церковных правил. Он призвал иноков Пересвета и Ослябю и, отправляя на подвиг, повелел им вместо железных доспехов одеть на себя монашеские схимы с изображением Креста Христова.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле сошлись перед смертельной схваткой две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая побеждать, и ведомая князем Димитрием Ивановичем русская рать, вдохновляемая верой Христовой и предсказанием Сергия о победе. Битве предшествовал поединок Александра Пересвета с Челубеем, который был лучшим воином у хана Мамая. Богатыри столкнулись со страшной силой и, поразив друг друга копьями, оба упали замертво. Поединок, казалось бы, закончился вничью, но жертва Пересвета была не напрасна. Татары были напуганы, а русские воины, наоборот, воодушевились на битву. И выиграли ее! Андрей Ослябя также сражался как герой и пал на Куликовом поле.

Победа в Куликовской битве стала началом возрождения Руси, оказала сильное влияние на ход всей последующей ее истории, и самое главное - повлияла на характер русского народа. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом.

Святые братья Пересвет и Ослябя погребены в Симоновом монастыре в Москве. Они считаются покровителями Российской армии и навсегда останутся в памяти русского народа как пример мужества, любви к Родине и несломимой веры.

Александр Пиднский, пресвитер, священномученик
Святой Александр жил в IV веке, служил пресвитером в городе Пидне. Благодаря его горячим проповедям многие язычники приняли христианство. Во времена гонений на христиан императором Максимианом святой Александр был схвачен и подвергнут страшным пыткам с требованием отказа от своей веры. Однако истязания не сломили духа святого мученика, и по приказу императора он был казнен.

Александр Римлянин, мученик, сын мученицы Филицаты Римской


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он принял мученическую смерть за христианскую веру вместе со своими братьями и матерью Филицатой в Риме около 164 г.

Александр Римский, мученик Всего лишь 18 лет было Святому Александру, когда он принял мученическую смерть за веру христову. Это случилось в IV веке в Риме. Юноша был воином в полку трибуна Тивериана. В это время император издал указ гражданам приносить жертву в храме Зевса, и все воины должны были идти туда. Но христианин Александр не мог этого сделать. В ночь перед арестом ему явился Ангел и сказал, что Святому предстоит совершить мученический подвиг. Наутро он встретил пришедших за ним воинов и вскоре предстал перед римским императором. Подтвердив свое нежелание поклоняться языческим идолам, он стойко переносил истязания, которым его подвергли. Император велел Тивериану отвести молодого человека во Фракию, куда отправляли на пытки всех христиан.

Тяжелая дорога ждала Святого Александра и тех, кто его сопровождал. Во Фракию последовала его мать, три раза во время пути ее допустили к сыну. Мученик, видя ее слезы, в утешение, говорил, что Господь поможет ему довершить подвиг. И действительно, рядом с ним всегда был Ангел. В день казни его увидел палач, занесший меч над юношей, и не решился нанести удар. Тогда Святой Александр попросил ангела стать невидимым, и в тот же миг мучения закончились. Тело убитого юноши нашла и похоронила его мать. Вскоре во сне она увидела своего сына, который просил ее не печалиться, обещая, что скоро она перейдет к нему в Царствие Небесное.

Александр Римский, мученик, сын мученика Клавдия Римского


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 11/24 августа.

К сожалению, сведений об Александре Римском осталось крайне мало. Его имя упоминается в связи с именем его отца Клавдия, сановника при императоре Диоклетиане. Клавдий после спасительного общения с семьей мученицы Сосанны уверовал в Христа и принял Крещение вместе со всей семьей - женой святой мученицей Препедигной, сыновьями Александром и Куфием и братом мучеником Максимом. Диоклетиан, разгневанный на своего вельможу, отправил всех в изгнание, но затем непреклонных христиан предали казни через сожжение в Остии - месте неподалеку от Рима, а пепел мучеников бросили в море.

Александр I Римский, папа, священномученик
Жил в конце I - начале II века, был римским епископом. Согласно преданию, именно он ввел обычай освящать святой водой дом.

Александр Свирский, игумен Преподобный Александр Свирский - сын престарелых благочестивых родителей, которые долго молили Господа о даровании ребенка. Родившегося сына назвали Аммос. Он был отдан в обучение опытному наставнику, Аммос горячо молился о даровании разумения и вскоре превзошел в знаниях своих сверстников. Юноше были чужды житейские радости, всегда смиренно послушный воле родителей он воспротивился родительскому желанию сочетать его законным браком, и в 26 лет тайно покинул родительский дом, направившись в Валаамскую обитель, о которой давно мечтал.

Первую ночь юноша провел на берегу прекрасного озера, во сне он услышал голос, который благословил его на дальнейший путь и построение обители на месте сегодняшнего ночлега. Аммос не знал дороги в обитель, и чудесным образом ему встретился попутчик, который привел его к самым вратам монастыря. Предание говорит, что это был посланный Господом ангел.

Здесь он принял постриг с именем Александр. Тринадцать лет провел преподобный в посте и молитвах, прежде, чем до его родителей дошел слух о его монашестве. Безутешные родители приехали к сыну в монастырь. После духовной беседы с Александром его отец тоже принял монашеский постриг, мать преподобного тоже завершила свою жизнь в монастыре.

В одной из ночных молитв преподобный Александр услышал голос, который сказал ему, что пришло время возведения обители на ранее указанном месте. Испросив благословение у настоятеля, Александр отправился на озеро Рощинское. Там он поселился в пустыне, недалеко от реки Свири. Преподобный построил себе хижину в густом бору и жил в уединении и молитвах.

Слух об уединенной жизни подвижника все же дошел до ближайших селений, и брат преподобного - Иоанн, с радостью присоединился к нему. Иоанну не далось послушание, много расстройства и печали он принес Александру. Но преподобный Александр помнил наставление данное ему свыше - принимать всех жаждущих спасения и руководить ими. Ночами Александр слезно молился и смог наконец-то превозмочь в себе раздражение и досаду на брата, снискав душевный покой и принятие.

Вокруг подвижника стали собираться люди, жаждущие духовного наставничества. Так провел преподобный Александр двадцать пять лет до момента, когда ему было явлено видение необычайной силы. Преподобный сподобился такого же видения как Авраам: светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую Троицу, и голос небесный сказал ему: «...Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты... ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их...» . Ангел указал преподобному место для строительства храма.

Братия все возрастала, преклоняясь перед духовной мудростью и прозорливостью своего наставника, они стали уговаривать его принять сан священника. Преподобный Александр долго уклонялся, но подчинился велению Новгородского архиепископа Серапиона. На месте указанном ангелом была воздвигнута церковь во имя Святой Троицы и преподобный Александр начал в ней священнослужение. Но он никогда не прекращал черной работы, обслуживая послушников, давая им пример смирения и трудолюбия. Никому не сказал грозного слова, сбившихся с пути всегда поучал притчами, в духе прозорливости. До последней минуты своей жизни преподобный Александр оставался для своих учеников целителем душ и телесных недугов. Сила его молитвы творила чудеса. Со всех концов к преподобному шли за советом и утешением. Незадолго до своей кончины преподобный Александр назначил четырех иеромонахов, чтобы святитель Макарий выбрал из них игумена, вверяя братию предстательству Богородицы, заповедовал им хранить смиренномудрие.

Александр Севастийский, мученик Святой Александр - один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост - самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь молитвой.

К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.

Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.

Александр Сидский (Памфилийский), иерей, священномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.

Пострадал за христианскую веру в период правления императора Аврелиана в конце III века. Поддерживаемый Господом с великим терпением вынес все мучения и был казнен. Необъяснимым образом его судья - правитель Антонин, скончался сразу же после смерти святого Александра.

Александр Солунский (Фессалоникийский), мученик
Святой мученик Александр Солунский пострадал за Христа в начале IV века в период правления императора Максимиана. Когда все вокруг приносили жертвы языческим богам, мученик Александр открыто исповедовал христианство. И перед лицом самого императора не побоялся открыто заявить о своей вере. Святого Александра хотели принудить принести жертву богам, но он перевернул жертвенник. Максимиан в страшном гневе приказал отсечь святому Александру голову. После совершения казни все увидели, что душу святого мученика на небеса сопровождает ангел. После такого чуда император разрешил христианам благочестиво похоронить тело святого Александра.

Александр Эгейский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 мая/2 июня.

Этот святой был палачем в городе Эгеи, ему приходилось, выполняя указания правителя, мучать осужденных христиан. Согласно преданию, по Божескому промыслу во время пыток мученика Фалалея, которому было назначено особо жестокое испытание, не смог выполнить приказа. Увидев силу Господа тут же исповедовал себя христианином и был казнен.

Александра Римская (греч. Αλεξάνδρα, царица Александра; ? — 21 апреля 303 года) — христианская святая, почитаемая как мученица. Память совершается в православной церкви 23 апреля (по юлианскому календарю), в коптской церкви — 10 апреля.


Святая царица Александра
Бодаревский Николай Корнилиевич.(1850—1921)

Жизнеописание

Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру. За это она была приговорена мужем к усечению мечом. По пути к месту казни Александра, устав, попросила воинов остановиться и, прислонившись к стене здания, мирно скончалась (по другой версии жития она, как и святой Георгий, была усечена мечом).

Мнение историков

Женой императора Диоклетиана была Приска, о которой известно, что она действительно исповедовала христианство. Существует вероятность, что имя Александра она действительно могла получить после своего крещения. При этом у Симеона Метафраста, в Ватиканском кодексе (916 год), других византийских и латинских древних текстах Александра не называется женой Диоклетиана. Исключение составляет компиляция Феодора Дафнопата. Возможно, она являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана.

Попытка отождествить Александру и Приску была сделана только в XX веке. Так в минее, изданной Московской патриархией, смерть Александры в 303 году названа мнимой и мученическая кончина отнесена к 313 году (смерть Приски). Однако эта версия не подтверждается древними каноническими житиями и восточными апокрифами

Почитание.

6 мая (23 апреля по старому стилю) - Дата памяти Александры известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также других греческих рукописях. На славянский язык краткое житие Александры было переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. Отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где ей написан отдельный тропарь.

В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия. В «Ерминии» про изображение Александры сказано в контексте сцены казни Георгия: «Поодаль… царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу». В иконописном подлиннике сообщается: «Аки Екатерина, подобием такова».

Фёдоровский собор в Царском Селе. Мозаика Царского крыльца (правая сторона)

В XIX веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве, в том числе нижний престол Церкви царевича Иоасафа в Измайлове.

Святая царица Александра, о мнимой кончине которой было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году.

За эти годы произошло много событий. Император Диоклитиан в 305 году отрекся от престола и власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию (305 - 311), фанатику язычества, грубому и жестокому воину.
Его женой была дочь святой царицы Александры - святая мученица Валерия, которую Диоклитиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии.
Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина в 313 году мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Ликиния (313 - 324). Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Ликиний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, и тела их бросили в море.

Икона «Святая царица Александра» в Царском Селе.

Святая царица Александра, вознесенная на небо
К.П. Брюллов, 1845

Икона «Святая царица Александра» - необыкновенное произведение в творчестве Карла Павловича Брюллова. Образу великомученицы, царицы Александры художник придал портретные черты младшей дочери императора Николая I Александры, умершей в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте.

В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым.

Тропарь мученицы царицы Александры
глас 4
Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Современники, говоря о старших дочерях императора, подчеркивали их особую красоту, у Адини, как звали в семейном кругу Александру Николаевну, отмечали "большой талант души и сердца". В 18 лет она была неотразима: " Кто тогда видел великую княжну, ... тот должен был сказать, что небо наделило свое лучшее создание всеми талантами духа и всем блеском земли".
Перед очарованием княжны не смог устоять приехавший в Россию 22-х летний наследник датского престола гессенский принц Фридрих Вильгельм. В январе 1844 г. состоялась свадьба. В тот период, когда будущее представлялось Адини "как заря прекрасного дня", развился незамеченный докторами недуг (чахотка), быстро получивший дальнейшее развитие в связи с беременностью.
Мужественно и безропотно переносившая страдания, Александра Николаевна в июле "дала жизнь" шестимесячному мальчику, который скончался спустя 9о минут после своего рождения. Через пять часов за ним последовала его прекрасная мать. Весь Петербург оделся в траур, в городе не было "ни одного сухого глаза".
В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника, всячески игнорировавшего царские заказы, потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился. Преображенцы преподнесли икону императору.

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия - 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Житие святой мученицы Александры

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны - супруги Николая I, Александры Фёдоровны - супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры - «кокошники».

Резной деревянный иконостас - подарок императора Николая I - явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.


В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской.
В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия.
Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Александра Царица [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем Александра Царица увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Александра Царица узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и Александра Царица с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову.

Можно предположить, что Александра Царица была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, - с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов Александра Царица не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть Александры Царицы в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

Краткое житие Александры Царицы переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90).

Гимнография

Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-Х вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного Александре Царице (Ταμεῖον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование Александры Царицы не совершается. Александра Царица. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь Александре.

Иконография

В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями Александры Царицы представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александры Царицы перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (Александра Царицы в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и Александры Царицы - в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: "Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу" (Ч. 3. § 21. № 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: "Аки Екатерина, подобием такова".

Мученица царица Александра Римская. Икона, конец XIX века

Александра Царица традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.; с вмц. Варварой - на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной - на московской иконе "Четыредесятница", кон. XIV в. (ГТГ); на иконе "О Тебе радуется" из Соловецкого мон-ря, сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной - на шитой пелене "Похвала Богородицы", кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII - нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894-1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп - Александра Царица., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова, поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божией Матери "Знамение" с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села.

В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.

Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Использованная литература

Арх.: Vat. gr. 1660 (916 г.), Paris. gr. 499 (XI в.), Paris. gr. 1534 (XI в.).

Ист.: ActaSS. April. T. 3. P. 100-163; ВМЧ. Апрель. М., 1916. C. 862-878; PG. 97. Col. 1169-1192; SynCP. P. 619-620; Casson L., Hettich E. L. Excavationes at Nassana II: Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128-142 [папирусные фрагменты]; Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Überlieferung // Abhandlungen der Bayer. Akad. der Wiss. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3. S. 1-40; 78-83 [публ. апокрифов]; Мусульманское сказание о святом Георгии // Этнографическое обозрение. Т. 26. С. 122-134.

Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43- 52; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 192; Большаков. Подлинник иконописный. М., 1903, 1998. С. 91; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 89-90; Миjовић. Менолог. C. 338; Антонова, Мнёва. Т. 1. № 218. Илл. 168; Т. 2. № 640. Илл. 80; Сорок сороков. М., 1992-1995. Т. 2. № 38, 90. Т. 3. № 39, 273; Бутиков Г. П. Музей-памятник "Спас на крови". СПб., 1996. С. 87, 95; Вздорнов Г. И. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (перечень композиций) / Музей фресок Дионисия. М.; Ферапонтово. 1998. С. 11. № 79; Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX в. Кат. выст. / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000 г. С. 444-447. R-237, R-239.

***

Молитва мученице царице Александре Римской:

  • Молитва мученице царице Александре Римской . Царица Александра, возможно, была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, при котором она и пострадала. Ей молятся о даровании крепкой веры, о помощи в преодолении искушений и гонениях.

Акафист мученице царице Александре Римской:

Канон мученице царице Александре Римской:

  • Канон мученице царице Александре Римской

Житийная и научно-историческая литература о мученице царице Александре Римской:

  • Мученица царица Александра Римская - Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Будущая Российская Императрица Александра Федоровна, супруга Государя Николая II, родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, входившего в состав Германской империи. Она была шестым ребенком в семье Великого Гессен-Дармштадтского герцога Людвига IV и английской принцессы Алисы, второй дочери королевы Виктории. Новорожденную принцессу назвали Алисой в честь матери, но в семье её называли «Аликс», а за веселость и красоту прозвали «Солнышко». В возрасте 5 лет она вместе с матерью каждую субботу посещала больницы в Дармштадте, где разносила больным цветы. Герцогиня Алиса Гессенская воспитывала своих семерых детей в английских традициях простоты, милосердия и скромности, приучала к простой и трудолюбивой жизни, основанной на религиозно-нравственных принципах. В возрасте 35 лет она скончалась от дифтерита. После смерти матери Аликс с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории, при дворе которой получила разностороннее образование. К 15-ти годам она свободно владела несколькими языками; знала историю, географию, английскую и немецкую литературу, основы математики, искусствоведения. В юности посещала лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, где получила диплом бакалавра философии. Аликс блестяще играла на фортепьяно, неплохо рисовала, искусно вышивала.

Впервые принцесса Алиса посетила Россию в двенадцатилетнем возрасте в июне 1884 года, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, будущей преподобномученицы Елизаветы, которая выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Уже тогда ей понравился цесаревич Николай, хорошо воспитанный, образованный юноша. В 1916г. в письме к супругу императрица Александра Федоровна свидетельствовала: «Моё детское сердце уже стремилось к Тебе с глубокой любовью». Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года в гости к своей сестре Элле - княгине Елизавете Федоровне. В тот приезд юная принцесса произвела сильное впечатление на наследника русского престола Николая Александровича, и он стал просить у родителей благословение на брак с Аликс, но получил отказ: Александр III надеялся на брак сына с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского, претендента на французский престол. Вторым препятствием на пути к их совместной жизни была необходимость для принцессы Алисы отказаться от протестантства и принять Православие. Аликс вначале думала, что никогда не сможет предать свою религию, и несколько лет провела в глубокой внутренней борьбе с самой собой. Однако любовь и глубокая вера наследника престола Николая помогли ему убедить возлюбленную в красоте и благодатности Православной религии. Цесаревич писал Аликс: «Пусть не тревожит Тебя совесть о том, что моя вера станет твоей верой. Когда ты узнаешь после, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и величавы наши богослужения, Ты их полюбишь, Аликс, и ничего не будет нас разделять... Ты едва ли представляешь всю глубину нашей религии». 8 апреля 1894г. принцесса Алиса согласилась стать женой Николая Александровича и с большим усердием принялась за изучение русского языка и Православной веры. Её духовным наставником был специально посланный для этой цели в Дармштадт протоиерей отец Иоанн Янышев.

Резкое ухудшение здоровья императора Александра III в 1894 году способствовало быстрому решению вопроса о престолонаследовании и женитьбе цесаревича. В начале октября Аликс вызвали телеграммой в Крым, в Ливадию, где в то время находилась царская семья. 20 октября Александр III скончался, и в тот же день новый император Николай II принял на себя всё бремя управления Российской империей. На следующий день, 21 октября 1894 года, принцесса Алиса через Миропомазание, которое совершил о. Иоанн Кронштадтский, была принята в лоно православной Церкви и наречена Александрой Федоровной, а 14 (26) ноября в церкви Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца состоялось бракосочетание императора Николая II и Александры Федоровны.

В тот день она написала в дневник Ники (так она приватно называла мужа): «Никогда бы не поверила, что в мире может быть такое полное счастье, такое чувство единения двух земных существ. Больше не будет разлук. Наконец-то, мы вместе, связаны узами на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, в ином мире мы встретимся снова, чтобы быть навечно вместе». 14 мая 1896г. в Успенском соборе Кремля состоялось коронование царственной четы. В тот день Александра Федоровна стала Императрицей России. Впоследствии царица писала своей сестре, что для нее эта церемония явилась как бы таинством, обручившим ее с Россией.

Николай II и Александра прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не был омрачен ни одной ссорой или серьезной размолвкой. И через много лет они любили друг друга, как молодожены.

Молодая Императрица была наделена изумительной красотой. Анна Танеева, близкая подруга царицы Александры, писала о ней в своих воспоминаниях: «Она была статная, хрупкая; прекрасно сложена, с изумительно белой шеей и плечами. Ее густые золотистые волосы были так длинны, что покрывали ее всю, если она распускала их. Цвет лица - как у ребенка, розовый, ровный. У Императрицы были огромные темно-серые блестящие глаза. Позднее печали и тревоги придали ее глазам ту постоянную меланхоличность, которая стала привычной».

Трудно было молодой государыне первое время в новом отечестве. Она целыми днями была одна, так как муж днем был занят государственными делами. Кажущаяся холодность и сдержанность царицы начались с этого времени почти полного одиночества. «Я мучаюсь и плачу целыми днями, - писала она своей подруге, графине Ранцау, фрейлине своей сестры, принцессы Ирэн, - моего мужа отовсюду окружают лицемерие и лживость... Всё делается ради личных выгод, и повсюду интриги, и всегда только интриги». Застенчивая от природы, она не любила светского общения, балов. Ей была чужда моральная распущенность, царившая в придворной среде. Не сложились у Аликс отношения со свекровью, которая ревновала сына Ники к жене. Вдовствующая императрица не оказала Александре моральной поддержки и покровительства. Видя это, некоторые дамы высшего света стали скверно относиться к молодой императрице и распространяли о ней ложные слухи. Так юная Аликс оказалась в атмосфере неприятия.

Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех нас, Романовых, Аликс наиболее часто становилась объектом сплетен и даже клеветы. Она так и вошла в историю оклеветанной... Даже в самый первый год Ее пребывания в Аничковой дворце - я это хорошо помню - стоило Аликс улыбнуться, как злюки заявляли, будто Она насмешничает. Если у Нее был серьезный вид, говорили, что она сердита». Никто не догадывался, что постоянное физическое недомогание было тому причиной. Фрейлина София Буксгевден свидетельствовала: «У Нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе - радикулит, от которого она тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и чопорности, в то время как та, кусая губы, едва сдерживала сильную боль.

Одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны в России на поприще милосердия было предложение придворным дамам: каждой шить в год по три платья для бедных. Русские аристократки были шокированы таким предложением. Осуждали они её за подарки: собственноручно ею с большой любовью связанные шерстяные платки или шарф. Осуждали и за то, что она удостаивала дружбой простых людей. Она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, а потому дружила с людьми искренними и бесхитростными. «Меня не беспокоит, богат тот человек или же беден. Друг для меня, кем бы он ни был, всегда остается другом». Вот и было у нее четыре близких ей подруги: Анна Танеева-Вырубова, Юлия Ден, баронесса София Буксгевден, графиня Анастасия Гендрикова. Эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Если же Александра Федоровна в ком-то разочаровывалась, то навсегда порывала с таким человеком все связи.

Предметом насмешек стала религиозность Александры Федоровны, которую называли фанатичкой и ханжой. Флигель-адъютант Мордвинов искренне изумлялся: «Я до сих пор теряюсь в догадках, каким образом Государыня, выросшая в среде, совершенно чуждой и противоположной русскому «народному» Православию, сумела впитать в себя самые характерные и глубокие его черты». О глубокой религиозности государыни свидетельствует А.Теглева, няня царских дочерей: «Она много молилась и была очень религиозна. Я не видела никогда столь религиозного человека. Она искренне верила, что молитвой можно достичь всего». В письмах Александры Федоровны раскрываются глубина ее веры и надежды на помощь Божию: «В молитве утешение: жалею я тех, которые находят не модным, не нужным молиться...», «...Нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу». В другом письме она пишет: «Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного». Еще один отрывок из письма Александры Федоровны: «В людей я почти не верю, но зато всем своим существом - в Бога, и всё, что случится, не отнимет эту веру... Если награда не здесь, то там, в другом мире, и для этого мы и живем. Здесь всё проходит, там - светлая вечность». В трудные минуты жизни Церковь являлась для нее главным утешением. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната Александры Федоровны во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами. В июле 1903 года Николай II и Александра Федоровна участвовали в торжествах прославления и открытия мощей преп. Серафима Саровского. Государыня любила посещать монастыри, встречаться с подвижниками. Она посетила блаженную Пашу Саровскую в Дивеевской обители. В 1916 году она навестила новгородскую старицу Марию Михайловну, жившую в Десятинном монастыре и уже много лет лежавшую на железной кровати в тяжелых веригах. «Вот идет мученица - царица Александра!» - такими словами встретила ее блаженная Мария. Затем благословила ее, поцеловала и сказала: «А ты, красавица, - тяжелый крест - не страшись».

Александра Федоровна несла подвиг жены и матери. В семье родились 4 дочери: святые мученицы великие княжны Ольга (1895), Татиана (1897), Мария (1899), Анастасия (1901). 30 июля 1904года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мученик цесаревич Алексей Николаевич, которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия.

Самые близкие люди знали, какие добрые взаимоотношения были внутри монаршей семьи. Все свидетельствовали об идеальном браке царя и царицы. Николая II и Александру Федоровну объединяла взаимная любовь, крепнувшая с годами, прошедшая множество испытаний. Государыня в одном из своих писем к государю писала: «В нынешние времена редко видишь такие браки... Ты моя жизнь, мой свет... Когда на сердце тяжело от забот и тревог, каждое проявление нежности дает силу и бесконечное счастье. Ах, если бы дети наши могли бы так же быть счастливы в своей супружеской жизни». За два года до смерти царица Александра писала мужу: «Я так люблю получать от тебя цветы, они - залог нежной любви. Не каждый муж подумает о том, чтобы послать цветы своей старой жене». Генерал М.К. Дитерихс писал: «Александра Федоровна была примером самоотвержения, преданности и заботы о Государе. Она сумела передать и воспитать в детях те же высокие чувства, сосредоточившие внимание и почитание семьи на отце».

Императрица воспитала прекрасных дочерей - веселых, доброжелательных, могущих сочувствовать чужому горю. Центром семьи был цесаревич Алексей. Он мог внезапно умереть от внутреннего кровотечения, вызванного даже легким ушибом, а потому тревога за жизнь наследника престола была постоянной спутницей царской четы. Когда он болел, испытывая страшные мучения, вместе с ним страдала вся семья, особенно его мать. Медицина оказалась в данном случае бессильна. Таинственный сибирский крестьянин Григорий Распутин не раз останавливал кровотечения у наследника, спасая тем самым его жизнь. В царской семье Распутина уважали не только за то, что он исцелял Алексея Николаевича: в нем видели Божьего человека. Государыня называла Распутина «нашим Другом», относилась к нему как к старцу и считалась с его мнением. Но она никому его не навязывала, тем более государю. Между тем близость старца ко Двору породила массу слухов и сплетен. Ему приписывали огромное влияние не только на Императрицу, но и на Императора и на государственную политику, что не соответствовало действительности.

Императрица прославилась своей широкой благотворительностью. Так как личный её доход был невелик, то ей приходилось урезывать свои расходы, чтобы выделить деньги на нужды благотворительности. На свои личные средства Александра Федоровна выстроила в Крыму несколько санаториев для больных туберкулезом, куда приезжала с дочерьми, не боясь заразиться, чем породила среди светской публики злые сплетни. «Сколько я возила денег от Ее Величества на уплату лечения неимущим!... Сколько я видела слез благодарности! Но никто об этом не знал; Государыня запрещала мне говорить об этом», - писала А.А. Вырубова. Императрица имела искреннее желание быть полезной России и русскому народу. К началу 1909 года под ее покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Петергофское общество вспомоществования бедным, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-инвалидов и эпилептиков, Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Дом трудолюбия образованных женщин, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Она основала «Школу нянь», в которой девушки и матери обучались уходу за детьми; организовала «Школу народного искусства» для обучения кустарному делу крестьянских девушек; учредила дома призрения для падших девушек и др.

Когда после революции 1905 года была уничтожена цензура, газеты принялись поливать царицу грязью. Наполеон Бонапарт в свое время метко высказался насчет прессы: «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». Александру Федоровну часто обвиняли в «истеричности» и даже в «ненормальности». Она знала всё, что говорили и писали о ней. Затем стали звучать голоса об ее «адюльтерах». В число «интимных партнеров» зачисляли Григория Распутина, графа А.Н. Орлова и даже Анну Вырубову. Николай II писал по этому поводу: «Никто из благородных людей не может верить или обращать внимание на подобную пошлость». Лили Ден вспоминала в эмиграции: Императрица «знала и читала всё, что говорили и писали о Ней. Однако, как ни пытались авторы анонимных писем очернить Ее, а журналисты облить Ее грязью, ничто не прилипало к чистой душе Императрицы. Я видела, как Она бледнеет, как глаза Её наполняются слезами, когда что-то особенно подлое привлекало Её внимание. Однако Ее Величество умела видеть сияние звезд над грязью улицы».

Во время Первой мировой войны Императрица, словно забыв о своей болезни и слабости, сразу же принялась за организаторскую работу по устройству складов бельевых и медицинских принадлежностей, лазаретов и санитарных поездов. Вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной она окончила курсы сестер милосердия при дворцовом госпитале и трудилась как медсестра. При слабом здоровье она целые дни проводила в операционных, перевязочных и больничных палатах. Анна Вырубова рассказывала в своих воспоминаниях: «Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». София Буксгевден писала о Царице как о медсестре: «Ее Величество отличалась ловкостью и проворством, к тому же она привносила в свою работу нечто, особенно ценное для пациента - умение воспринимать чужие страдания как свои и способность ободрить и утешить страждущего. Ни мать, ни дочери никогда не отказывались от самой трудной и утомительной работы...» Заботы мужа, его тяжелые обязанности очень волновали Императрицу, и во время войны она решила помогать ему в государственных делах. Она горела желанием разделить тяжесть ноши любимого человека: «Ты всё переносишь один, с таким мужеством! Позволь мне помочь тебе, моё сокровище! Наверно, есть дела, в которых женщина хочет быть полезна. Мне так хочется облегчить тебя во всём».

С каждым годом росло в русском обществе недовольство Императрицей. Поток клеветы и гнусностей распространяли внешние и внутренние враги России. Обстановка вокруг Александры Федоровны особенно накалилась во время Первой мировой войны. Милюков с трибуны Госдумы, размахивая немецкой газетой, в которой говорилось, что царица - немецкая шпионка, произнес речь: «Глупость или измена?» - убеждая общество в том, что измена свила гнездо в царском дворце. Сама Александра Федоровна говорила своей подруге Лили Ден: «С какой стати утверждают, будто я симпатизирую немцам? Двадцать лет я прожила в Германии, но и в России двадцать лет! Все мои интересы, будущее моего сына связаны с Россией. Следовательно, разве я могу быть не русской?» После отречения Государя следственная комиссия при Временном правительстве не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях, однако замалчивание результатов комиссии привело к появлению отрицательных слухов о личности Императрицы.

2 марта 1917г. Николай II отрекся от престола за себя и Наследника. 8 марта по постановлению Временного правительства Императрица с детьми была арестована генералом Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилеве был арестован Государь. Александра Федоровна осталась одна. Дети болели корью в тяжелой форме, придворные предательски покинули дворец, лишь немногие остались верны семье. Электричество было отключено, воды не было - лед топили на плите. Императрица не пала духом, поддерживала верных солдат, оставшихся нести караул вокруг дворца. Она писала мужу в Могилев о болезни детей, о своей любви к нему. 9 марта арестованного Императора доставляют в Царское Село. В тот день Анна Вырубова записала в дневнике: «Как пятнадцатилетняя девочка бежала она по бесконечным лестницам и коридорам ему навстречу. Встретившись, они обнялись, и, оставшись наедине, разрыдались». В начале заключения Государя и Императрицы Ю.А. Ден предложила начать хлопоты о вывозе всей семьи в Италию. На это предложение императрица ответила: «Тот подлец, кто бросает свою Родину в такой тяжелый момент. Пускай с нами делают что угодно, сажают в Петропавловскую крепость. Но мы никогда не уедем из России».

1-го августа 1917г. царская семья по решению Временного правительства отбыла в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора. Александра Федоровна учила детей, читала, вышивала. По воскресным вечерам утраивались небольшие театральные представления. Во время Великого Поста, вспоминал учитель английского языка Гиббс, «Императрица сделала каждому копию Канона (Андрея Критского) на русском языке». Это означало неоднократно переписать от руки 25 страниц Канона.

Александра Федоровна умела любить беззаветно и преданно. Как сильно она любила мужа, детей, друзей, точно так же она любила и Россию, которая стала для нее Родиной. Она полюбила ее, ее простых, добрых людей. Боль за Россию и за ее народ переполняла душу Государыни и в ссылке. Из Тобольска она писала Вырубовой: «... Чувствую себя матерью страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже... Господи, смилуйся и спаси Россию! Молюсь непрестанно».

В апреле по решению большевиков семья из Тобольска была доставлена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Здесь жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, часовая прогулка, скудный продовольственный паек, обыски, враждебность стражи. В столь тяжелом положении узники проявляли удивительное благородство и ясность духа. Вера, как писал Пьер Жильяр, «очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала им столько сил и столько ясности в страданиях. Они уже почти порвали с здешним миром». Они готовились к мученической кончине. Императрица старалась не выходить на прогулку, так как охранники задавали ей вопросы: как она сожительствовала с Распутиным. Государыня страдала и все время молилась. Она писала: «Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью. И Он спасет, долготерпелив и милостив - не прогневается до конца...Без этой веры невозможно было бы жить...» Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Ей было всего 46 лет.

В 1991 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, а в августе 2000 года и Московским Патриархатом. Спустя 100 лет после зверского убийства царской семьи к нам возвращается святой и светлый образ царицы-мученицы, пленяющий своей нравственной красотой и достоинством. Духоносный старец Николай (Гурьянов) говорил о ней: «Императрица была самой великой Русской Царицей».